Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Историческое развитие института лицензирования в России.



2019-12-29 493 Обсуждений (0)
Историческое развитие института лицензирования в России. 0.00 из 5.00 0 оценок




Реферат

 

по дисциплине:

 

«Основы предпринимательства»

на тему:

 

“Лицензирование деятельности предпринимательских организаций”

 

Выполнил студент группы УЭБ III-1 Шахов Д.С.

Проверил Гроссу В.С.                                                                                                                                                                                                    

 

 

Москва, 2005

 


 

Введение.

Одним из основных видов государственного контроля над предпринимательской деятельностью является лицензирование. В этой связи широкому кругу организаций для начала своей деятельности необходимо получить лицензию (разрешение).

В настоящее время документом, который регулирует процесс лицензирования в России является Федеральный Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года. Он определяет перечень видов деятельности, на осуществление которых необходимо получение лицензии. Кроме тех видов деятельности, которые указаны в этом законе, лицензированию подлежат виды деятельности, лицензирование, которых производится в соответствии с иными Федеральными законами, например, страховая деятельность, деятельность в области таможенного дела и др.


Историческое развитие института лицензирования в России.

Лицензирование предпринимательской деятельности является довольно новым явлением в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века и было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. К тому времени как раз и назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

Проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов в современных условиях развития предпринимательства в России является особо актуальной. Этот надзор преследует двоякую цель.

Во-первых, с помощью надзора происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью надзора, избегается создание «фирм-однодневок», не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан.

Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды предпринимательской деятельности.

Именно лицензирование, являясь одним из видов надзора, представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Из данного определения становится ясно, что лицензирование как вид государственного надзора защищает как публичные, так и частные интересы.

Наибольшие темпы развития института лицензирования наблюдались в период 1995—1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями федерального Правительства и, в значительно меньшем объеме, указами Президента России. Важную роль в развитии института лицензирования сыграло принятие в 1994 и 1996 году двух частей Гражданского Кодекса РФ. С принятием Государственной Думой 21 октября 1994 г. части первой ГК РФ проблема адекватного соотношения лицензионного регулирования в федеральных законах и подзаконных актах стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию. Правовая регламентация института лицензирования осуществлялась в этот период федеральными законами, законами РФ, РСФСР, СССР, а также многочисленными подзаконными актами. Их применение при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии, содействовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов.

Принятый в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, потому, как представляется, содержал слишком большое количество лицензируемых видов деятельности. В этой связи в 2001 году назрела необходимость в сокращении этого количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Понятие «лицензирование», обозначающее разновидность разрешительной политики государства, относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки и науки предпринимательского права. В деятельности исполнительно-распорядительных органов императорской (царской) России методы лицензирования применялись в период так называемой континентальной блокады (1811 – 1812 гг.). В этот период была ограничена внешнеторговая деятельность Англии из-за ее острого конфликта с Францией. Россия выдавала лицензии для торговли с Англией, именуемые «льготными письмами» (Freibriefe).

Однако участие Российской империи в континентальной блокаде, выразившееся во введении кратковременного лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности России, существенно ущемляло интересы отечественных товаропроизводителей. И, как представляется, эта мера в большей степени носила политический характер, чем экономико-правовой.

Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли Союза ССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли.

В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора. В области права интеллектуальной собственности существовал и существует лицензионный договор, который не имеет ничего общего с лицензированием как формой государственного надзора

Развитие института лицензирования на рубеже 1991—1992 гг. обусловлено сменой экономических и правовых формаций; государство в этих условиях было заинтересовано в интенсификации частноправовой деятельности, однако ее осуществление вне государственной регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стало лицензирование.

Практика лицензирования получила особое развитие в 1994 г. в связи с принятием Правительством РФ базисного постановления, регламентирующего осуществление органами исполнительной власти выдачу, приостановление и аннулирование лицензий: только за период 1994—1998 гг. (вплоть до принятия ФЗ от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности») органы исполнительной власти осуществляли лицензирование свыше 900 видов коммерческой и даже (в редких случаях) некоммерческой деятельности.

 



2019-12-29 493 Обсуждений (0)
Историческое развитие института лицензирования в России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Историческое развитие института лицензирования в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)