Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическое сопровождение профессионального становления личности



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Психологическое сопровождение профессионального становления личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Профессиональное становление охватывает длительный период онтогенеза человека. Можно выделить шесть стадий этого процесса:

- оптация,

- профессиональная подготовка,

- профадаптация,

- первичная и вторичная профессионализация,

- профессиональное мастерство.

При рассмотрении проблемы профессионального самоопределения выделены еще две стадии: предоптация и этап прекращения профессиональной деятельности (выход на пенсию). При таком временном подходе профессиональное становление практически полностью совпадает с онтогенезом человека, если рассматривать онтогенез как жизнь индивида со дня рождения до старости. Значит, есть все основания считать профессиональное становление процессом, пронизывающим всю жизнь человека. Конечно, сценарии профессионального становления индивидуальны. Для одного человека профессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения, - т.е. профессия имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев профессиональной жизни затрудняет ее полноценное сопровождение. Следует также иметь в виду значительное социальное расслоение, низкий уровень социальной защищенности, возможность безработицы и утраты профессиональной дееспособности, которые неизбежно порождают множество проблем профессионального становления. Основываясь на изученном материале, попытаемся наметить возможные пути психологического сопровождения профессионального становления личности.[18]

Прежде всего, определим, что же такое «психологическое сопровождение». Согласно «Словарю русского языка», сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Отсюда психологическое сопровождение профессионального становления - это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка.

Кто же осуществляет это сопровождение? Профессиональный путь - длинная дорога. Начинается она в детстве и заканчивается в пожилом возрасте. Поэтому сопровождающих профессиональное становление человека много: это родители, учителя, коллеги, руководители, социальные работники. Компетентное и продуктивное психологическое сопровождение может осуществлять специально подготовленный человек - психолог-профконсультант. Оказывая человеку помощь и поддержку в выборе траектории профессионального развития, психолог не навязывает ему свое мнение, а помогает наметить ориентиры. Выбор своего пути становления - право и обязанность каждой личности, но на перекрестках и развилках, при появлении усталости, при подъемах на гору и спусках человек нуждается в помощи и поддержке. Неплохо, если рядом окажется квалифицированный, компетентный специалист - психолог. Именно о таком сопровождении и идет речь.

Таким образом, психологическое сопровождение - это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.

В психологическом сопровождении нуждаются, прежде всего, те люди, которые испытывают потребность в психологической поддержке и помощи. К ним относятся оптанты, лица с высоким или низким уровнем познавательной и профессиональной активности, с ограниченными способностями, безработные и др.

Цель психологического сопровождения - полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Главное - помочь человеку реализовать себя в профессиональной деятельности.[19]

Выделим основные концептуальные положения психологического сопровождения профессионального становления личности:

- наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в профессиональной жизни;

- необходимость для полноценного профессионального становления социально-психологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны общества;

- признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-профессиональных функций;

- принятие личностью всей ответственности за качество профессионального становления и реализации своего профессионально-психологического потенциала на себя;

- гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.

Функции психологического сопровождения:

- информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов профессионального становления (выбора профессии, начального этапа профадаптации, профессионализации и т.д.);

- проектирование и самопроектирование сценариев отдельных этапов профессионального становления;

- психологически компетентное оказание поддержки и помощи личности в преодолении трудностей профессионального становления, особенно при изменении социально-профессиональной среды;

- профессиональная реабилитация личности в случаях длительного перерыва в профессиональной деятельности (женщин после рождения ребенка, безработных, людей, вышедших из мест заключения, и др.);

- обеспечение социально-профессионального самосохранения;

- профилактика развития профессиональных деформаций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации;

- коррекция социально-профессионального и психологического профиля личности.

Учитывая субъектность и субъективность как важные характеристики профессионального становления, приведем основные направления психологического сопровождения этого процесса:

- изучение условий и факторов, влияющих на продуктивность труда и эмоционально-психологическое состояние персонала;

- эффективное воспроизводство и сохранение профессионально подготовленного персонала предприятий и организаций;

- проектирование профессиограмм, отражающих динамику профессионального становления личности и альтернативные варианты профессионального развития;

- формирование операциональной структуры будущей деятельности, а также целенаправленная подготовка к устойчивой и безопасной реализации профессиональной карьеры (включая профессиональную миграцию, социальную адаптацию, реориентацию, профессиональное самосохранение и комфортную жизнь после завершения карьеры);

- формирование и развитие акмеологической культуры персонала, его потребности в самореализации и способности к оптимальной деятельности, профессиональной и индивидуальной компетенции, коммуникации;

- обеспечение психологической безопасности персонала, комфортных условий его деятельности, а также восстановление профессионально-психологического ресурса специалистов;

- психологическое содействие при решении проблем профессионального становления личности на всех его стадиях.

Реализация функций психологического сопровождения возможна при использовании личностно ориентированных технологий профессионального развития:

- развивающей диагностики;

- тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития;

- мониторинга социально-профессионального развития;

- технологий формирования психологической аутокомпетентности;

- психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития;

- проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни;

- личностно ориентированных тренингов повышения социально-профессиональной и психолого-педагогической компетентности;

- ретроспекции профессиональной жизни (метода психобиографии);

- тренингов самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности.

Одна из главных задач психологического сопровождения профессионального становления - не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этой задачи обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.

Результатом психологического сопровождения профессионального становления является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.

Таким образом, психологическое сопровождение - это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.[20]

 

4. Супервизия, основные понятия супервизии

 

Супервизия - малоразвитая в нашей стране область психологической деятельности. Очень часто считается, что супервизия - помощь одного профессионала менее опытному коллеге, но это относительно узкое определение. Супервизия это наблюдение более опытного коллеги за работой психолога, терапевта, преподавателя, обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок. В этом случае супервизию можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специалистам помогающих профессий.[21]

Как известно, человек, выбирающий помогающую профессию, должен быть способен понимать и прорабатывать собственные проблемы, а также обязан периодически обращаться за помощью к своим коллегам. Для полноценного понимания какого-либо процесса необходимо присутствие, участие другого, иначе специалист оказывается в замкнутом кругу собственных мыслей и чувств, что может привести к нервному срыву или даже к серьезному психическому расстройству. Среди специалистов помогающих профессий наиболее часто эмоциональное выгорание как защитный механизм психики от чрезмерных нагрузок.

Супервизия необходимое направление в профессиональной психологической деятельности. В нашей стране ему есть куда стремиться и развиваться. Существуют профессиональные тренинги и программы, по которым готовят супервизоров. Сам супервизор должен постоянно совершенствоваться, развиваться и не отказываться от помощи более опытного коллеги. Каким бы профессиональным не был специалист, он, прежде всего человек и ему никогда не помешает помощь и профессиональная поддержка.

Супервизия - буквально «надзор», а у нас это называлось бы «наставничество». Супервизионная работа является неотъемлемой частью подготовки психотерапевтов. Она может вестись как с начинающим психотерапевтом, так и с опытным специалистом. Однако института супервизорства у нас в стране до сих пор нет, и супервизоров у нас не готовят. Поэтому, как правило, в роли супервизоров выступают психотерапевты-педагоги либо опытные психотерапевты, не прошедшие специальной подготовки, не имеющие преподавательского опыта, но обладающие каким-то необходимым даром. Супервизия важна для расширения профессионального уровня, профессиональных знаний и умений и просто для личностного роста психотерапевта. Супервизия начала свое движение из недр психоанализа и интенсивно развивалась в его рамках. Первым примером можно считать случай, когда Зигмунд Фрейд анализировал маленького сына одного из своих соратников по психоанализу, и эта работа шла, в основном, через переписку. Отец писал о поведении мальчика, о его особенностях, а Фрейд давал рекомендации - как надо вести себя с ребенком, как надо его понимать.[22]

Супервизия - это универсальная форма поддержки терапевтов, позволяющая им сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности в работе с клиентами, а также разделить часть ответственности за эту работу с другим, как правило, более опытным профессионалом. В процессе прохождения супервизий терапевт имеет возможность учиться:

- лучше понимать своих клиентов;

- осознавать собственные чувства по отношению к клиентам и свои реакции на них;

- путем анализа происходящего между терапевтом и клиентом в процессе терапии и происходящего между супервизором и супервизируемым в процессе супервизии разбираться в тонких оттенках терапевтических отношений;

- лучше увидеть степень эффективности использования собственных терапевтических интервенций, насколько они применяются своевременно, в подходящем месте и подходящим образом, какое влияние оказывают на терапевтические отношения и продвижение клиента к намеченным целям;

- структурировать терапевтические взаимодействия как в течении отдельной сессии, так и в процессе терапевтической работы в целом;

- находить и лучше использовать свои потенциальные возможности в терапии.

В супервизиях мы учимся не только лучше, эффективнее работать. Они также являются очень значимым источником получения необходимой профессиональной поддержки. Это особенно ценно для начинающих терапевтов. Супервизорская поддержка позволяет терапевту разделить ответственность с супервизором за отдельные аспекты работы с клиентами, а также уменьшить риск воздействия со стороны трудностей, расстройств клиентов. Другими словами, супервизии спасают терапевтов от профессионального одиночества.[23]

Супервизии также помогают терапевтам перестать делать одни и те же ошибки в своей работе, называя иногда это частью своего индивидуального стиля терапии. Допущение взгляда со стороны на терапевтическую практику, ее прозрачность для другого профессионала делает более профессиональной терапевтическую работу в целом, а клиентов - более защищенными от ошибок терапевтов, от самодеятельности под видом психотерапии.

Суть процесса супервизии состоит в выделении двух взаимосвязанных систем:

-терапевтическая система, главными элементами которой являются терапевт и клиент, соединенные терапевтическим контрактом и общей целью;

- супервизорская система, главными элементами которой являются супервизор и супервизируемый терапевт, соединенные супервизорским контрактом и общей целью.

Обобщая, можно говорить о 3-х основных функциях супервизий:

- образовательная (формирующая), подразумевающая развитие умений, навыков, понимания и способностей терапевта;

- поддерживающая (тонизирующая), подразумевающая противостояние влияниям со стороны проблем клиентов;

- направляющая (нормативная), подразумевающая контроль терапевта над собственной личностью (недостатки, слепые пятня, уязвимые стороны, предрассудки).

В супервизорской системеосновными составляющими (фокусами) являются:

- состояние супервизируемого терапевта (имеется в виду не только эмоциональное состояние, но и в целом процессы внутри терапевта и их воздействие на его работу), касающееся как представляемого им случая своей работы, так и непосредственно проявляющееся на супервизорской сессии;

- отношения между супервизором и супервизируемым терапевтом, которые становятся основой анализа скрытой динамики проявлений терапевта в терапевтических отношениях;

- впечатления супервизора (предположения, «подозрения», «неясные чувства»), связанные с супервизируемым терапевтом или его клиентом и возникающие во время супервизорской сессии.

Основная функция супервизора заключается в поддержке и консультировании обучающегося психотерапевта, психолога, тренера, предоставлении ему возможности рефлексировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.[24]

 

Список литературы

 

1. Айви Е., Айви Мэри Б., Даунинг Линк С. Психологическое консультирование и психотерапия. М., Издательство «ЛУРИ», 2007

2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2008

3. Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. Издательство Института психотерапии. 2006

4. Куликов Л.В. Психологическое консультирование. СПб. 2007

5. Кочунас Р. Психологическое консультирование. М.: Академический проект. 2006

6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М., 2002

7. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 2006

8. Макаров В.В. Лекции по психотерапии. М., 2007

9. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. «Неврозология и психосоматическая медицина». - М.: МЕДпресс-информ. 2002

10. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной. - М., 2008

11. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 2006

12. Роговин М.С. Психологическое консультирование. ЯРГУ 2001

13. Роговин М.С., Заленский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск. 2008

14. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия: индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб. : «Речь». 2002

15. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: Изд-во Владос – Пресс. 2004

16. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. М., 2000

17. Использованы материалы сайта jungland.ru.


[1] Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2008. С. 49

[2] Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: Изд-во Владос – Пресс. 2004. С. 38

[3] Айви Е., Айви Мэри Б., Даунинг Линк С. Психологическое консультирование и психотерапия. М., Издательство «ЛУРИ», 2007. С. 116

[4] Кочунас Р. Психологическое консультирование. М.: Академический проект, 2006. С. 67

[5] Куликов Л.В. Психологическое консультирование. СПб. 2007. С. 108

[6] Менделевич В.Д., Соловьева С. Л. «Неврозология и психосоматическая медицина». - М.: МЕДпресс-информ, 2002. Глава 6. С. 294-295

[7] Менделевич В.Д., Соловьева С. Л. «Неврозология и психосоматическая медицина». — М.: МЕДпресс-информ, 2002. Глава 6. С. 314-318

[8] Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М., 2002. С. 128-130

[9] Макаров В.В. Лекции по психотерапии. М., 2007. С. 78-79

[10] Роговин М.С., Заленский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск. 2008. С. 208

[11] Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. М., 2000. С. 67

[12] Куликов Л.В. Психологическое консультирование. СПб. 2007. С. 169-171

[13] Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 2006. С. 296

[14] Макаров В.В. Лекции по психотерапии. М. 2007. С. 308

[15] Роговин М.С. Психологическое консультирование. ЯРГУ 2001. С. 94

[16] Использованы материалы с сайта jungland.ru.

[17] Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2008. С. 134

[18] Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной. - М., 2008. С. 59

[19] Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 2006. С. 58

[20] Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной. - М., 2008. С. 96-112

[21] Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. Издательство Института психотерапии. 2006. С. 46

[22] Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия: индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб. : «Речь». 2002. С. 185-187

[23] Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. Издательство Института психотерапии. 2006. С. 69

[24] Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия: индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб. : «Речь». 2002. С. 192-193



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Психологическое сопровождение профессионального становления личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическое сопровождение профессионального становления личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)