ОБУЧЕНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Содержательный модуль 2. ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Тема 6. ДИДАКТИКА КАКПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ План Понятийный аппарат. Объект и предмет дидактики. Обучение как объект дидактики. Противоречия – движущие силы процесса обучения. Виды обучения Исторически сложилось так, что наряду с термином "педагогика" долгое время в том же значении использовался термин "дидактика". В научный обиход его впервые ввел немецкий педагог В. Ратке (1571 – 1635), назвав курс своих лекций "Краткий отчет из дидактики или искусство обучения Ратихия". В этом же значении пользовался данным понятием и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670), опубликовавший в 1657 году знаменитый труд "Великая дидактика". Всеобщее искусство всех учить всему. Чаще всего дидактику определяют как теорию образования и обучения, а обучение как путь образования. В процессе обучения происходит образование, воспитание и развитие.
Обучение в дидактике выступает объектом изучения и объектом конструирования.В соответствии с этим дидактика, получая новые знания о педагогических явлениях, их сущности и закономерностях, выполняет научно-теоретическую функцию, а переходя от изучения дидактического явления к конструированию нового или усовершенствованию и преобразованию уже известного, - конструктивно-техническую. Объектом дидактики является процесс обучения как передача социального опыта от одного поколения к другому. Дидактика как педагогическая теория обучения должна ответить на вопрос чему учить, что передавать от поколения к поколению(содержательная сторона обучения), и как это делать (процессуальная). Если же рассмотреть отношения, реализующиеся в обучении, с педагогической точки зрения (с позиции целенаправленной деятельности по передаче и усвоению социального опыта), то главным и специфическим окажется отношение между преподаванием (передачей социального опыта) и учением (его усвоением). Учебный материал при этом выступает как основное средство взаимодействия учителя и ученика, преподавания и учения. Поэтому предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности учащихся). Характерной чертой современной дидактики является необходимость рассмотрения обучения в единстве с воспитанием. Обучаясь, ученик не только усваивает знания и умения, но и формирует собственное отношение к ним, к учебному процессу, к совместной познавательной и коммуникативной деятельности, к изучаемому предмету, к школе, к учителю и т.д., то есть, воспитывается. Дидактика, как и любая наука, имеет свой категориальный аппарат, состоящий из основных понятий науки. Она оперирует · специфическими понятиями, присущими вначале ей, а затем уже другим дисциплинам: преподавание, учение, учебный предмет, учебный материал, метод обучения, учитель, ученик, урок и т.д.; · философскими категориями: сущность, явление, противоречие, движущая сила, причина, следствие и т.д.; · общепедагогическими: педагогика, воспитание, педагогический процесс, педагогическая действительность и пр.; · понятиями, заимствованными у смежных наук: мышление, развитие, усвоение, запоминание и пр., пришедшими в дидактику из психологии, система, обратная связь, алгоритм – из кибернетики и т.д.
ОБУЧЕНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Понятие «обучение» является центральной категорией дидактики, так как описывает объект ее исследования.
ОБУЧЕНИЕ – это процесс взаимодействия преподавания и учения (учителя и ученика) с целью передачи и усвоения социального опыта
Его двойственность заключается в единстве · преподавания и учения, где преподавание выступает как управление учением; · содержательной и процессуальной сторон (чему и как учить); · обучения и воспитания в каждом элементе учебного процесса. Методологической основой обучения являются · философия познания (гносеология); · теория управления; · психологическое учение о высшей нервной деятельности и психических функциях человека. Гносеология рассматривает познаниекак вечное и бесконечное приближение к истине, происходящее путем возникновения и разрешения противоречий. Это указывает на движущие силы познания, которые материализуются в обучении в виде внешних и внутренних противоречий. Внешние противоречия разворачиваются как противоречия избранной системы с окружающим миром. В качестве такой системы может выступать сам процесс обучения, его компоненты и участники. Например, противоречия между: · потребностями общества и возможностями школы, учителя, ученика; · требованиями учебных программ и возможностями ученика; · познавательными потребностями школьника и возможностями окружения их удовлетворить и др. Внутренние противоречия характеризуют движение к истине внутри избранной системы. Если в качестве таковой выступает ученик, то это могут быть противоречия между: · знанием и незнанием; · знанием и умением его применить; · потребностью в знаниях и опытом познавательной деятельности; · мотивами учебной деятельности и ее результатами и пр. Разделение противоречий на внешние и внутренние носит относительный характер. Их относительность определяется уровнем системы, лежащей в основе. Так, противоречие между преподаванием и учением относительно ученика будет внешним, а относительно учебного процесса – внутренним. Кроме того, диалектика дает обучению индуктивный и дедуктивный пути познания. Практика обучения дополняет перечень путей познания традуктивным, который заключается в организации деятельности по аналогии. Основной алгоритм познания, представленный известной формулой «от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике …», реализуется в обучении в виде следующих компонентов: 1) восприятие действительности органами чувств; 2) переведение полученных образов посредством мышления в абстракции (слова, схемы, понятия и пр.); 3) применение полученных знаний на практике. Стоит отметить, что практике в философии познания отводится особое место. Она выступает не только как результативный этап познания, но и как критерий истины. В обучении это подчеркивает неразрывную связь теории с практикой и направленность теоретических изысканий на совершенствование практики обучения. Термин «познание» в дидактике бифункционален. Он используется для определения познания в науке и познания в обучении. Сравнительный анализ показывает, что это не одно и то же.
Рассмотренная выше категория познания лежит в основе учения – деятельности ученика. Она определяет, как подрастающий человек познает мир. В основе же преподавания, как управления учением, лежит теория управления. Управление любым процессом предполагает поэтапность и цикличность управленческих действий, соответствующих его функциям. В процессе обучения это реализуется в виде следующих этапов: 1) изучение дидактического явления, его анализ, выявление недостатков, требующих восполнения; 2) планирование развития изучаемого явления на содержательном и технологическом уровнях; 3) осуществление запланированного; 4) контроль за ходом и результатами процесса, определение его эффективности; 5) коррекция процесса для получения более значимых результатов; 6) далее – циклический повтор. Это можно выразить следующей формулой:
Психологическое учение о высшей нервной деятельности и психических функциях человека касается одновременно и преподавания и учения, так как в зависимости от характеристик и показателей развития психики ученика (мышления, памяти, внимания, восприятия и пр.) учитель планирует и реализует обучающую деятельность, а ребенок усваивает определенную часть социального опыта.
ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ Вид обучения определяется как организация деятельности учителя и учащихся в пределах заданной системы их взаимодействия. В современной школе применяются четыре вида обучения: · объяснительно-иллюстративное, · проблемное, · программированное, · компьютеризированное. 1. Объяснительно-иллюстративное обучение. Объяснение в сочетании с наглядностью – определяющие методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного – главное требование к результату обучения и основной критерий его эффективности. Такое обучение называют еще традиционным, не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это древний вид обучения, не утративший актуальности и в современной школе, так как в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд преимуществ перед другими его видами. Оно: · экономно во времени и энергетических затратах участников педагогического процесса, · облегчает восприятие и понимание сложной информации, · обеспечивает достаточно эффективное управление учебным процессом. К недостаткам объяснительно-иллюстративного обучения можно отнести: · преподнесение ученикам "готовых" знаний, · освобождение от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, · незначительные возможности индивидуализации и дифференциации обучения, · возможность перегрузки памяти при увеличении объема учебной работы. 2. Проблемное обучение построено на самостоятельном добывании знаний в процессе решения учебных проблем за счет развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Технология проблемного обучения включает в себя последовательно реализуемые этапы: 1. Создание проблемной ситуации как интеллектуального затруднения. Учебная проблема, отражающая проблемную ситуацию, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся; 2. Ревизия имеющихся знаний, выявление их недостаточности для решения поставленной проблемы; 3. Приобретение недостающих для решения проблемы знаний, озарение; 4. Решение проблемы; 5. Верификация (проверка) полученных результатов; 6. Выводы, как систематизация и обобщение полученных знаний и умений их добывать. Достоинствами проблемного обучения являются: · самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; · интерес к процессу учебного труда, · прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести · слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся, · большие затраты времени на достижение поставленных целей. Данный вид обучения направлен больше на усвоение процесса, чем на получение новых знаний. 3. Программированное обучение. В его основе лежит система последовательных действий (операций), выполнение которых ведет обучаемого к заранее запланированному результату. Этот вид обучения позволяет контролировать каждый шаг продвижения ученика по пути познания и оказывать ему своевременную помощь, избавляя от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс. Каждый учащийся в программированном обучении работает самостоятельно в посильном для него темпе. Педагог выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях. Программированное обучение бывает машинным, когда программа подается через компьютер, и безмашинным, когда ученики пользуются специально созданными программированными учебниками и учебными пособиями 4. Компьютеризированное обучение. В условиях бурного роста и совершенствования ЭВМ логическим продолжением программированного обучения явилось компьютеризированное. Наиболее эффективно компьютеризированное обучение используется в трех направлениях: · для повышения успеваемости по отдельным предметам, ориентированное на конечный результат процесса; · для развития когнитивных способностей: решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть навыками работы с информацией и пр. · для автоматизированного тестового контроля.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |