Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Статус девушки до замужества в традиционной китайской семье



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Статус девушки до замужества в традиционной китайской семье 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Говорить о нравах и обычаях, царивших в Китае в прошлые века, можно бесконечно. Благодаря многочисленным письменным свидетельствам, мы можем почти полностью воссоздать жизнь и быт жителей Китая практически с незапамятных времен. Конечно, многие из описанных обычаев вызывают не только интерес, но удивление, а порой и улыбку. Посмотрим на один из таких примеров, связанный с традиционным укладом китайской семьи на протяжении многих столетий, а именно с положением женщины в древнекитайской семье.

Актуальность данной темы состоит в том, что на сегодняшний день интерес к культуре азиатских стран, в том числе и Китая возрастает, появляется все больше работ, связанных с историей и укладом жизни китайского народа. Тем более мы не можем не принять во внимание тот факт, что традиционные устои повлияли на жизнь современных китайских женщин их поведение. Если проанализировать положение современных китайских женщин, то можно найти много общего с поведением женщин в традиционном Китае, объяснить явления современной жизни китайских девушек, заглянув в прошлое.

В отношении данной темы написано достаточно много литературы, которая раскрывает и показывает, какое положение занимала женщина в то или иное историческое время в Китае. Как отечественные, так и зарубежные авторы выпускали работы, посвященные данному вопросу, а точнее китайской традиционной семье. Среди отечественных авторов наиболее полно освятили данный вопрос Васильев Л.С., Сидихменов В.Я., Усов В.Н, среди китайских авторов можно выделить - У Хань, Дянь Дэнго, из зарубежных акцент на этом аспекте был сделан в монографии Доменака Жан-Люка. В работах данных авторов китайская семья была описана с различных сторон, некоторые делали упор на описание традиций, другие на описание патриархального строя семьи, но тем не менее была показана полная картина китайской семьи.

Но не все так однозначно как кажется на первый взгляд: такие авторы, как Сидихменов В.Я., Малявин В.В. показывают неравноправие женщины по сравнению с мужчинами, указывают на то, что начиная с конфуцианских времен, женщина была поставлена в определенные рамки, не имея и половину тех прав и свобод, которыми обладали их мужья и сыновья. Не поддерживают выше изложенную точку зрения такие авторы, как Дянь Дэнго и Зыбина А., которые полагают, что до нашествий кочевников с севера женщины являлись полноправной социальной единицей в отношениях с мужчинами и лишь навязанные традиции кочевников поставили их в данное положение. 

 Что касается источников, мною были взяты во внимание такие источники, как трактат Конфуция «Ли-цзи» и «Сон в красном тереме» Цао Сюэциня, которые показывают, что именно женщина считалась прародительницей человечества и женщины играли очень важную роль не только в управлении делами, но и в принятии решений, касающихся судьбы их будущих детей. Также был проанализирован труд У Ханя «Жизнеописание Чжу Юаньчжана», который дает полное описание жизни китайского народа в период правления династии Мин и проводит параллель в отношениях между мужчинами и женщинами на Востоке, находит не только различия, но и сходства в культурных и традиционных аспектах данного вопроса.

Объект курсовой работы – традиционное китайское общество, предмет - женщины и их роль в традиционном Китае.

Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать различные аспекты положения женщины в традиционном китайском обществе.

Задачи же состоят в следующем:

1. Рассмотреть статус девушки до замужества в традиционной китайской семье;

2. Изучить положение женщины в традиционной китайской семье как матери и супруги;

3. Проанализировать положение наложниц в традиционном Китае.

При написании данной работы были использованы такие методы как анализ, метод сравнения, метод дедукции, метод обобщения. 

В работе встречаются такие термины как статус и положение женщины в обществе. Следует определить, что они означают. Статус (от латинского status - положение, состояние) - положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и других специфических для данной системы признаков (пол, образование, профессия, доход и др.).  Положение - место, роль отдельного человека (в данной работе – женщины) в обществе, состояние, обусловленное какими-либо обстоятельствами (семейное положение).


Глава 1

Статус девушки до замужества в традиционной китайской семье

Прежде чем рассматривать статус девушки и женщины в традиционной китайской семье, следует дать характеристику отношениям, царившим в китайском обществе, семье, между отцом семейства и дочерьми.

Конфуций создал учение, которое через 300 лет после его смерти стало постоянно действующим импульсом общественной жизни Китая, создало правила поведения не только в государстве, но и семье, как ячейки общества.

Конфуцианский культ предков и нормы «Сяо» ( 孝 [xi à o] - сыновья почтительность) способствовали расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересам семьи придавалось гораздо больше значения, чем отдельной личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму ее вечных ценностей (от отдаленных предков к отдаленным потомкам). Перед каждым китайцем стоял долг соблюдения интересов семьи, т.е. рождение детей, прежде всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в веках.

