Современные подходы к управлению
Реферат Больше новых докладов и рефератов на www.download-referat.ru
Санкт-Петербург, 2019 Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Термин «управление» имеет русскую этимологию, определяемую древнерусским словом «праведный» и старославянским «право». Управление определяется как термин произошедший от старо- русского слова «управа», как способность чем-то управлять, а в общем смысле как деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды. Управление - «направление движением кого/чего-нибудь, руководство действиями кого-нибудь». К основным задачам управления можно отнести: - управление персоналом (коллективом, кадрами) управление качеством продукции; - управление инновациями (нововведениями в организации); - стратегическое управление (стратегия роста, стратегия ограниченного роста, стратегия сокращения, сочетание стратегий); - управление финансовыми ресурсами; - управление материальными ресурсами и запасами; - управление информационными ресурсами; - управление временными ресурсами (сетевое планирование); - управление производительностью труда; - антикризисное управление предприятием; - управление маркетингом (маркетинговыми стратегиями, например, стратегиями «цена-качество»); - управление по целям; - управление по результатам. Управление, с позиции выполнения функций (планирование, координация, мотивация и контроль) для воздействия на объект управления в целях субъекта, рассматривается как процесс организации деятельности объекта управления субъектом управления для достижения поставленных целей. Следует отметить, что предметом изучения науки управления являются: закономерности руководства, (leadership, administration), процесс, управленческий факт, явление, выделяя эти понятия как первоисточники научных трудов основателя западного менеджмента - Ф. Тейлор и его последователей. Майкл Мескон рассматривает управление, как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Питер Ф. Друкер, которого многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире, предлагает рассматривать управление, как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Таким образом, управление - это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направленных на достижение запланированных целей. Все приведенные определения управления имеют нечто общее - это воздействие субъекта управления на объект управления с определенной целью. Субъект управления - лицо, оказывающее определённое воздействие. По сути - это менеджер. Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в ясном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы можно назвать управленческими командами. Объект управления - то, на что оказывает воздействие менеджер. Объектом может быть человек, производство, отношения, обеспечивающие деятельность организации. Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд. Воздействие - некоторое усилие, которое стимулирует объект управления к деятельности. Информация о результатах воздействия - обратная связь, в которой отражены результаты воздействия субъекта управления на объект. Управление как самостоятельный вид деятельности исторически сложился в процессе разделения труда, под влиянием определенных социально-экономических условий, важнейшими из которых являются способ производства, развитие технологии производства, содержание и характер труда человека и др. При процессном характере управления, устанавливается согласованность между индивидуальными работами для выполнения общих функций, вытекающих из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Одна из современных концепций управления основана на выделении бизнес-процессов и построении системы эффективного управления ими. Бизнес-процесс, можно рассматривать как устойчивую, целенаправленную совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. Процесс управления представлен как система последовательно и параллельно взаимосвязанных функций. Последовательно взаимосвязаны следующие функции: планирование - организация - мотивация - контроль. Параллельно связаны с процессом управления связующие процессы: коммуникации и принятие решений. Иначе говоря, коммуникации и принятие решений осуществляются одновременно с последовательно связанными функциями управления. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей, отвечая на следующие вопросы: 1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации с целью определить, чего может реально добиться организация. 2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей. 3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации. Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Функция организация организовывает или создаёт некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели при помощи, например определённых руководителем заданий. Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Функция мотивация направлена на создание внутреннего побуждения персонала к действиям, что является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу. Функция контроля - это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существуют следующие направления управленческого контроля: - установление стандартов -это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования; - измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы; - предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации. Связующие процессы четырёх функций управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя. Основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация. Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Прочность и качество отношений между людьми в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования. При системном подходе элементы, образующие управленческую деятельность, не просто функционально вытекают один из другого, но все без исключения связаны друг с другом. В результате изменения в одном из элементов неизбежно ведут к изменениям в других, и, соответственно, во всей системе управления в целом. В основу системного подхода положена открытая или закрытая система, т.е. некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система постоянно взаимодействует с внешней средой. Энергия, информация и материалы становятся объектами обмена с внешней средой через границы системы, от них система очень зависит и для своего функционирования она должна обладать способностью приспосабливаться к изменениям в среде. Все организации являются открытыми системами. Открытая система получает от окружающей среды информацию, энергию, материалы, капитал, человеческие ресурсы. Эти компоненты называются входами организации. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги, которые являются выходами организации, выносимыми ею во внешнюю среду. Если предприятие работает эффективно, то в ходе преобразования образуется добавленная стоимость. В результате появляются другие выходы, такие, как прибыль, увеличение доли рынка и объема продаж, реализация функции социальной ответственности, материальное и моральное удовлетворение работников, развитие организации и др. Система управления организацией представляет собой весьма сложное образование, включающее следующие взаимосвязанные элементы: - органы (субъекты) управления (должности, подразделения); - коммуникационные каналы; - набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномочий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий. Принципами построения системы управления являются: - соответствие целям организации; - сопряженность функций и полномочий; - ориентированность на определенный уровень компетентности персонала; - допущение неформальных связей; - обеспечение эффективного контроля; - гибкость и адаптивность. Как и любая органическая система, система управления находится в постоянном развитии. Это развитие может быть экстенсивным (путем увеличения числа субъектов, связей между ними) и интенсивным (за счет рационализации функций, процедур и т. д.). Система управления характеризуется: 1)составом, соподчиненностъю, информационной нагрузкой элементов, способом их взаимодействия; 2) уровнем централизации или децентрализации полномочий; 3) степенью специализации и регламентации функций; 4) стабильностью или изменчивостью поведения; 5)открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешним влияниям); 6) техническим оснащением. Таким образом, системный подход не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а представляет способ мышления по отношению к организации и управлению. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией: при неизбежности проблем, возникающих как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого, «лучшего» способа управлять организацией. Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации. Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации. Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации. В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации. В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации. Безусловно, невозможно определить все переменные, влияющие на организации. На практике менеджеры могут рассматривать только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые возможно могут привести к благоприятному разрешению проблем. Ситуационный и системный подходы к управлению являются на сегодня одними из наиболее используемых при принятии и разработке управленческого решения. Они подразумевают, что организация, как открытая, сложная система, каждый раз попадает в новую ситуацию, которая воздействует в большей степени на те, или иные элементы системы. Таким образом, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, на решение которых направлена деятельность данной организации, и управление, которое формирует задачи и приводит в движение потенциал организации для решения этих задач.
Список литературы 1)Антонов Н.Г., Коротков Э.М., Жернакова М.Б. Менеджмент. М.: -KНОРУС, 2017. - 306с. 2)Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Проспект, 2016. – 320 с. 3)Глухов В.В. Менеджмент: для экономических специальностей. – СПБ., 2017 – 600 с. 4)Голивцова Н.Н., Юдин А.П. Менеджмент: СПбГУПТД. – СПБ., 2017 – 99с. 5)Грешанок А.А., Ощепков А.М. Менеджмент: - Пермь, 2018 – 310 с. 6)Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: - М.: «Академия», 2016. – 304 с. 7)Дудин М.Н., Лясников Н.В., Сенин А.С. Менеджмент малого бизнеса (управление малым предприятием). – М.: Элит, 2016. – 397 с. 8)Круглова Н.Ю. Основы менеджмента. – М.: КНОРУС, 2018. – 499 с.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |