Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее представление об устойчивости личности



2019-11-13 256 Обсуждений (0)
Общее представление об устойчивости личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

     В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половое влечение), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считают, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй его чувств и поведения.

В основе личности лежит ее структура — связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир — других людей, обстоятельства жизни и т.п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей.

Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это соответственно переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность — система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), но и на психические состояния (например, преодоление отрицательных психических состояний с помощью положительной доминирующей мотивации) и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньшее значение, чем способности).

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессиональной («гуманитарной» или «технической») и бытовой (человек для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Большинство психологов полагают, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Например, биогенетический подход (С.Холл, 3.Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма, социогенетический (Э.Торндайк, Б.Скиннер и др.) — структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д., психогенетический (Ж.Пиаже, Дж.Келли и др.) — не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. Правильнее, видимо, считать, что личность —не просто результат биологического созревания или матрица специфических условий жизни, но субъект активного взаимодействия со средой, в прогрессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты.

Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает, как его «Я» («образ Я», «Я-концепция»), система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменить свое поведение и осуществлять цели самовоспитания.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно.

 

 

Понятие личности

 

В процессе общения и совместной деятельности между людьми устанавливаются общественные отношения, под влиянием которых у человека возникает новое качество - личность. (Сорокун П.А., 2003)

На вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки». (Немов Р.С., 2003).

Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. (Маклаков А.Г.)

В.А. Крутецкий выделяет три важнейшие психологические характеристики личности:

     1) Устойчивость личности.

При всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.

 2) Единство личности как тесная связь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности.

Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности.

 3) Активность личности.

Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, па изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание).

А.М. Столяренко выделяет три основные психологические сферы личности:

 4). Сфера направленности (мотивационная сфера).

Включает в себя все внутренние побудительные силы личности - ее взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели и т.д. Эта сфера определяет то, к чему человек прикладывает свои силы, чего он добивается.

 5) Операциональная сфера.

Включает способы и средства, которыми обладает личность для их использования в достижении целей.

 6) Модуляционная (психофизиологическая) сфера.

Оказывает динамическое влияние на проявление целей мотивов и действий личности.

В свою очередь В.А. Крутецкий выделяет 3 блока в таком сложном целом как личность. Первый блок - направленность личности, система ее отношений к окружающему миру. Сюда включаются мотивы поведения личности (мотивами называют причины, побуждающие личность к тому или иному поведению, к той или иной деятельности), в частности потребности, чувства, интересы. Второй блок - это возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности (в частности, способности). Третий блок - стиль, психологические особенности поведения личности (темперамент и характер). Иными словами, личность характеризуется тем, как действует человек и почему он действует так, а не иначе.

Проанализировав вышесказанное можно заметить, что психологические сферы, выделенные А.С Столяренко и блоки (стороны) личности, сформулированные В.А. Крутецким, - имеют общий смысл.

«Восновании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер».

Общее представление об устойчивости личности

 

Психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стабильность и сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Психологическая устойчивость предстает как сложное качество личности, в котором объединены:

1) Уравновешенность (равновесие), соразмерность;

2) Стойкость, стабильность (постоянство);

3) Сопротивляемость.

Уравновешенность - это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя до разрушительного стресса). Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации, а под стабильностью - постоянный уровень настроения. Сопротивляемость - это способность сохранять свободу поведения и выбора образа жизни, это самодостаточность как свобода от зависимости.

К составляющим психологической устойчивости необходимо отнести:

способность к личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутри личностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых относительную стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения развитую волевую регуляцию.

Стойкость в преодолении трудностей, сохранение веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, совершенство психической саморегуляции, постоянный, достаточно высокий, уровень настроения - неотъемлемая часть психической жизни. Или, говоря старинным языком, жизни души. Способность сохранять постоянный уровень настроения без обращения к психоактивным веществам и быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать одной единственной мотивационной доминанты - также важная составляющая психологической устойчивости (на этом, собственно психологическом, уровне). Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой - сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, в психологическую устойчивость входит способность находить баланс между конформностью и автономностью и удерживать это равновесие.

Устойчивость личности представляет собой сложную «биопсихосоциальную конструкцию, которая включает психическую устойчивость человека, социальную роль и статус личности, религиозную принадлежность (веру), профессию, культуру и мировоззрение, а так же психосоматическое здоровье.

Ядром психологической устойчивости личности является психическая устойчивость человека, которая включает три психологических компонента: эмоциональный, интеллектуальный и волевой.

Человек в обществе приобретает профессию и зарабатывает на жизнь, выполняет определенную социальную роль и приобретает социальный статус, овладевает мировоззрением и верит (или не верит) в Бога, обладает крепким (или не очень) психосоматическим здоровьем, принадлежит к какому то культурному слою населения страны в которой он проживает. И все это имеет непосредственное отношение к психологической устойчивости личности. Так как «провал» хотя бы в одном из упомянутых компонентов психологической устойчивости грозит дестабилизацией состояния личности. Именно поэтому организация всей этой системы выходит на первый план, так как всё остальное - лишь частности, составляющие целое. Система начинает рушиться, если организующие силы дисгармонизированы, но если координационные возможности останутся в целостности, то даже выход из строя или сбой в отдельных фрагментах системы будут лишь эпизодами.



2019-11-13 256 Обсуждений (0)
Общее представление об устойчивости личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее представление об устойчивости личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)