Концептуальная критика историко-культурного стандарта.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОМИССИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО» КРУГЛЫЙ СТОЛ «Историко-культурный стандарт как база формирования единого культурно-исторического пространства Российской Федерации: проблемы и формы реализации» Дата: ноябрь 2018 г. Время: 14:00-17:00. Место проведения: АНО ВО «Поволжский православный институт имени Святителя Алексия, митрополита Московского», г.Тольятти, ул. Юбилейная, д. 4а, ауд.211. Организаторы: Комиссия по развитию науки и образования Общественной Палаты Российской Федерации; АНО ВО «Поволжский православный институт имени Святителя Алексия, митрополита Московского». Ведущий: протоиерей Димитрий Лескин, д.философ.н., кандидат богословия, член Общественной палаты Российской Федерации, ректор Поволжского православного института имени Святителя Алексия, митрополита Московского. Приглашенные: представители духовенства, органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, преподаватели вузов, ученые, педагоги и руководители системы общего и профессионального образования, представители общественных организаций, члены Общественной палаты РФ, члены общественной палаты Самарской области, СМИ. Количество участников: до 60 человек. Обоснование проведения мероприятия: Современный этап развития исторического образования имеет ряд особенностей, наиважнейшей из которых является привлечение к данному процессу всех заинтересованных социальных групп в качестве равноправных участников – начиная от составления ядра историко-культурного стандарта до обсуждения нового учебно-методического комплекса по истории. Проблема концептуального содержания исторического образования выходит за рамки отношений государства и узкого круга специалистов-историков, что делает необходимым и актуальным открытое обсуждение не только тематического содержания стандарта, но и приемлемых форм и методов его реализации – понятных и доступных для педагогического, родительского, административного и ученического сообществ. Проект историко-культурного стандарта разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334 и является частью государственной политики в сфере образования. Стандарт был утвержден Рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и опубликован 1 июля 2013 года для широкого общественного обсуждения на сайтах Российского исторического общества, Российского военно-исторического общества, Ассоциации учителей истории и обществознания, Общественного совета Минобрнауки России и официальной странице Минобрнауки России в Живом Журнале. За весь период общественного обсуждения было выявлено четыре основных аспекта проекта, требующих особого внимания и детализации: концептуальные основы историко-культурного стандарта, принцип отбора и компоновки фактического материала, организационные и нормативно-правовые вопросы, связанные с реализацией стандарта, его методическая составляющая. Если по первым двум аспектам была проведена соответствующая корректировка и дополнения, в том числе и с привлечением педагогов-практиков, то последующие два оказываются вне зоны внимания, что впоследствии может негативно сказаться не только на реализации самого историко-культурного стандарта, но и на невыполнении государственной политики в сфере гуманитарного образования в целом.
Концептуальная критика историко-культурного стандарта. Неоднозначность выбора тем, персоналий и событий, взятых для изучения, что создает своеобразный «перекос» в пользу одних тем и в ущерб другим. Например, изучение духовной жизни ХХ века предполагает большое внимание изучению деятельности ученых, писателей, кинематографистов, художников, композиторов, диссидентов, но абсолютно ничего не упоминает о деятельности и подвиге представителей Русской Церкви, живших в условиях сильнейших гонений. Или предполагаемый разговор о национальном многообразии России почти полностью (за исключением первых веков истории) выводит за скобки упоминание о русской нации. Эта же проблема касается выбора предлагаемых к изучению терминов и понятий. (Почему термин «рабочий контроль» заслуживает изучения, а «Поместный собор» нет?). Вопросы, которые предлагаются для обсуждения на круглом столе: – Нравственные уроки истории основа для воспитания школьников: образы, примеры, идеалы. – цивилизационное своеобразие России, «Русский путь» в контексте истории; – миссия культуры в формировании обществаи национальной идентичности; – осмысление событий и процессов всеобщей истории в аспекте синхронизации российского исторического процесса с общемировым; – проблема исключения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России; – вопросы, формы, методы практического применения ИКС; – Русская Православная церковь в истории российского государства; - можно ли считать исчерпывающим перечень «трудных вопросов истории» в ИКС? Проект повестки: Ведущий: протоиерей Димитрий Лескин, ректор Поволжского православного института имени Святителя Алексия, д.философ.н., кандидат богословия, член Комиссии по развитию науки и образования ОПРФ. Историко-культурный стандарт как концептуальная основа модернизации исторического образования. Выступающие: 1. Житенев Тимофей Евгеньевич, к.и.н., доцент, заведующий кафедрой теологии, философии и истории Поволжского православного института. Реализация базовых принципов ИКС в ходе подготовки бакалавра истории в Поволжском православном институте. 2. Протоиерей Георгий Рыбаков, преподаватель Поволжского православного института имени Святителя Алексия, митрополита Московского. Воспитательный потенциал историко-культурного стандарта. 3. Лемешева Елена Михайловна, к.соц.н., завуч по работе с одаренными детьми МБУ «Гимназия № 35» г.о. Тольятти. Историко-культурный стандарт в исследовательской работе школьников. 4. Румянцева Надежда Максимовна, к.и.н., доцент кафедры истории Тольяттинского государственного университета. История России в историко-культурном стандарте: содержание и трудные вопросы. Дискуссия. Противоречия и недостатки ИКС: 1. линейный принцип преподавания истории, введенный в ИКС, делает неэффективной предусмотренную ФГОС среднего (полного) образования, уровневую дифференциацию (базовый и профильный уровни), а, соответственно, уменьшает возможности использования мотивации к изучению истории как воспитательного ресурса; 2. расширение знаниевого компонента (перечень персоналий, событий, хронологии) и необходимость усвоения этого учебного материала уменьшает возможности творческой самостоятельной деятельности учащихся, привносит определенные педагогические риски (необходимость освоить весь знаниевый материал, ориентация на ОГЭ и ЕГЭ); 3. Снижение возможностей для реализации принципа вариативности в преподавании истории. 4. Не упомянуты такие важные темы как убийство царской семьи, слабо отражена жизнь Русского зарубежья и ничего не говорится о его ключевых деятелях, внесших большой вклад в сохранение и развитие русской культуры 5. Стандарт говорит о необходимости «широкого привлечения текстов исторических источников», но не упоминает ни одного их наименования. Наверное, можно было бы составить аналогичный списку терминов, дат и имен примерный список рекомендуемых для рассмотрения текстов. 6. Относительно предлагаемого списка персоналий возникает много вопросов, которые касаются и лиц включенных и не включенных в него и предполагаемого объема знаний о них. 7. Полностью проигнорирована судьба Русской Православной Церкви в ХХ веке, включая такие важнейшие события как Поместный Собор, восстановление патриаршества, антицерковную деятельность большевиков, церковь в эмиграции и годы гражданской войны, гонения на церковь и восстановление церковно-государственных отношений и т.д. Это при том, что в разделе концептуальные основы историко-культурного стандарта говорится, что «История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника».
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |