Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование интерфейса SCSI



2019-11-13 164 Обсуждений (0)
Использование интерфейса SCSI 0.00 из 5.00 0 оценок




SCSI (Small Computer System Interface - интерфейс малой компьютерной системы) – шина ввода/вывода, которая разрабатывалась как метод соединения нескольких классов периферийных устройств в главную систему, не требующий внесения модификации в общие аппаратные средства и программное обеспечение.

Поскольку цель данной статьи рассказать читателю о том, как программно управлять устройствами, которые подключаются к SCSI-шине, а не о том, как написать драйвер SCSI-устройства, описывать технические особенности шины SCSI и её отличие от IDE я не буду.

Каким же образом операционная система Windows общается со SCSI-устройствами?

Это зависит от версии операционной системы. В системах семейства Windows 9х (95, 98, 98SE, Me) применяется ASPI (Advanced SCSI Programmer Interface – улучшенный интерфейс программирования SCSI). В стандартную поставку этих операционных систем входят ASPI-драйвер и библиотека для работы с ним, разработанные фирмой Adaptec. В системах семейства Windows NT (NT 4.0, 2000, XP, Server) используется SPTI (SCSI Pass Through Interface – интерфейс передачи через SCSI). То есть, в NT-системах компания Майкрософт полностью отказалась от продукта фирмы Adaptec и создала свой интерфейс общения со SCSI-устройствами. Принесло ли это пользу пользователям? Вряд ли. На мой субъективный взгляд, рядовому пользователю всё равно, как происходит доступ к SCSI, ему важно, чтобы всё работало правильно. Принесло ли это пользу разработчикам программного обеспечения? Однозначно нет. Теперь, разрабатывая приложения для управления SCSI-устройствами, разработчик должен либо создавать две версии своего продукта (одну для Win9x, другую для WinNT), либо включать поддержку двух интерфейсов в свой продукт, что вряд ли является целесообразным с точки зрения размера программы.

Какой из двух интерфейсов лучше, мне сказать трудно. Отмечу лишь то, что программа Nero использует ASPI-драйвер, специально разработанный для неё фирмой Adaptec.

Рассмотрим сначала программирование с помощью интерфейса ASPI, на примере управления приводом CD-ROM/R/RW.

Предполагается, что читатель умеет работать с динамически компонуемыми библиотеками (dll). Как вы будете подключать библиотеку для работы с ASPI-драйвером wnaspi32.dll (статически или динамически) – дело ваше, главное, чтобы ваше приложение правильно импортировало из этой библиотеки необходимые нам функции.

Я подключал эту библиотеку статически и импорт нужных нам функций у меня выглядел так:

function GetASPI32SupportInfo:DWORD; external 'wnaspi32.dll'  name 'GetASPI32SupportInfo'; function SendASPI32Command(LPSRB:Pointer):DWORD; external 'wnaspi32.dll'  name 'SendASPI32Command'.

Функция GetASPI32SupportInfo инициализирует ASPI и возвращает информацию об основной конфигурации. При успешном выполнении она возвращает двойное слово (DWORD), в котором старший байт младшего слова содержит статус ASPI, а младший байт – количество устройств (адаптеров), поддерживающих ASPI. Байт статуса может содержать следующие значения:

$01 – выполнено без ошибок;

$E8 – нет адаптеров;

$E2 – не может быть выполнено под управлением Windows 3.1;

$E3 – неправильная установка ASPI, или имеются конфликты ресурсов;

$E7 – установка ASPI нарушена (требуется повторная установка);

$E9 – недостаточно системных ресурсов для инициализации ASPI;

$E4 – общий внутренний сбой ASPI.

Количество возвращенных адаптеров представляет собой количество логических шин, а не физических адаптеров. Для адаптеров с единственной шиной количество адаптеров и количество логических шин идентичны.

Функция SendASPI32Command оперирует со всеми SCSI-запросами ввода/вывода. Каждый SCSI-запрос использует SCSI Request Block (SRB – Блока Запроса SCSI), определяющий операцию ASPI, которую нужно выполнить.

Параметр, передаваемый функции SendASPI32Command – указатель на определённую структуру. Описание этих структур приведено ниже.

type  SRB_HAInquiry = packed record  SRB_Cmd: Byte; // код команды ASPI (константа SC_HA_INQUIRY = $00)  SRB_Status, // байт статуса ASPI команды  SRB_HaId, // номер адаптера ASPI  SRB_Flags: Byte; // зарезервировано, должно быть 0  SRB_Hdr_Rsvd: Dword; // зарезервировано, должно быть 0  HA_Count: Byte; // количество адаптеров  HA_SCSI_ID: Byte; // ID SCSI-адаптера  HA_ManagerId: array [0..15] of Byte; // строка, описывающая менеджер  HA_Identifier: array [0..15] of Byte; // строка, описывающая адаптер  HA_Unique: array [0..15] of Byte; // уникальные параметры адаптера  HA_Rsvd1: Word; // зарезервировано, должно быть 0  end;    PSRB_HAInquiry = ^SRB_HAInquiry;  TSRB_HAInquiry = SRB_HAInquiry;

Структура TSRB_HAInquiry используется для получения информации о физических SCSI-адаптерах.

type  SRB_GDEVBlock = packed record  SRB_Cmd, // код команды ASPI (константа SC_GET_DEV_TYPE = $01);  SRB_Status, // байт статуса ASPI команды;  SRB_HaId, // номер адаптера ASPI;  SRB_Flags: Byte; // зарезервировано, должно быть 0;  SRB_Hdr_Rsvd: Dword; // зарезервировано, должно быть 0;  SRB_Target, // ID объекта SCSI;  SRB_Lun, // Logical Unit Number (LUN - логический номер устройства);  SRB_DeviceType, // тип периферийного устройства;  SRB_Rsvd1: Byte; // зарезервировано, должно быть 0;  end;    TSRB_GDEVBlock = SRB_GDEVBlock;  PSRB_GDEVBlock = ^SRB_GDEVBlock;

Структура TSRB_GDEVBlock используется для идентификации устройств на шине SCSI.

type  SRB_ExecSCSICmd = packed record  SRB_Cmd, // код команды ASPI (константа SC_EXEC_SCSI_CMD = $02)  SRB_Status, // байт статуса ASPI команды  SRB_HaId, // номер адаптера ASPI  SRB_Flags: Byte; // флаги запроса ASPI  SRB_Hdr_Rsvd: Dword; // зарезервировано, должно быть 0  SRB_Target, // ID объекта SCSI  SRB_Lun: Byte; // Logical Unit Number (LUN - логический номер устройства)  SRB_Rsvd1: Word; // зарезервировано для выравнивания  SRB_BufLen: Dword; // длина буфера  SRB_BufPointer: Pointer; // указатель на буфер данных  SRB_SenseLen, // длина значения;  SRB_CDBLen, // длина Command Descriptor Block – блока дескриптора команды  SRB_HaStat, // статус адаптера  SRB_TargStat: Byte; // статус объекта  SRB_PostProc, // указатель на функцию постинга (см.ниже)  SRB_Rsvd2: Pointer; // зарезервировано, должно быть 0;  SRB_Rsvd3, // зарезервировано для выравнивания  CDBByte: array [0..15] of byte; // SCSI Command Descriptor Block  // буфер значения для SCSI-запроса  SenseArea: array [0..SENSE_LEN + 1] of byte;  end;    TSRB_ExecSCSICmd = SRB_ExecSCSICmd;  PSRB_ExecSCSICmd = ^SRB_ExecSCSICmd;

Структура TSRB_ExecSCSICmd используется для выполнения команд ввода/вывода. Константа SENSE_LEN (длина буфера значения) по умолчанию равна 14.

На мой взгляд, теории пока достаточно. Перейду к практике.

Для начала инициализируем ASPI.

function GetASPI: Integer; var  dwSupportInfo: DWORD;  byASPIStatus,byHACount: Byte; begin  Result := 0;  dwSupportInfo := GetASPI32SupportInfo;  byASPIStatus := HIBYTE(LOWORD(dwSupportInfo)); // статус ASPI  byHACount := LOBYTE(LOWORD(dwSupportInfo)); // количество адаптеров    case byASPIStatus of  SS_COMP: Result := Integer(byHACount);  SS_NO_ADAPTERS: ShowMessage('ASPI-контроллеры не обнаружены!');  SS_ILLEGAL_MODE: ShowMessage(  'ASPI не может быть выполнен под управлением Windows 3.1!');  SS_NO_ASPI: ShowMessage(  'Неправильная установка ASPI, или имеются конфликты ресурсов!');  SS_MISMATCHED_COMPONENTS: ShowMessage(  'Установка ASPI нарушена! Установите повторно, пожалуйста!');  SS_INSUFFICIENT_RESOURCES: ShowMessage(  'Недостаточно системных ресурсов для инициализации ASPI!');  SS_FAILED_INIT: ShowMessage('Общий внутренний сбой ASPI!');  end; end;

Итак, мы получили информацию об имеющихся SCSI-адаптерах. Теперь выделим из их числа (если их несколько) устройства CD-ROM/R/RW. Для этого создадим вспомогательные структуры: TCDROM и TCDROMs.

type  TCDROM=record  HaID, // номер адаптера ASPI  Target, // ID объекта SCSI  Lun: Byte; // логический номер устройства  DriveLetter: string; // буквенное обозначение диска  VendorID, // идентификатор производителя  ProductID, // идентификатор продукта  Revision, // изменение  VendorSpec, // спецификация производителя  Description: string; // описание  end;

Тип TCDROM будет хранить необходимые нам данные об устройствах CD-ROM.

type  TCDROMs=record  CdromCount: Byte;  Cdroms: array [Byte] of TCDROM; end;

Поскольку у некоторых пользователей может быть подключено несколько CD-ROM, мы объявили тип TCDROMs, содержащий в себе информацию о количестве CD-ROM и массив элементов TCDROM. А теперь давайте напишем функцию для определения всех имеющихся в системе устройств CD-ROM, объявив перед этим глобальную переменную Cdroms: TCDROMs.

// в качестве параметра передаётся количество всех SCSI-адаптеров, // имеющихся в системе. Результат работы функции – количество CD-ROM. function GetCDROMs(var Adapters:Byte): Integer; var  sh: TSRB_HAInquiry;  sd: TSRB_GDEVBlock;  maxTgt: Byte;  H, T, L: byte; Begin  Result := 0;  if Adapters = 0 then  exit; // если количество адаптеров 0 – выходим    // начинаем перебирать все адаптеры  for H := 0 to Adapters - 1 do  begin  FillChar(sh,sizeof(sh),0); // инициализируем структуру TSRB_HAInquiry  // (константа SC_HA_INQUIRY = $00) запрос ASPI для получения информации  // об адаптерах.  sh.SRB_Cmd := SC_HA_INQUIRY;  sh.SRB_HaID := H;  SendASPI32Command(@sh); // посылаем ASPI команду  if sh.SRB_Status=SS_COMP then // если выполнено без ошибок, тогда:  begin  // четвёртый байт уникальных параметров определяет максимальное  // количество объектов SCSI  maxTgt := sh.HA_Unique[3];  // если этот байт равен 0, тогда присваиваем переменной максимально  // возможное значение (константа MAXTARG=7)  if maxTgt=0 then maxTgt := MAXTARG;  for T := 0 to maxTgt-1 do // начинаем перебирать все объекты SCSI  begin  for L := 0 to MAXLUN-1 do // и все логические номера устройств  begin  // инициализируем структуру TSRB_GDEVBlock  FillChar(sd,sizeof(sd),0);    // команда запрашивает тип устройства для объекта SCSI (константа  // SC_GET_DEV_TYPE = $01)  sd.SRB_Cmd := SC_GET_DEV_TYPE;  sd.SRB_HaID := H;  sd.SRB_Target := T;  sd.SRB_Lun := L;  SendASPI32Command(@sd); // посылаем ASPI-команду    // если выполнено без ошибок, и устройство является CD-ROM,  // заполняем переменную Cdroms.  if (sd.SRB_Status=SS_COMP) and (sd.SRB_DeviceType=DTYPE_CDROM) then  begin  Cdroms.Cdroms[Cdroms.CdromCount].HaID := H;  Cdroms.Cdroms[Cdroms.CdromCount].Target := T;  Cdroms.Cdroms[Cdroms.CdromCount].Lun := L;  // получаем информацию об этом CD-ROM  CdromInfo(Cdroms.CdromCount);  // увеличиваем счётчик количества устройств CD-ROM  inc(Cdroms.CdromCount);  end;  end;  end;  end;  end;    Result := Cdroms.CdromCount; // присваиваем результату функции количество CD-ROM end;

Вы, наверное, обратили внимание на то, что в коде используется процедура CdromInfo. Это процедура, с помощью которой, мы получаем информацию о нашем CD-ROM. Перед тем, как привести её описание, я хочу рассказать вам о том, как происходит управление SCSI-устройствами посредством специальных команд, и как при этом используется структура TSRB_ExecSCSICmd.

