Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика форм социально-культурной деятельности в Западной Европе XVII – XVIII вв.



2019-11-13 339 Обсуждений (0)
Специфика форм социально-культурной деятельности в Западной Европе XVII – XVIII вв. 0.00 из 5.00 0 оценок




СИСТЕМА СЕМИНАРОВ

По дисциплине

«Теории и истории социально-культурной деятельности»

СЕМЕСТР

Семинар 1

Дебаты

Социокультурная ситуация в современной России

Дебаты – это обсуждение какой-либо значимой проблемы с формулированием различных точек зрения на нее. Важнейшая особенность дебатов заключается в том, что в их ходе не спорят, а высказывают свою точку зрения, приводя аргументы, выслушивают оппонента, не перебивая, задают оппоненту вопросы только на выяснение его позиции, не вступая с ним в спор.

Студенты группы делятся на две подгруппы, первая из которых выявляет и доказывает положительные аспекты современной социокультурной ситуации, а вторая – негативные.

Дебаты открывает первая команда. Капитан первой команды, выходя на трибуну, заявляет тезисы своей команды. Аналогично поступает вторая команда. Дебаты записываются на видеокамеру, а затем анализируются.

 

Семинар 2

Истоки социально-культурной деятельности в первобытном обществе

Домашнее кейс-задание

Напишите аналитическое эссе на тему «Ритуал инициации как прообраз социализации в древнем обществе».

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика первобытной культуры.

1.1. Значение первобытной культуры для современности.

1.2. Периодизация первобытной эпохи.

2. Духовная культура первобытной эпохи.

2.1. Первобытная религия: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.

2.2. Первобытная мораль.

2.3. Древнейшие формы мифологического творчества и социализация в первобытном обществе.

3. Искусство в первобытном обществе. Истоки СКД.

3.1. Происхождение искусства

3.2. Развитие древнего искусства.

3.3 Синкретизм, наглядность, мифологизм.

Литература

Основная:

1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019).

Дополнительная:

3. Алексеев В. П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.: Высшая школа, 1999.

4. Линс Ю. История древних цивилизаций. – М.–СПб.: АСТ Полигон, 1999.

5. Тайлор Э. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989.

6. Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. - М.: Политиздат, 1986.

 

Семинар 3–4

Формы СКД в античном мире

Вопросы для обсуждения

1. Античная культура как новый этап в истории человечества .

1.1.  Специфические черты античной цивилизации.

1.2. Периодизация античной культуры.

2. Формы СКД в культуре Древней Греции.

2.1. Ритуалы эгейской культуры.

2.2. Градостроительство крито-микенской (ахейской) культуры.

2.3. Становление полисной демократии и агонистика архаической культуры.

2.4. Жизнь по законам красоты и гармонии в полисной Греции классического периода.

2.5. Монументальные формы социализации бытового человека эпохи эллинизма.

3. Специфика СКД в Древнем Риме.

3.1. Специфика форм СКД в Древнем Риме периода республики (базилики, амфитеатры, цирки, термы).

3.2.  Прообраз массовых форм СКД в Римской империи (Колизей, Форум, Капитолий).

3.3  Разность форм СКД в Восточной и Западной частях Римской империи.

Литература

Основная:

1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019).

Дополнительная:

3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2000.

 

Семинар 5

Формы СКД в западноевропейском средневековье

Вопросы для обсуждения

1. Эпоха Средневековья и ее место в историческом процессе.

1.1. Специфические черты средневековья. Роль христианства.

1.2. Средневековье и античность: опыт сравнения.

2. Социум и культура варварских государств.

2.1. «Каролингское» Возрождение: формы СКД.

2.2. Королевство франков: социокультурная деятельность Карла Великого.

3. Романский и готический стили: сходства и отличия.

3.1. Замок как центр светской жизни.

3.2. Монастыри как центр духовной истинной жизни.

4. Готический стиль.

4. Массовые зрелища в эпоху средневековья (карнавал, мистерия и пр. т.п.)

Литература

Основная:

1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019).

Дополнительная:

3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2000.

 

Семинар 6

Рождение национальной самобытности культурной деятельности в эпоху Ренессанса

Вопросы для обсуждения

1. Ренессанс как эпоха возвышения третьего сословия.

1.1. Общая характеристика эпохи Возрождения.

1.2. Реформация как кризис католицизма.

2. Особенности ренессансного искусства. Понятие ренессансного реализма.

2.1. Живопись как художественная доминанта эпохи Ренессанса.

2.2. Рождение личности в литературе эпохи Возрождения. Расцвет интимной поэзии.

2.3. Становление национального театра.

3. Карнавальное мироощущение Ренессанса как выражение кризиса самоидентификации эпохи.

3.1. Феномен карнавала и игры в социально-культурной деятельности Ренессанса.

3.2. Специфика публичных развлечений в эпоху Ренессанса.

3.3. Формы организации досуга и возрожденческая культура повседневности.

Литература

Основная:

1. Барг М. Ренессансное видение мира // Барг М. Эпохи и идеи: становление историзма /Библиотека Гумер. [Электронный документ]. Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/barg/05.php (дата обращения: 15.09.2019).

2. Лосев А.В. Исторический смысл эстетики Возроэжения // Лосев А.В. Эстетика Возрождения /Библиотека Гумер. [Электронный документ]. Режим доступа: https://predanie.ru/book/135428-estetika-vozrozhdeniya/#/toc59 (дата обращения: 15.09.2019).

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса / Электронная библиотека e-libra.ru [Электронный документ]. Режим доступа: https://e-libra.ru/read/97758-tvorchestvo-fransua-rable-i-narodnaya-kul-tura-srednevekov-ya-i-renessansa.html (дата обращения: 15.09.2019) (раздел о массовых карнавальных зрелищах).

4. Публичные развлечения в эпоху Ренессанса / портал «Дилетант» [Электронный документ]. Режим доступа: https://diletant.media/articles/27965805/ (дата обращения: 15.09.2019).

5. Культура повседневности в эпоху возрождения. Статьи о Ренессансе / Ренессанс. [Электронный документ]. Режим доступа: https://renesans.ru/articles/08.shtml (дата обращения: 15.09.2019).

Дополнительная:

6. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2000.

 

Семинар 7–8

Специфика форм социально-культурной деятельности в Западной Европе XVII – XVIII вв.

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика XVII века в истории Западной Европы как феномена переходного периода.

1.1. Экономический, социальный, политический и духовный аспекты западноевропейского кризиса XVII в. Войны XVII века.

1.2. Контрреформация и расцвет науки в XVII веке.

1.3. Специфика новой концепции мира XVII века. Человек как «мыслящий тростник» (Б. Паскаль).

2. Барокко и классицизм как ведущие направления творчества и искусства XVII века.

2.1. Характеристика барокко и классицизма как художественных направлений.

2.2. «Низовое» и «высокое» барокко как художественное проявление сословной иерархии. Понятие о «маринизме», «гонгоризме» и «прециозной литературе».

2.3. Живопись XVII века как сфера досуга и профессия (фламандская, голландская школы живописи, испанская живопись). Развитие жанра портрета.

2.4. Становление театра классицизма в абсолютистской Франции. Версаль как «приют всех искусстве» и репрезентация элитарной культуры.

3. XVIII век как культурно-историческая эпоха.

3.1. Социально-экономические и политические доминанты XVIII века в государствах Западной Европы.

3.2. Ведущие философы эпохи Просвещения. Основные социальные принципы просветительской философии. Просветительский миф о человеке и концепция «общественного договора».

3.3. «Энциклопедия, или Толкового словаря искусств, наук и ремесел» как буржуазная сакрализация науки.

3.3. Просвещение и Великая французская революция. Экспериментальные формы СКД в период Французской революции.

4. Неоклассицизм, рококо, просветительский реализм, сентиментализм как ведущие направления искусства эпохи Просвещения.

4.1. Стиль рококо как выражение образа жизни французской аристократии.

4.2. Литература как доминантное искусство эпохи Просвещения. Жанры романа воспитания и просветительской повести.

4.3. Живопись и архитектура эпохи Просвещения.

4.4. Музыка эпохи Просвещения: доминанта барокко (Бах, Гендель, Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен).

4.5. Развитие декоративно-прикладного искусства в стиле рококо.

Литература

Основная:

1. Барг Г. Философская история Просвещения. Гносеологический скептицизм. Становление историзма. Научная революция // Барг Г. Эпохи и идеи /Библиотека «Гумер» [Электронный документ]: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/barg/07.php (дата обращения: 17.10.2019).

2. Культура и искусство 17 века /Арт-планета: художественно-исторический мезей. [Электронный документ]: http://smallbay.ru/article/seventeenth_century_art.html (дата обращения: 17.10.2019).

3. Ротенберг И. Искусство 17 века // Всеобщая история искусств. М., 1964. Том 4. [Электронный документ]: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st002.shtml (дата обращения: 17.10.2019).

Дополнительная:

4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2000.

Семинар 9–10



2019-11-13 339 Обсуждений (0)
Специфика форм социально-культурной деятельности в Западной Европе XVII – XVIII вв. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика форм социально-культурной деятельности в Западной Европе XVII – XVIII вв.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)