Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идея вальдорфской школы



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Идея вальдорфской школы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Первая вальдорфская школа была основана в Германии в 1919 году – в эпоху тяжелого экономического и социального кризиса. Ее основатель, Рудольф Штайнер выдвинул модель единой интегрированной общеобразовательной школы, “школы для всех людей”, в основу которой должна быть положена идея общечеловеческого образования. Школа, по его мнению, прежде всего “должна ориентироваться на законы развития человека, которые у всех людей одинаковы”, а не на сословное деление общества. Она должна опираться на целостную антропологию, учитывающую все стороны развития (голова, сердце и руки), специфические потребности детей в развитии в каждом возрасте. Идея общего образования, ориентированная на целостное интеллектуальное, нравственно-эмоциональное и практически-волевое развитие является ведущей идеей вальдорфской школы.[9]

Идея классного учителя, несущего ответственность за свою работу и являющегося гарантом целостности педагогического процесса, – краеугольным камнем вальдорфской педагогики. Таким образом, целостность здесь зиждется не на принципах, а на живом человеке.

Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики подарил миру школу, ориентированную на “законы развития человека, которые у всех людей одинаковы”. “Школа для всех”, в которой важна не только детская голова, но и руки, и сердце, стала центральной идеей вальдорфской педагогики.

Ориентация на потребности конкретных детей в их индивидуальном развитии может осуществляться только в непосредственной встрече педагогов-учителей, родителей и детей. Эта встреча носит всегда индивидуальный, неповторимый характер и связана с необходимостью принимать творческие решения. Штайнер отмечал, что деловая и практичная школьная жизнь может осуществляться только тогда, когда “опыт, полученный в конкретном преподавании, будет вливаться также и в управление”.[10]

Коллегиальное самоуправление школы учителями, участие родителей в управлении и жизни школы – еще одна отличительная черта вальдорфских школ.

Ключевым системообразующим словом, относящимся к структуре управления школой вальдорфского типа, является не демократия, а именно самоуправление. Ведь далеко не все вопросы можно решать демократически. Во многих вопросах решающим является профессиональная компетенция. Не является системообразующим и принцип свободы. Ведь классный учитель работает не один. К детям приходят преподаватели музыки и искусства, рукоделия, иностранного языка и врач, который не только лечит, но и преподает. Все вместе они составляют классную коллегию. Все они видят ребенка по-разному, и на учительской конференции каждый рассказывает о нем, что с ним в данное время происходит, какие у него способности, какие трудности. Это называется феноменологическим обсуждением, из которого складывается образ ребенка. Учитель старается изменить подходы, выстроить отношения с учеником в соответствии с этим образом, полученным в результате такого обсуждения. Содержание классной конференции распространяется и на родительские вечера. Так возникает первичная ячейка – педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей.

Структура самоуправления – это не пирамидальная, иерархическая конституция, а горизонтальная система взаимосвязей и сфер ответственности.

Принцип творческой автономии учителя – важнейший принцип вальдорфской педагогики. Учитель, постоянно оглядывающийся на предписания извне, дрожащий перед очередной комиссией или контрольной, не в состоянии выполнять своих прямых обязанностей – осуществлять полноценный образовательный процесс, понимаемый в нашей стране как обучение плюс воспитание. Учитель, поставленный в жесткие рамки, вынужден работать, ориентируясь на формальные достижения. В результате в качестве его работы не могут не возникнуть проблемы. Тогда мы начинаем искать выход из сложившегося положения тем, что передаем “воспитание” в руки еще одного “специалиста” – воспитателя. Однако настоящий учитель не может не быть и воспитателем. Воспитывающая функция присуща всем предметам в той или иной степени. Было бы роковой ошибкой дробить единый образовательный процесс по разным ведомствам. Выход – вальдорфская идея классного учителя, педагога-мастера, обладающего значительной степенью автономии и свободы в своей работе. Нужно сделать все, чтобы учитель мог стать мастером в своей профессии, и затем строить отношения с ним на основе доверия, что, конечно, не отрицает разумных форм контроля и самоконтроля учителем своей работы.

Дети приходят в вальдорфскую школу. Жизнь становится и похожей, и непохожей на прежнюю. Перед уроком учитель здоровается с каждым ребенком за руку. Затем – ритмическая часть. Дети читают стихи, поют, в некоторых школах играют на флейте. Чтение стихов сопровождается жестами, выражающими образную и ритмическую ткань стихотворения.

На ритмической части, которая продолжается в младших классах до получаса, могут найти выражение многообразные формы творческой активности детей, связанной со словом и движением. Опытный вальдорфский учитель может поднять ритмическую часть на уровень настоящего искусства.

Затем следует основной урок. Р.Штайнер делил все предметы на имеющие в себе логическую связь и требующие постоянных упражнений. Поэтому в вальдорфской школе общеобразовательные предметы преподаются в течение периодов от 3 до 5 недель. Это называется “главный урок”. Завершается он свободным рассказом учителя, материалом для которого служат народные сказки, басни и легенды (жития святых), библейские сюжеты и мотивы мифов народов мира. Остальные уроки ритмически меняются в течение недели. Это два иностранных языка, рукоделие и музыка, занятия искусством и закрепление всего того, что требует дополнительных упражнений.

Праздники, фестивали, выставки, разнообразные кафе и театральные постановки – неотъемлемая часть школьной жизни. Им посвящается вторая половина дня.

Есть еще нечто важное, на что обращал внимание Р.Штайнер. Он выделял предметы и культурные области, которые глубоко связаны с существом человека и мира, и другие, которые являются сугубо человеческими договоренностями. Например, речь и пение связаны с существом человека, в то время как знаковое выражение речи – письмо, чтение – является лишь поздним продуктом культуры.[11]

Все формальное, искусственное чуждо душе ребенка, и взрослые в вальдорфской школе стремятся оживлять неживое. Для этого они нашли много конкретных форм, главная из которых – принцип художественной образности. Так, из истории и картинки-образа возникает буква или цифра. Перекидывается мостик от того, что идет изнутри ребенка, к тому, что требует от него жизнь.

В младшем школьном возрасте, как считают вальдорфские педагоги, ребенок по-человечески привязывается к своему учителю. Между ними устанавливается естественная внутренняя связь. Дети во многом следуют за любимым и авторитетным взрослым. Эта потребность сохраняется вплоть до 12–14 лет. Поэтому важно, чтобы у ребенка был взрослый помощник и друг. Таким другом может стать классный учитель.

Вальдорфцы считают, что только с наступлением подросткового периода у детей проявляется импульс к самостоятельности при объективной неготовности к ней. Вальдорфская школа идет навстречу этим внутренним потребностям подростков и молодых людей. В школьном расписании появляются новые предметы. Начинается настоящая социализация и дифференциации обучения в специальных группах, проектной работе и социальной практике. В этот период школа пытается помочь своим ученикам активно, сознательно и ответственно относиться к собственной жизни.

 

 

Заключение

 

Ориентация на потребности в развитии ребенка в каждый конкретный момент становится как бы антитезой требованиям, предъявляемым к школе извне, со стороны взрослого сообщества (общества). Но ориентация на будущее фатальна для педагогики, так как с необходимостью влечет за собой мысль о том, что время, проводимое ребенком в школе, и – шире – весь период детства и юности – лишь только подготовка к жизни, но сама еще не есть полноценная жизнь. То, что волнует ребенка здесь и сейчас, не важно. Важно, чтобы он был приспособлен к жизни в обществе – в таком обществе, каким мы его себе представляем в данный момент времени; при этом наша точка зрения может быть весьма ограниченной или даже совсем ошибочной.

Установка на будущее влечет за собой не только обеднение жизни детей, но и обеднение жизни взрослого сообщества – ведь родители являются членами того самого общества, для жизни в котором мы готовим наших детей в школе. Вместо того чтобы жить с детьми полноценной и интересной жизнью – взрослые ведут с детьми постоянную войну за то, чтобы те соответствовали требованиям, выдвигаемым школой и ориентирующимся на будущую жизнь. Таким образом, возникает порочный круг, в котором все – и взрослые, и дети – готовятся к будущей жизни, которая, во всяком случае в этом предполагающемся виде, никогда не наступит.

Школа должна быть сориентирована на потребности и проблемы конкретных детей и идти от ребенка, в которой ребенок будет не только учиться, но и жить полной жизнью. Такая школы выпустит из своих стен здоровых, заинтересованных полноценных людей и тем самым выполнит свое подлинное общественное предназначение: быть мощным фактором позитивного развития общества и культуры.

По-настоящему плодотворной работа школы сможет быть только тогда, когда учителя будут исходить в своей работе из потребностей в развитии конкретных детей в каждый конкретный момент развития. Для этого необходимо, во-первых, дать учителю ключ к пониманию природы ребенка, детства, научить его мастерству индивидуального педагогического действия.

Итак, в первой главе я дала обоснование самой идеи возникновения авторской системы обучения.

Во второй главе привела в качестве примера несколько идей различных авторских школ, связанных, в первую очередь, между собой идеей гуманистической направленности обучения.

По моему мнению, сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чу­в­ством собственного достоинства и высоким уровнем самосознания, на первое место выходит вопрос о гуманизации воспитательного процесса. Ориентация на гуманизацию образовательной сре­ды, принципы личностно-ориентированной педагогики активизировали инновационные процессы в школе. В Законе РФ “Об образовании” прослеживается мысль о том, что роль инновационных и экспериментальных процессов в образовании очень важна, т.к. име­нно они закладывают фундамент образования нового типа, который должен удовлетворять потребности личности в самообразовании и общества в самоизменении.

Поэтому роль авторских систем обучения в современной жизни России очень велика – следовательно, каждая система имеет право на жизнь, ибо она строит наше будущее.


Список использованной литературы

 

1. Адамский А. Педагогика сотрудничества //Первое сентября, №32, 2000.

2. Алексеев И.В. Идея вальдорской школы. СПб., Феникс, 1997.

3. Валенская Е.С. Я работаю в Дальтон-школе. М.: Изд-во МГУ им.Ломоносова, 1998.

4. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие. Калининград: Изд-во КПУ, 2000.

5. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М.: Владос, 1999.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: Прометей, 1992.

7. Паркхерст Х. Система Дальтон-План. М.: Астон, 2000.

8. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: Учебник / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2000.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

10. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.

11. Шиянов E.H., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие. М.: Академия, 2000.

12. Штайнер В. Учитель, ученик, родители. М.: Просвещение, 1998.

13. Щетинин М.П. Детское государство любви //Первое сентября, №51, 1999.


[1] Адамский А. Педагогика сотрудничества //Первое сентября, №32, 2000.

[2] Паркхерст Х. Система Дальтон-План. М.: Астон, 2000. С.6.

[3] Валенская Е.С. Я работаю в Дальтон-школе. М.: Изд-во МГУ им.Ломоносова, 1998. С.21.

[4] Валенская Е.С. Я работаю в Дальтон-школе. М.: Изд-во МГУ им.Ломоносова, 1998. С.22.

[5] Валенская Е.С. Я работаю в Дальтон-школе. М.: Изд-во МГУ им.Ломоносова, 1998. С.24.

[6] Валенская Е.С. Я работаю в Дальтон-школе. М.: Изд-во МГУ им.Ломоносова, 1998. С.28.

[7] Паркхерст Х. Система Дальтон-План. М.: Астон, 2000. С.12.

[8] Щетинин М.П. Детское государство любви //Первое сентября, №51, 1999.

[9] Алексеев И.В. Идея вальдорской школы. СПб., Феникс, 1997. С.7.

[10] Штайнер В. Учитель, ученик, родители. М.: Просвещение, 1998. С.47.

[11] Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: Учебник / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2000. С.410.



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Идея вальдорфской школы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идея вальдорфской школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)