Под целью обучения второму ИЯ
Понимается формирование коммуникативной компетенции во втором ИЯ на основе коммуникативных умений учащихся в родном и первом ИЯ, а также на основе коммуникативных сформированных ранее обще учебных умений, как на межъязыковом, так и на межпредметном уровнях. При этом коммуникативная компетенция определяется как способность к сознательному общению с представителями других культур.
Эта формулировка предполагает наличие таких подсистем: - речевая компетенция (ориентирует на достижение определённого уровня в четырёх основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме; а также в некоторых дополнительных видах речевой деятельности, например, переводе) - лингвистическая или языковая компетенция (включает минимум знаний по лингвистике, в частности по трём аспектам языка: фонетике, грамматике, лексике; служит основной для правильного оформления речи, точности выражения мысли) - социокультурная компетенция (предполагает понимание и использование социальных правил поведения при общении, соблюдение национального этикета, знание обычаев и традиций; знание обычаев и традиций; знание и учёт реальных условий для использования языка: как приветствовать человека, как познакомиться, поблагодарить и т.д., национальных особенностей юмора, пословиц, поговорок, фразеологических оборотов. - методическая компетенция (стратегическая компетенция, которая заключается в умении учащихся учиться).
Необходимо отметить, что коммуникативные цели обучения выступают, как и при обучении ИЯ 1, так и при обучении ИЯ 2 в качестве системообразующих. Речь идёт о создании базового курса обучения французскому языку как ИЯ 2, который мог бы обеспечить школьникам овладение элементарной коммуникативной компетенцией на ИЯ 2. Это означает развитие: 1) умений устно и письменно объясниться с носителями языка в ограниченном числе стандартных ситуаций общения; 2) умений воспринимать на слух и зрительно несложные аутентичные тексты разных жанров и видов, понимая с разной степенью глубины заложенную в них информацию; 3) учебных умений; 4) компенсаторных стратегий, позволяющих обходить трудности, используя, например, при говорении – перифраз, при аудировании – запрос дополнительной информации, пояснений и т.п.; 5) социокультурной компетенции на основе приобщения к культуре франко-немецко - язычных стран; 6) всё это должно способствовать общему образованию и развитию школьников и готовить их к жизни и деятельности в сообществе.
В европейской традиции педагогические цели (№ 6) выносятся за рамки предметной области и считаются общими для всех учебных предметов. Но, исходя из специфики нашего предмета обучения, представляется целесообразным интегрировать их с коммуникативными целями обучения, так как коммуникативная компетенция рассматривается нами не только как лингвистическая категория, но и как лингводидактическая и, соответственно, методическая категория, ибо цели должны в своей совокупности определять и содержание, и методы, и принципы, и средства обучения.
Коммуникативная компетенция как цель и планируемый результат обучения должна трактоваться достаточно широко, поскольку она включает и социокультурную и учебную компенсаторную компетенцию. Да и конкретная реализация педагогических целей определяется спецификой учебного предмета.
Конкретизация целей в четырёх основных видах речевой деятельности Аудирование
Обучаемый должен быть в состоянии:
1) понимать партнёра (носителя языка) при непосредственном контакте в типичных ситуациях повседневного общения: а) в целом б) выборочно и уметь помочь себе добиться понимания с помощью уточняющих вопросов, просьбы повторить, объяснить и т.д. 2) понять а) в целом б) выборочно, например, общественное сообщение по радио в аэропорту, на вокзале, на транспорте, а также сообщения о погоде, последних известиях по телевидению.
Говорение
Обучаемый должен уметь: 1) выразить важнейшие коммуникативные намерения в наиболее стандартных ситуациях повседневного общения: а) в целом в) выборочно с носителями языка, т.е. уметь осуществлять соответствующие речевые действия и тем самым решать наиболее распространённые коммуникативные задачи, например: - запрос и сообщение информации; - выражение мнения, просьбы, совета и т.п. - в соответствии с конкретной ситуацией реагировать на аналогичные речевые действия партнёра по общению 2) продуцировать связные, но несложные в языковом плане высказывания, тексты в рамках знакомых тем или в связи с ними, которые бы отвечали четырём наиболее распространённым коммуникативным типам речи: - сообщение (деловое сообщение, о себе, друге, школе, городе и т.д.) - рассказ, содержащий эмоциональную оценку, например, о проведённых каникулах, своих увлечениях и т.п. - описание (лиц, предметов) - рассуждение (характеристика, обоснование мнения по схеме: тезис – аргументы – резюме).
Чтение
Ученик должен уметь:
1) читать несложные аутентичные функциональные тексты типа вывесок, объявлений, проспектов, радио и телепередач, расписание поездов, понимая их основное содержание ( глобальное ознакомительное чтение) или выборочно ( поисковое, просмотровое чтение). При чтении некоторых функциональных текстов ( рецептов, инструкций) необходимо уметь добиться полного и точного понимания ( изучающее чтение). Используя для этого все возможные приёмы (опору на англо - язычные и интернациональные слова, анализ, перевод), а также справочную литературу; 2) читать несложные аутентичные тексты других жанров и видов: - публицистические ( статьи из газет и журналов), научно – популярные, литературные и уметь понять их основное содержание , а именно, основную мысль и наиболее существенную информацию, без понимания которой не ясен смысл читаемого, опуская несущественное и игнорируя помехи, например, незнакомую лексику, отдельное грамматическое явление. Словарь может быть использован во всех случаях, если у обучаемого возникает в этом потребность и если это не противоречит коммуникативной задаче и виду чтения.
Письмо
Ученик должен уметь:
1) написать личное письмо, поздравительную открытку, правильно оформляя их с точки зрения речевого этикета и опираясь при этом на аналогичный опыт в английском языке - ИЯ 1 2) заполнить простой формуляр в гостинице, при оформлении заявления и т.п. 3) написать самую элементарную записку, например, с просьбой прийти или позвонить и т.п. 4) делать выписки нужной информации из текста.
Все основные виды речевой деятельности являются важными целевыми умениями и тесно взаимосвязаны друг с другом в процессе обучения ИЯ . Однако особенностью овладения ИЯ 2 является, как будет показано ниже, некоторое опережение в развитии умений чтения. Вместе с тем развитие Каждого вида речевой деятельности должно быть минимально коммуникативно - достаточным. Что касается компенсаторной компетенции, то её формирование предполагает развитие способности и готовности преодолевать дефицит своих иноязычных знаний, а именно: 1) уметь при незнании какого –либо нужного слова заменить его синонимом или описанием понятия, и в крайнем случае словом английского языка – ИЯ 1. 2) Уметь переструктурировать свое высказывание, например, если необходимо указать причину какого –либо события, для чего обычно используются сложноподчинённые предложения с придаточными причины, которыми учащийся ещё не владеет, нужно уметь заменить их простыми предложениями, выстроив их в соответствующей логической последовательности. 3) Уметь не « зацикливаться» на незнакомом, например, если что-то непонятно при аудировании, а продолжать слушать, чтобы из контекста понять самое существенное и т.д.
Это, по сути, психолингвистические умения, предполагающие гибкое владение изучаемым языком, которые необходимо целенаправленно формировать, опираясь на уже имеющийся опыт в ИЯ 1.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |