Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


БЮДЖЕТ КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ, ТЫС. РУБ.



2019-12-29 144 Обсуждений (0)
БЮДЖЕТ КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ, ТЫС. РУБ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Как обычно – книга наполнялась после одного из новых начинаний.

Вот в один прекрасный момент ты решаешь, что знаний и умений твоих достаточно для того, чтобы чему-то учить людей, да не абы чему – а бизнесу.

То есть, как его строить, как создавать с нуля. Как из задницы вытаскивать. Куда ты, милейший мой человек, до этого успешно его загнал.

Поскольку, я полагаю, уже заработал славу человека, который не может двух серьезных слов связать без анекдота или курьеза, не буду нарушать сложившейся практики. Для этого есть другие мои книги – серьезные, нудные, и практичные. Но воспринимать их тяжеловато как-то, без смазки.

Поэтому начну издалека.

2008 год я встретил в Карпатах, с женой. Группа энтузиастов, к коей мы имели неосторожность пристать, собралась, и двинула в красивейшее место западной Украины – село Славское. Впечатление у меня сложилось такое, что если чуть денег вложить – ну приблизительно столько же, сколько Россия в Сочи – 2014 вкладывает – Куршавель бы нервно закурил. Потенциал есть.

Но для чего я завел эту тему? Сейчас расскажу. Было несколько, да что там лукавить-то – много! моментов, которые просто разрывали мне мозг. Например, когда я, задумчиво глядя в окно, наблюдал, как мы подъезжаем к одной из станций, поезд останавливался, и вдруг мы опять часа два катили в противоположном направлении, а перед моим недоуменным взглядом в обратном порядке – ну как будто бы пленку отматывают - проносились села, посадки, поля… При поездке в Карпаты нам очень повезло с проводником – он оказался один, да еще и насинячился в хлам и вырубился в своем купе дежурного – и нам самим пришлось раздувать потухшую печку-котел, потому что за пределами несущегося сквозь предновогоднюю ночь поезда температура стояла аж минус двадцать пять.

Или – в поселке, который расположился у подножья Карпат, самым популярным средством передвижения стал обычный УАЗик – чудо российского автопрома, известное как своей неприхотливостью и проходимостью, так и абсолютной несовместимостью с жизнью в зимнее время. Местная достопримечательность – местный человеческий светофор. На пути к одной из самых посещаемых гор – Тростяну – по практически бездорожному гололеду, где проезжают машины с колесами, обмотанными цепями, находился тоннель с возможностью проезда только одной машины – две уже не разъезжались. Для того, чтобы машина проехала, местной администрацией были установлены два бомжеватого вида типа в засаленных варежках, которые, махая оными, вещали – стой, проходи, проходи, стой, стой…

Улыбнулся же я, когда мы приехали в Харьков, и старший группы наших безшабашных туристов раздал нам памятки, как пользоваться горнолыжными курортами - своеобразная инструкция по безопасности, которую я в первоначальном варианте и воспроизвожу.

v Не экономь на лыжах, сэкономишь на лекарствах
2. Вышел на гору – не рискуй зря
3. Лучше медленно кататься, чем быстро кувыркаться
4. Запомни правило, на горе ты должен как минимум быть вдвоем и каждый контролирует друг друга
5. С горы нужно уходить вовремя
6. Не катайся до последнего, а то будешь последним
7. Получай удовольствие от общения с природой
8. Не стесняйся спрашивать, за спрос гривны не берут
9. Помни, что хуже тебя катается много «чайников» этих людей нужно видеть
10. Получай удовольствие не от скорости, а от качества катания
11. Очередь есть очередь – в ней нужно видеть своих, и чтобы тебя видели свои
12. Можно и не становиться на лыжи – главное стоять с лыжами
13. Главное видеть главное, а не быть главным
14. Запомни, лыжи могут мешать ходить, на них нужно кататься
15. Прямо катить можно, но не нужно
16. Помни, твое здоровье важнее твоих ощущений
17. Быстро катить с горы – это не значит катить красиво
18. Если ты катался в Куршавеле, это не значит, что ты можешь кататься здесь
19. Распредели силы на весь отдых, чтобы не отдыхать после такого отдыха
20. Купи сим карту, 25 гривен это не 25 евро
21. Уважай гору и тех, кто на горе и тебя станут уважать
22. Будь счастлив и приноси счастье другим
23. Все, если забыл, что было в начале, начни сначала!!!

Отвлекаясь немного от проведенного отдыха в Карпатах, расскажу в двух словах о событии, ему предшествующем. 30 декабря я решил оставить свою машину отцу – он как раз после нескольких лет перерыва решил опять сесть за руль – и спокойно поехать на отдых. Но во время поездки я почувствовал очень резкий и усиливающийся запах бензина. Я не курю, а вот отец – много. Заглядываю вниз, вижу, из под машины сочится. Беру брата и отца, едем на автосервис – а там уже пьяный раздрай, и оно понятно – новый год ведь все-таки! С трудом уговариваю машину поднять на сервисе, мастер туда смотрит и сквозь зубы бурчит – наверное, бак потек. Ладно, едем домой. Папа по ходу пытается закурить, брат не дает – и он же заставляет нас глянуть под заднее сиденье. Начинаем скручивать – а там под сиденьем литров пять бензина в салоне. Бултыхается, пузырится. И – воняет. В этот момент с наших лиц можно было писать картину – ведь очень легко было понять, а что же могло произойти от одной закуренной сигареты.

И – возможно, уже бы ничего не было. Жизнь – хрупкая штука, и все сосредоточено в случайностях и совпадениях.

Для чего все это?

То, о чем речь пойдет в этой книге – очень специфично. Хотя вроде как и для широкой категории интересующихся и страждущих. Вывод очень простой – бизнес консультантов травматичен и опасен, и без соблюдения определенных правил техники безопасности не стоит ни самому в этот бизнес лезть, ни прибегать к услугам консультантов. Ведь по большому счету люди должны остаться друг другом довольны. А не шмыгать носом, забившись в уголок и наматывая сопли на кулак.

Консалтинг – это советы. Которых не всегда просят. У нас народ выстраданный, бабло свое зарабатывает горбом и очень подозрительно воспринимает, когда появляется молодой выпендрежник на джипе с ноутбуком, и начинает рассказывать – как им управлять в собственной фирме, и как распоряжаться своими же деньгами. Для русского человека это звучит по крайней мере дико – и обычно консультантов посылают… пить кофе, с комментариями, мол мы сами разберемся.

Слава богу, у нас растет количество иностранцев, которые выросли и воспитывались совершенно в другой культуре. В дань этого, кстати, идет мода называть компании консультантов всяческими нерусскими названиями, трехэтажными, не всегда читаемыми.

Случайно спросил прохожего, какую иностранную фирму он сможет вспомнить, первое, что услышал – «Памперс». Второе – «Проктер энд Гэмбл». Третье – «Ну, чего ты до меня доеб##ся?» Увы, энергетика – неистребима.

Эта книга – о взгляде на любой бизнес со стороны. Каждодневные карусели отнимают возможность объективного и незамутненного взгляда. Взгляд консультанта же – практически то самое зеркало, в котором все должно отразиться четко и без прикрас.

Всё. Дальше – читайте.

Аааа… Еще один моментик. Все общение будет построено на вопросах – самых острых и наболевших, и я постараюсь ответить на них максимально честно – впрочем, как всегда.

Главное – ни политики, ни клубнички, ни пипла хавающего в этой книге не будет.

Только – практика и лирика. По теме консалтинга и – не очень. Уж как получится.

Глава 1. Для чего нужны консультанты?

 

Для чего нужны консультанты, нужны ли они вообще? Этот вопрос мучает людей, имеющих совесть, и абсолютно безразличен людям, имеющим совесть регулярно. Ведь это – достаточно доходный бизнес.

v Ехал консультант по горам. Увидел чабана, пасущего отару овец. Подходит консультант к чабану и предлагает. Если я сейчас точно скажу Вам сколько у Вас овец, с Вас одна овца - идёт? Чабан согласился. Консультант открывает ноутбук, сотовый телефон, по спутнику выходит в Интернет, заказывает космический снимок. Через полчаса, получив его, специальной программой подсчитывает на нём овец и выдаёт результат:
- у Вас 151 овца! Одну я забираю!
- Постойте! - говорит чабан. Если я угадаю кто Вы - с Вас одна овца - идёт?
- Идёт ...
- Вы консультант!
- Как Вы догадались?
- Во первых Вас сюда никто не звал - Вы сами появились. Во-вторых - Вы взяли оплату за информацию, которая мне и так прекрасно известна. А в-третьих - Вы ни черта не понимаете в деле по которому берётесь консультировать. Отдайте мне мою собаку!

Начало конечно жестковатое. Но, господа, еще во введении мы договорились, что работаем в бескомпромиссном режиме – жестко, а значит – честно. Поэтому предлагаю заранее умерить самолюбие.

Кто-то может обвинить меня в излишней открытости и возможно даже – хамстве. Что ж, возможно и так – я люблю гиперболизировать. Но я – против корпоративных фильмов и розовых очков, где все до оскомины красиво и сладко. В жизни – не так. И основная задача – понять все минусы и плюсы, которые есть.

Россия – страна парадоксов. Я думаю, мало кто со мной не согласится в этом.

И парадоксы свои существуют в любой отрасли бизнеса, абсолютно без исключений.

Вообще, конечно консалтинговый бизнес в России – это нечто!

Во-первых, мало кто понимает, что это вообще такое, и с чем его едят. А во-вторых, правда это уже как следствие, дерганная и неадекватная планка ожиданий – впрочем, это не только в консалтинге.

В последнее время ярко выстреливает определенный парадокс – вот хорошо бы было, если бы было бы хорошо. Ну в общем ты понимаешь.

И самое интересное – как в любой экономике, сразу появился контингент, готовый сделать хорошо. Дорого, и соответственно – очень дорого. Потому что по другому никак.

И – люди платят.

Почему – вопрос, на который у каждого свой ответ. Потому что – заебись. Потому что – красиво. Потому что – модно. Потому что – надо. Таких вот – меньше всего.

А тех, кто понимает – для чего это вообще надо – практически нет.

Тяжелый случай.

Сейчас многие идут в консультанты. И здесь в России к сожалению в большинстве случаев работает следующее юмористическое замечание – кто умеет работать – работает, кто не умеет работать – руководит, а кто не умеет ни того, ни другого – учит, становясь консультантом. На практике очень часто оказывается, что люди становятся консультантами, имея в лучшем случае общее теоретическое представление о предмете, в который они лезут. Яркие примеры – перед глазами.

Крупная компания создала свою аудиторско-консалтинговую компанию, которая отвечала непосредственно за разные рабочие моменты, в частности приведение сертификации в соответствии с ИСО 9000 – то же еще один старый миф, но я к этому вернусь. Соль вся состояла в том, что консультанты-аудиторы очень хотели иметь высшие руководящие должности – стать руководителями региональных подразделений. В полной уверенности, что они все знают, они ехали на филиал за филиалом, и раз за разом проваливали план. Снова и снова. И еще, и еще.

Вывод – консалтинг должен начинаться с реальной практике. И желательно, чтобы этот рабочий опыт был наработан еще до начала функционирования консалтинговой конторы. Потому что мало кому нравиться быть подопытным ежиком, или там кроликом.

Когда приглашают консультантов, собственники хотят быть уверены в безусловном профессионализме и авторитете специалистов.

v Воздушный шар попал в полосу густого тумана. На земле едва видны очертания человека. «Вы не скажите, где я нахожусь?», - крикнули с шара. «Вы находитесь на воздушном шаре», - ответили с земли. «Наверное, вы работаете консультантом?» - гаркнули с шара. «Да, а как вы догадались?» «Потому, что только консультанты умеют давать абсолютно правильные, но совершенно бесполезные советы».

Реальный консалтинговый бизнес начинается – с азарта. И – с самоучек. Потому что людям с образованием МВА и амбициями премьер-министров очень тяжело вникать в проблемы Васи Пупкина, которому надо увеличить надой молока от его двух с половиной коров в три с половиной раза.

Иначе – с политикой рыночного регулирования нашего государства, когда цены естественных монополий растут ежемесячно, нефть растет лавинообразно, а ограничивать и фиксировать надо именно сельское хозяйство – оно же ведь самое прибыльное и рентабельное, оказывается! Вот новость…

Я был свидетелем очень интересных разговоров годика полтора-два – в одном колхозе. Приезжали перекупщики, крышуемые администрацией – наглые, черные южане, и закупали свинину. И председатель, которому нечем было платить зарплату рабочим, потому что у той же администрации деньги, субсидированные государством, куда-то подевались – то ли в личные коттеджи, то ли в квартиры и машины любовницам, а везде стояли фиктивные подписи, торговался с хачами – ребята, ну не могу я вам отдать свинину по 35 рублей за кг, у меня себестоимость, комбикорма, добавьте еще рубля четыре, хотя бы выйти в ноль, а ему говорили – «не борзей, братуха, итак много предлагаем, Адам! А будешь ерепениться, звонок сделаем, и будешь сидеть со своей свининой, проверочку забацаем, что-нить да найдем, сам знаешь… и о семье своей подумай – у тебя дети маленькие, да? Хочешь, чтобы доучились?» Тогда администрация настолько зарвалась, что скандал на украденные за водопровод деньги дошел до президента. Водопровод достроили, но воду так и не пустили…

В этих условиях по моему абсурдно говорить о лояльности к сельскому хозяйству и о его значительных инвестиционных перспективах. Впрочем…

Сейчас в России – инвестиционный бум.

В стране появились деньги – чего в принципе давно не было. Причины тут в принципе -… да одна всего – стабильность появилась. А следствий уже больше.

Во-первых, наше многострадальное население начало доставать бабло из подвалов, из-под матрасов и из коробок под обувь. Свернутые и заслюнявленные, обильно политые слезами и сдобренные трудовым потом, свертки рублей, долларов, а местами – и евро – активно вышли из тени. Люди стали вкладывать деньги – покупая себе квартиры, машины, бытовую и прочую технику, делая вклады в банках.

Во-вторых, бизнес получил определенные гарантии под развитие. А следовательно, наличность, ранее бешенными потоками утекавшая за кордон, стала в большом количестве скапливаться в России. И слава Богу! Я ведь в душе – патриот.

И в-третьих, в нас стали вкладывать. Вкладывать деньги, людей, силы, энергию. Иностранцы почувствовали запах прибыли. Вялые западные рынки перестали давать такую отдачу – проценты по ним в редких случаях перепрыгивают за отметку в пять единиц.

 

Естественно, там, где ходят большие деньги, находится определенное количество тех, кто начинает учить, как эти деньги зарабатывать. И тоже, надо заметить, за деньги – причем немалые.

При этом в почетном ряду присутствуют и именитые иностранцы – Роланд Бергер, Маккинси, список в общем-то достаточно большой. Для иностранцев это – возможность на известном брэнде и моде срубить денег. К огромному моему сожалению, во-первых, консалтинговые услуги таких монстров подходят только крупным компаниям, к тому же имеющим выход на экспортные международные рынки. А во-вторых, очень часто в России действует правило моды. Для сравнения – в России продается Верту и Феррари больше чем во всей Европе. И количество миллионеров у нас практически сравнялось с америкой – но разрыв между социальными слоями по прежнему просто огромный.

А жаль… Хотя, с другой стороны, именно это и объясняет сейчас наше стремительное развитие. Стали появляться и сильные консалтеры отечественные – с более глубоким пониманием, потому что многие директора – владельцы собственных бизнесов, успешные руководители, которые на собственных ошибках почувствовали специфику бизнеса.

Правда, к огромному сожалению, при переходе в разряд консалтеров иной раз очень быстро забывается вся сложность реальной управленческой работы и борьбы компании реального сектора за место под солнцем.

v Кот Васька каждую ночь убегал на крышу зачем-то. Кошачьи вопли по ночам сильно мешали спать хозяину Васьки и он его (а именно - хозяин Ваську) кастрировал. Но ничего не изменилось, Васька по-прежнему убегал на крышу, а кошачьи вопли (отметим это обстоятельство особо!) даже усилились! Удивленный хозяин спрашивает Ваську: «Я ж тебя кастрировал?!». А Васька отвечает: «А я теперь консультирую …».
Существенно, надо признать, урезанный в анекдоте образ Консультанта помог однако же остудить разгорячившегося консультанта-«миссионера» и оторвать его от трибуны.

Появившись изначально в качестве советчиков и индивидуальных бизнес-консультантов, консалтинговые компании не избежали общей специфики бизнеса – ведь в принципе, продажа бизнес-услуг вполне поддается планированию, а потому – компания имеет потенциал роста. Особенно сейчас – в ключевых сферах: телекоммуникации, энергетике, производстве и т.п.

Компании растут, приходят люди, происходит определенная формализация процессов – то, что раньше являлось свободным творчеством, сейчас становиться бизнесом со своими показателями, планами, успехами, провалами, репутацией, брэндом. Возникают требования к новым людям – наверно, в консалтинговой среде самый жесткий отбор, потому что клиенты прекрасно ориентируются в специфике своего бизнеса, и я вот вспоминаю по себе – если ты не разбираешься идеально в сфере бизнеса клиента, разговор по итогу может и не состояться. Никто не любит попугаев и хамелеонов. Когда у людей реальные проблемы, ему нужны такие же реальные решения, а не красивая папочка с картинками и чукча в костюме, с ноутбуком и КПК.

v Рабочий пытается открутить гайку, вены от натуги вот-вот лопнут, физиономия аж сизая стала. Мимо мастер проходит:
- Ты ж не в ту сторону крутишь!
- Как-кая р-разница!!!

Консалтеры нужны для того, чтобы быть третейскими судьями. В России очень часто собственник бизнеса и генеральный директор – одно лицо. Понимаю, очень страшно отдавать свое, родное, взрощенное силами, потом и кровье, детище в руки чужого дяди. Но как правило именно внутренний конфликт собственника и руководителя и является причиной большинства перекосов в любом бизнесе. А консультанта зовут часто для того, чтобы он глянул и выделил – а кто же прав по итогу? И очень часто формулировка задачи и ожиданий от консалтера весьма и весьма туманна – а под одной задачей подразумевается абсолютно другая. Не стоит из-за этого расстраиваться – для нашей страны это абсолютно нормальная вещь. Просто берите больше денег – и лучше заранее.

У консультанта по нашей жизни и работе должны быть стальные нервы. Потому что предстоит столкнуться со всеми прелестями – наездами, упреками, откровенным хамством, обманом, давлением – всем. И здесь надо ко всему относиться философски. Почему я на это настраиваю? Да потому что столкнулся со всем этим сам. И еще – дальше я тоже буду давить и резать по живому. Поэтому настройтесь на философский позитив – ведь умный и у дурака научится, а вот дурак у умного – никогда.

Верю, что вы – умные. Книга эта – не предмет первой необходимости, и уж раз она в ваших руках оказалась, наверное, тому есть причина. Хотя бы потому, что вам это интересно. А потому – и воспринимайте адекватно.

v Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе - выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками - фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными и простыми, и дорогими, и изысканными. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: «Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем.
Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, был - кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наслаждайтесь своим кофе!!!!!!!!!»
У самых счастливых людей нет всего лучшего. Но они извлекают все лучшее из того, что есть. Счастье в том, чтобы хотеть то, что у тебя есть. А не в том, чтобы иметь то, что хочешь.
Жизнь коротка - нарушай правила - Прощай быстро - Целуй медленно - Люби искренно - Смейся неудержимо . И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться.

Консультанты в России – нужны. Профессия эта – востребованная и интересная. Но есть одно важное правило – бизнесмен, ушедший в консультанты – лучше, чем консультант, ставший бизнесменом. Консалтер-практик и консалтер-теоретик – разные люди.

И пусть злые языки говорят о том, что практики-консультанты имеют однобокий взгляд, основанный на личном рабочем опыте, это – далеко не так. Постарайтесь быть практиком, и тогда – успех вам обеспечении.

А значит, в конце-то концов, будут деньги – на кино, вино и домино. Удачи в постижении азов консалтингового бизнеса и да перевернется эта страница!

 

Глава 2. Как выглядит этот бизнес?

 

Вот думаю – с чего начать? С эпатажа или серьезной мины на лице? К консалтинговом бизнесе есть место и тому, и другому. Вообще, многие считают, что консультанты свой хлеб зря получают, потому как не могут они в принципе разобраться в бизнесе лучше самих профессионалов. Так ли это на самом деле?

Бесспорно, в этом бизнесе есть случаи и специалисты, которые делают деньги буквально из воздуха. Но – и на старуху бывает проруха.

v Летят в самолете на соседних креслах блондинка и адвокат. Лететь долго. Блондинка смотрит в иллюминатор. Адвокат блондинке - Давайте я вам задаю вопрос, если вы не знаете ответ, вы мне 5$, потом вы мне задаете вопрос, если я не знаю ответ, я вам 5$! Блондинка скучая, отворачивается к иллюминатору. Проходит пару часов, адвокату нечего делать, скучно. Он опять блондинке -Давайте я вам задаю вопрос, если вы не знаете ответ, вы мне 5долларов, потом вы мне задаете вопрос, если я не знаю ответ, я вам 500$! Блондинка отворачивается к иллюминатору, но через некоторое время соглашается. Адвокат – Знаете ли вы расстояние от Земли до Луны? Блондинка молча отдает ему 5$. Блондинка - Что поднимается в гору на трех ногах, а спускается на четырех? Задает вопрос и отворачивается к иллюминатору. Прошло пару часов. Адвокат обзвонил всех друзей, перерыл интернет, ответа найти не может. Делать нечего отдает блондинке 500долларов и спрашивает – Кто это? Блондинка молча отдает ему 5$ и отворачивается к иллюминатору.

Вот так.

Сейчас в России действует множество законов и нормативных актов, государственных программ, которые способствуют развитию малого, среднего и крупного бизнеса. 

Крупный бизнес, как правило, имеет средства для содержания как внутренних, так и привлечения внешних консультантов, а так же на обучение и постоянное повышение квалификации собственных специалистов и менеджмента.

А что же делать малому и среднему?

Согласно данным статистики, в России за 2006 год из 100% зарегистрированных субъектов малого бизнеса закрылось больше половины. Половина из опрошенных предпринимателей, которые закрыли или потеряли свой бизнес, основной причиной назвали собственную некомпетентность во многих финансовых, юридических, организационных и управленческих вопросах, которые привели к такому плачевному исходу. Остальные причины практически поровну разделили административные барьеры и влияние крупных компаний. Выжившие субъекты малого бизнеса развиваются и быстро превращаются в средний бизнес.

А вот здесь и начинаются уже большие проблемы, которые требуют помощи профессиональных консультантов – на стадии роста и развития бизнеса, когда для этого необходимо реструктуризация, привлечение инвестиций, повышение конкурентоспособности бизнеса. Как же сохранить этот самый средний бизнес? Ведь столько средств и сил вложено предпринимателем.

И здесь важно четкое понимание проблемы, с которой сталкивается предприниматель, руководитель и бизнесмен, а так же четкое понимание компетенции, которой они обладают.

v Мышам в лесу очень грустно и обидно - их все едят. Мыши уж и не знают, что им делать, как дальше выживать.
 «Пойдём к Филину - Филин умный, он нам подскажет, как нам жить!» - решили мыши.
Приходят к Филину. «Филин, помоги, как нам дальше жить - нас ведь всех сожрут»
Филин подумал, и говорит: «А вы станьте ёжиками! Ежи колючие - их никто не трогает!»
«Ай да Филин! Вот это голова! Классная идея! Станем ёжиками - никто нас не тронет!»- обрадовались мыши и весело помчались домой!
- Стойте! Но как же мы станем ёжиками?!
- Надо вернуться к Филину и спросить ...
- Филин, а как же мы станем ёжиками?...
- Ну, не знаю... Моё дело предложить концепцию ...

Вот так – не должно быть. Плохой кайдзен, говорят в таких случаях японцы. Плохой фэн-шуй – молвят китайцы. Ху…же некуда – думают русские, и говорят - … а вот это лучше опустить. Для поддержания текста в интеллигентном состоянии.

Итак, для того, чтобы рассказать о том, как же выглядит консалтинговый бизнес в России, я в очередной раз буду прибегать к аллегориям и гиперболам. Вот.

Представьте себе на секунду, что Вы просыпаетесь утром, ну как обычно, рано, в часиков семь утра, и вдруг обнаруживаете, что у вас в груди – бомба. И она – запущена. Висит из грудной клетки этакое табло с красными зловеще мерцающими цифрами – 3.00, 2.59, 2.58. И Вы – этаже на 10 массивной такой многоэтажки. Что делать будете?

Тротил в грудной клетке – настоящий или нет – вы этого не знаете. Но бомба очень реалистично торчит из груди, проводки уходят куда-то к сердцу.

Какова задачка?

Вот приблизительно так выглядит задача консалтера в реальной жизни.

Люди как правило подрываются в последний момент, когда уже все плохо, и практически безнадежно. Просто потому, что все предыдущее время на них – розовые очки. И тогда первоочередной задачей становится – найти спасителя. А вот вы никогда не думали, что Иисус Христос, впрочем, как и пророк Мухаммед – были первыми консультантами, причем в глобальном смысле – разработали планы развития и спасения всего человечества.

Вот потому на них добрая половина планеты в трудную минуту и уповает – человеку свойственно стремится с кем-то поделиться и попросить помощи.

Для сравнения – небольшая пауза к размышлению.

Вы представляете себе, например, как строится работа типового снабженца в типовой конторе постсоветского периода? Или работа директора крупного и среднего предприятия перестроечного периода?

Думаю, многие скажут, что да, тогда второй вопрос – а вы там были, чтобы представлять? Или работали в этой должности? Теория от практики, господа, различается очень сильно, это – так, между прочим.

v В те времена, когда понятия организационного развития и процессного консалтинга были относительно новы, одним из самых известных специалистов-консультантов был, да, впрочем, и остаётся Крис Арджирис (C.Argyris). Одна небольшая британская фирма решила, что ей чрезвычайно необходимо организационное развитие, какое бы значение ни вкладывать в него, и накопила определённую сумму, чтобы купить целый день драгоценного времени Арджириса.
Послушать его речь пришёл весь менеджмент фирмы. Арджирис занял своё место и погрузился в молчание. Через некоторое время один из членов правления встал и начал описывать текущие проблемы организации. Арджирис не произносил ни слова. Взял слово другой член правления. За ним третий, четвёртый… Арджирис молчал. Скоро доска была исписана словами и диаграммами, и каждый участник встречи (кроме Арджириса) включился в жаркие дебаты.
Молчание Арджириса продолжилось и после ланча. В три часа, после того как управляющий закончил построение сложной диаграммы текущего положения дел, Арджирис встал, подошёл к доске и поднял маркер, который обронил управляющий. Все присутствующие притихли. Арджирис надел колпачок на маркер и, поместив его на место, произнёс: “Вы знаете, если вы оставляете эти маркеры открытыми, они высыхают”. И это было его последнее слово. Больше он ничего не сказал.
Мораль. Мастерство консультанта и его консультации заключалось в признании того факта, что менеджмент данной организации уже имел всё необходимое для успешного реформирования своего предприятия.
Комментарии. Легко убедить себя в том, что мы становимся лучше, умнее уже потому, что читали известную книгу, слушали выступление знаменитого мэтра, узнали много новых понятий и нахватались самых модных крылатых выражений. Также приятно сознавать, что кто-то или что-то знает, как разрешить наши собственные проблемы.

Думаю, каких-то дополнительных комментариев – уже не нужно.

Я на протяжении этой книги несколько сотен раз – ну может, чуть меньше – буду повторять, что консалтинговый бизнес очень специфичен. Клиенты консалтинговых компаний не прощают ошибок и практически никогда не дают второго шанса – ведь консалтинговая компания при провале рискует только потерей репутации, но никаких финансовых рисков не несет. И это накладывает определенный отпечаток – все должно быть четко.

Для понимания некоторых нюансов нужно рассмотреть варианты профессионального кодекса консалтера, а также варианты миссии и философии консалтинговой компании – явление, очень популярное в наши дни.

Так, один из вариантов консалтингового профессионального кодекса выглядит так:

Практический консалтинг возникает, когда консультант:

v чувствует бизнес клиента, для этого MBA не достаточен, надо иметь немалый опыт практического решения аналогичных проблем на рынке клиента в России, а не в Бразилии или на Филиппинах;

v идет снизу вверх, добывая критическую массу фактов, а уже потом занимаясь построением абстрактных моделей;

v участвует в формировании задачи, предлагая алгоритм исследования, нацеленный на поиск ответа, а не формальное выполнение условий технического задания;

v к моменту начала работ уже имеет в распоряжении большую часть данных для их выполнения;

v накапливает знания, а не информацию;

v разговаривает с привлекаемыми экспертами на одном языке (как в прямом, так и переносном смысле);

v вовлекается в работу, таким образом, кроме анализа информации, осуществляется синтез знаний в интересах клиента;

v после завершения проекта остается причастным к бизнесу клиента, наблюдает и тем самым формирует базу знаний для следующей работы.

В-общем, все так, как и должно быть – высокопарно, красиво, а главное – под кальку. Но на практике – это не самый выигрышный вариант.

v В очередной раз ежегодный мировой чемпионат лесорубов проводился в британской Колумбии. Финалистами были канадец и норвежец.
Их задача была такова: каждому из них отводился определенный участок леса; победителем становился тот, кто смог бы повалить наибольшее количество деревьев с восьми утра до четырёх часов дня.
В восемь часов утра раздался свисток и два лесоруба заняли свои позиции. Они рубили дерево за деревом, пока канадец не услышал, что норвежец остановился. Поняв, что это его шанс, канадец удвоил свои усилия.
В девять часов канадец услышал, что норвежец снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг без десяти десять канадец услышал, что норвежец снова остановился. И снова канадец принялся за работу, желая воспользоваться слабостью противника.
В десять часов норвежец снова включился в работу. Пока без десяти одиннадцать он ненадолго не прервался. С все возрастающим чувством ликования канадец продолжил работу в том же ритме, уже ощущая запах победы.
И так продолжалось целый день. Каждый час норвежец останавливался на десять минут, а канадец продолжал работу.
Когда раздался сигнал об скончании соревнования, ровно в четыре часа пополудни, канадец был совершенно уверен, что приз у него в кармане.
Вы можете себе представить, как он удивился, узнав, что проиграл.
- Как это получилось? - спросил он норвежца. - Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как, черт тебя подери, ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно.
- На самом деле все очень просто, - прямо ответил норвежец. - Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

Я хорошо покопался в Интернете, и выкопал интересную постановку цели, миссии и философии типовой консалтинговой компании, которая в принципе может послужить вам, господа бизнесмены, шаблоном для создания своей собственной.

Речь идет о комплексной программе развития компании – она должна знать куда идти, к чему стремиться, и какими способами этого достигать.

v Цель – Привлекать талантливых специалистов в компанию, создавать условия для перспективного роста, способствовать реализации коллективного творческого потенциала в интересах клиентов компании и улучшения жизни людей.

v Миссия – Оказывая услуги бизнес-консалтинга в сфере технологий, компания  создает условия для роста эффективности людей и компаний в процессе достижения ими своих целей, подъему отрасли в целом.

v Философия – Мы работаем в сфере практического консалтинга, позволяющего клиентам добиться конкретных результатов по разным направлениям. Суммарный экономический эффект от их реализации существенно превышает стоимость услуг консультанта. Если сегодня не планировать то, чего еще нет, то завтра невозможно будет успеть за происходящими изменениями. Мы постоянно расширяем свой бизнес, не боимся идти совершенно новыми путями. Залог успеха – постоянный поиск.

v Коллектив (команда) – Наш принцип - все начинается с людей. Мы понимаем, что эффективность работы может быть обеспечена только сильной, динамичной, разносторонне подготовленной командой профессионалов, которых объединяют схожие ценности. Мы убеждены, что только за счет развития взаимодействия можно добиться гибкости и динамичности и, в конечном итоге, эффективности команды. Поэтому основой нашей корпоративной культуры является правило: "Мы сделаем лучше и больше, чем кто бы то ни был, потому что у нас "Один за всех и все за одного". Мы не жалеем средств и усилий на создание базы знаний внутри компании - преуспевает тот, кому удается встроить образование в процесс развития фирмы: учиться должен каждый по отдельности и все вместе.

v Эффективность – Мы стремимся к повышению эффективности нашей работы за счет точного определения цели, использования лучших методик для планирования действий по ее достижению, а также хорошей координации работ.

v Технологии – В повседневной работе мы исходим из убеждения, что применение технологий увеличивает производительность труда, от которой напрямую зависит эффективность. Эта идея - основа наших рекомендаций клиенту. Однако, технологии не самоцель: клиентам нужны решения. Настоящая мощь скрыта не в технологиях как таковых, а в людях, эффективность действия которых все больше зависит от технологий. Поэтому в процессе внедрения технологий мы всегда ставим задачу улучшить бизнес-процесс.

v Отношения с клиентами – "Обещать меньше, делать больше" - основной принцип работы с клиентами. Главный критерий оценки качества нашей работы – удовлетворенность клиентов, основывающаяся на успехе их бизнеса. Мы стремимся к тому, чтобы работая с людьми в компании-клиенте, способствовать их профессиональному росту, улучшению процесса принятия решений, а также принципов их взаимодействия в системе управления. Важным условием успеха при работе с клиентом является применение комплексного, фундаментального подхода: мы не просто формально выполняем условия технического задания, но участвуем в формировании задачи, предлагаем алгоритм исследования, нацеленный на поиск наиболее эффективного решения. Завершив работу, как правило, мы не оставл



2019-12-29 144 Обсуждений (0)
БЮДЖЕТ КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ, ТЫС. РУБ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: БЮДЖЕТ КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ, ТЫС. РУБ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)