Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Историческая грамматика



2019-12-29 165 Обсуждений (0)
Тема 4. Историческая грамматика 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ, ВОПРОСЫ)

 

Введение. Предмет и задачи курса. Методы и источники изучения истории языка. Связь истории языка с историей народа. Периодизация истории английского языка.

 

Тема 1. Английский язык в группе германских языков

 

Классификация современных германских языков, области их распространения. Древнегерманские языки, их классификация и основные черты. Особая роль готского в изучении истории германских языков.

1. Фонетические особенности: а) словесное ударение и его роль в последующем развитии германских языков; б) первое передвижение согласных (закон Гримма) и озвончение щелевых (законВернера);
в) тенденция к сужению долгих гласных и расширению кратких.

2. Морфологические особенности: а) сильное и слабое спряжения глаголов (глаголы с чередованием гласных в корне и глаголы с дентальным суффиксом); б) сильное и слабое склонения имен прилагательных (неопределенное и определенное склонения).

3. Лексические особенности: наличие общегерманского словаря.

4. Письменность древних германцев (алфавиты, важнейшие письменные памятники).

 

Тема 2. Исторические условия развития английского языка

 

а) древний период

 

    Первые сведения о Британии. Кельтские племена и кельтские языки на ее территории. Переселение в Британию западногерманских племен. Образование четырех основных территориальных диалектов на основе прежних племенных диалектов.

    Графика англосаксов. Рунический алфавит и рунические памятники. Христианизация Британии и введение латинского алфавита. Особенности его британского варианта. Основные прозаические и поэтические памятники древнеанглийского периода. Литературная деятельность короля Альфреда Великого и епископа Эльфрика. Уэссекский диалект как основа койне в
IX–X вв. Стилистические и лексические особенности древнеанглийской поэзии, нашедшие отражение в эпосе “Беовульф”.

    Скандинавские нашествия. Роль Уэссекса во главе с королем Альфредом Великим в борьбе со скандинавскими завоевателями. Уэдморский мир и образование области Датского права.

 

б) среднеанглийский период

 

Норманское завоевание и его влияние на лингвистическую ситуацию в Англии. Постепенное усиление роли английского языка от средства общения низших слоев населения до официального государственного языка страны (XIV в.).

Увеличение диалектальной раздробленности. Основные среднеанглийские диалекты. Особое место восточно-мидлендского диалекта как основной базы для лондонского диалекта, а впоследствии и английского литературного языка. Возвышение лондонского диалекта. Основные среднеанглийские письменные памятники. Изменения в английской орфографии как отражение французского влияния. Джефри Чосер, его «Кентерберийские рассказы». Роль Джона Уиклифа, его перевода Библии в распространении лондонского письменного стандарта. Значение деятельности Уильяма Кэкстона, первого английского книгопечатника, способствовавшей фиксации орфографии и формированию национального языка.

 

в) новоанглийский период

 

XVI век – период становления национального языка. Проблемы нормы. Первые грамматики английского языка. XVII–XVIII вв. – период установления языковых норм. Словарь Сэмюэла Джонсона и его значение.

Распространение английского языка за пределы Великобритании.

 

Тема 3. Историческая фонетика и фонология

Система гласных в древнеанглийском языке (монофтонги и дифтонги). Симметричность долгих и кратких гласных. Ассимилятивные изменения как характерная особенность древнеанглийского вокализма. Преломление. Палатальная перегласовка (i – умлаут) и ее следы в формообразовании и словообразовании современного английского языка. Удлинение перед гоморганными группами.

Изменения в системе гласных в XI–XIV вв. Монофтонгизация старых дифтонгов. Образование дифтонгов нового типа.

Комбинаторные количественные изменения гласных. Сокращение перед группой шумных. Удлинение в открытом ударном слоге. Редукция безударных гласных как важнейший фонетический процесс, содействовавший перестройке грамматического строя английского языка.

Общая система гласных в XIV в. накануне великого сдвига гласных. Сдвиг гласных. Проблема его датировки и причин.

Изменения кратких гласных в XV–XVII вв. Вокализация [z] и возникновение новых фонем.

Система согласных в древнеанглийском. Ассимиляция и палатализация как две основные тенденции в развитии английского консонантизма. Выпадение носовых перед щелевыми. Вокализация [g] и [γ]. Отсутствие в системе шипящих и их возникновение на рубеже поздне- и среднеанглийского периодов. Исчезновение геминат и фонологизация звонких щелевых в среднеанглийском. Ассимиляция групп с [j] и возникновение шипящей фонемы [ƺ]. Упрощение групп согласных в XVI–XVII вв.

Историческое объяснение основных особенностей современной английской орфографии.

 

Тема 4. Историческая грамматика

а) морфология

 

Общая характеристика морфологического строя древнеанглийского языка как языка синтетического типа.

Имя существительное. Грамматические категории (род, число, падеж). Типы склонения (классификация по основам) и их происхождение. Унификация типов склонения в среднеанглийском. Исчезновение категории рода. Редукция окончаний и распад падежной системы. Унификация маркера множественного числа -( e) s. Причины этих изменений. История притяжательного падежа.

Имя прилагательное. Два типа склонения имен прилагательных (германская инновация) как отражение категории детерминации (определенность/неопределенность). Грамматические категории рода, числа, падежа, степеней сравнения. Синтаксический характер категорий рода, числа, падежа как одна из предпосылок их утраты. Способы образования степеней сравнения в древнеанглийском. Появление аналитического способа в среднеанглийском. Причины сохранения категории степеней сравнения.

Местоимение. Разряды местоимений в древнеанглийском. Личные местоимения, их грамматические категории (лицо, число, род). Наличие в их парадигме таких архаичных черт, как двойственное число и супплетивность падежных форм. Упрощение падежной системы в среднеанглийском. Развитие форм 2-го и 3-го лица. Указательные местоимения, их грамматические категории (род, число, падеж). Две группы указательных местоимений (с сильным и слабым дейксисом). Упрощение их парадигмы в среднеанглийском. Образование артиклей. Вопросительные местоимения (hwa, hwæ t, hwilс).

 Имя числительное. Количественные и порядковые имена числительные.

Глагол. Грамматические категории (время, наклонение, лицо, число). Морфологические типы (сильные, слабые, претерито-презентные, аномальные). Сильные глаголы, использование аблаута в их парадигме. Классификация сильных глаголов. Нарушение регулярности чередований в большинстве классов вследствие действия различных фонетических процессов. Слабые глаголы как специфически германский тип и единственно продуктивный уже в древнеанглийском. Производный характер и классификация слабых глаголов. Спряжение сильных и слабых глаголов в древнеанглийском (система личных окончаний). Изменения в системе сильных и слабых глаголов в среднеанглийском. Переход ряда сильных глаголов в слабый тип. Унификация форм единственного числа прошедшего времени в среднеанглийском и всех форм прошедшего времени в ранненовоанглийском. Унификация количества основных форм в глагольной системе как ее результат. Распространение новой флексии 3-го лица ед. ч. -es и вытеснение ею флексии -eth (XVI–XVII вв.).

Претерито-презентные глаголы: происхождение, особенности парадигмы. Их дальнейшее развитие в группу модальных глаголов. Аномальные глаголы (bē on, ƺā n, dō n, willan), особенности их парадигмы. Дальнейшее развитие глаголов bē on, ƺā n.

Общая характеристика древнеанглийских неличных форм (инфинитива, причастия I и причастия II). Утрата ими именных черт и приобретение глагольных характеристик. Возникновение герундия. Проблема существования в древнеанглийском категорий вида и залога.

Развитие аналитических форм глагола. Будущее время. Способы передачи значения будущего в древнеанглийском. Постепенная утрата глаголами scullan и willan модального значения и становление их как вспомогательных глаголов. Перфект. Два типа синтаксических сочетаний в древнеанглийском: habban + переходный глагол, bē on + непереходный глагол. Их морфологизация в среднеанглийском. Распространение форм с have на непереходные глаголы. Специфика употребления перфекта в среднеанглийском. Формы Continuous. Развитие форм Continuous как результат слияния двух сочетаний: be + причастие I и предложной группы с герундием. Страдательный залог. Составное сказуемое с глаголами bē on/ wesan, weorð an  в древнеанглийском. Стабилизация аналитической формы пассива в среднеанглийском. Развитие форм пассива типа: The doctor was sent for; The child was given a book.

 

б) синтаксис

 

Выражение синтаксических связей в простом предложении в древнеанглийском. Функции падежей. Порядок слов в простом предложении (прямой – SVO и инверсионный – VSO). Количественное превалирование модели SVO над моделью SOV в прозаических текстах. Полинегативность в древнеанглийском предложении. Особенности употребления сослагательного наклонения. Наличие безличных предложений.

    Стабилизация порядка слов в среднеанглийском и дальнейшее закрепление модели SVO как нормативной в литературном языке. Предложения с вводным there. Развитие системы подчинения в сложном предложении и образование новых союзов. Связь изменений в схеме построения предложения с изменениями морфологической структуры языка в среднеанглийский период.



2019-12-29 165 Обсуждений (0)
Тема 4. Историческая грамматика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Историческая грамматика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)