Нелегальная публицистика декабристов
12 Неудача ряда попыток организации собственных журналов, неудовлетворенность сузившимися возможностями легальной пропаганды и все более усиливавшийся революционный дух декабристской идеологии побудили наиболее решительных декабристов стать на путь нелегального издания тайных программных документов, а также публицистики «малых форм». Декабрист М.С.Лунин признался на следствии, что в 1819 году он приобрел для нужд общества «литографический станок, новейшего в то время изобретения, и приспособленный для переписывания писем». Таким образом, декабристы начали то дело, которое продолжил А.И.Герцен, создавший «Полярную звезду» и «Колокол», замечательные издания бесцензурной русской печати. Но многого сделать декабристам не удалось - без цензуры отпечатана была только «Зеленая книга» - устав Союза Благоденствия, а также «Воззвание к сынам Севера», не дошедшее до нас публицистическое произведение. Главной формой декабристской нелегальной пропаганды стали переписывавшиеся от руки и в таком виде ходившие в обществе произведения. «Нам только и можно лакомиться что рукописным, а печатное так черство, так сухо, что в горло не лезет», - писал близкий в те годы к декабристам П.А.Вяземский. Одним из зачинателей «рукописной словесности» стал только что вышедший из лицея А.С.Пушкин. Через несколько лет в своем «Послании цензору» Пушкин писал, что кто хочет Осмеивать закон, правительство иль правы, Тот не подвергнется взысканью твоему, Тот не знаком тебе, мы знаем почему, - И рукопись его, не погибая в Лете, Без подписи твоей разгуливает в свете. Пушкин поплатился за свою стихотворную публицистику ссылкой на юг. С 1820 г. он лишен был возможности принимать участие в общественной жизни северной столицы - как раз тогда, когда в идеологии декабристов происходили знаменательные перемены. Именно об этом времени пишет реакционер Ф.Ф.Вигель: «Я видел, как прежний розовый цвет либерализма стал густеть и к осени [1820 г.] переходить в розово-красный». Созревание революционных идей не замедлило отразиться в нелегальной публицистике. Время надежд на реформы прошло. Декабристы поняли, говоря словами Пушкина, что царь-отец Рассказывает сказки. Нелегальная стихотворная публицистика Пушкина была первым звеном в цепи произведений «рукописной словесности», в ней еще есть надежды на реформы, хотя протест против самодержавия и крепостничества звучит с огромной силой. Другие произведения нелегальной публицистики, последовавшие за стихами Пушкина, свидетельствуют, что нелегальная публицистика приобрела революционно-республиканский характер. В 1820 году по Петербургу с быстротой молнии распространилось известие о волнениях в гвардейском Семеновском полку. Через несколько дней была обнаружена прокламация - обращение Семеновского полка к Преображенскому, которая не на шутку встревожила придворные круги. До сих пор неизвестно, кто был автором прокламации. Страстное разоблачение царской власти и надежд на царя заставляет предположить, что автором прокламации был один из тех декабристов, кто уже в это время голосовал за уничтожение царской власти. «Честно истребить тирана, - решительно провозглашает автор, - и вместо него определить человека великодушного, который бы всю силу бедности народов мог ощутить своим сердцем и доставлять средства к общему благу». Взгляды, изложенные в прокламации, очевидно, долго вынашивались; строгая последовательность мысли, продуманность и завершенность критики и призывов заставляют думать, что распространялись прокламации во время волнений в Семеновском полку не случайно. В полном соответствии с декабристскими взглядами автор прокламации опасался народной революции, считая, что только дворяне-офицеры с подчиненными им войсками могут совершить переворот в России. Войска, по мысли автора, должны арестовать всех высших чиновников в Петербурге и в губерниях и поставить на их место представителей армии. Верховную власть будет осуществлять выдвинутый армией «законоуправитель». Бесстрашие мысли и решительность предложений, обращение к солдатским массам, народный язык, расчет на миропонимание солдата - все это делает прокламацию крупным памятником публицистики времени декабристского движения. Целям декабристской пропаганды служила и форма катехизиса. Декабристы-публицисты учли, что этот необычный «жанр», служивший церкви для вдалбливания народу религиозных догм, благодаря своей вопросно-ответной форме дает возможность «разложить» сложные понятия на ряд простейших. Поэтому, по словам К.Ф.Рылеева, «такими сочинениями удобнее всего действовать на умы народа». Один из виднейших декабристов - С.И.Муравьев-Апостол - совместно с М.П.Бестужевым-Рюминым написал революционную прокламацию «Православный катехизис», который широко распространялся в 1825 году во время восстания в Черниговском полку. Размноженный в довольно большом количестве экземпляров полковыми писарями, «катехизис» ходил по рукам далеко за пределами Василькова, где квартировал полк; его читали даже в Киеве. Учитывая религиозные чувства солдат, авторы прокламации искали доказательства необходимости революционного переворота не только в экономическом и политическом состоянии России, но и в христианском вероучении. «ВОПРОС: Для чего же русский народ и русское воинство-несчастно? ОТВЕТ: Оттого, что цари похитили у них свободу. ВОПРОС: Стало быть, цари поступают вопреки воле божией? ОТВЕТ: Да, конечно, бог наш рек: бол[ьш]ий в вас да будет вам слуга, а цари тиранят только народ. ВОПРОС: Должны ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воле божией? ОТВЕТ: Нет!.. ВОПРОС: Какое правление сходно с законом божиим? ОТВЕТ: Такое, где нет царей. Бог создал всех нас равными... ВОПРОС: Стало быть, бог не любит царей? ОТВЕТ: Нет! Они прокляты суть от него, яко притеснители народа, а бог есть человеколюбец... ВОПРОС: Что же, наконец, подобает делать христолюбивому российскому воинству? ОТВЕТ: Для освобождения страждущих семейств своих и родины своей и для исполнения святого закона христианского... ополчиться всем вместе против тиранства и восстановит!) веру и свободу в России. А кто отстанет, тот, яко Иуда предатель, будет анафема проклят. Аминь». Конечно, составители прокламации понимали, что в священных книгах можно найти и прямо противоположные цитаты, но они считали, что в таком виде призыв к восстанию против царя и крепостничества будет более доходчив, и не ошиблись. Вместе с тем такие аргументы говорят и о слабости авторов прокламации, не захотевших или не сумевших привести более близкие солдатам жизненные доказательства враждебности самодержавия и крепостничества народу. Публицистический характер поэзии декабристов особенно ярко выявился в знаменитых агитационно-сатирических песнях, создававшихся в 1823 - 1824 гг. К.Ф.Рылеевым и А.А.Бестужевым-Марлинским. «Критика оружием» самодержавно-крепостнического строя, освященного церковью, - вот основная идея агитационной поэзии декабристов-публицистов. И она нашла живой отклик не только в среде декабристов, но и проникла в солдатские массы. «Хотя правительство всеми мерами старалось истребить сии песни, где только могли находить их, - писал брат А.А.Бестужева декабрист Н.А.Бестужев, — но они были сделаны в простонародном духе, были слишком близки к его состоянию, чтобы можно было вытеснить их из памяти простолюдинов, которые видели в них верное изображение своего настоящего положения и возможность улучшения в будущем... Рабство народа, тяжесть притеснения, несчастная солдатская жизнь изображались в них простыми словами, но верными красками.» Действительно, Рылеев и Бестужев нарисовали глубоко правдивую картину крестьянской жизни, которая приводила к выводу о необходимости решительных революционных перемен в России:
Ах, тошно мне И в родной стороне; Всё в неволе, В тяжкой доле, Видно, век вековать? Долго ль русский народ Будет рухлядью господ, И людями, Как скотами, Долго ль будут торговать? По две шкуры с нас дерут: Мы посеем, они жнут; И свобода У народа Силой бар задушена. А что силой отнято, Силой выручим мы то. И в приволье, На раздолье Стариною заживем.
Используя мотивы народных песен, их строй, образность, язык, Рылеев и Бестужев создали образцы публицистической поэзии, проникнутой духом народного творчества, верно рисующей картины народной жизни и с революционной смелостью зовущей в бой. Рылеев и Бестужев показали себя в нелегально распространявшихся песнях подлинными мастерами стихотворной публицистики. Нелегальная публицистика декабристов - важная составная часть их пропагандистской деятельности. Именно здесь наиболее отчетливо раскрываются их взгляды на центральные проблемы жизни России; именно здесь ярчайшим образом запечатлена их решимость бороться да конца против самодержавно-крепостнического строя, за счастье и свободу народа, Идеи декабристов, начавшие победное шествие в легальных журналах конца 10-х годов XIX в. и окончательно оформленные и раскрытые в нелегальной публицистике начала 20-х годов, перед самым восстанием 1825 года вышли на страницы декабристских альманахов.
«Под политической печатью». Альманахи декабристов В 1821 году последняя из ранних декабристских организаций - Союз Благоденствия - была распущена, и наиболее решительные ее члены приступили к организации Северного и Южного обществ, программы которых постепенно приобретали революционно-республиканские черты. Среди членов Северного общества были выдающиеся литераторы-декабристы К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев-Марлинский, В.К.Кюхельбекер. Именно в годы деятельности Северного общества они создали свои лучшие произведения, каждое из которых - и в этом особенность декабристской литературы и критики - было насыщено политическими мотивами, каждое из которых несло публицистический заряд большой взрывчатой силы. Период высшего подъема движения декабристов, связанный с деятельностью Северного общества (1823-1825), ознаменовался новыми чертами их журнально-публицистического творчества. Декабристов, продолжавших участвовать в «Сыне отечества» и «Соревнователе», давно уже не удовлетворяли значительно сузившиеся возможности использования этих журналов в пропагандистских целях. «Сын отечества» Греча в начале 20-х годов отошел от постановки политических проблем, и декабристы могли выступать там только с литературно-критическими материалами. Здесь была опубликована известная статья К.Ф.Рылеева «Несколько мыслей о поэзии». «Соревнователь» в 20-х годах, позиция которого оставалась просветительской, также не давал возможности широко поставить легальную пропаганду. «Недостаток благородного, честного журнала с каждым годом становится ощутительнее», - писал в это время К.Ф.Рылеев П.А.Вяземскому. Но в силу цензурных условий декабристы не имели возможности создать собственный журнал. Поэтому с 1823 года они приступили к изданию альманахов, для организации которых не надо было испрашивать разрешения цензуры (хотя каждая книжка контролировалась обычным порядком). Альманахи А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева «Полярная звезда» и «Мнемозина» В.К.Кюхельбекера и В.Ф.Одоевского стали ведущими декабристскими легальными изданиями, которые в художественных и литературно-критических произведениях пропагандировали политические идеи. В этих альманахах, особенно в «Полярной звезде», нашла наиболее полное воплощение литературно-публицистическая программа декабристов, которая была сформулирована еще в уставе Союза Благоденствия — «Зеленой книге». Наряду с участием во всех сферах общественной жизни члены Союза Благоденствия, как указывалось в «Зеленой книге», достигают своих целей «изданием повременных сочинений..., сочинением и переводом книг, касающихся особенно до обязанностей человека». Для литератора-декабриста «истинно изящное есть все то, что возбуждает в нас высокие и к добру увлекающие чувства». С другой стороны, «описание предмета или изложение чувства, не возбуждающего, но ослабляющего высокие помышления, как бы прелестно оно ни было, всегда недостойно дара поэзии». Свое понимание этой программы Н.И.Гнедич выразил так: «Перо пишет, что начертается на сердцах современников и потомства. Им писатель сражается с невежеством наглым, с пороком могучим, и сильных земли призывает из безмолвных гробов на суд потомства». И литературная программа Союза Благоденствия, и слова Гнедича свидетельствуют о неразрывном единстве, о взаимопроникновении художественного и публицистического начал в произведениях декабристов. В любом своем произведении декабристы были публицистами, поэтому-то Н.А.Бестужев видел основную особенность художественного творчества Рылеева в том, что он преследует политические цели: «...постоянная его идея была пробудить в душах своих соотечественников чувствования любви к отечеству, зажечь желание свободы». Имя Рылеева сделалось широко известным после опубликования им в 1820 г. на страницах «Невского зрителя» послания «К временщику». Поэт-декабрист, метивший во всесильного Аракчеева, всегда в своем творчестве был художником и публицистом: О, как на лире я потщусь того прославить, Отечество мое кто от тебя избавит!
Твои дела тебя изобличат народу: Познает он, что ты стеснил его свободу, Налогом тягостным довел до нищеты, Селения лишил их прежней красоты... Тогда вострепещи, о временщик надменный! Народ тиранствами ужасен разъяренный! В том же 1820 году единство поэзии и публицистики продемонстрировал в своем программном стихотворении «Поэты» Кюхельбекер: В руке суровой Ювенала Злодеям грозный бич свистит И краску гонит с их ланит, И власть тиранов задрожала. «Я не поэт, а гражданин», - сказал о себе Рылеев, и к этому могли присоединиться все литераторы-декабристы. Любое их произведение было проникнуто политическими идеями, художественное произведение становилось пропагандистским выступлением, орудием общественной борьбы. «Полярная звезда», лучший альманах декабристов, выходил в Петербурге по одной книжке в год в 1823-1825 гг. Идея издания была выдвинута на собрании декабристов, происходившем у Рылеева. Вокруг «Полярной звезды» сосредоточились не только декабристы-литераторы, но и все выдающиеся писатели 20-х годов. Кроме самих декабристов, в нем печатали свои произведения Пушкин, Грибоедов, Вяземский, Баратынский, Д.Давыдов, Дельвиг, Крылов, Жуковский и др. Бестужев и Рылеев так подбирали произведения для альманаха, чтобы читатель получил книжку не только лучших произведений литературного года, но и почерпнул бы в них передовые идеи времени. Каждое стихотворение или очерк, повесть или статья так или иначе помогали воспитанию читателя в декабристском духе, и в этом заключается значение «Полярной звезды». Декабристы считали альманах своим органом и всячески способствовали его распространению. Тираж его был огромным для того времени - он достигал полутора тысяч. «Полярная звезда» отличалась строгостью отбора материала. Каждое произведение так или иначе «работало» на декабристов, даже если оно принадлежало перу писателей недекабристского круга. Издатели альманаха выработали строгие принципы составления книжек. Роль передовой отводилась литературно-критическим обзорам А.А.Бестужева. Основа обозрений Бестужева - краткие, но выразительные характеристики этапов истории русской литературы, общественно-политических условий ее развития, оценки творчества писателей и их важнейших произведений. Буквально в нескольких словах Бестужев умел показать отличительные особенности творчества писателя. Рассматривая литературные явления с декабристских позиций, Бестужев неизменно пропагандирует творчество тех литераторов, произведения которых созвучны декабристским идеям. «Гром отдаленных сражений одушевляет слог авторов, - писал о характере современной литературы А.А.Бестужев, - и пробуждает праздное внимание читателей… и под политической печатью словесность кружится в обществе». Уделяя огромное внимание произведениям на исторические темы, переносясь в эпохи борьбы за свободу, декабристы заявляли, что цель этих исторических произведений «обнаруживается в приноровлении, которое может сделать сам читатель». Определяя направленность творчества Рылеева, А.А.Бестужев писал, что его цель - «возбуждать доблести сограждан подвигами предков». Особенно явственно «политической печатью» отмечены речи и монологи героев, которые были характерны для декабристской литературы и несли главный публицистический заряд. Такие речи-монологи были почти всегда важнейшей составной частью рылеевских дум. Вот монолог Рогнеды из одноименной думы, напечатанной в «Полярной звезде»: Впервые днесь ропщу... Увы! Почто губителя отчизны Сразить не допустили вы И совершить достойной тризны! С какою б жадностию я На брызжущую кровь глядела, С каким восторгом бы тебя, Тиран, угасшего узрела. Обширную речь героя вводит А.А.Бестужев-Марлинский в свою повесть «Роман и Ольга», повествующую о борьбе вольного Новгорода за свою независимость от московского князя: «Вольные местичи вольного Новагорода!.. Вам предлагают купить мир - временною уступкою прав своих и вечным стыдом родины. Граждане! разве не испытали вы, что уступки становятся чужим правом? разве серебряным лезвием отразили предки булат Андрея Боголюбского? - Наш колокол не дает спать в Кремле Василию: заснем ли мы под грозою?., или нет в Новегороде сердец новогородских, или не стало мечей, или мы разучились владеть ими?» О каких бы событиях истории ни шла речь в произведениях декабристов, под прозрачной маской историзма читатель угадывал, что это - обращение к сегодняшнему дню, что устами исторических героев говорят с читателем декабристы, проповедуя свои идеи. Призыв к восстанию, к решительной борьбе с угнетением и несправедливостью - вот пафос творчества декабристов-литераторов и публицистов. К «Полярной звезде» в 1824 году присоединилась «Мнемозина» В.К.Кюхельбекера и В.Ф.Одоевского. Этот альманах издавался в Москве четыре раза в год объемистыми книжками большого формата. Уже внешний вид альманаха и его периодичность говорили о журнальном характере «Мнемозины». Здесь печатались произведения А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова, П.А.Вяземского. Грибоедов опубликовал в «Мнемозине» своего «Давида», в котором воспевается победа над Голиафом - победа свободы. Борьбе двух братьев - республиканца и тирана - посвящен отрывок из трагедии Кюхельбекера «Аргивяне». Кюхельбекер в «Мнемозине» активно поддержал критику дворянского общества, раздавшуюся со страниц «Полярной звезды». Дополняя характеристики, данные Бестужевым, Кюхельбекер в своем фельетоне «Земля безглавцев» создал сатирическую картину дворянского общества. Характеризуя жителей фантастической страны Акефалии (Земли безглавцев), Кюхельбекер показывает, что «нормальное» воспитание там состоит в отпиливании головы и вытравливании сердца. Но люди, над которыми проделали эти «воспитательные операции», вовсе не теряют светских качеств. При таком воспитании сохраняется остроумие и красноречие, «быстрота и легкость в разговорах», - а что еще надо для светской беседы, в которой «они все твердят одно и то же». Важен для этого общества и еще один результат такого воспитания: «Избавившись от голов и сердец, акефалийцы получают ненасытную страсть к палочным ударам, которые составляют их текущую монету». Таков дворянин - акефалиец, безголовое остроумие которого сочетается с приверженностью к палочному правлению. Саркастический смех над светским обществом завершается в фельетоне резким обличением: «Безглавцы омерзели мне по своему нелепому притворству: они беспрестанно твердят о головах, которых не имеют, о доброте своих сердец, которыми гнушаются. Получающие самые жестокие побои, ищущие их везде, где только могут, утверждают, что их ненавидят». Декабристы создали литературу высокого гражданского пафоса, в которой постоянно звучала проповедь подвига во имя освобождения отечества от рабства и угнетения. Их творчество было публицистично, тенденциозно в лучшем смысле слова.
Заключение Публицистическая деятельность декабристов оборвалась выстрелами на Сенатской площади. Реакция торжествовала: «Первые два выстрела рассеяли безумцев с «Полярною звездою», Бестужевым, Рылеевым и достойными их клевретами», - писал Н.М.Карамзин. Мечта декабристов не сбылась, но я считаю, что их деятельность составляет важный период истории русской передовой публицистики. Продолжая традиции журналистов — просветителей XVIII века, наследуя публицистическую направленность произведений Радищева, декабристы внесли свой заметный вклад в сокровищницу публицистического мастерства. Прав был Кюхельбекер, утверждая, что декабристы научились «облекать полемику в остроумную одежду разговоров». На мой взгляд, работы, с которыми я познакомилась, - это достойный пример для подражания многим современным публицистам. Мне, как будущему журналисту, есть чему поучиться, ведь публицистика декабристов – это классика.
Список используемой литературы 1. А.Ю.Щербаков. Декабристы. Заговор против России, Нева, 2005г 2. Декабристы. Эстетика и критика, М., 1991г 3. Мемуары декабристов. Правда, 1988г 4. В.Г.Базанов. Очерки декабристской литературы. Публицистика. Проза. Критика. М, 1953г 5. А.Г.Цейтлин. Творчество Рылеева. М., 1955г 6. Декабристы. Поэзия. Драматургия. Проза. Публицистика. Литературная критика. М.—Л., 1951г 7. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов в трех томах. М., 1951г 8. Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1 Л., 1950г
12
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (747)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |