Типы ориентации поведения с точки зрения самоценности предмета:
Практическая работа по разработке анкеты «Типы и уровни досугового поведения» Типы ориентации поведения с точки зрения самоценности предмета: | |||||||||||
Название | Сущность | Вопросы анкеты | |||||||||
1. Рекреационно-ориентированное поведение – тип досугового поведения, ориентированного на восстановление биопсихических ресурсов личности, израсходованных в сфере непреложных обязанностей (на производстве, в быту и т.д.). Здесь часто не столько важен достигаемый уровень владения той или иной деятельностью, а сугубо рекреационный, оздоровительный эффект, связанный со снятием утомления, получением ярких впечатлений, борьбой с гиподинамией, психофизиологическими перегрузками и т.д. | К занятиям, где чаще реализуется такое поведение, можно отнести прогулки на природе, оздоровительные программы, игры, развлечения и т.д. Это, однако, не означает, что данному типу досугового поведения (как и другим рассматриваемым ниже) можно всегда однозначно приписать жесткий набор занятий. Например, для человека с развитым музыкальным вкусом рекреационный эффект может быть получен и при восприятии классической музыки. Речь может идти скорее о некоторой преобладающей тенденции заполнения «рекреационных ниш» оздоровительными и развлекательными программами, традиционно относимыми к явлениям «массовой» культуры. Главная же характеристика рекреационно-ориентированного поведения все же не в этом. Важна (независимо от состава занятий) сама ориентация на собственное здоровье, психологическое самочувствие, положительные эмоции. В сознании же человека эта ориентация ощущается как потребность в игровом, зрелищном оздоровительном досуге. Можно утверждать, что в силу социальных и экономических причин (социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость части населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную ориентацию, будет возрастать. | 1.Какие мероприятия чаще всего посещаешь?(1.Соревнования, 2.Просмотр(хоккей, футбол и т.д.,) 3. Диспуты 4. Научные конференции 5. Мастер-классы 6. Концерты \ спектакли 7. Выставки 2.Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время(1.Йога, 2.волейбол, 3.хоккей, 4.баскетбол, 5.футбол, 6.прогулки, 7.слушание музыки, 8.соляная комната, 9. Свой вариант) 9 читаю научную литературу 10 сплю 11 играю на компьютере 12 пишу статьи 13 выступаю на научных конференциях.14. читаю художественную литературу 15. Посещаю салоны красоты 16. Посещаю культурные учреждения (театры) 3.Участвуя в спортивных мероприятиях вы ориентируетесь?(1.оздоровительный эффект, 2. Получение знаний и совершенствование навыков 3. Общение и новые знакомства) 4. Положительные эмоции 5. Ради азарта 4.Придя в фитнес- клуб, каким видом деятельности ты бы хотел заняться?(1. Йога, 2. Бассейн, 3. Стрейчинг, 4. Аэробика, 5 свой варинат 6. Тренинг по питанию 7. Пилатес 8. Акваэробика 9. Кардиотренировка 1. Хочу, но не знаю каким (предлагаем поменять вопрос, так как фитнес – клуб изначально направлен на ваш тип поведения, а именно ориентация на собственное здоровье, психологическое самочувствие, положительные эмоции.
| |||||||||
2.Социально-ориентированное поведение – досуговое поведение, основу которого составляет интерес к другому человеку. Основная форма реализации этого интереса – неформальное общение, не зависящее от тех или иных «официальных» ролей в обществе (в первую очередь от производственных ролей, обязанностей). Чем занимаешься в свободное время? | Именно эта ориентация является основным клубным «ферментом», обеспечивающим возникновение и самосохранение клубных общностей, объединяющих людей по самым различным признакам (полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.). В этом случае те или иные досуговые занятия значимы в той мере, в какой они способствуют углублению и расширению межличностных контактов объединяющихся людей, их социально-культурной самоидентификации. В организационном плане к таким объединениям тяготеют «салоны» гостиные, клубы с фиксированным социально-демографическим составом. Учитывая усиливающуюся социальную стратификацию общества значение этих объединений будет возрастать. | ||||||||||
3.Культурно-ориентированное поведение – это досуговое поведение, в котором доминирует ориентация на приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде досуговой деятельности. В этом случае для участников досуговой программы менее значимы рекреационные элементы и социальный состав участников. Главным остается процесс просвещения или обучения. | Нельзя не отметить рост числа новых учебных образований в сфере досуга, явившихся «детищем перестройки»: курсов менеджеров, иностранных языков, программирования, бизнеса, стенографии и т.д. Кроме того, снятие многих цензурных идеологических барьеров позволяет беспрепятственно изучать культурные и исторические традиции своего народа, философские и религиозные учения, различные политические идеологии и прочее. Демократизация общественной жизни отразились и в усилении ориентации на самостоятельный выбор досуговых занятия, стремлении освоить новые технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления»: туризм, садоводство и огородничество, бытовой дизайн, ремонт жилья, автодело и т.д. Соответственно возрастает спрос на обучающие программ по повышению «досуговой и бытовой квалификации» в интересующих различные группы населения видах досуговой активности. Кризис семейного воспитания и государственного гуманитарного образования вызвал к жизни различные альтернативные методики и учебные программы, компенсирующие несовершенство деятельности данных социальных институтов (семья, школа). Наиболее типичное воплощение этой тенденции представлено в детско-подростковой художественной самодеятельности, краеведении, фольклоре, центрах эстетического воспитания. | ||||||||||
Формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия: | |||||||||||
4.1Целевая форма | Целевая форма означает, что участник той или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион, другой человек, оздоровительная программа и т.д.). | ||||||||||
4.2Поисковая форма | При поисковой форме досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не связывает его с конкретным предметом досуговой активности. | ||||||||||
5.Уровни развития досуга: Структура досуга, соответственно прогрессивному усложнению и развитию потребностей, представляется в виде «слоёв», или уровней, отличных друг от друга по своей психологической и культурной значимости. При этом один уровень отличается от другого не столько конкретным содержанием деятельности, сколько степенью умственной и эмоциональной вовлеченности в нее, степенью духовной активности. | |||||||||||
Пассивный отдых | -наиболее простой, элементарный уровень досуга. Чем ты занят – не имеет особого значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от трудового напряжения. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Общение во время отдыха носит непринужденный характер. В делах и разговорах близкие друг другу люди получают эмоциональную поддержку. Достигается психологическое расслабление, при котором чувства и настроения непринужденно сменяют друг друга. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга и, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной ступенью к более сложной, творческой деятельности. Отдых – буквально это состояние покоя, отстранение от всех забот. Это такой род деятельности, который снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению «формы», работоспособности. Отдых – перерыв в занятиях. Переключение на иную деятельность, смена события. Он может быть в форме сна, купания, принятия оздоровительных процедур, например, на пляже, прогулки на воздухе, на природе. Школьная перемена – форма отдыха учащихся. Физзарядка, физкультминутка, игра на уроке – тоже часть отдыха. Создание в школах, иных детских учреждениях «реабилитационных комнат» со специальной музыкальной программой, массажем, озоновой подпиткой – элементы отдыха. У казацкого генерала Платова («Война и мир») была досужая кушетка – кушетка для отдыха и размышлений. Отдых имеет функции релаксации (расслабления) – резкого снижения физиологического тонуса, вплоть до полного обездвижения, и психологического расслабления. Существует и рекреационный отдых, направленный на восстановление и развитие физических и духовных сил, израсходованных в процессе учения, труда, общественной деятельности. Во многих странах рекреационное обслуживание – крупная отрасль экономики. Между прочим, рекреации школьных занятий предназначены прежде всего для отдыха детей. Наконец, отдых компенсационен. Он компенсирует (возвращает) детям утраченное. | ||||||||||
Развлечение | Пассивный отдых не может продолжаться бесконечно. Он переходит в более развитый уровень досуга, который можно назвать развлечением. К нему относятся прогулки, посещение кинотеатров и спортивных зрелищ. Если отдых восстанавливает физические и психические силы, то развлечение имеет более сложную задачу: дать работу тем мышцам и психическим функциям, которые не нашли применение в трудовом процессе. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Прекрасным развлечением являются игры на воздухе или в помещении, поскольку они обеспечивают возможность эмоциональной и физической разрядки. Игры легко можно подобрать в соответствии с возможностями и интересами людей любого возраста. Развлечение, в отличие от пассивного отдыха, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. | ||||||||||
Познавательная деятельность | В.А. Ковшаров считает: переход от развлечения к более высокому уровню досуга связан с активизацией духовных интересов, которые побуждают человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, в слушании лекций, в посещении музеев, художественных галерей, выставок, тематических вечеров. Такое общение может охватывать широкий круг лиц, объединенных сходными интересами, но не обязательно хорошо друг с другом знакомых. Такое общение включает в себя серьезную беседу, дискуссию, диспут. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, в нем проявляется интеллектуальная активность. Оно носит целенаправленный характер, это овладение целым комплексом культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира личности. С расширением культурного горизонта расширяются социальные связи и профессиональные интересы. | ||||||||||
Творческая деятельность | Подобно любой разновидности досуга, познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение, имеет самостоятельную ценность для человека. Вместе с тем в ней содержится возможность перерастания досуга в уровень творчества. Потребность в творчестве глубоко свойственна человеку. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся техническое изобретательство, научный поиск, участие в художественной самодеятельности и т.д. Творческое общение является наиболее активным, духовно насыщенным. | ||||||||||
6.К социокультурным данным относят: количество свободного времени, структура досуговых занятий, потребности и интересы, уровень культурной активности |
2019-11-13 | 463 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Типы ориентации поведения с точки зрения самоценности предмета: |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы