Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание как социализация человека.



2019-11-13 161 Обсуждений (0)
Воспитание как социализация человека. 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 1

План

Педагогика – наука, практическая деятельность, учебная дисциплина.

Основные категории педагогики: обучение, воспитание, образование, развитие.

Система педагогических знаний.

Связь педагогики с другими науками.

 

Педагогика– от греческого слова «paida gogos» – педагог, что означает «дитя веду». Детоведение, а со временем, – человековедение.

Педагогика в качестве педагогической деятельности возникла вместе с человеческим обществом.

Цельпередача накопленного опыта от отца к сыну, азатем – от одного поколения к другому.

Воспитание и обучение в этот период не составляли специфической области профессиональной деятельности людей.

Знания людей об окружающем мире положили начало развитию науки. Это привело к возникновению учебно-воспитательных учреждений и людей, профессией которых стало обучение и воспитание детей.

Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную профессиональную отрасль, возникла необходимость в обобщении опыта педагогической деятельности. Это стало основой для появления педагогической теории [науки], а позже – педагогики как учебной дисциплины, которая рассматривала основы профессиональной подготовки учителей и воспитателей.

Педагогика существует в единстве трех своих ипостасей:

- как педагогическая теория (наука),

- педагогическая деятельность (практика) и

- как учебная дисциплина.

Дополняя друг друга, каждая из них имеет свои особенности. Сравним их на уровне:

- субъекта (кто выполняет деятельность),

- объекта (что изучается, исследуется),

- предмета (на что направлены действия педагога) и

- результата педагогических усилий (ради чего они осуществляются).

Таблица. 1

Педагогика как Субъект Объект Предмет Результат
Педагогическая теория (наука) Педагог-ученый Вся педагогиче-ская действитель-ность. Исследование связей между элементами педагогической действительности Педагогические знания: законы, закономерности, принципы, теории и пр.
Педагогическая деятельность (практика) Педагог – учитель, воспита-тель Обучение и воспитание детей Усвоение педагогических знаний и применение их на практике Личность ученика, его обученность и воспитанность
Учебная дисциплина Препода-ватель. Педагоги-ки Педагогиче-ская теория и практика Формирование профессионально-педагогических знаний и умений Учитель-профессионал

Педагогиканаука об обучении, воспитании и образовании. Традиционно к ним добавляют еще и развитие.

1. ОБУЧЕНИЕ.

Обучение = преподавание + учение

Она указывает на двусторонность процесса обучения и содержит в себе три компонента его определения:

·преподавание как передачу социального опыта;

·учение – как его усвоение

·" + " – как взаимодействие между ними.

Отсюда вытекает, что

Обучение – это взаимодействие преподавания и учения (учителя и ученика) с целью передачи и усвоения социального опыта

Двусторонность процесса обучения характеризуется неразрывным единством преподавания и обучения, когда одно не существует без другого.

 

2. ВОСПИТАНИЕ – это взаимодействие воспитателя и воспитанника сцелью …. Для определения целей воспитания рассмотрим три подхода к воспитанию:

·воспитание как формирование личности,

·как ее социализация,

·как внутренняя потребность самого ребенка.

1.Воспитание как формирование личности.

Цель – формирование личности.

Личность – совокупность отношений, второй уровень цели формирование отношений.

Основные из них:

- к себе,

- к людям (к старшим, ровесникам, младшим; к знакомым и незнакомым и пр.),

- к деятельности (учебной, трудовой, бытовой, спортивной, культурно-массовой и пр.),

- к ценностям (материальным и духовным),

- к природе (живой и неживой) и т.д.

Каждое из этих отношений имеет свои качественные характеристики. Эти качества выступают как качества личности или личностные качества. Поэтому третий уровень цели формирование личностных качеств.

Воспитание как социализация человека.

Цель подготовка к самореализации в основных сферахжизнедеятельности (семья, работа, общество, досуг).

В каждой из этих сфер человеку предстоит выполнять соответствующие социальные роли.

Поэтому цель второго порядка: формирование социальных ролей. Каждая социальная роль представляет собой совокупность социальных связей, которые формируются в результате социальных контактов (цель третьего порядка).

3. Воспитание как внутренняя потребность ребенка. Этот подход вытекает из анализа термина "вос+питание", то есть многократное питание:

- ума (умственное),

- души (эстетическое и нравственное) и

- тела(физическое воспитание),

- которое происходит в процессе труда ума, души и тела (трудовое воспитание).

Как физическое тело требует материальной пищи, так душа требует духовной, а ум – интеллектуальной. Если указанные потребности не удовлетворяются, то появляется недостаток, который нужно восполнить (вос+питать), а не бороться с ним, как принято. Отсюда вытекает цель и основной путь воспитания: восполнение недостатков.

 
 
Воспитание – это взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью формирования личности для самореализации в основных сферах жизнедеятельности путем восполнения недостатков

 

3.ОБРАЗОВАНИЕ мы рассматриваем как процесс и результат обучения и воспитания. В виде формулы это выглядит следующим образом:

Образование = обучение + воспитание

 

Образованность выступает как интегративное качество личности, объединяющее в себе обученность и воспитанность.

Образование можно систематизировать по ряду признаков:

· по уровню образованности начальное, среднее, высшее;

· по профессиональной направленности: медицинское, педагогическое, юридическое и пр.;

· по профилю: гуманитарное, техническое, естественнонаучное;

· по полноте: законченное и незаконченное;

· по значимости: основное (дипломное) и дополнительное (последипломное).

Основные пути приобретения образования – это обучение в соответствующих учебных заведениях и самообразование.

4. РАЗВИТИЕ. В приложении к педагогике:

 

Развитие – это процесс качественных и количественных изменений, происходящих в организме, сознании и поведении человека под воздействием окружающей среды в результате разрешения внешних и внутренних противоречий

 

В зависимости от развивающейся сферы личности, развитие бывает:

· физическим, если развивается организм (рост, вес, костно-мышечная система и пр.);

· психическим, когда речь идет о развитии нервной системы и психических функций (мышление, память, внимание и пр.);

· нравственным, когда совершенствуются нравственные характеристики человека и общества;

· эстетическим, которое развивает эстетические качества, формирует эстетический вкус и пр.

Циклы развития: эволюционныепериоды и революционные.

Периоды эволюционного развития человеканазываются возрастными этапами.

В истории и теории педагогики известны несколько вариантов возрастной периодизации. Наиболее распространенным из них является следующий:

· до одного года – младенческий возраст;

· до трех лет – преддошкольный;

· до шести (семи) – дошкольный;

· 1 – 4 классы – младший школьный;

· 5 – 9 классы – средний школьный (подростковый);

· 10 – 11 классы – старший школьный (юношеский).

 

Категории педагогики (обучение, воспитание, образование и развитие) взаимосвязаны и взаимозависимы. Схематически это выглядит следующим образом:

 

 

Представленная схема характеризует собой целостность педагогического процесса на категориальном уровне. Она показывает взаимосвязь, взаимозависимость и единство рассмотренных категорий.



2019-11-13 161 Обсуждений (0)
Воспитание как социализация человека. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание как социализация человека.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)