Какой метод научной индукции применен в рассуждениях. Запишите схему вывода.
Теория: Индуктивные умозаключения – это умозаключения, в которых мысль развивается от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности, а заключение носит преимущественно вероятностный характер, даже при истинных посылках. Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция получается в случае, если во-первых, исследованы все элементы класса предметов, и во-вторых, установлено, что каждому из них принадлежит одно и то же свойство. Полная индукция дает достоверный вывод. Неполная индукция – умозаключение от знания лишь некоторых предметов класса к знанию о всех элементах класса. Вывод носит вероятностный характер. Виды неполной индукции: а) популярная - при ее применении не используется научная или статистическая методология; б)научная – индукция, основанная на выявлении причинной связи между явлениями. Для вскрытия причинной связи между предметами и явлениями используются различные методы индуктивного исследования. Причинная связь – такая объективная связь между двумя явлениями, когда одно из них вызывает другое. Всего выделяют пять методов установления причинных связей: 1. Метод единственного сходства: его суть состоит в сопоставлении различных фактов и выявлении в них сходства в том или ином отношении. Схема метода сходства: При условиях АВС возникает явление а При условиях АDE возникает явление а При условиях AFQ возникает явление а Вероятно, обстоятельство А есть причина а.
2. Метод единственного различия: его суть состоит в том, что сходные во многих отношениях предметы или явления могут и отличаться друг от друга, а с этим различием могут быть связаны наличие или отсутствие тех или иных следствий. Схема метода различия: При условиях АВС возникает явление а При условиях ВСD не возникает явление а Вероятно, обстоятельство А есть причина а.
3. Соединительный метод сходства и различия: если два случая возникновения исследуемого явления сходны в том, что в них присутствует одно и тоже обстоятельство, а два и более случая невозникновения явления сходны в том, что в них отсутствует одно и то же обстоятельство, то можно с некоторой степенью вероятности заключить, что это обстоятельство, в котором разнятся оба ряда случаев, есть причина исследуемого явления. Схема метода сходства и различия: АВС вызывают явление а МКВ вызывают явление а АС не вызывают явление а МК не вызывают явление а Вероятно, В является причиной а. 4. Метод сопутствующих изменений: изменяя одно обстоятельство, мы наблюдаем, какие изменения ему сопутствуют. Схема метода сопутствующих изменений: При условиях А1ВС возникает явление а1 При условиях А2 ВС возникает явление а2 При условиях А3 ВС возникает явление а3 Вероятно, обстоятельство А есть причина а. 5. Метод остатков. Схема метода остатков: ABC вызывает «q», «x», «y», «z» A вызывает q В вызывает x C вызывает y По- видимому, есть «D», который вызывает z Пример: «В прошлом веке считали, что животным для поддержания жизни необходимо потреблять лишь белки и соли. Это положение опроверг в 1880 г. русский доктор Лунин Н.И. Он проделал опыт: одну группу мышей он кормил обычной пищей, а другую очищенными белками (обстоятельство В) и солями (обстоятельство С). Мыши второй группы через некоторое время погибли. Лунин сделал вывод, что кроме жиров и белков нужно что-то еще. Затем, этот недостающий компонент был открыт. Им оказались витамины (обстоятельство А)». Решение: Схема рассуждения: Обстоятельства, предшествующие явлению: Явление: А, В,С Жизнь есть. - , В,С. Жизни нет. Значит, обстоятельство А (витамины) – причина явления (жизнь). Ответ: Метод единственного различия. Какой вид аналогии по характеру выводного знания (строгая, нестрогая, ложная) представляют следующие примеры: Теория: Умозаключение по аналогии. Если дедукция — движение мысли от общего к частному (или единичному) случаю, конкретизация общего положения (закона) к отдельному или нескольким случаям, а индукция — движение мысли от единичного или частного к общему, суммирующему все эти случаи, то традукция — это движение мысли от общего к общему, от частного к частному, от единичного к единичному. Традуктивными умозаключениями являются умозаключения отношения и умозаключения по аналогии: Пять больше трех Три больше двух Пять больше двух Москва севернее Воронежа Воронеж севернее Новочеркасска Москва севернее Новочеркасска В обладает признаками абсд С обладает признаками абс С обладает и признаком д Умозаключения по традукции основываются на двух общих, присущих миру отношений между предметами, явлениями, процессами, свойствах: на тождестве и на сходстве. Эти свойства закреплены в известных аксиомах математики и формальной логики (особенно современной), и в одинаковой степени относятся к рассуждениям о соразмерности по величине, о соразмерности в пространстве, во времени и пр. Использование традукции требует особого внимания в том случае, когда мы имеем дело с одним и тем же предметом, но по-разному называемому, или в разное время, в разные периоды его существования рассматриваемому. Для предотвращения ошибочных традуктивных заключений в таких случаях, надо тщательно исследовать признаки предмета и отличать те, которые отражают его природу (сущность), от тех, которые вызваны условиями времени и обстоятельств места, в котором оказался данный предмет, т.е. нужно быть хорошим специалистом в той предметной области, относительно которой умозаключают по традукции. В структурном отношении традуктивные умозаключения также, как и дедуктивные, состоят из двух посылок и вывода. По характеру выводного знания аналогия бывает строгая, нестрогая, ложная. Строгая аналогия Характерным отличительным признаком строгой аналогии является наличие необходимой связи между сходными признаками и переносимым признаком. Схема строгой аналогии такая. Предмет А обладает признаками а, b, с, d, e. Предмет Б обладает признаками а, b, с, d. Из совокупности признаков a, b, с, d необходимо следует е. Предмет В обязательно обладает признаком е. Строгая аналогия применяется в научных исследованиях, в математических доказательствах. Например, формулировка признаков подобия треугольников основана на строгой аналогии: «Если три угла одного треугольника равны трем углам другого треугольника, то эти треугольники подобны» (подобие — вид аналогии). Нестрогая аналогия В отличие от строгой аналогии нестрогая аналогия дает не достоверное, а лишь вероятное заключение. Для повышения степени вероятности выводов по нестрогой аналогии следует выполнить ряд условий: 1) число общих признаков должно быть возможно большим; 2) необходимо учитывать степень существенности сходных признаков, т.е. сходные признаки должны быть существенными. Аналогия на основе сходства несущественных признаков типична для ненаучного и детского мышления. Дети могут съесть ядовитые ягоды на основе их внешнего сходства со съедобными. Но иногда и на основе чисто внешнего признака можно сделать открытие, как это было в случае открытия алмазов в Якутии; 3) общие признаки должны быть по возможности более разнородными; 4) необходимо учитывать количество и существенность пунктов различия. Если предметы различаются в существенных признаках, то заключение по аналогии может оказаться ложным; 5) переносимый признак должен быть того же типа, что и сходные признаки. Ложная аналогия При нарушении указанных выше правил аналогия может дать ложное заключение, т.е. стать ложной. Вероятность заключения по ложной аналогии равна 0. Ложные аналогии иногда делаются умышленно, с целью запутывания противника, т.е. являются софистическим приемом, или делаются неумышленно, в результате незнания правил построения аналогий или отсутствия фактических знаний относительно предметов А и Б и их свойств, на основании которых осуществляется аналогия. Пример: Предприниматель Иванов обладая немалым исходным капиталом и будучи очень предприимчивым человеком, преуспел на торговом поприще. Глядя на него предприниматель Петров, обладая солидным капиталом и стремлением к успеху , был уверен , что тоже добьется успеха. Решение: Так как связь между признаками (исходный капитал и предприимчивость) настолько велика, что мы можем смело утверждать, что Петров, обладая солидным исходным капиталом и стремлением к успеху, способен его добиться. Здесь строгая аналогия с достаточно высокой степенью вероятности. Ее формула: А обладает признаком a,b,c,d,e В обладает признаками a,b,c,d Из совокупности признаков a,b,c,d, необходимо следует е Предмет В непременно обладает признаком е
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1987)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |