Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические особенности проведения внеклассных занятий по ОБЖ



2019-12-29 2158 Обсуждений (0)
Методические особенности проведения внеклассных занятий по ОБЖ 5.00 из 5.00 5 оценок




 

Занятия по основам безопасности жизнедеятельности, проводимые в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, должны быть направлены на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, выработку психологической устойчивости при возникновении экстремальных ситуаций различного характера.

Школа обладает широкими возможностями для формирования знаний и умений по вопросу безопасности жизнедеятельности учащихся. Эти возможности заложены как в содержании школьных предметов, при изучении которых учащиеся получают сведения о существующих в мире техногенных, природных, социальных опасностях, так и в организационно-воспитательных формах внеклассной деятельности.

При организации внеклассной работы с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, УГАИ, медицинскими работниками.

Изучение материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях с отрядами юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения.

Эффективными итоговыми массовыми формами организации учебной и внеклассной деятельности учащихся могут быть праздники,  конкурсы и олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности.

Конечно, внеклассные занятия, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать внеклассные занятия следует всем учителям, но не превращать внеклассную работу в главную форму работы.

К внеклассным относятся большое разнообразие занятий, основанных на совместной деятельности учителя и учащегося, на совместном поиске. На эксперименте по обработке новых приемов с целью активизации обучения, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. 

Рассмотрим основные из них:

1) Конференция.

За месяц до проведения конференции учащиеся получают для продумывания объемную тему. Небольшая группа готовит сообщения. Смысл сообщений - познакомить учащихся с проблемой, поставить важные вопросы и задачи для обсуждения. Учащиеся, в зале не должны специально готовиться, их задача - услышать, понять, записать, осмыслить проблемы и выдвинуть свои версии, взгляды, идеи. При этом особо поощряется фантазирование в рамках темы и поиск оригинальных решений. Докладчики отвечают на уточняющие вопросы. Жюри регистрирует малые открытия и интересные идеи, проставляет баллы.

Конференции можно проводить по темам: «Здоровый образ жизни», «Взаимоотношение полов», «Вредные привычки».    

2) Лекция.

В ходе урока, помня о том, что подавляющее большинство учеников в состоянии сосредоточенно слушать не более 5-6 минут, необходимо решить задачу активизации мыслительной деятельности, познавательной и практической деятельности на уроке. С этой целью можно использовать следующие приемы:

- Выдать каждому учащемуся тезисы лекции и попросить, чтобы ученики справа на свободном от тезисов месте на листе написали вопросы, которые возникли у них в ходе лекции. За наиболее интересные вопросы выставляются оценки.

- Учитель обещает в ходе лекции допустить 10 существенных ошибок, и те из учащихся, кто их обнаружит, будут вознаграждены.

- Каждые 3-5 минут в ходе лекции ученикам даются краткие устные или письменные экспресс-задания.

- Ученикам выдаются листы с кратким изложением текста лекции, где, однако, пропущены основные понятия, даты. Имена, принципы. По ходу лекции ученики должны все это вставить.

- Учитель поручает заранее всем ученикам создать малые группы для совместного поиска интересных материалов к предстоящей лекции.

- Учитель предлагает учащимся составить по ходу лекции тесты.

- Учитель оставляет в конце лекции две минуты, объявив об этом заранее, и про водит викторину по основным понятиям, затронутым в ходе лекции.

3) Самостоятельный поиск знаний.

- Ученикам дается задание искать что-либо на улицах города, в лесу, в квартире - нужно найти вариант решения.

Скажем, дается задание: «Опишите городские шумы и дайте им социально-экономическое толкование (поиск, творчество)».

- Есть известная проблема, изучите ее и предложите варианты решений.

Например:

• Растет наркомания, пьянство, хулиганство, воровство. В чем причина этого и каковы возможные варианты решения данной проблемы.

• У нас гибнет растение, найдите причину и вылечите его (в младших классах).

Во всех случаях мы рассматриваем варианты не только поиска знаний, но и их активного применения.

4) Соревнование как форма.

За несколько дней до урока класс делится на две команды и судейскую бригаду. Непосредственно на уроке каждая команда задает противоположной стороне задания и вопросы. В команде роли распределены так, что один или несколько человек отвечают за направление, тему или возможный вопрос. Перед ответом дается тридцать секунд на обсуждение. Судейская бригада ставит баллы каждому участнику за участие и качество вопроса и ответа и всей команде в целом. Учитель играет роль консультанта, но имеет право вето, если вопрос выходит за рамки темы или разумного. Учитываются задания, понимание, остроумие, юмор, реакция, оригинальность ответа.

Такие уроки можно проводить при обобщении знаний по теме.

5) Интегрированно-понятийное занятие.

В учащиеся делятся на малые группы ряд заданий, упражнений или вопросов, за каждое из которых отдельный ученик или группа в целом получают наградные баллы от учителя или специального жюри, составленного из учащихся. Занятие проводят все учителя, предметы которых включены в тему.

Можно провести интегрированную деловую игру по химии и основам безопасности жизнедеятельности, например - «Самое сильное звено».

Можно проводить викторины, задания которых составлены из понятий, названий процессов, предметов, явлений, дат, имен, изучаемых по разным предметам. Отвечать нужно в письменном виде на скорость и качество ответов всем командам. Ответы зачитываются, и оглашается их оценка в баллах.

Каждой группе можно выдавать прямые и перевернутые кроссворды, заключающие в себя необходимые понятия. Прямые кроссворды - клеточки пустые, и их надо заполнить, решив кроссворд; перевернутые кроссворды - кроссворд уже решен, все клеточки заполнены, нужно ко всем словам из клеточек дать определения.

Еще вариант. Ученики получают задание составить кроссворд с помощью учебников по разным предметам.

6) Проблемно-обучающие занятие-зачет.

Это занятие можно провести на дифференцированной основе.

Первый ряд в классе получает задание внимательно прочитать параграф учебника, после чего попеременно ученики, сидящие, за данной партой, задают друг другу вопросы и отвечают на них (дополняя друг друга), не заглядывая в учебник. Каждый ученик выставляет по итогам работы оценку своему партнеру.

Каждая пара учеников среднего ряда получает задание на основании текста учебника подготовить наибольшее количество оригинальных вопросов, заданий, тестов. Затем они передаются соседним ученикам на парте, которые, изучив поступившие материалы, выставляют оценку.

Третий ряд в полном составе садиться полукругом у стола учителя. Учитель предупреждает детей, что оценке послужат не только знания, но и логика и оригинальность суждений, ставит перед ними проблемы и консультирует. Оценки при этой форме работы ниже 4-5 не выставляются.

Такие зачеты можно проводить по одному разу в год в 9-11 классах. Например, по темам: «Международная система гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, ее цели, задачи и принципы. Гуманитарные акции МЧС России», «Преступления. Особенности уголовной ответственности несовершен­нолетних», «Законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства», «История создания гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)».

7) Занятие  - «аквариум».

Это разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения отстаивать и аргументировать свою позицию. Дискуссия включает следующие этапы:

а) Подготовительное.

Ведущий представляет проблему и делит класс на микрогруппы, которые располагаются по кругу. Группы обсуждают проблему и определяют свою точку зрения на нее. От каждой группы выбирается представитель, который будет отражать и отстаивать позицию группы перед другими участниками.

б) «Аквариумное» обсуждение проблемы.

Представители микрогруппы собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы своей группы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимая позицию аналитиков. Преподаватель может выделить специальное время на вопросы к участникам «аквариумного» обсуждения;

в) Анализ хода и результатов дискуссии.

«Аналитикам» представляется возможность оценить ход и результаты дискуссии. Преподаватель систематизирует выводы студентов и подводит общий итог совместной деятельности.

Занятие  - «аквариум» можно провести в 9 классе по теме: «История пищевого рациона человека. Современный «благополучный» рацион и болезни питания», где можно обсудить вопросы о пользе диет, о раздельном питании, о голодании, об очистке организма.

8) Деловая игра.

Деловые игры используют для формирования целостного представления о какой-либо проблеме, развития творческого мышления, а также для ознакомления учащихся с профессиями и сохранением здоровья людей занятых в этой деятельностью.

Атмосфера деловой игры ставит учащегося перед необходимостью максимально мобилизовать свои силы, знания, накопленный опыт и реализовать их в модели типичной жизненной ситуации. У учащегося появляется мотив успешно сыграть выбранную роль и создаются условия для формирования коммуникативных навыков, а также социальной активности.

Важно различать ролевые и деловые игры. Часто деловой игрой называют конкурс знатоков или турнир по защите профессий, но это неверно.

Деловая игра имеет следующие признаки:

- имитация реального процесса с помощью модели;

- распределение ролей между участниками игры;

- различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;

- наличие общей игровой задачи у всего коллектива, решение которой является связующим стержнем игры;

- разыгрывание путей решения проблемы с позиции тех должностных лиц, чьи роли исполняются;

- применение системы оценки игровой деятельности каждого участника игры.

Для деловых игр характерны:

- диалогичность и полемичность общения;

- появление мыслительной деятельности и функциональной компетентности' между участниками игры, смена и разнообразие видов и форм познавательной деятельности.

Как показывает практика, деловые игры вызывают у учащихся повышенный интерес. Помогают учителю побудить у подростков желание и сформировать умение пользоваться дополнительной научно-популярной литературой, справочной и научной литературой, находить ответы. Все это способствует развитию творческого мышления учащихся.

Важно знать, что участники игры должны сначала получить определенный уровень подготовки по изучаемой теме. Поэтому, деловую игру в учебном процессе лучше использовать на заключительном этапе темы или раздела.

 

Заключение

 

Анализ жизни современного общества позволяет делать выводы, что реально существуют угрозы безопасности жизни и здоровью людей. Школьный курс "Основы безопасности жизнедеятельности" служит делу подготовки молодежи к безопасному индивидуальному поведению.

Изучение курса позволяет получить систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. А использование внеклассных занятий в учебном процессе помогает активизировать деятельность учащихся, развивает творческие способности, познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету.

Качество подготовки учащихся по основам безопасности жизнедеятельности во многом определяется формами и методами преподавания курса. Практика профессиональной деятельности преподавателей ОБЖ, разумно сочетающих применение учебных внеклассных форм занятий показывает, что это заметно активизирует деятельность обучаемых, помогает им лучше усвоить учебный материал. Между тем, значительное количество преподавателей ОБЖ испытывают трудности в организации и проведении занятий традиционными методами и почти не используют внеклассные занятия.

В отечественной школе обнаружилась тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая «практика отреагировала так называемыми внеклассными занятиями, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Внеклассные занятия - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Поиск новых, нетрадиционных форм обучения направлен на придание учебно-воспитательному процессу большей гибкости, оперативности, освобождение его от штампов, заорганизованности. Появление внеклассных форм занятий связывают сегодня с идеей децентрализации функций преподавателя, то есть частичную передачу учащимся учительских функций: планирование, управление, анализ. Мнения педагогов на внеклассные занятия расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие занятия опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

В заключение отметим, что задачей всякого образования является приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, безопасности жизнедеятельности. Проблема целей воспитания культуры безопасности находит свое отражение в педагогике и методике обучения основам безопасности. Одной из главных целей образования является готовность к выживанию, воспитание безопасной личности, т.е. личности, не спо­собной причинять вред ни людям, ни природе, ни себе. Культура безопасности, как компонент культуры, существует в различных формах, включает основные элементы духовной жизни общества и структурные компоненты духовной деятельности. Независимо от формы реализации того или иного компонента культуры безопасности общим для них является их функция - профилактика и преодоление вредных и опасных факторов жизнедеятельности человека и общества.

Список литературы

 

1. Анастази, А. Психология детского творчества [Текст] /А.А настази.- М.: Педагогика, 1982.

2. Антюхин, Э.Г. Развитие творческих способностей у школьников [Текст] / Э.Г.Антюхин, М.Б.Сулла. - М.: Дашков и К, 2007.

3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина: психодиагностические таблицы, методики, коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001. – 272 с.

4. Артёмов, А.К.Теоретические основы методики обучения ОБЖ в средней школе [Текст] / А.К. Артемов: Пособие для студентов факультета подготовки учителей. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК»,2006. – 224 с.

5. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст] / В.Б. Бондаревский.-М., Просвещение, 2005.

6. Гаткин, Е.Я. Безопасность ребенка [Текст] / Е.Я. Гаткин.- М.: Лист, 2007.

7. Гостев, В.С. Организация технического творчества учащихся [Текст] /В.С.Гостев: Метод, указания. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

8. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология[Текст] / С.Д. Дерябло, В.А. Ясвин. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

9. Дубровина, И.В. Психология [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 464 с.

10. Емельянов, В.М. Развитие технического творчества учащихся [Текст] / В.М.Емельянов, В.Н.Коханов, П.А.Некрасов.- М.: Академический проспект. 2006.

11. Жигачева, Л.В. Калейдоскоп внеклассных мероприятий [Текст] / Л.В. Жигачева. - М.: Народное образование, 2008. - 56 с.

12. Зайцев, О.С. Техническое творчество школьников: опыты и перспективы чрезвычайные ситуации [Текст] / О.С. Зайцев: Библиотечка журнала "ОБЖ".- М.: ИЦ-Ред. "ОБЖ", 2009.

13. Зиновьева, Э.Н. Метод творческого самовыражения [Текст] / Э.Н. Зиновьева, Н.М. Киршин. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.

14. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми [Текст] /С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «ОБЖ». – М.: Просвещение, 2005. – 80 с.

15. Кирин, Б.Ф. Гармоничное развитие личности [Текст] / Б.Ф. Кирин. - М.: Изд-во Моск. госуд. горн, ун-та, 2007.

16. Кон, И.С. "Психология старшеклассника" [Текст] / И.С. Кон.-М, Просвещение, 1982 г

17. Корнилов, К. В. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / К.В. Корнилов.- СПб.: Изд. НИИ, 2002.

18. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания [Текст] / О.В. Лишин: Учебное пособие для школьных психологов и педагогов.- М.: Институт практической психологии, 1977.

19. Лук, А. И, Мышление и творчество [Текст] /А.И. Лук. -М., Политиздат, 1976.

20. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.И. Лук.-М., Наука, 1978.

21. Мастрюков, Б.С. Ступеньки творчества, или Развевающие игры [Текст] / Б.С.Мастрюков.- М.: "Академия", 2008.

22. Мошкин, В.Н. Безопасность ребенка [Текст] / В.Н. Мошкин. - Барнаул: АГИК, 2002.

23. Мошкин, В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности [Текст] / В.Н. Мошкин.- Барнаул: АОА "Алтайский полиграфический комбинат", 2009.

24. Маслов, Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / Г.А. Маслов: Учебное пособие для 6 класса.- Барнаул: АО "Полиграфист", 2006.

25. Мошкин, В.Н. Подготовка подростков к выживанию (в экстремальных ситуациях криминального характера) [Текст] / В.Н. Мошкин.- Барнаул: АГИК, 2007.

26. Петровский, А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – Второе издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512с.

27. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников [Текст] /Л.Ф. Тихомирова :  Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 144 с.

 

 



2019-12-29 2158 Обсуждений (0)
Методические особенности проведения внеклассных занятий по ОБЖ 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Методические особенности проведения внеклассных занятий по ОБЖ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)