Схема подготовки и принятия решения
Содержательный модуль 2. ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Тема 8. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ План Понятийный аппарат. Управление – структура и процесс. Принципы управления. Методы управления. Функции управления. - анализ и планирование, - организация и контроль, - координация и стимулирование. Методы руководства. Стили руководства: - авторитарный, - либеральный, - демократический. Факторы эффективности управления. Образовательное учреждение как система. Структура системы. Функции подсистем системы. Системный подход в управлении.
(Педагогика - Учебное пособие (Пидкасистый П.И.) Понятийный аппарат. Понятие «управление» относится к числу наиболее общих, наиболее универсальных понятий; оно охватывает и социальное управление, и управление биологическими процессами, и управление различного рода машинами, механизмами. В самом общем виде управление – процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов. Научные основы управления – это система научных знаний, составляющих теоретическую базу практики управления. Научное управление системой образования – систематическое, планомерное сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня на все ее звенья (от министерств до школ, дошкольных и внешкольных учреждений) в целях обеспечения воспитания подрастающих поколений. Научные основы управления состоят из двух частей: - теории управления и - конкретных управленческих наук об элементах, функциях и аспектах управления. Предмет теории управления составляют законы управления как целостного, комплексного общественного явления. Управление в статике – структура, в динамике – процесс. Структура – это система органов управления. Каждый из них также имеет свою внутреннюю структуру. Процесс управления – это функционирование органов и работников управления. Его можно характеризовать с разных точек зрения – содержания, организации, технологии. Содержание процесса управления определяется сущностью управления, его целями, принципами, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления. Принципы управления – это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. Сущность управления достаточно полно и всесторонне отражают следующие принципы управления: - сочетание коллегиальности и единоначалия; - сочетание в управлении государственных и общественных начал; - научность, неразрывная взаимосвязь теории и практики; плановость; - системность и комплексность; - эффективность, ориентация на конечные результаты. Между принципами и методами управления существует тесная взаимосвязь. Методы – это пути, способы реализации принципов управления, достижения намеченных целей. Принципы социального управления не выбирают по своему усмотрению – ими руководствуются на любом уровне управленческой иерархии, в любом учреждении; они являются обязательными, всеобщими. Методы управления также существуют объективно, их нельзя произвольно придумать, изобрести, они вытекают из принципов управления, обусловлены ими. Однако методы управления в отличие от принципов более вариативны, предполагают определенную свободу выбора – к достижению намеченной цели могут вести различные пути. Методы управления не следует отождествлять с методами руководства. Управление охватывает совокупность взаимоотношений между людьми, которые складываются в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений. Функции управления: - планирование, - организация, - контроль. Руководители органов народного образования в основном осуществляют управление подведомственными учреждениями. В школе директор также осуществляет функции управления, он планирует работу школы, организует учебно-воспитательный процесс, контролирует – все это очень важно, опасно приуменьшать значение функций управления. Но еще опаснее преувеличивать их роль, превращать в самоцель. Формально воспринимая управленческие функции, некоторые директора школ понимают управление как командование, распорядительную деятельность, увлекаются поисками сложнейших форм планирования, ужесточают контроль, доводят службу информации до ежедневных рапортичек, отчетов, увлекаются изданием приказов и указаний, – фактически ставят себя над процессом, над коллективом. Основы управления в педагогике – это создание условий для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Директор обязан обеспечить высокий уровень планирования, организации, контроля, но, прежде всего, директор – соучастник педагогического процесса, соответчик, он непосредственно участвует в работе школьного коллектива по обучению и воспитанию детей, он постоянно работает с людьми: учителями, учащимися, родителями детей. Управлять можно процессами, людьми можно только руководить. Руководители школы осуществляют управление, но при этом они участвуют в осуществлении управленческих решений, не только планируют, но лично шаг за шагом выполняют эти планы: прежде всего создают должный психологический микроклимат, творческую обстановку в коллективе, проявляют не только максимум требований, но и подлинную заботу о настроении учителя, его здоровье, условиях работы, они подготавливают мероприятия, работают с активом ребят, они в самой гуще событий. Возьмите лучших директоров школ: А.С. Макаренко, В.Н. Сороку-Росинского, С.Т. Шацкого, И.К. Новикова, В.А. Сухомлинского, в их деятельности управленческие функции занимают где-то небольшую часть времени и усилий, более того, и эти функции они выполняют не формально, не изолированно: они застрельщики всех событий, организаторы основных начинаний, мозговой центр школы, они постоянно в поиске, в работе с учителями, учениками, родителями. «Управлять» легче: указывать, распоряжаться, принимать решения, а потом обвинять и наказывать... Руководить гораздо сложнее! Администрирование ведет к распаду, педагогическому фиаско. Термин «руководство» ближе к педагогической действительности. Методы управления – это способы воздействия того или иного звена системы управления на другие, нижестоящие звенья или управляемые объекты для достижения намеченных целей управления. Методы руководства – способы воздействия на людей, реализующих, претворяющих в жизнь эти цели. Искусство руководства, умение быстро принимать наиболее правильные решения в условиях неопределенности, недостатка нужной информации играют большую роль в управлении любым объектом, но особенно велик их удельный вес в работе руководителей образовательных организаций, отделов образования. В процессе обучения и воспитания учащихся ежедневно и ежечасно возникают разнообразные, часто непредвиденные ситуации, для решения которых нет готовых рецептов. Заранее предвидеть, учесть все факторы, все переменные, которые воздействуют на формирование личности, практически не всегда возможно. Управление учебно-воспитательным процессом во всем его многообразии нельзя втиснуть в рамки даже самых искусно придуманных планов, графиков, схем, поэтому часто приходится принимать решения, опираясь не только на знание основных положений теории управления, но и на практический опыт работы, на педагогический такт. Стиль руководства зависит как от объективных факторов (условия работы, специфика решаемых задач, уровень развития коллектива), так и от факторов субъективных (особенности личности руководителя, степень его подготовленности и т.д.). Вопрос о методах руководства тесно связан с вопросом о стиле работы, который представляет собой совокупность наиболее типичных для данного лица методов решения тех или иных задач и проблем, возникающих в процессе руководящей деятельности. Специалисты в области теории управления и социальной психологии выделяют три основных стиля руководства: - авторитарный, - либеральный, - демократический. Конечно, любой из этих стилей редко встречается в чистом виде, на практике существует множество оттенков, переходных форм, однако каждый руководитель «тяготеет» к тому или иному стилю. Авторитарный стиль основан на широком использовании в первую очередь административных методов. Руководитель-автократ часто принимает решения единолично, без учета мнения общественных организаций и подчиненных. Он уверен в своей непогрешимости, возлагает особые надежды на силу приказа, стремится сконцентрировать в своих руках всю полноту власти, считая нецелесообразным передачу части своих полномочий работникам аппарата управления. Нередко стремление к автократическим методам руководства ведет к волюнтаризму и бюрократизму, к принятию необоснованных решений, порождает у подчиненных формальное отношение к своим обязанностям, толкает на работу ради «галочки», ради «дутых» процентов и мнимого благополучия. Однако было бы неправильно считать авторитарный стиль «абсолютным злом». Бывают ситуации, когда применение автократических методов в качестве временной меры оказывается вполне оправданным, – недостаточная компетентность подчиненных, отсутствие единого сплоченного коллектива, наличие серьезных недостатков в работе аппарата и подведомственных учреждений, т.е. недостатков, для устранения которых нужны решительные и безотлагательные меры. Либеральный стиль характеризуется отсутствием целенаправленной и эффективной системы руководства. Руководитель либерального стиля обычно боится ответственности за последствия принимаемых решении, стремится укрыться за ширмой безбрежной коллегиальности, бесконечных обсуждений, увязок, согласований. Он не умеет проявлять должную принципиальность и требовательность, зачастую отказывается от ранее принятых решений, не имеет собственного мнения. В лучшем случае руководитель либерального стиля бесполезен (вопросы решаются без его активного участия), в худшем – он может причинить делу серьезный ущерб, развалить работу аппарата. В наибольшей степени принципам управления соответствует демократический стиль руководства, который основан на правильном сочетании коллегиальности и единоначалия, предполагает активное участие общественных организаций, всех учителей в принятии управленческих решений в школе. Решение вопросов управления зависит от умения руководителей образовательных учреждений и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от способности создать необходимые условия для внедрения НОТ в школе, от взаимоотношений, сложившихся в коллективе, от активности преподавателей и учащихся в учебной и воспитательной работе. В небольших школах, где всего 5-6 учителей, директор непосредственно управляет всеми работниками школы. В наиболее крупных школах действует линейная система. Директор осуществляет руководство через своих помощников. В вузах и крупных комплексах действует функциональная система управления: есть учебная часть, ведающая учебной работой, научная часть, руководящая научными исследованиями преподавателей, хозяйственная часть, обеспечивающая финансами, мебелью, пособиями для учебно-воспитательного процесса. Успех управления при системном подходе зависит от: - планирования работы школы, правильной постановки, ранжирования по степени важности целей учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов; - расстановки кадров и установления связей между подсистемами и «дирижирования» этими связями; - налаживания системы оперативной информации внутри образовательной и эффективности обратной связи; - глубины и всесторонности педагогического анализа и своевременной помощи с целью предупреждения или скорейшей ликвидации недостатков; - создания условий для внедрения НОТ в практику работы всех сотрудников и учащихся; - наличия необходимого психологического микроклимата в коллективе; - квалификации и опыта руководителей школы и системы повышения педагогического мастерства и профессиональной подготовки преподавателей. Образовательное учреждение отвечает всем требованиям сложной динамической системы. Оно характеризуется известной структурной сложностью, большой длительностью множества совершающихся в нем взаимодействующих переходных процессов, сложностью и многообразием задач и целей. В нем четко выделяются три главные взаимосвязанные стороны; функциональная, структурная и информационная. Любая система – это совокупность взаимодействующих между собой компонентов, функциональная активность которых направлена на достижение поставленных целей. Образовательное учреждение как система представляет собой единство различных внутренне связанных и находящихся в существенной зависимости компонентов, каждый из которых обычно входит не в одну, а в несколько смежных систем. Структуру системы можно представлять по-разному. Образовательное учреждение как система полиструктурно. Его можно подразделить на подсистемы, а последние – на элементы. Элемент – это компонент или звено учебно-воспитательного процесса, внутренняя система которого не берется во внимание. Однако в процессе управления учитываются его существенные характеристики, оказывающие влияние на другие элементы или на всю систему. Образовательное учреждение делится на две главные взаимодействующие системы (подсистемы) - управляемую и управляющую, которые в свою очередь подразделяются на более мелкие системы (или подсистемы). Управляющая система в школе представляет собой сочетание административно-хозяйственных звеньев и различных органов функционального проявления педагогического и ученического коллективов. Каждый, входящий в управляющую систему элемент, является в то же время его структурообразующей частью. Управляемая система представляет единство входящих в нее систем (или подсистем) учебной, воспитательной, методической, внешкольной работы, финансово-хозяйственного обслуживания и др., которые в свою очередь представляют совокупность элементов, каждый из которых можно рассматривать в качестве самостоятельной системы. В управляемой и управляющей системах существует сложная зависимость части от целого и целого от его части. В процессе целенаправленного воздействия на учебно-воспитательный процесс возникают отношения не только между управляющей и управляемой системами, но и внутри каждой из них. Каждый из элементов существует, функционирует и развивается на основе целей и задач системы в целом. Система выше суммы ее слагаемых элементов. В то же время и каждый отдельный элемент в системе приобретает новое качество и значение. Кроме функционального взаимодействия между системами и их составляющими элементами существуют внешние воздействия, положительно или отрицательно влияющие на учебно-воспитательный процесс. Анализ ОУ как системы показывает, что оно отличается непрерывной сменой состояний, изменением характера связей между элементами, обусловленных целями и задачами учебно-воспитательного процесса в каждой возрастной группе учащихся. Применительно к ОУ управление есть воздействие, основанное на научных принципах и методах и направленное на оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего наиболее полное соответствие достигнутых результатов с поставленной целью. К основным функциям управления относятся: - анализ и планирование, - организация и контроль, - координация и стимулирование. Анализ есть тот фундамент, на котором держится вся система планирования и организации учебно-воспитательного процесса. Планирование, как одна из важнейших функций управления, включает в себя определение наиболее приемлемых путей достижения поставленных целей. Оно призвано порождать планы, проекты, программы, стандарты, эталоны, критерии и т.д. Организация есть формирование и установление относительно устойчивых отношений в управляемой и управляющей системах, действующих и развивающихся как одно целое. Она призвана порождать структуру ОУ как организации, порядок, режим, содержание работ и заданий. Координация предполагает высокую оперативность в установлении гармонии между всеми звеньями и направлениями учебно-воспитательного процесса, между управляющей и управляемой системами, изменение отношений, мотивации, вовлеченности в работу, рост творческой активности. Контроль – это активная стадия процесса управления, когда сопоставляются достигнутые результаты с тем, что было запланировано. Основой всей системы контрольных измерений (количественных и качественных) является обратная связь. Можно даже утверждать, что контроль призван порождать знания о положении дел, их корректировку по отношениям от желаемого направления и уровня. Стимулирование – это система мер, направленных на создание творчески работающего педагогического коллектива и активную целенаправленную деятельность учащихся. Учебно-воспитательный процесс может протекать с разной степенью эффективности. Многое зависит и от того, насколько целеустремленно и квалифицированно создаются благоприятные условия для оптимального и согласованного функционирования всех компонентов и звеньев учебно-воспитательного процесса по умственному развитию, физическому и трудовому, нравственному и эстетическому воспитанию школьников и т.п. Важнейшей закономерностью управления является единство по конечным целям и задачам административного, педагогического, семейного и общественного воздействия и процесса формирования личности. Для проявления этой закономерности очень важна координация действий школы, семьи и общественности. Между ними существует множество связей, и эти связи должны быть включены в процесс воспитания подрастающего поколения. Это означает, что каждый управленческий акт, проявляясь в своих специфических формах и методах, должен быть проникнут педагогической целесообразностью, опираться на соответствующую систему управления и соответствовать не только конкретной задаче, но и всему комплексу учебно-воспитательных задач. В современной теории управления особое место занимает так называемый системный подход. Он предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем в соответствии с ней формируются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются пути и сроки их решения, распределяются силы, выделяются средства, организуется работа, осуществляется контроль и коррекция. Схематически системный подход можно представить в виде следующей цепочки: цель – ресурсы – план – решение – реализация – контроль – коррекция. Для наглядности изобразим это на схеме (стр. 527).
Принятие решения. В системе управления важное место занимает так называемое управленческое решение. От решений руководителя школы зависит вся деятельность школьного коллектива. Решения необходимо тщательно продумывать, взвешивать все возможные последствия, четко ставить цели и продумывать пути их исполнения. Это могут быть организационно-административные решения, рассчитанные на длительный период, стратегически важные и определяющие деятельность практически всего коллектива школы. К таким решениям относятся: - планирование работы школы, - распорядок; инструкции, - правила, - Уставы, - методические рекомендации, - длительные поручения. Это могут быть решения кратковременного воздействия: приказы, указания, советы, предложения. Второй вид решений: экономические, связанные с материальным обеспечением школы. Это договор об аренде, правила создания платных дополнительных услуг, организация трудовых лагерей, цехов, кооперативов. Составление смет, работа со спонсорами и т.д. Третий вид решений: социально-психологические, связанные с моральным воздействием. Это благодарности, выговора, а также материалы и рекомендации по изучению, описанию и внедрению передового опыта. Вот примерная схема подготовки решения (см. стр. 528). Системный подход к управлению школой Схема подготовки и принятия решения
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |