Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Судебная власть и система органов, ее осуществляющих



2019-11-13 317 Обсуждений (0)
Судебная власть и система органов, ее осуществляющих 0.00 из 5.00 0 оценок




Судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. В связи с этим необходимо определить, что есть судебная власть.

Судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества. Судебную власть можно определить как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами, возможностями и способностями воздействия на поведение людей и социальные процессы. Субъектом, осуществляющим её, является только суд, обладающий для осуществления судебной власти только ему присущими полномочиями, возможностями и способностями воздействовать на поведение людей и на процессы, происходящие в обществе.

Каждый орган государства, выполняя возложенные на него задачи, должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое разграничение полномочий является важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную деятельность всего государственного аппарата, в том числе и судов.

По смыслу ст. 163 Конституции, правосудие в Российской Федерации может осуществляться только судом, никакой другой орган государственной власти или управления не вправе принять на себя судебные функции и разрешить вопрос, отнесенный законом к ведению суда. Точно так же ни один суд не может принять к производству и разрешить дело, отнесенное по закону к ведению других правоохранительных органов. Отсюда следует, что, принимая дело к производству, суд должен прежде всего проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться в судебном порядке, не отнесено ли оно законом к ведению какого - либо другого органа. Другими словами, он должен определить подведомственность дела.

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная.

Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание.

Принцип разделения власти на три ветви сам по себе не гарантирует равновесия и равносилия этих ветвей внутри политической системы. В большинстве стран мира, исполнительная власть так или иначе доминирует над двумя другими ветвями власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата насилия (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для претворения своих решений в жизнь. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга (пример этого - так называемая система «сдержек и противовесов», которая наиболее полно воплощена в политической системе США).[4]

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.[5]

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Как определено в Конституции РФ и Федеральном конституционном Законе «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом о судебной системе, не допускается.[6]

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Признаки судебной власти в России:

1. Осуществляется только судами

2. Имеет полную самостоятельность

3. Осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства

4. Правоприменительный характер.

5. Исключительность — не допускается возможность вторичного рассмотрения разрешённых дел.

6. Единство судебной системы РФ:

· Установление судебной системы Конституцией и ФКЗ «О судебной системе РФ».

· Соблюдение всеми судами законов РФ.

· Признание обязательности решений.

· Особый статус судей.

· Финансирование судей из федерального бюджета.

По действующей Конституции РФ судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.[7]

По мнению Л.Ю.Грудцыны, существуют два аспекта понятия «судебная власть» - функциональный и институциональный. В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий, ограниченных юридической конституцией и общими принципами права, и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимыми должностными лицами - судьями - в особо оговоренной законом судебной процедуре и иными должностными лицами, которые обеспечивают юрисдикционную деятельность судей. В институциональном аспекте судебная власть - это обособленная группа связанных между собой государственных учреждений (в основном судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий.[8] Именно в институциональном аспекте понятие «судебная власть» можно приравнять к понятию «судебная система», поскольку в обоих случаях речь идет об государственных учреждениях, органах, непосредственно занимающихся судопроизводством и правосудием. Органы суда фактически являются материальными носителями судебной власти.

Конституция устанавливает судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ». Часть 2 ст.4 Закона четко определяет круг судебных органов - т.е. состав судебной системы России: В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Ниже в этой же статье дается исчерпывающий перечень федеральных судов:

· Конституционный Суд Российской Федерации;

· Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

· Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

· Дисциплинарное судебное присутствие (абзац введен Федеральным конституционным законом от 09.11.2009 N 5-ФКЗ).

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

- конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Выводы по анализу данной статьи Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» следующие: судебная система это сложно организованная система судебных органов, состоящая из отдельных подсистем (федеральные суды и суды субъектов федерации). Судебную систему можно разложить на три элемента – федеральные суды, конституционные и мировые. То есть, в законе мы видим конституционное деление системы судов на виды и звенья по признакам предмета их ведения, занимаемого в системе государственного устройства положения, характера юрисдикции, объема инстанционных полномочий.

Основным принципом построения судебной системы России является ее единство. Государством устанавливаются правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем (ст.3 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»):

· установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

· соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

· применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

· признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

· законодательного закрепления единства статуса судей;

· финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Совокупность избранных законодателем основных принципов построения судебной системы и их содержание характеризуют направленность развития российского судоустройства на дальнейшую демократизацию, на выполнение главнейшей задачи правосудия - охраны прав и свобод граждан.

Утверждение принципа единства необходимо для исключения отступлений в судоустройственном нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования организации судебной власти в Российской Федерации.

Единство построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого регулирования, в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.[9]

Суды призваны творить правосудие, в этом их назначение и полномочия. Само слово «правосудие» состоит из корней «право» и «суд», т.е. по своему прямому этимологическому смыслу означает осуществление права судом.

Правосудие - это особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, правосудие осуществляется с участием граждан, привлекаемых в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Посредством правосудия разрешаются конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права, всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления. Правосудие осуществляется именем и властью государства, которое призвано обеспечить обязательность исполнения судебных решений, вступивших в законную силу.

Правосудие осуществляется в устанавливаемых законами особых процессуальных формах, гарантирующих соблюдение всеми участниками судебного разбирательства уголовных, гражданских и иных дел, конституционных принципов правосудия: равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, независимости судей и др.[10]

Неизменными принципами правосудия в Российской Федерации являются следующие принципы, закрепленные в Конституции РФ:

- принцип законности – правосудие осуществляется только в соответствии с законом и подчиняется только закону;

- принцип осуществления правосудия только судом (ст. 118 Конституции);

- принцип независимости судей – судьи подчиняются только закону и в своей деятельности никому не подотчетны (ст. 120 Конституции);

- принцип осуществления правосудия на основе равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции);

- принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов (ст. 46 Конституции);

- презумпция невиновности (ст. 49 Конституции);

- принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на квалифицированную защиту (ст. 48 Конституции);

- гласность судебного разбирательства (ст. 123 Конституции);

- принцип участия граждан в осуществлении правосудия – любой гражданин может осуществлять правосудие в качестве присяжного заседателя (ст. 32Конституции);

- принцип охраны чести и достоинства личности – никто не может подвергаться пыткам и унижающему человеческое достоинство обращению (ст. 21 Конституции);

- непосредственность и устность судебного разбирательства – в основу судебного решения ложатся только те доказательства, которые исследованы в судебном заседании. Данное положение закреплено во всех процессуальных кодексах.


Заключение

В ходе написания данной работы, мной была достигнута поставленная цель и задачи по изучению юридической литературы, действующего законодательства о судебной системе РФ, а также по рассмотрению понятия судебной власти в РФ.

Проанализировав различные материалы, приведенные в моей работе и базируясь на изученных законодательных актах, я могу сделать следующие выводы:

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

- законодательного закрепления единства статуса судей;

- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В заключение своей работы, я считаю необходимым отметить, что Российское государство в силу исторических и современных социально-политических причин пока еще не превратилось в "государство судей", однако имеются предпосылки того, чтобы оно стало государством с сильной и авторитетной судебной властью. Одним из условий этого является воспитание судебной культуры, под которой подразумевается как высокий уровень независимости (внутренней, индивидуальной и профессиональной), профессионализма и этики представителей судебного корпуса, так и культуры обращения к суду самих граждан. Процесс воспитания судебной культуры не сводится к правовому просвещению (хотя и подразумевает его), но предполагает комплекс государственных и гражданских инициатив на всех уровнях. Судейская корпорация (даже при поддержке ее представителями судебно-правовой реформы) обычно является инерционной системой (в российских условиях это самое слабое звено). Она оказалась реформированной в незначительной степени, несмотря на некоторые законодательные и организационно-институциональные изменения.

Одной из основных тенденций развития судебной системы является ее демократизация, показателем которой служит, в частности, расширение возможностей доступа гражданина в общие суды и в органы конституционной юстиции.


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Электронный ресурс] Консультант Плюс / 2011.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (в действ.ред.) [Электронный ресурс] Консультант Плюс / 2011.

3. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 (ред. от 17.03.2009) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы" [Электронный ресурс] Консультант Плюс / 2011.

4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в действ.ред.) [Электронный ресурс] Консультант Плюс / 2011.

5. Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 28.06.2010) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 10.12.2008) [Электронный ресурс] Консультант Плюс / 2011.

6. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 15.02.2002) (в действ.ред.) [Электронный ресурс] Консультант Плюс / 2011.

7. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.04.2009 N 71 "Об утверждении Регламента размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети "Интернет" (в действ.ред.) [Электронный ресурс] Консультант Плюс / 2011.

8. Распоряжение Правительства РФ от 04.08.2006 N 1082-р <О Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы> [Электронный ресурс] Консультант Плюс / 2011.

9. Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) [Электронный ресурс] 2011 / http://infosud.ru/legislation.

10. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции РФ коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина // ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2009 г.

11. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко. // М., Издательство Норма, 2010.

12. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации [Текст] / С. А. Алехина, А. Т. Боннер, В. В. Блажеев [и др.] ; отв. ред. М. С. Шакарян. / М., Изд-во «Проспект», 2010. - 688 с.

13. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации [Текст] / (Отв. ред. Г.П. Ивлиев), / М., Юрайт-Издат, 2010. - 558 с.

14. Власов А.А. Гражданское процессуальное право. [Электронный ресурс] / Учебное пособие. // www.Allpravo.Ru - дата обращения– 01.02.2011 г.

15. Грудцына Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законодательство и экономика, 2003 - №8.

16. Фоков А.П. Статья: Правосудие в России в условиях судебной реформы // "Российский судья", 2010, N 2.

17. Булаков О. Н. Научно-практическая конференция «Судебная власть России: история, теория и практика» // Знание. Понимание. Умение. 2005. — № 1., 364 с.


[1] Власов А.А. Гражданское процессуальное право. [Электронный ресурс] / Учебное пособие. // www.Allpravo.Ru - дата обращения– 01.02.2011 г.

[2] Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина // ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2009 г.

[3] Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации [Текст] / С. А. Алехина, А. Т. Боннер, В. В. Блажеев [и др.] ; отв. ред. М. С. Шакарян. / М., Изд-во «Проспект», 2010. - с. 25.

[4] Булаков О. Н. Научно-практическая конференция «Судебная власть России: история, теория и практика» // Знание. Понимание. Умение. 2005. - № 1. - с.185-186.

[5] Фоков А.П. Статья: Правосудие в России в условиях судебной реформы // "Российский судья", 2010, N 2.

[6] Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) [Электронный ресурс] Консультант Плюс / Выпуск 13. Весна 2010.

[7] Конституция Российской Федерации. [Текст] принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // М.: Проспект, 2009.-  с.12.

[8] Грудцына Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законодательство и экономика, 2003 - №8.

[9] Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко. // М., Издательство Норма, 2010.

[10] Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина - ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2009 г.



2019-11-13 317 Обсуждений (0)
Судебная власть и система органов, ее осуществляющих 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Судебная власть и система органов, ее осуществляющих

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)