Вот поля структуры TSRB_ExecSCSICmd, на которые нужно, прежде всего, обратить внимание: SRB_Cmd, SRB_Flags, SRB_CDBLen, CDBByte. Поле SRB_Cmd всегда должно содержать значение SC_EXEC_SCSI_CMD. Поле SRB_Flags должно определять направление передачи данных. Если данные передаются из SCSI-устройства в приложение, используется шестнадцатиричное значение $08 (определим это значение как константу SRB_DIR_IN). Если происходит обратная передача данных (от приложения к SCSI-устройству), используется шестнадцатиричное значение $10 (определим это значение как константу SRB_DIR_OUT). В зависимости от посылаемой команды, поле SRB_CDBLen может содержать значения: 6, 10 или 12. Массив байт CDBByte подробно описывает параметры выполняемой команды. Значение массива различно для всех команд. Замечу лишь, то, что нулевой байт этого массива всегда определяет код команды. Какие команды я имею в виду? Например: команда установки скорости CD-привода, команда записи CD-R или CD-RW-диска, команды управления аудио-CD (Play, Pause, Stop и так далее).

Существуют SCSI-команды, которые поддерживают все устройства, и есть команды, которые специфичны для определённого типа устройств. Первая команда, которую мы рассмотрим, команда INQUIRY, является обязательной для всех устройств. Она запрашивает информацию о SCSI-устройстве. А теперь собственно перейдём к коду процедуры:

// параметр, передаваемый процедуре – номер CD-ROM. procedure CdromInfo(const Number: Byte); var  // буфер будет содержать информацию о приводе  buffer: array [1..100] of Char; begin  // инициализируем буфер (просто обнуляем его)  Fillchar(buffer, sizeof(buffer), 0);  // инициализируем структуру TSRB_ExecSCSICmd (глобальная переменная Srb)  Fillchar(Srb, sizeof(TSRB_ExecSCSICmd), 0);  hEvent := CreateEvent(nil, true, false, nil); // создаём событие  ResetEvent(hEvent); // переключаем на наше событие  with Srb do  begin  SRB_Cmd := SC_EXEC_SCSI_CMD;  SRB_HaId := Cdroms.Cdroms[Number].HaID;  SRB_Target := Cdroms.Cdroms[Number].Target;  SRB_Lun := Cdroms.Cdroms[Number].Lun;  // здесь добавляется ещё один флаг SRB_EVENT_NOTIFY ($40), уведомляющий  // систему о событии  SRB_Flags := SRB_DIR_IN or SRB_EVENT_NOTIFY;  SRB_BufLen := sizeof(buffer); // указываем размер буфера  SRB_BufPointer := @buffer; // определяем указатель на наш буфер  SRB_SenseLen := SENSE_LEN; // определяем длину буфера значения  SRB_CDBLen := 6; // эта команда – шестибайтная  SRB_PostProc := Pointer(hEvent); // процедура постинга – созданное событие  CDBByte[0] := $12; // код команды INQUIRY  // сюда помещаем старший байт длины буфера  CDBByte[3] := HIBYTE(sizeof(buffer));  // а сюда помещаем младший байт длины буфера  CDBByte[4] := LOBYTE(sizeof(buffer));  end;    // после того как заполнили структуру TSRB_ExecSCSICmd, посылаем  // ASPI-команду  dwASPIStatus := SendASPI32Command(@Srb);  if dwASPIStatus=SS_PENDING then  WaitForSingleObject(hEvent, INFINITE); // ждём окончания обработки команды    CloseHandle(hEvent); // закрываем хэндл события    // если команда выполнена без ошибок, заполняем данные об устройстве:  if Srb.SRB_Status=SS_COMP then  begin  with Cdroms.Cdroms[Number] do  begin  // восемь байт буфера, начиная с девятого, содержат  // идентификатор производителя  VendorID := PChar(Copy(buffer, 9, 8));  // шестнадцать байт, начиная с семнадцатого, содержат  // идентификатор продукта  ProductID := PChar(Copy(buffer, 17, 16));  // четыре байта, начиная с тридцать третьего, содержат номер  // изменения продукта  Revision := PChar(Copy(buffer, 33, 4));  // двадцать байт, начиная с тридцать седьмого, содержат  // спецификацию производителя  VendorSpec := PChar(Copy(buffer, 37, 20));  end;  end; end;

Я понимаю, что многим эта процедура покажется неинтересной – я её привёл лишь для того, чтобы показать основы работы со SCSI-устройствами.

Следующие две процедуры, на мой взгляд, заинтересуют большее число пользователей. Уверен, многие из вас постоянно пользуются, или пользовались ранее, программами, управляющими скоростью привода CD-ROM (например, программой CDSlow). Хотите написать подобную программу сами? Позвольте помочь вам кодом, состоящим из двух процедур, одна из которых определяет текущую и максимально поддерживаемую скорость привода, а другая устанавливает необходимую пользователю скорость.

Для этого я воспользовался SCSI-командой MODE SENSE(10). Цифра десять означает, что команда десятибайтная. Это важно, потому что существует такая же шестибайтная команда. В принципе, можно было бы воспользоваться и шестибайтной командой, но поскольку команда MODE SENSE(10) более совершенна, я остановил свой выбор на ней. Итак, для чего же нужна данная команда? Всё просто, она читает значения режимов (Mode Sense), установленных для SCSI-устройства. Существуют так называемые страницы режима (Mode Page), в которых хранится некоторая информация (например, параметры скорости привода, параметры для записи CD-R/RW-дисков и многое другое). Доступ к этим страницам осуществляется по их коду с использованием команды MODE SENSE.

Опишем вспомогательный тип TCDSpeeds.

type  TCDSpeeds=record  MaxSpeed, // максимальная скорость чтения  CurrentSpeed, // текущая скорость чтения  MaxWriteSpeed, // максимальная скорость записи  CurrentWriteSpeed:integer; // текущая скорость записи  end;

Теперь, я думаю, понятно для чего эта структура нужна.

// какие параметры передавать функции, объяснять, по моему, не надо function GetCDSpeeds(Host,Target,Lun:Byte):TCDSpeeds; var  buffer: array [0..29] of Byte; // буфер для принимаемых данных

Здесь я сделаю небольшое пояснение относительно размера буфера. Данные, возвращаемые при использовании страницы режима CD Capabilities and Mechanical Status Page, имеют размер 20 байт. Но, как вы заметили, я использовал буфер размером 30 байт, и вот почему. Перед самой страницей режима, идут заголовок режима параметров, код страницы и её размер. Размер заголовка при использовании шестибайтной команды MODE SENSE составляет 4 байта, а при использовании команды MODE SENSE(10) – 8 байт.

Продолжим. Код, который уже встречался ранее, приведен без комментариев:

begin  hEvent := CreateEvent(nil, true, false, nil);  FillChar(buffer,sizeof(buffer),0);  FillChar(Srb,sizeof(TSRB_ExecSCSICmd),0);  Srb.SRB_Cmd := SC_EXEC_SCSI_CMD;  Srb.SRB_Flags := SRB_DIR_IN or SRB_EVENT_NOTIFY;  Srb.SRB_Target := Target;  Srb.SRB_HaId := Host;  Srb.SRB_Lun := Lun;  Srb.SRB_BufLen := sizeof(buffer);  Srb.SRB_BufPointer := @buffer;  Srb.SRB_SenseLen := SENSE_LEN;  Srb.SRB_CDBLen := $0A; // это десятибайтная команда  Srb.SRB_PostProc := Pointer(hEvent);  Srb.CDBByte[0] := $5A; // код команды MODE SENSE(10)  // код страницы CD Capabilities and Mechanical Status Page  Srb.CDBByte[2] := $2A;  Srb.CDBByte[7] := HIBYTE(sizeof(buffer));  Srb.CDBByte[8] := LOBYTE(sizeof(buffer));  ResetEvent(hEvent);  dwASPIStatus := SendASPI32Command(@Srb);  if dwASPIStatus=SS_PENDING then  WaitForSingleObject(hEvent,INFINITE);    if Srb.SRB_Status<>SS_COMP then  // если ошибка, обнуляем структуру TCDSpeeds  FillChar(Result,sizeof(TCDSpeeds),0);  else begin  // почему сумма байт делится на 176? 176 – это скорость передачи  // данных, равная одному килобайту в секунду.  Result.MaxSpeed := ((buffer[16] shl 8) + buffer[17]) div 176;  Result.CurrentSpeed := ((buffer[22] shl 8) + buffer[23]) div 176;  Result.MaxWriteSpeed := ((buffer[26] shl 8) + buffer[27]) div 176;  Result.CurrentWriteSpeed := ((buffer[28] shl 8) + buffer[29]) div 176;  end;    CloseHandle(hEvent); end;

Итак, скорости мы определили, теперь нужно научиться ими управлять.

Для этого воспользуемся SCSI-командой SetCDSpeed.

// параметры ReadSpeed и WriteSpeed – скорость чтения и записи соответственно function SetSpeed(  Host, Target, Lun : Byte;  ReadSpeed, WriteSpeed : integer) : boolean; begin  if ReadSpeed=0 then  result := false  else  begin  hEvent := CreateEvent(nil, true, false, nil);  FillChar(Srb,sizeof(TSRB_ExecSCSICmd), 0);  Srb.SRB_Cmd := SC_EXEC_SCSI_CMD;  // обратите внимание здесь данные передаются из приложения в  // устройство (флаг SRB_DIR_OUT)  Srb.SRB_Flags := SRB_DIR_OUT or SRB_EVENT_NOTIFY;  Srb.SRB_Target := Target;  Srb.SRB_HaId := Host;  Srb.SRB_Lun := Lun;  Srb.SRB_SenseLen := SENSE_LEN;  Srb.SRB_CDBLen := $0C; // эта команда двенадцатибайтная  Srb.SRB_PostProc := Pointer(hEvent);  Srb.CDBByte[0] := $BB; // код команды Set CD Speed  // устанавливаем скорость чтения  Srb.CDBByte[2] := Byte((ReadSpeed * 176) shr 8);  Srb.CDBByte[3] := Byte(ReadSpeed * 176);    if WriteSpeed<>0 then // если привод пишущий  begin  // ...устанавливаем скорость записи  Srb.CDBByte[4] := Byte((WriteSpeed * 176) shr 8);  Srb.CDBByte[5] := Byte(WriteSpeed * 176);  end;    ResetEvent(hEvent);  dwASPIStatus := SendASPI32Command(@Srb);    if dwASPIStatus=SS_PENDING then  WaitForSingleObject(hEvent,INFINITE);    if Srb.SRB_Status<>SS_COMP then  result := false  else  result := true;  end; end;

Напоследок хочу рассказать о том, как узнать все скорости, которые поддерживает привод. Разместите на форме компоненты TComboBox и TButton. В обработчике события OnClick компонента TButton поместите следующий код:

var  i : integer; begin  ComboBox1.Items.Clear; // очищаем элементы выпадающего списка    with Cdroms.Cdroms[0] do // используем первый CD-ROM  begin  // открываем цикл от 1 до максимальной скорости привода  for i := 1 to GetCDSpeeds(HaID, Target, Lun).MaxSpeed do  begin  SetSpeed(HaID, Target, Lun, i, 0); // устанавливаем скорость, равную i    if i = GetCDSpeeds(HaID, Target, Lun).CurrentSpeed then  // сравниваем, если текущая скорость равна i, заносим это  // значение в выпадающий список  ComboBox1.Items.Add(IntToStr(i));  end;  end; end;

Вот и всё. Следующая часть статьи посвящена работе с SPTI-интерфейсом.

Использование интерфейса SPTI

Итак, в предыдущей статье было рассказано, как управлять приводом CD-ROM, используя интерфейс ASPI.

Однако интерфейс ASPI поддерживается в операционных системах семейства Win9x, которые сейчас используются крайне редко. Здесь я расскажу о том, как осуществлять управление CD-ROM посредством SPTI-интерфейса, который поддерживается в операционных системах WinNT, 2000, XP, 2003 Server. Начну с описания основных структур, которые при этом понадобятся:

type  TScsiPassThrough = record  Length : Word; // Размер структуры TScsiPassThrough  ScsiStatus : Byte; // Статус SCSI-запроса  PathId : Byte; // Идентификатор SCSI-адаптера  TargetId : Byte; // Идентификатор объекта SCSI  Lun : Byte; // Logical Unit Number (LUN - логический номер устройства)  // Длина CDB (Command Descriptor Block – блока дескриптора команды)  CDBLength : Byte;  SenseInfoLength : Byte; // Длина буфера значения  DataIn : Byte; // Байт, определяющий тип запроса (ввод или вывод)  DataTransferLength : DWORD; // Размер передаваемых данных  TimeOutValue : DWORD; // Время ожидания запроса в секундах  DataBufferOffset : DWORD; // Смещение буфера данных  SenseInfoOffset : DWORD; // Смещение буфера значения  // SCSI Command Descriptor Block (Блок дескриптора команды)  CDB: array [0..15] of Byte;  end;

Следующая структура:

TScsiPassThroughWithBuffers = record  spt : TScsiPassThrough;  bSenseBuf : array [0..31] of Byte; // Буфер значения  bDataBuf : array [0..191] of Byte; // Буфер данных end;   ScsiPassThroughWithBuffers=TScsiPassThroughWithBuffers; PScsiPassThroughWithBuffers=^TScsiPassThroughWithBuffers;

Как видите, эта структура содержит тип TScsiPassThrough и два буфера. Для удобства мы будем использовать структуру TScsiPassThroughWithBuffers.

Теперь постараюсь объяснить принцип использования интерфейса SPTI.

Сначала, с помощью функции CreateFile, создаём хэндл для доступа к устройству. Затем заполняем данными структуру TScsiPassThroughWithBuffers. И, наконец, с помощью функции DeviceIoControl, посылаем устройству управляющий код.

Выглядит это примерно так:

procedure GetSPTIDrives; // Процедура получает информацию о CD-ROM var  j : integer;  s : string;  len, returned : DWORD;  sptwb : TScsiPassThroughWithBuffers;  Cdroms : TCdroms; // Структура Tcdroms описана в предыдущей статье  const  SCSI_IOCTL_DATA_IN = 1;  IOCTL_SCSI_PASS_THROUGH = ($00000004 shl 16)  or (($0001 or $0002) shl 14) or ($0401 shl 2) or (0); begin  // Кроме строки '\\.\E : ', можно использовать, 'cdrom0', 'cdrom1' и т.д.  // в зависимости от количества устройств  hDevice := CreateFile('\\.\E : ', GENERIC_READ or GENERIC_WRITE,  FILE_SHARE_READ or FILE_SHARE_WRITE,  nil, OPEN_EXISTING, 0, 0);    if hDevice=INVALID_HANDLE_VALUE then  ShowMessage('INVALID_HANDLE_VALUE');    sptwb.Spt.Length := sizeof(TSCSIPASSTHROUGH);  sptwb.Spt.CdbLength := 6; // Шестибайтная команда  sptwb.Spt.SenseInfoLength := 24;  // Команда будет получать данные от устройства (ввод)  sptwb.Spt.DataIn := SCSI_IOCTL_DATA_IN;  // Устанавливаем размер передаваемых данных  sptwb.Spt.DataTransferLength := sizeof(sptwb.bDataBuf);  sptwb.Spt.TimeOutValue := 10; // Время ожидания – 10 секунд  sptwb.Spt.DataBufferOffset := DWORD(@sptwb.bDataBuf)-DWORD(@sptwb);  sptwb.Spt.SenseInfoOffset := DWORD(@sptwb.bSenseBuf)-DWORD(@sptwb);  len := sptwb.Spt.DataBufferOffset+sptwb.spt.DataTransferLength;  // Команда INQUIRY вам уже известна по предыдущей статье  sptwb.Spt.CDB[0] := SCSI_INQUIRY;  sptwb.Spt.CDB[3] := HiByte(sizeof(sptwb.bDataBuf));  sptwb.Spt.CDB[4] := LoByte(sizeof(sptwb.bDataBuf));  if DeviceIoControl(hDevice, IOCTL_SCSI_PASS_THROUGH, @sptwb,  len, @sptwb, len, Returned, nil) and (sptwb.Spt.ScsiStatus = $00) then  begin  // Нижеследующие циклы предназначены для разделения информации о  // производителе, спецификации и т.д. Если вашей программе это не нужно,  // можно сделать так : ShowMessage(PChar(@sptwb.bDataBuf[8]));  s := '';    for j := 8 to 15 do  s := s + Chr(sptwb.bDataBuf[j]);  // Идентификатор производителя  Cdroms.Cdroms[Cdroms.ActiveCdrom].VendorID := s;  s := '';    for j := 16 to 31 do  s := s + Chr(sptwb.bDataBuf[j]);    Cdroms.Cdroms[Cdroms.ActiveCdrom].ProductID := s; // Идентификатор продукта  s := '';    for j := 32 to 35 do  s := s+chr(sptwb.bDataBuf[j]);    Cdroms.Cdroms[Cdroms.ActiveCdrom].Revision := s; // Номер изменения  s := '';    for j := 36 to 55 do  s := s+chr(sptwb.bDataBuf[j]);    // Спецификация производителя  Cdroms.Cdroms[Cdroms.ActiveCdrom].VendorSpec := s;  end; end;

Если вы заметили, использование параметров PathId, TargetId и Lun для интерфейса SPTI не является обязательным (в отличие от ASPI). Поэтому, если вы всё же хотите, чтобы ваша программа определяла идентификатор SCSI-адаптера, идентификатор объекта SCSI и логический номер устройства, могу посоветовать воспользоваться таким кодом:

procedure Get_PathId_TargetId_Lun; var  buf : array [0..1023] of Byte;  pscsiAddr:PSCSI_ADDRESS; const  IOCTL_SCSI_GET_ADDRESS = $41018; begin  ZeroMemory(@buf, sizeof(buf));  pscsiAddr := PSCSI_ADDRESS(@buf);  pscsiAddr^.Length := sizeof(TSCSI_ADDRESS);    if (DeviceIoControl(hDevice, IOCTL_SCSI_GET_ADDRESS, nil, 0,  pscsiAddr, sizeof(TSCSI_ADDRESS), returned, nil)) then  begin  Cdroms.Cdroms[Cdroms.ActiveCdrom].HaID := pscsiAddr^.PortNumber;  Cdroms.Cdroms[Cdroms.ActiveCdrom].Target := pscsiAddr^.TargetId;  Cdroms.Cdroms[Cdroms.ActiveCdrom].Lun := pscsiAddr^.Lun;  end else  ShowMessage(SysErrorMessage(GetLastError)); end;

В этом куске кода используется структура PSCSI_ADDRESS, которая выглядит следующим образом:

type  TSCSI_ADDRESS = record  Length : LongInt; // Размер структуры TSCSI_ADDRESS  PortNumber : Byte; // Номер адаптера SCSI  PathId : Byte; // Идентификатор адаптера SCSI  TargetId : Byte; // Идентификатор объекта SCSI  Lun : Byte; // Логический номер устройства  end;   SCSI_ADDRESS = TSCSI_ADDRESS; PSCSI_ADDRESS = ^TSCSI_ADDRESS;

Как вы уже успели заметить, SCSI-команды для интерфейсов ASPI и SPTI одинаковы, поэтому необходимо знать лишь сами команды и заполнять соответствующим образом CDB (Command Descriptor Block). Для наглядности приведу пример использования интерфейса SPTI для установки скорости CD-ROM. Сравните этот код с таким же, но использующим интерфейс ASPI, и вы сами увидите все отличия.

function SPTISetSpeed(ReadSpeed, WriteSpeed:integer):Boolean; var  spti:TScsiPassThroughWithBuffers; const  SCSI_IOCTL_DATA_OUT = 0;  Rate = 176; begin  spti.Spt.Length := sizeof(TSCSIPASSTHROUGH);  spti.Spt.CdbLength := 10;  spti.Spt.SenseInfoLength := 24;  spti.Spt.DataIn := SCSI_IOCTL_DATA_OUT;  spti.Spt.TimeOutValue := 10;  spti.spt.DataBufferOffset := DWORD(@spti.bDataBuf)-DWORD(@spti);  spti.spt.SenseInfoOffset := DWORD(@spti.bSenseBuf)-DWORD(@spti);  spti.Spt.DataTransferLength := sizeof(spti.bDataBuf);  spti.spt.CDB[0] := $BB;  spti.spt.CDB[2] := BYTE(ReadSpeed*Rate shr 8);  spti.spt.CDB[3] := BYTE(ReadSpeed*Rate);    if WriteSpeed<>0 then  begin  spti.spt.CDB[4] := BYTE(WriteSpeed*Rate shr 8);  spti.spt.CDB[5] := BYTE(WriteSpeed*Rate);  end else  spti.spt.CDB[4] := $FF;  spti.spt.CDB[5] := $FF;  if DeviceIoControl(hDevice, IOCTL_SCSI_PASS_THROUGH, @spti, len, @spti, len, returned, nil) and  (spti.spt.ScsiStatus=$00) then result := true  else  result := false; end;

Думаю, данный код не нуждается в пояснениях.

Кстати, всё вышесказанное (в том числе и в предыдущей статье) относится не только к устройствам CD-ROM, но и к другим SCSI-устройствам. Отличия лишь в командах. Есть команды, которые обязательны для всех устройств (MODE SELECT, MODE SENSE, INQUIRY и т.д.), и есть команды, которые специфичны для разных типов устройств (BLANK – для устройств CD-RW, PRINT – для принтеров, SCAN – для сканеров, и т.д.).

Теперь вы знаете, как осуществляется управление устройствами, подключёнными к шине SCSI. Какой использовать интерфейс, ASPI или SPTI, или оба вместе – дело ваше. Могу сказать лишь, что для использования двух интерфейсов рациональнее будет либо создать два приложения для двух семейств операционных систем Windows, либо создать две отдельные библиотеки и подгружать их в зависимости от операционной системы, поскольку поддержка двух интерфейсов в одном приложении может отрицательно сказаться на его размере и объеме используемой оперативной памяти.

 



2019-11-13 164 Обсуждений (0)
Использование интерфейса SCSI 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование интерфейса SCSI

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)