Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Музыкальное занятие как основная форма организации процесса музыкального обучения дошкольников



2019-11-13 311 Обсуждений (0)
Музыкальное занятие как основная форма организации процесса музыкального обучения дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок




Музыкально занятие- основная форма музыкального обучения дошкольников в детском саду

Задачи музыкального воспитания детей реализуются в условиях

специально организованного учебно-образовательного процесса, который осуществляется в разнообразных формах, Как известно, основной формой музыкального обучения дошкольников в детском саду является музыкальное занятие.

В процессе музыкальных занятий педагогом осуществляется большая воспитательная работа, формируется творческое отношение к музыке и музыкальной деятельности.

Благодаря проведённым научным исследованиям, а также опыту, накопленному практикой, методика организации и проведения музыкальных занятий в условиях дошкольных учреждениях достаточно хорошо разработана.

Существенный вклад в развитие вопросов музыкального обучения и воспитания дошкольников внесли исследований профессора Н. А. Ветлугиной и ее учеников (И. А. Дзержинской, А. И. Катинене, А. И. Вейчене, Л. Н. Комиссаровой, М. Ю. Викат, М. А. Медведевой, О. П. Радыновой и др., в которых велся активный поиск новых форм и методов обучения детей на музыкальных занятиях.

Музыкальные занятия имеют свою специфику. Они отличаются от других занятий прежде всего своей структурой. В неё входят сразу несколько видов музыкальной деятельности; слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты.

Музыкальные занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Они объединяют детей общими эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, способствуют формированию основ музыкальной культуры.

2.1. Требования к построению музыкальных занятий.

Построение занятий должно отвечать следующим требованиям:

• учитывать умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;

• устанавливать преемственность развития музыкальных произведений, приобретении необходимых знаний, навыков, умений;

• обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;

• соответствовать учебным задачам и возрастным особенностям детей.

2.2. Структура музыкальных занятий.

Структура музыкального занятия зависит от содержания музыкального материала. Последовательность видов деятельности в занятии может быть различной. Т. е. структура музыкального занятия должна быть вариативной. Её эффективность зависит от:

• содержания учебного материала;

• учебных целей и задач;

• методов обучения;

возрастных и индивидуальных особенностей детей

• от активности педагога, его профессиональных качеств, умения наладить контакт с детьми.

2.3. Виды музыкальных занятий.

В зависимости от содержания занятий и тех учебных и

воспитательных задач, которые на них решаются, музыкальные занятия подразделяются на:

• традиционные;

• доминантные;

• тематические;

• комплексные

• музыкально-тематические.

На каждом из этих типов занятий могут решаться как общие задачи музыкального развития, так и специфические-.

Каждому типу музыкального занятия должна быть свойственна своя

структура, которая включает в себя как внешние, так и внутренние элементы.

К внутренним элементам относится всё, что связано с художественным познавательным процессом (т. е. процесс восприятия музыки и характер усвоения музыкального материала). К внешним элементам- всё, что в условиях занятий способствует проявлению внутренних действий (репертуар, виды музыкальной деятельности, их последовательность, методы и приемы обучения). При этом все элементы тесно взаимосвязаны.

Применение разнообразных типов музыкальных занятий в определенной системе позволяет сделать процесс музыкального воспитания дошкольников более эффективным.

1 вид: Традиционные занятия. (Типовые)

Этот тип занятия является наиболее распространенным и хорошо известным педагогам. Традиционное занятие призвано решать сразу несколько учебно-образовательных задач. В структуре такого занятия фигурируют сразу все или почти все виды музыкальной деятельности. Последовательность их, как уже отмечалось выше, может быть различной.

Традиционные занятия позволяют, экономно используя время, приобщить детей к разным видам музыкальной деятельности, учитывая тем самым различные интересы и потребности ребенка. Во время этих занятий хорошо учитываются психологические особенности дошкольников, их быстрая утомляемость и необходимость переключения с одного вида деятельности на другой. Всё это создает такие условия для проведения занятий, при которых дети мало устают, занимаются с большим интересом и желанием.

Использование традиционных занятий обеспечивает систематичность в обучении, постепенность, последовательность в усвоении учебного материала, в освоении детьми определенных навыков и умений, равномерность в усвоении материала по всем видам музыкальной деятельности.

У традиционного занятия много достоинств, однако, оно не дает педагогу возможность в полной мере реализовать все задачи музыкального воспитания. Слишком частое применение лишь одного этого типа занятий снижает интерес детей и их активность, делает процесс обучения стереотипным, тормозит творческие проявления детей.

2 тип. Доминантные занятия.

В переводе с латинского это слово означает «господствующий». В структуре данного типа занятий господствует или преобладает какой-либо один вид музыкальной деятельности.

Используется этот тип занятий для преодоления отставания детей в том или ином виде музыкальной деятельности.

При разработке доминантных занятий следует исходить из необходимости активизации музыкального развития детей и целенаправленного развития навыков в конкретной виде музыкальной деятельности.

Тем не менее, в таком занятии всегда будет иметь место восприятие музыки. Кроме того, могут привлекаться и другие виды музыкальной деятельности, если это необходимо для реализации поставленных задач. Так, например, в доминантном занятии, где преобладающей является певческая деятельность, может быть предложено задание по драматизации знакомой песни или могут использоваться детские музыкальные инструменты для исполнения детьми знакомых полевок, передачи их ритмического рисунка и т. д.

Использование таких занятий способствует коррекции отставаний детей в тех или иных видах музыкальной деятельность.

Этот тип занятий позволяет осуществлять учебный процесс целенаправленно, выделяя более узкую педагогическую задачу и достигать положительных результатов.

Этот тип занятий проводится примерно один раз в месяц.

3 тип. Тематические занятия.

Отличительной чертой структуры тематических музыкальных занятий является то, что здесь музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой. Такой тип занятий дает возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. Активность детей при этом значительно повышается.

Тематика занятий может быть различной. Тема может быть связана с явлениями окружающей действительности, например, с природными явлениями («Золотая осень», «Осенины», «Зимушка-зима», «Подснежники», «Прилет птиц»).

Выбор тем подсказывают текущие события (например, к юбилею А. С. Пушкина- «Пушкин и музыка», «Знакомство с творчеством С. Прокофьева» и т. д.).

4 тип. Музыкально-тематические занятия.

Темы посвящены особенностям музыкальной речи, музыкального языка. Тема тесно связана с особенностями самой музыки- жанровыми особенностями, формой, средствами выразительности и т. д. («Громкотихо», «Высоко-низко», «Что такое марш», «Три жанра в музыке», «О чем и как рассказывает музыка», «Слушаем, танцуем, поем вальс», «Музыкальные загадки», «Что такое танец»).

5 тип. Комплексные занятия.

Это занятия, на которых общая воспитательная задача реализуется средствами нескольких видов художественной деятельности- художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театральноигровой, художественно-продуктивной- ручной труд, конструирование. В какой-то мере комплексные занятия позволяют реализовать идею комплексного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников.

Структура комплексных занятий, как и структура тематических занятий, определяется одной выбранной педагогом темой. Однако, в отличие от тематических, на комплексных занятиях тема раскрывается средствами разных видов искусства.

Все виды художественной деятельности детей на таком занятии объединены общей темой, единым художественным образом. Это позволяет детям осознать, что один и тот же образ или явление можно выразить разными художественными средствами. Например, образ весны можно почувствовать и в музыке Чайковского или Грига, в стихах Тютчева, Фета, в животных полотнах Саврасова и других художников. Всё это помогает ребенку более осознанно воспринимать художественные произведения. Тематика комплексных занятий может быть самой разнообразной. Это и наблюдения за изменениями в природе («Осень- перемен восемь», «Весну закликаем», «Составим книгу о Зиме», и углубленное знакомство с творчеством композитора, поэта («Болдинская осень», «Есенинские осенины», «Сказка в музыке П. И. Чайковского и т. п.») и изучение народных промыслов («Кружевные сказки», «Незабудковая гжель», и знакомство с народными обрядами, традициями («Сороки», «Апрель-снегогон» и др.).

На таких занятиях дети поочередно занимаются чтением стихов, пением, движениями под музыку, рисованием и т. д.

Комплексные занятия увлекают детей, активизируют их деятельность, создают благоприятное эмоциональное поле и способствуют развитию самостоятельности, творческого мышления.

Комплексные занятия не просты по своей организации, поэтому проводятся нечасто, обычно 3-4 раза в год.

Количество занятий каждого типа должно исходить из их необходимости и целесообразности.

• Заключение

Педагог сам должен планировать проведение тех или иных типов музыкальных занятий в соответствии с учебно-воспитательными задачами, возрастом детей и особенностями каждой конкретной группы, а также уровнем общего и музыкального развития детей.

В условиях системы музыкальных занятий различных типов дети достигают значительно лучших результатов, чем в условиях традиционного подхода. Применение занятий различных структур дает возможность более гибко строить учебный процесс, учитывая уровень развития детей, степень освоения ими программного материала, а также осуществлять индивидуально-дифференцированный подход.

Всё это позволяет преодолеть излишнюю заорганизованность к формализм в построении музыкальных занятий, дает возможность самим педагогам творчески отнестись к организации педагогического процесса.

 

 



2019-11-13 311 Обсуждений (0)
Музыкальное занятие как основная форма организации процесса музыкального обучения дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Музыкальное занятие как основная форма организации процесса музыкального обучения дошкольников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)