Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о СНС. История возникновения.



2019-12-29 446 Обсуждений (0)
Понятие о СНС. История возникновения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание.

Введение.......................................................................................................... 3

1. Формирование системы национальных счетов.......................................... 5

1.1. Понятие о СНС. История возникновения...................................... 5

1.2.Переход от БНХ к СНС................................................................. 11

2. Структура и содержание СНС в РФ........................................................ 16

2.1. Основные понятия системы национальных счетов...................... 16

2.2.Агрегаты СНС и взаимосвязь между ними................................ 25

3.Направления использования показателей СНС для экономического анализа и разработки экономической политики.......................................................... 30

Заключение.................................................................................................... 33

Библиографический список.......................................................................... 34


Введение.

Система национальных счетов — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной связке этих показателей между собой.

В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

Для государственного регулирования экономической деятельности необходима достоверная экономика – статистическая информация, которая должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с использованием статистических подходов. Поставила перед специалистами широкого круга вопрос о необходимости овладения хотя бы основами статистических знаний и приемов анализа.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность Системы национальных счетов.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

¾ рассмотреть формирование СНС,

¾ проанализировать взаимосвязь между основными агрегатами СНС,

¾ выявить направления использования показателей СНС для экономического анализа и разработки экономической политики.  


Формирование системы национальных счетов.

Понятие о СНС. История возникновения.

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) - система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. СНС была разработана в конце 1920 - х гг. группой американских ученых, сотрудников Национального бюро экономических исследований под руководством Саймона Кузнеца.[1] Она была создана в связи с потребностью ор­ганов государственного управления в информации, необходимой для разработки экономической политики и принятия решений о мерах по регулированию рыночной экономики.

Проблема измерения уровня экономического развития, совокупных доходов стояла еще перед экономистами XVII–XVIII вв.

В 1758 году была опубликована работа Франсуа Кенэ «Экономическая таблица».[2] Кенэ попытался представить в своей таблице общую картину кругооборота товаров и услуг для основных секторов экономики и классов общества и на этой основе — разобраться в механизме функционирования экономики в целом (рис.1).

Рис. 1. Народнохозяйственный кругооборот Кенэ (размерность приведенных цифр — млрд фр).[3]

По выражению К. Маркса, «Экономическая таблица» была гениаль­ной попыткой представить весь процесс производства капитала как процесс воспроизводства.[4]

Значительный вклад в развитие макроэкономического анали­за внес К.Маркс. Он во 2-м томе «Капитала» (1885) на двухсекторной модели народного хозяйства проанализировал условия простого и расширенного воспроизводства совокупного общественного продукта.[5] При этом он обращал внимание на необходимое соответствие между стоимостной и натурально-вещественной структурой СОП. Стоимостную структуру продукта К. Маркс представил в виде следующей формулы:

W = c + v + m,

где W— стоимость СОП; c — материальные затраты (стоимость потребленных средств производства);  v — доходы труда (стоимость рабочей силы); m — доходы капитала (прибавочная стоимость).

По натурально-вещественному составу К. Маркс разделил СОП на

средства производства и предметы потребления. Цифровой пример К.Маркса приведен в табл. 1.

Таблица 1. Модель простого воспроизводства СОП по Марксу.[6]

Натурально-вещественные СОП

Стоимостная структура СОП

Всего

c v m
Средства производства (I) 400 100 100 600
Предметы потребления (II) 200 50 50 300
всего 600 150 150 900

 

Для осуществления простого воспроизводства должно соблюдаться следующее равенство:

cI +vI + mI = cII.

Для осуществления расширенного воспроизводства необходимо,

чтобы в текущем периоде было произведено больше средств производства, чем потреблено, т.е.

cI + vI + mI > cI + cII ⇒ vI + mI > cII.

Другой экономист — А. Маршалл, ему принадлежит идея анализа поведения хозяйствующих субъектов, которая впоследствии была реализована в СНС. А. Маршалл одним из первых сформулировал принцип исчисления национального дохода. В своей работе «Принципы экономики» (1925) он пишет: «Чистый годовой доход страны — это сумма произведенных товаров за вычетом товаров, израсхо­дованных в производстве, и амортизации основных фондов плюс чистый доход от зарубежных инвестиций».[7]

Выдающийся английский экономист Дж. Кейнс пришел к выводу, что для возвращения рыночной экономики в состояние первоначального равновесия необходимы меры государственного регулирования. Взгляды Кейнса на проблемы регулирования рыночной экономики из­ложены в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936)[8], в которой он указал и некоторые принципы формирова­ния системы информации, необходимой для анализа макроэконо­мики и ее регулирования государственными органами, тем самым сформулировав некоторые важные принципы будущей СНС. Он представлял все в виде системы взаимосвязанных макроэкономи­ческих переменных (таких, как общий доход, потребление, инве­стиции, сбережение) и показал, что государство, воздействуя на одни переменные, может добиваться нужного изменения других переменных.

В более чем полувековой истории развития СНС просматриваются два основных этапа.

Первый этап — период до Второй мировой войны, для которого характерно усиление интереса органов государственного управления к статистике национального дохода, на основе которой в последствии сформировалась СНС. Этот интерес был стимули­рован Великой экономической депрессией 1929—1933 гг.,[9] потреб­ностью органов государственного управления в информации, не­обходимой для борьбы с такими кризисными явлениями рыноч­ной экономики, как инфляция, безработица, недогрузка в использовании мощностей и т.д. В рамках первого этапа предпри­нимались шаги по интеграции в единый блок расчетов националь­ного продукта (дохода), осуществляемых различными методами, путем гармонизации соответствующих определений и классифи­каций. В рамках этого этапа многое было сделано для формиро­вания принципов исчисления национального дохода, решены многие важные теоретико-методологические вопросы.

Второй этап начался после Второй мировой войны.[10] Заверше­ние войны стимулировало дальнейшее развитие национального счетоводства. Правительства наиболее развитых капиталистичес­ких стран должны были формулировать задачи и направления экономической политики в новых послевоенных условиях и в этой связи испытывали потребность в макроэкономической статисти­ке, обеспечивающей согласованное описание различных аспектов экономического процесса. Важнейшая особенность второго этапа в развитии СНС — процесс интеграции в систему ряда новых бло­ков экономической статистики, координация их со сформирован­ным на первом этапе блоком данных о национальном доходе/про­дукте и их компонентах. Так, на втором этапе в СНС были ин­тегрированы блок данных о национальном богатстве, блок данных о движении финансовых ресурсов, блок данных о внешнеэконо­мических связях, блок межотраслевого баланса и др.

Другая важная особенность второго этапа в развитии СНС со­стояла в том, что международные экономические организации (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР и др.) стали играть актив­ную роль в развитии методологии и практики разработки нацио­нальных счетов.

Эра международных стандартов в области национальных сче­тов началась в 1947 г., когда был опубликован доклад ООН, боль­шая часть которого была написана Р. Стоуном (учеником и пос­ледователем Дж. Кейнса) и в котором были сформулированы важ­ные принципы национального счетоводства. В 1951 г. по просьбе Организации Европейского экономического сотрудничества (предшественницы ОЭСР) Р. Стоун подготовил доклад «Упрощен­ная система национальных счетов». По сравнению с предложени­ями, сформулированными в докладе ООН в 1947 г., «Упрощен­ная СНС» была менее амбициозной и учитывала ограничения практического характера, связанные с получением данных, необ­ходимых для составления национальных счетов.[11]

В 1952 г. «Упрощенная СНС» была заменена «Стандартной системой национальных счетов» (ОЕЭС, 1952), которая принима­ла во внимание опыт практического применения «Упрощенной СНС»; она была более детальной, чем «Упрощенная СНС» 1951 г., но менее амбициозной, чем доклад ООН 1947 г.[12]

В 1953 г. под руководством Р. Стоуна в ООН подготовлена «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», ко­торая обычно рассматривается как первый международный стан­дарт ООН в области национального счетоводства.

Второй стандарт ООН в области национального счетоводства был одобрен Статистической комиссией ООН в 1968 г. Документ, ставший известным позднее как «Голубая книга» (по цвету обложки), был подготовлен Р. Стоуном вместе с американским эконо­мистом Н. Айдиновым, работавшим в то время в Секретариате ООН.

СНС 1968 г. сыграла большую по­ложительную роль в развитии национального счетоводства как на национальном, так и на международном уровнях. На основе ее концепций и определений ООН стала выпускать статистический Ежегодник по национальным счетам, систематизирующий срав­нимые в международном плане данные о важнейших макроэко­номических показателях и их компонентах. Большинство стран внедрили положения СНС 1968 г. в регулярную статистическую практику.

На базе СНС 1968 г. Европейское Сообщество в начале 1970 г. разработало Европейский вариант СНС, представляющий собой адаптацию СНС к потребностям наиболее развитых европейских стран.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила новую СНС, работа над которой продолжалась около 10 лет. Пересмотру СНС 1968 г. предшествовала дискуссия в западной специальной лите­ратуре о дальнейших направлениях развития СНС.

Цель пересмотра СНС 1968 г. была определена как дальнейшая ее гармонизация со смежными разделами экономической статис­тики (платежный баланс, статистика государственных финансов и др.), что означало строгую координацию определений и клас­сификации отдельных блоков СНС с определениями и классифи­кациями упомянутых разделов экономической статистики. Другая цель пересмотра СНС 1968 г. — сделать структуру сче­тов более ясной, логичной и последовательной, уточнить трактов­ку отдельных статей доходов и расходов.

В этой связи следует отметить, что определение ВВП в СНС 1993 г. является более полным по сравнению с СНС 1968 г. В частности, в на­копление основных фондов включены расходы на геологоразведку, при­обретение средств программного обеспечения, оригиналов художе­ственных и литературных произведений. В СНС 1993 г. уточнена трактовка расходов на военные цели, деятель­ности финансовых посредников, усовершенствованы методы оценки выпуска продукции в условиях высоких темпов инфляции. В 1995 г. в ЕС была подготовлена Евро­пейская версия СНС, основанная на принципах СНС-93, — «Ев­ропейская система счетов 1995» (ESA - 1995).[13] Термин «национальное счетоводство» был предложен накану­не Второй мировой войны голландским экономистом Ван Клиффом и означает счета для нации в целом.[14] Однако, как уже было отмечено, в новой СНС 1993 г. акцент делается на анализе эко­номики секторов экономики, поэтому в процессе пересмотра СНС 1968 г. рассматривалась возможность изменения названия «СНС», однако эксперты, принимавшие участие в пересмот­ре, решили сохранить утвердившееся название системы.

Суммируя сказанное, следует отметить факторы, определившие основные направления развития СНС и ее содержание:

· систематическое применение макроэкономической теории;

· введение системы двойной записи экономических операций;

· использование данных СНС для разработки экономической политики;

· участие международных экономических организаций в раз­работке международных стандартов в области национальных счетов;

· применение математических методов и ЭВМ.

Таким образом, современная СНС представляет собой область знаний на стыке нескольких дисциплин: экономической статис­тики, политической экономии, бухгалтерского учета, экономет­рики.

Переход от БНХ к СНС.

Внедрение СНС в статистику России было начато толь­ко в начале 1990-х гг., предыдущий опыт работы в области мак­роэкономической статистики создал благоприятные условия для относительно быстрого перехода к СНС. Переход от баланса народного хозяйства на Систему национальных счетов 1993 г. (СНС-93) был обусловлен процессами трансформации плановой экономики в рыночную. Основополагающие ее концепции и определе­ния разработаны применительно к структуре, организации и меха­низмам функционирования рыночной экономики. Этот переход был связан также с обязательствами стран СНГ представлять статисти­ческие данные в соответствии с международными стандартами в ООН, МВФ и Всемирный банк. Наконец, проблема интеграции стран СНГ в мировую экономику может быть успешно решена при усло­вии формирования статистики, на базе общепринятых в мировой прак­тике принципов. Все это — важное условие развития внешнеэконо­мических связей, привлечения иностранных инвестиций, создания сов­местных предприятий и т.д.[15]

 До 1993 г. в СССР применялся баланс народ­ного хозяйства (БНХ), основывавшийся на марксистских концепциях и приспособленный для описания и анализа экономики, основу ко­торой составляли общественная собственность на средства производства и централизованное планирование. В этой модели эконо­мики, такие аспекты экономического процесса, как распределе­ние доходов, операции с финансовыми инструментами, которые так важны в рыночной экономике, имели второстепенное, под­чиненное значение и не получили адекватного представления в балансе народного хозяйства. Центральная концепция БНХ — концепция материального производства, в соответствии с которой национальный доход создается только в отраслях сферы материального производства, тогда как в сфере нематериальных услуг (отрасли управления, финансов, науки, просвещения, здра­воохранения, культуры и искусства, жилищно-комунального хо­зяйства и др.) происходят перераспределение доходов и конечное потребление материальных благ. Поскольку сфера экономического производства определена в двух системах (БНХ и СНС) по-разному, методология исчисле­ния основных показателей БНХ (общественный продукт, наци­ональный доход) значительно отличается от методологии исчис­ления аналогичных показателей СНС, и они непосредственно не сопоставимы. Вместе с тем между СНС и БНХ существует много общего в подходах к описанию и анализу макроэкономики, и опыт разработки БНХ, несомненно, облегчил переход в России к составлению СНС. Первый БНХ был составлен в СССР по дан­ным за 1923/24 гг.[16] Подробное описание этой работы было опуб­ликовано в 1926 г. П. Поповым, который в это время возглавлял ЦСУ СССР. Появление этой работы задолго до начала работ в области национальных счетов в Европе и США ознаменовало начало нового этапа в развитии макроэкономической статистики во всем мире. Многие концепции БНХ оказали впоследствии большое влияние на развитие СНС. Значительный вклад в тео­рию исчисления национального дохода внес А. Первухин, кото­рый обосновывал необходимость изучения национального дохо­да в движении. После Второй мировой войны работы в области БНХ были значительно расширены.

В 1957 г. Всесоюзное совещание статистиков одобрило схему БНХ, которая действовала с некоторыми изменениями до начала 1990-х гг. Эта схема включала ряд таблиц, содержащих показате­ли производства и использования материальных благ (матери­альный баланс), показатели производства, распределения, пере­распределения и конечного использования доходов (финансовый баланс), показатели денежных доходов и расходов населения, по­казатели наличия и движения основных фондов и др.

Нельзя не отметить вклад в развитие макроэкономической статистики А. Вайнштейна — автора монографии «Народное бо­гатство и народнохозяйственное накопление предреволюционной России» (1960).[17] Эта монография представляет собой образец на­учного исследования проблем ретроспективного измерения макроэкономических показателей; она содержит не только оцен­ки национального богатства России в 1913 г., но и подробный обзор технических методов, использованных автором для сбора и обработки соответствующих данных. А. Вайнштейн опубликовал также ряд работ по проблематике национального дохода и наци­ональных счетов.

Наряду с отчетным БНХ (за разработку которого отвечало ЦСУ СССР) в Госплане СССР составлялся плановый БНХ, ко­торый использовался для обоснования и проверки общей сбалансированности народнохозяйственного плана. Ряд важных изменений в общую схему БНХ был внесен в 1970—1980 гг. в результате деятельности Постоянной комиссии СЭВ по статистике.

Так, в схему баланса народного хозяйства был включен ряд таб­лиц, описывающих оказание и использование нематериальных услуг, а также доходы населения по концепции, приближенной к СНС. Вклю­чение этих таблиц позволяло расширить сферу экономического ана­лиза, а также улучшить международную сопоставимость наиболее важных макроэкономических показателей.

По инициативе Постоянной комиссии СЭВ по статистике в начале 1980-х гг. был выпущен документ, содержащий унифицированное для стран СЭВ изложение принципов разработки БНХ. Несколько позже этот материал был опубликован Секретариатом ООН в качестве официального документа ООН. Таким образом, БНХ как система макроэкономических показателей, при­меняемая в странах с централизованно планируемой экономикой, получил официальный статус в рамках ООН.

В 1970—80-х гг. в рамках Статистической комиссии ООН проводилась работа по изучению взаимосвязей между БНХ и СНС. Был подготовлен ряд документов, содержащих описание переход­ного ключа от БНХ к СНС и, наоборот, от СНС к БНХ. Переходные ключи представляли собой список поправок, которые необходимо внести в показатели одной системы, чтобы перейти к показателям другой системы; поправки были обусловлены глав­ным образом различиями в определении сферы экономического производства в двух системах. В работе по этой теме активное участие принимал Ю.Н. Иванов, который в течение ряда лет ра­ботал в отделе статистки Секретариата ООН; им было подготов­лено несколько докладов о сопоставлении показателей СНС и БНХ для обсуждения на сессиях Статистической комиссии ООН (некоторые из этих докладов были позднее опубликованы в журнале «Обзор дохода и богатства», издаваемом Международной ассоциацией по изучению дохода и богатства). Интерес к этой работе в СССР был, в частности, связан с тем, что взносы стран в бюджет ООН определялись на основе данных о доле стран в общем национальном доходе, подсчитанном на основе концепций и определений СНС, в связи с чем все страны — члены ООН должны были представлять в ООН данные о своем национальном доходе в соответствии с международным стандартом в области национального счетоводства.

В середине 1980-х гг. в силу осознанной необходимости обеспечения международной сопоставимости наиболее важных макроэкономических показателей Государственный комитет по статистике СССР приступил к исчислению ВВП с помощью упомянутых переходных ключей.

Как было отмечено, работы по внедрению СНС в регулярную статистическую практику России были начаты в начале 1990-х гг. и ускорены после опубликования Секретариатом ООН в 1994 г. СНС-93. К настоящему времени Госкомстат России составляет основные счета СНС и исчисляет наиболее важные ее показатели. Значительный вклад в разработку национальных счетов в России и других странах СНГ вносит Межгосударственный статистический комитет стран СНГ, который подготовил значительное число методологических документов, оказывающих помощь странам СНГ в применении СНС-93: документы поясняют сложные вопросы теории и методологии СНС, также содержат рекомендации относительно источников первичных данных и мето­дов их обработки. Документы, разрабатываемые по этой теме Межгосударственным статистическим комитетом стран СНГ, служат основой для сбора и распространения сравнимых в между­народном отношении данных о наиболее важных макроэкономических показателях этих стран.

2. Структура и содержание СНС в РФ.

Основные понятия системы национальных счетов.

В методологическом плане СНС России строится в основном с учетом рекомендаций международных организаций, разрабатывающих проблемы СНС, а также Статкомитета СНГ в части преломления основных положений СНС применительно к условиям переходного периода экономического развития страны. Результаты расчетов, как правило, проходят международную экспертизу в МВФ, ОЭСР, Мировом банке.

Вместе с тем методология СНС России несколько отличается по ряду моментов от принятых в международной практике стандартов. В основном эти отклонения связаны с переходным характером российской экономики. Например, в связи с высокой степенью субсидируемости стоимость услуг жилищного хозяйства определяется по расходам на содержание жилья, а не по рыночной стоимости аренды. C развитием рыночных отношений эти отличия будут уменьшаться.

Суть схемы СНС сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии - от производства до конечного потребления и накопления.

Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в отчетном периоде и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости товаров и услуг показывается в детальном отраслевом (продуктовом) разрезе.

Оценка в текущих ценах осуществляется в системе по ценам, фактически используемым в операциях.

Производство и использование ВВП оцениваются в текущих рыночных ценах, преобладающих в период, к которому относится производство или использование продукции.

Для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики на структуру производства и образования доходов, отраслевые показатели приводятся в оценке по основным ценам. Основная цена - цена, получаемая производителем за единицу товара или услугу, исключая любые налоги на продукты, но с учетом субсидий на продукты.[18]

Нерыночные товары и услуги оцениваются с использованием рыночной цены подобных товаров и услуг, реализуемых на рынке, если ее возможно установить, или по затратам на производство, если рыночная цена отсутствует (в частности, так оцениваются услуги государственных учреждений и некоммерческих организаций).

Все показатели в текущих ценах, в том числе показатели изменения запасов материальных оборотных средств и потребления основного капитала, исчисляются в средних ценах рассматриваемого периода.

Переоценка в сопоставимые (предыдущего года) цены проводится как по произведенному валовому внутреннему продукту, так и по показателям его использования.

С учетом специфических условий развития российской экономики, высокой инфляции и недостатка первичной информации переоценка показателей производства ВВП в сопоставимые цены осуществляется с использованием метода прямого дефлятирования (переоценка добавленной стоимости отраслей с использованием индекса цен выпуска каждой отрасли) или метода экстраполяции базисного уровня добавленной стоимости отрасли по каким-либо индексам физического объема или натуральным индикаторам, адекватно отражающим динамику развития производства в данной отрасли. В качестве таких индикаторов применяются либо показатели численности занятых в данной отрасли (например, численность занятых в органах государственного управления и численность военнослужащих использовались для экстраполяции показателей добавленной стоимости в отраслях "управление" и "оборона"), либо какие-либо натуральные показатели, характеризующие, в основном, деятельность этой отрасли (например, численность детей, обучающихся в школах, использовалась для переоценки добавленной стоимости в отрасли "образование").

Для переоценки в сопоставимые цены показателей использования ВВП применяются:

· индекс потребительских цен - для расходов на конечное потребление домашних хозяйств;

· натуральные индикаторы и численность занятых в отраслях - для расходов государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

· индекс цен капитальных вложений - для накопления основного капитала;

· индексы цен в промышленности и в сельском хозяйстве - для изменения запасов материальных оборотных средств;

· индексы цен на экспортную и импортную продукцию с учетом изменения обменного курса рубля - для экспорта и импорта.

Бухгалтерская форма представления показателей в СНС означает, что каждый показатель вводится с помощью двух таблиц — «Ресурсы» и «Использование». Компоненты, составляющие каждую из этих таблиц, в сумме дают одну и ту же ве­личину. Таким образом, в соответствии с аксиомой кругооборота ресурсы по сто­имости всегда точно равны их использованию.

Наибольшее значение в современной российской СНС имеют 7 счетов.

1. «Счет товаров и услуг» (табл.2) дает представление о валовом объеме обращаю­щихся в экономике товаров и услуг (как отечественных, так и импортных) без очи­стки от двойного счета.

Таблица 2. Счет товаров и услуг (в текущих ценах; млн. рублей)[19]

    2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
 

Ресурсы

Выпуск в основных ценах   12552212 15922788 18990499 23298411 29543373 37091290 46360333 58134580
Импорт товаров и услуг   1755805 2165928 2646204 3153920 3773864 4648275 5656768 7186685
Налоги на продукты   980880 1268911 1415153 1775123 2352125 3248225 4090103 4827559
Субсидии на продукты (-)   147433 171422 165912 186640 183701 156125 152822 168822
Всего   15141464 19186205 22885944 28040814 35485660 44831665 55954381 69980001
 

Использование

Промежу- точное потребление   6080013 8076695 9409205 11643654 14663675 18558017 23417852 29805942
Расходы на конечное потребление   4476851 5886861 7443199 9024756 11401444 14318964 17616056 21810934
Валовое накопление   1365734 1963110 2169314 2755048 3558952 4338731 5736800 8102026
Экспорт товаров и услуг   3218866 3299562 3813695 4655880 5860397 7607256 9079333 10057203
Статистическое расхождение   0 -40023 50531 -38524 1193 8696 104341 203897
Всего   15141464 19186205 22885944 28040814 35485660 44831665 55954381 69980001

 

Счет состоит из двух частей: «ресурсы» и «использование». Каждая его часть  формируется самостоятельно на основе своих потоков стати­стической информации, вследствие чего суммарные итоги по ним могут несколько разли­чаться. Для баланса по счету эта разница оформляется в виде показателя "статистическое расхождение", который характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов. Статистическое расхождение, не превышающее 4-5% ВВП, свидетельствует об удовлетворительном качестве расчетов.[20]

2. «Счет производства» (табл.3) отражает операции, относящиеся непосредственно к процессу производства. В этом счете определяется добавленная стоимость в основных ценах, составляющая основу исчисления валового внутрен­него продукта - важнейшего обобщающего показателя развития экономики.

Таблица 3. Счет производства (в текущих ценах; млн. рублей)[21]

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
 

Ресурсы

Выпуск в основных ценах 12552212 15922788 18990499 23298411 29543373 37091290 46360333 58134580
Налоги на продукты 980880 1268911 1415153 1775123 2352125 3248225 4090103 4827559
Субсидии на продукты (-) 147433 171422 165912 186640 183701 156125 152822 168822
Всего 13385659 17020277 20239740 24886894 31711796 40183390 50297614 62793317
 

Использование

Промежуточное потребление 6080013 8076695 9409205 11643654 14663675 18558017 23417852 29805942
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах 7305646 8943582 10830535 13243240 17048122 21625372 26879762 32987375
Всего 13385659 17020277 20239740 24886894 31711796 40183390 50297614 62793317

 

3. «Счет образования доходов» (табл.4) является составной частью счета первичного распределения доходов. Он отражает распределение первичных доходов институциональными единицами - резидентами, непосредственно участниками производства товаров и услуг.

Резиденты – институциональные единицы (юридические или физические лица), имеющие центр экономического интереса на экономической территории страны, т.е. владеющие недвижимым имуществом, осуществляющие или намеревающиеся осуществлять свою деятельность на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Таблица 4. Счет образования доходов (в текущих ценах; млн. рублей)[22]

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
 

Ресурсы

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах 7305646 8943582 10830535 13243240 17048122 21625372 26879762 32987375
Всего 7305646 8943582 10830535 13243240 17048122 21625372 26879762 32987375
 

Использование

Оплата труда наемных работников 2937230 3848399 5065101 6231387 7845037 9474267 11841301 15052662
в том числе скрытые оплата труда и смешанные доходы 810000 993500 1249000 1496400 1995100 2551000 3207000 3925000
Налоги на производство и импорт 1404112 1585833 2026969 2315940 3076264 4406869 5537298 6407570
в том числе:                
налоги на продукты 980880 1268911 1415153 1775123 2352125 3248225 4090102 4827559
другие налоги на производство 423231 316922 611816 540817 724140 1158644 1447196 1580012
Субсидии на производство и импорт (-) 155628 183251 181200 205706 203595 162408 158141 174903
в том числе:                
субсидии на продукты 147433 171422 165912 186640 183701 156125 152822 168822
другие субсидии на производство 8195 11829 15288 19066 19894 6283 5319 6081
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы 3119932 3692601 3919665 4901618 6330416 7906644 9659304 11702046
Всего 7305646 8943582 10830535 13243240 17048122 21625372 26879762 32987375

 

4. «Счет первичного распределения доходов» (табл.5) вводит показатель националь­ного дохода и показывает величину первичных доходов владельцев факторов про­изводства.

 Таблица 5. Счет распределения первичных доходов (в текущих ценах; млн. рублей).[23]

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
 

Ресурсы

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы 3119932 3692601 3919665 4901618 6330416 7906644 9659304 11702046
Оплата труда наемных работников 2944730 3852185 5071283 6227102

7837582

9439828

11722552 14852338
в том числе сальдо заработной платы, полученной за границей и выплаченной в России нерезидентам 7500 3786 6183 -4285

-7454

-34439

-118748 -200324
Налоги на производство и импорт 1404112 1585833 2026969 2315940

3076264

4406869

5537298 6407570
Субсидии на производство и импорт (-) 155628 183251 181200 205706

203595

162408

158141 174903
Доходы от собственности, полученные от "остального мира" 120196 179305 154464 316803

310107

442525

755652 1143405
Всего 7433342 9126673 10991181 13555758 17350774 22033458 27516666 33930456
 

Использование

Доходы от собственности, переданные "остальному миру" 316789 306734 367332

2019-12-29 446 Обсуждений (0)
Понятие о СНС. История возникновения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о СНС. История возникновения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)