Отсюда постоянная тенденция к росту семьи. «Большая нерасчлененная семья (та семья, которую имел ввиду Конфуций, когда сравнивал ее с государством) существовала и до Конфуция, но по преимуществу среди знати. Конфуцианство своим культом предков и нормами «Сяо» создало дополнительные стимулы для ее небывалого расцвета: при наличии хотя бы маломальских благоприятных экономических возможностей стремление к совместному проживанию близких родственников становилось решающим импульсом и резко преобладало над сепаратистскими тенденциями. В результате большие семьи, включавшие в себя несколько жен и наложниц главы семьи, немалое число домочадцев, стали весьма распространенным явлением на протяжении всей истории Китая. Такие семьи обычно делились лишь после смерти отца, а то и обоих родителей.[1] Старший сын занимал место главы семьи и получал большую часть наследства, в том числе и дом с храмом предков, тогда как остальная часть общего имущества делилась поровну между остальными сыновьями.

Все новые семьи основанные младшими братьями (а каждый из них становился главой своего, бокового по отношению к главному культа предков), в течении длительного времени продолжали находиться в зависимости от старшего брата, являющегося теперь основного культа предков, общего для всего клана. Возникал мощный разветвленный клан сородичей, крепко державшихся друг за друга и составляющих порой целую деревню.

В рамках такого клана, в принципе, действовали те же социально - экономические закономерности, что и в рамках китайского общества в целом. Одни семьи становились беднее и приходили в упадок, другие богатели, причем в этом случае к ним начинали тяготеть обедневшие сородичи и их дом становился центром клана. Возникала семейно - клановая корпорация, в рамках которой верхи и низы были крепко связаны как родством, так и традициями, нормами клановой взаимопомощи, основанными все на том же культе предков и нормах «Сяо».

На основе кланового построения традиционной китайской семьи будет рассмотрено положение женщины, ее роль, права и обязанности.

1.1 Рождение и детство китайских девочек

Рождение детей на благо родителей считалось основной целью брачной жизни и, как думали верующие, обеспечивалостаршему поколению загробный покой. Но не все дети могли впоследствии служить своим усопшим родителям. Усопшему отцу может приносить жертвы старший сын, деду – старший внук по прямой линии. Девочка, когда придет время станет невестой и уйдет в чужое семейство, поэтому она не сможет приносить жертвы усопшим родителям. Выданная замуж дочь – то же, что вылитая вода, т.е. совершенно бесполезный для семьи человек. В традиционной китайской семье было принято, что дочь носила фамилию матери, и лишь сын наследовал фамилию отца[2]. Большим событием в жизни каждой китайской семьи считалось рождение сына.

 После рождения близкие и друзья навещали роженицу, приносили подарки. Ребенок в семье был радостью, если рождался мальчик, но становился обузой, если на свет появлялась девочка. Иметь сына считалось целью брака и большим счастьем для семьи. Это нашло отражение и в поговорках: «Вырастишь сына – обеспеишь старость, соберешь зерно – предотвратишь голод»; «И сына, и поле надо иметь свое»; «Лучшие сыновья в мире – свои собственные[3]. Надеясь родить сына, женщины совершали различные обряды.

Родители-бедняки, доведенные до отчаяния нуждой и лишениями, иногда умерщвляли своих малолетних дочерей. Понимая, что у них нет возможности купить приданое дочери, и не желая обрекать ее на горькое существование, полное лишений и бесчестия, родители решали призвать на помощь смерть как единстенное средство избавления от несчастий в жизни.

Маленьких мальчиков часто одевали как девочек для того, чтобы обмануть духов болезни и смерти, которые, как верили родители, в таком случае пройдут мимо них. Мальчики были предметом особой заботы в семье. Стремясь предотвратить их от болезней, родители прибегали к использованию различных амулетов и талисманов.

Порой, если бедняки не могли выплатить кредит, им приходилось продавать своих детей. Это было обычным делом в Древнем Китае, девочек продавали значительно чаще, чем мальчиков, и участь первых была значительно хуже. Мальчика обыкновенно покупали, чтобы усыновить его, и поэтому он жил в новой семье еще более или менее сносно, проданная девочка навсегда теряла свободу, не говоря уже о том, что чаще всего ее продавали прямо в публичный дом. Хозяин мог сделать с девочкой все что угодно, мог перепродать другому человеку. Родители, продав свою дочь, теряли на нее право, и с момента заключения сделки она становилась в полном смысле слова рабыней[4].

Но все же мальчика продавали в самых крайних случаях, как ни бедны были родители, мальчика они берегли как будущего хранителя памяти предков и родителей, о чем уже было сказано выше. Девочка же была тягостью, от которой хотели побыстрее избавиться. Бедняку было трудно жениться: купить жену и справить свадьбу иногда ему стоило полного разорения. Крестьяне боялись, что их маленький сын, когда вырастет, не сможет по бедности жениться, поэтому существовал обычай брать шести-семилетнюю девочку на воспитание в дом будущего мужа. Бывало и так: помолвленную девочку брали в дом, а ее будущий муж еще не появился на свет. С такими девочками обращались с особой жестокостью.

С того времени, как мальчики достигали школьного возраста, их обыкновенно отделяли от сестер. Последние вели замкнутую жизнь, и эта изоляция усиливалась после того, как девушку сватали, что обычно происходило, когда ей миновало 10-12 лет. С этого времени девушки должны были укрываться от взора даже хороших знакомых. Из дома выезжали редко, только в случаях крайней необходимости. Таким образом, только мальчику суждено было до конца своих дней пребывать с членами семьи и своими предками. Кроме того, родители рассчитывали получить в старости поддержку, что особенно важно для бедных семей, где каждый работник вносил свой вклад в благосостояние семьи.

Прежде всего, дочь должна была быть серьезной и трудиться, не щадя своих сил. Родители должны научить ее трем правилам подчинения и четырем добродетелям. Три правила подчинения: дома повиноваться отцу; когда выйдет замуж, повиноваться мужу; когда останется вдовой, повиноваться сыну. Четыре добродетели: супружеская верность, правда в речах, скромность в поведении, усердие в работе[5].

Обязанности были не только у детей и жены, но также и у отца, главного человека в семье, которого все слушались и все подчинялись. В одном из наставлений, обращенному к отцу семейства, говорилось, что он должен с большим вниманием воспитывать дочь, хотя, естественно, воспитание дочери – это прежде всего дело матери. Когда дочери исполнится 5-6 лет, ей нужно делать прическу и бинтовать ноги. Она должна все время находиться в доме, ей не следует бегать и играть. Когда ей исполнится 7-8 лет, отец должен приучать выполнять ее небольшую домашнюю работу: подметать пол, прясть, мыть чашки. В 10 лет ей было запрещено выходить из дому и играть с мальчиками – запрещать также должен был отец[6]. Когда приходили родственники – отец должен был показать им дочь, но она должна была выражать почтительность, не разрешалось громко смеяться.

В 14-15 лет отец должен был приучать ее к тем работам, которые пригодятся в семье мужа. Она должна была носить черную или синию одежду, неяркую и простую. Она должна была рано вставать и поздно ложиться. Девочке не разрешалось приносить жертвоприношения в храме и зажигать курительные свечи.

Что касается прав девушки и женщины на общесемейную собственность, то была следующая ситуация. Если по каким-то обстоятельствам происходил раздел недвижимого имущества, то оно распределялось между мужчинами. Дочери и жены могли быть наследницами собственности отцов и мужей в тех редких случаях, когда в роду не оставалось ни одного мужчины. Даже в богатых семьях жена не имела права на наследство. Приданое невесты могло состоять из драгоценностей, богатой одежды, дорогой обстановки, очень редко за невесту давали деньги и никогда не давали землю.

1.2 Подготовка к свадьбе

Женить сына и увидеть внучат было самым сокровенным желанием главы семьи: только в этом случае он приобретал уверенность в том, что, перейдя в мир иной, будет сыт и обеспечен всем необходимым. Если род прекращался, то об усопших некому было заботиться и их "посмертное существование" оказывалось очень трудным.

В книге «Ли-цзи» ( 礼记 [ l ǐ j ì ] - «Записки о совершенном порядке вещей, правления и обрядов») были закреплены своеобразные нижний и верхний пределы брачного возраста: для мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20 лет, фиксировавшие как бы пределы терпения и сдерживания гнева предков на неблагодарного и непочтительного потомка. В соблюдение этих возрастных пределов в древности было вовлечено и само государство, следившие за тем, чтобы они не нарушались. С этой целью, по свидетельству Чжоу ли (кн. 11), особый чиновник составлял списки мужчин и женщин, достигших предельного возраста, и наблюдал, чтобы мужчины, достигшие 30 лет, брали себе в жены девиц, которым исполнилось 20 лет[7].

По-китайски слово «жениться»  [娶 – qǔ]  буквально означает «брать в дом жену», а «выходить замуж» [嫁 - jià] - «покидать семью». Жених приводил невесту к своим родителям, а невеста покидала родную семью. После свадьбы молодая жена становилась членом семьи мужа. В редких случаях жених переселялся на постоянное жительство к родителям невесты. Сын мог быть недоволен избранной для него родителями женой; жена, в свою очередь, могла быть недовольна мужем - не это считалось главным в брачном союзе. Насильственное соединение молодых людей породило поговорку: «Муж и жена вместе живут, а сердца их за тысячу ли друг от друга». Если молодые люди были помолвлены с детства, родители чувствовали себя спокойнее: в случае внезапной смерти всегда найдется, кому проявить заботу об их загробной жизни[8].

Если помолвка состоялась в детстве, а будущий муж умирал до свадьбы, существовал обычай обвенчать девушку с поминальной дощечкой умершего жениха: тогда она становилась вдовой в самый момент своего венчания и, как всякая другая вдова, была лишена возможности вторично выйти замуж.

В некоторых районах Китая жених, после того как сватами был выработан брачный договор, посылал совершенно незнакомой ему невесте подарки, в том числе гуся. Девушка, принявшая гуся, считалась просватанной, хотя бы по возрасту ей и предстояло еще много лет ждать свадьбы. Она не имеет ни малейшего представления, ни о наружности, ни о характере того человека, с которым готова связать свою судьбу. Она не может ничего узнать о нем ни от родителей, ни от братьев, ни от знакомых; со дня сватовства ее держат взаперти еще строже прежнего, она не смеет видеться ни с кем чужим и при появлении гостей должна немедленно удаляться из комнаты.

Девушка, достаточно продемонстрировав непокорность, открывала двери своей комнаты и со слезами на глазах следовала к паланкину. Отец невесты или ближайший его родственник запирал на замок дверцы паланкина, а ключ передавал верному слуге для вручения жениху. Девушка должна была в течение трех дней до свадьбы плакать, отказываться от пищи, выражая этим печаль по поводу расставания со своим родным домом. Тогда и у соседей не будет повода говорить, что она так уж мечтает выйти замуж. В день свадьбы, когда девушка собиралась оставить свой родной дом, она обычно куда-нибудь пряталась. Мать начинала громко звать и искать ее, делая вид, что дочь исчезла. Дочь же в это время запиралась в своей комнате. Но вот прибывал паланкин. Носильщики и музыканты также начинали громко звать невесту, уверяя, что не могут дольше ждать[9].

За день до свадьбы невесте делали специальную прическу, которую носили замужние женщины: волосы на лбу обривали или выщипывали, чтобы сделать его выше. В свадебном обряде невеста и жених садились вместе обедать, это был первый и последний день, когда они обедали вместе. Жених мог есть сколько хотел; невеста же должна была в течение двух недель питаться только той провизией, что передали ее родители.

Гости во время свадебного обеда позволяли себе фривольные замечания в адрес невесты, даже непристойные шутки, к которым она должна была относиться хладнокровно и безразлично. Они бесцеремонно насмехались над ее ногами, одеждой, внешностью. Невесту просили встать своими маленькими ножками на перевернутую чашку. Если ей это не удавалось, то слышались язвительные реплики: «Какая неуклюжая!» Могла быть и такая просьба: «Принеси мужу чаю!» Если невеста выполняла эту просьбу, ей говорили: "Какая послушная жена!" Если она отказывалась выполнять это, гости соболезновали мужу, получившему в жены злую женщину[10].

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод – девушка в китайской семье до замужества должна была вести кроткий образ жизни, находиться постоянно дома и бесприкословно выполнять все отцовские приказы. Девочки должны были стойко переносить такие тяготы как бинтование ног и груди, не должны были играть с соседскими детьми и свыкнуться с мыслью, что их не считают за «нормальных» людей.

Исторически сложившиеся традиции Китая обрекали девочку на очень тяжелое существование. Культ мужчины с раннего детства давлел над девочкой. Мы видим, что положение девушки не менялось, а даже становилось еще тяжелее после того, когда она выходила замуж. Безусловно, в богатых семьях девушкам жилось легче, их не продавали в публичные дома, но сватали без их согласия. 

Может быть для европейцев и нас, воспитанных в другой культуре, такое поведение в отношении девочек со стороны отцов и общества покажется несправедливым и шокирующим, но для китайского народа, который из поколения в поколение воспитывался в таких традициях, это считалось вполне приемлемым и даже должным. В данной главе была сделана попытка объективно рассмотреть отношение к девочке со стороны родителей, у китайцев сложилась определенная традиция в поведении и эта традиция оставалась неизменной долгие годы.


Глава 2



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Статус девушки до замужества в традиционной китайской семье 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Статус девушки до замужества в традиционной китайской семье

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)