СУДЕБНАЯ СИСТЕМА АНГЛИИ И РОССИИ
(СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) Английская правовая система оставалась практически неизменной до второй половины двадцатого столетия. Но с этого момента начались стремительные изменения – вместе с не менее значительными изменениями в конституционном строе1. Во многом они стали реак- цией на новые проблемы, возникшие в результате утраты Великобританией своей колони- альной империи после Второй мировой войны, и отношения, часто непростые, с континен- тальной Европой. Можно выделить четыре основные причины произошедших изменений. Первая имеет отношение к Европейскому Сообществу (теперь Европейскому Союзу). Важнейшими вехами здесь являются 1972 г., когда Великобритания наконец стала членом Европейского Сообщества, и 1992 г., когда по делу Factortame внутренний законодательный акт Великобритании был впервые отменен в результате решения Европейского суда, чего ни в коем случае не может сделать ни один британский суд в силу доктрины высшей силы парламентских актов. Вторая причина – прежде всего результат неоднократной критики судебной системы Ве- ликобритании Европейским судом по правам человека, в первую очередь в части процессу- альных аспектов рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних обвиняе- мых, особенно в свете того, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность, в Великобритании намного ниже, чем в России, – 11 в отличие от 14 лет. Кроме того – и это уже повлекло за собой далеко идущие последствия – необходимо учитывать запоздалую частичную инкорпорацию Европейской конвенции о защите прав человека во внутреннее право Великобритании в форме Акта о правах человека (Human Rights Act) 1998 г., который вступил в силу в октябре 2000 г. Конвенция была наконец «принята дома»2. Третья причина связана с осуществленной в 1998 г. передачей значительной части авто- номных полномочий Шотландии (у которой теперь есть собственный Парламент, наделен- 67 ный полномочиями в сфере налогообложения) и Уэльсу (у которого появилась Ассамблея), а также с созданием новых структур в Северной Ирландии, где часть решений принимается совместно с Республикой Ирландией. Эти события, наиболее радикальные из реформ, осу- ществленных вновь избранным в 1997 г. лейбористским правительством, оказали особое влияние на палату лордов, которая все больше вынуждена брать на себя роль конституци- онного суда3. Четвертая обусловлена тем, что сама судебная система в еще большей степени стала не- доступна для всех, кроме самых богатых, имеющих доступ к юридическим консультациям и представительству в суде, и самых бедных, имеющих право на получение финансируемой государством правовой помощи. Был принят свод Правил гражданского процесса (Civil Proceedings Rulrs, эквивалент российского Гражданско-процессуального кодекса), заместивше- го Правила Высшего суда. Предпосылки для таких перемен возникли в XIX в. Реформы в сфере гражданской юстиции – это непосредственный результат очень быстрой урбанизации английского общества. Как известно, промышленная революция впервые произошла имен- но в Англии, и в течение XIX в. Англия превратилась из преимущественно сельского обще- ства, где лишь 10 % населения жило в больших или малых городах, в первую в мире урба- нистическую культуру, где только 10 % населения проживало в сельской местности. Урба- низация диктовала необходимость совершенно иной модели гражданской юстиции. Радикальные изменения произошли на всех уровнях. Актом о судах графств (County Courts Act) 1846 г. были созданы суды графств (county courts) – гражданские суды нижнего уровня в Англии и Уэльсе, заменившие существовавшие до того «суды мелких долгов» (small debts courts). Ко второй половине XIX в. высшие суды уже не могли удовлетворять потребности Лондона – крупнейшего мирового коммерческого и финансового центра. Акты о судопроизводстве (Judicature Acts) 1873 и 1875 гг. создали единую структуру на месте хао- са судов права (courts of law) и судов справедливости (courts of equity). Акт о судопроизвод- стве в Верховном Суде (Supreme Court of Judicature) 1873 г. свел воедино существовавшие тогда суды общего права, суды справедливости и специализированные суды, создав Вер- ховный Суд (High Court) и Апелляционный суд (Court of Appeal). Эта основная структура продолжает существовать и поныне. Что касается гражданской юстиции, то Акт о судах графств (County Courts Act) 1971 г. создал в Англии и Уэльсе 233 суда графств. Акт о судах магистратов (Magistrates Courts Act) 1981 г. частично реформировал отношения между судами магистратов и коронными суда- ми, в то время как Акт о Верховном Суде (Supreme Court Act) 1981 г. отражал общие изме- нения в работе Высокого Суда. Учрежденная в феврале 1985 г. экспертиза гражданской юс- тиции, представившая свой отчет лорду-канцлеру в июне 1988 г., усовершенствовала эту систему, в результате чего в 1988 г. был принят Акт о судах графств (County Courts Act). Распределение судей между различными центрами контролируется судебной службой, английским эквивалентом судебного департамента, созданного в России в 1998 г. Основой главных рекомендаций Вулфа стал гораздо более существенный контроль су- дьи за ходом рассмотрения гражданского дела. Сейчас для гражданских дел существует три «маршрута». Дела, в которых стоимость иска не превышает 3 000 фунтов стерлингов (5 000 долларов США), кроме дел о возмещении личного ущерба, теперь рассматриваются район- ным судьей (district judge) в соответствии с юрисдикцией «мелких исков», когда судья вы- ступает в качестве посредника-медиатора в рамках неформальной процедуры, а стороны не имеют права на представление своих интересов. Дела о возмещении личного ущерба в раз- мере до 10 000 фунтов (15 000 долларов США) и все остальные споры, стоимость иска в ко- торых составляет от 3 000 до 10 000 фунтов, рассматриваются в рамках «ускоренной» про- цедуры в весьма «сжатые, но реальные» сроки. Дела, в которых стоимость предмета спора превышает 10 000 фунтов, и другие достаточно сложные дела рассматриваются по «много- 68 плановой» системе, в соответствии с которой судья отвечает за «управление продвижением дела», устанавливает сроки для сторон и следит за их соблюдением4. Результатом работы Вулфа стали абсолютно новые Правила гражданского процесса – эквивалент Гражданско-процессуального и Арбитражно-процессуального кодексов в одном документе. Большая часть сохранившейся до этого времени архаичной терминологии была отброшена. За рекомендациями Вулфа последовал общий пересмотр системы оказания бес- платной правовой помощи и принятие американской системы оплаты адвокатских услуг «по результату» (то есть в случае выигрыша дела) по многим категориям гражданских дел, где услуги представителя истца оплачиваются только в случае удовлетворения иска5. Далее, были внесены фундаментальные изменения в определяемую прецедентным пра- вом процедуру обращения за судебными средствами защиты от действий государственных органов. Средства защиты, за которыми может обращаться истец, носящие архаичные сред- невековые названия – mandamus, certiorari, prohibition6, были заменены гораздо более совре- менной процедурой, осуществляемой новым Административным судом в составе Высокого Суда. Эти изменения вступили в силу 2 октября 2000 г.7
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |