Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место ОВД в системе экологического контроля Российского государства.



2019-12-29 297 Обсуждений (0)
Место ОВД в системе экологического контроля Российского государства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Отдел внутренних дел (ОВД) России также относится к государственным органам экологического управления и контроля.

Согласно Закону "О милиции", Положению о министерстве и в соответствии с другими нормативными документами, ОВД Росси обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, охраняет природные объекты, ведет борьбу за соблюдение санитарных правил и оказывает содействие в государственной охране природной среды.

Охрана природной среды - одна из наиболее важных обязанностей всей системы правоохранительных органов.

Обеспечение успешного выполнения задач, вытекающих из этой проблемы наряду с проведением экономических, политических, воспитательных и иных мер, происходит на основе осуществления норм действующего в России законодательства. Улучшение экологической ситуации зависит от    повышения уровня деятельности правоохранительных и контролирующих органов страны, которые за последние годы активизировали свою работу в этой сфере. Важным условием правильного применения правовых природоохранных мер и норм является  совершенствование овладения оценкой и методикой квалификации общественно опасных деяний в отношении природной среды.

        Все экологические преступления в законодательстве группируются следующим образом:

        1) экологические преступления общего характера:

        а) нарушения законодательства на континентальном шельфе;

        б) загрязнение водоемов и воздуха;

        в) загрязнение моря;

        г) умышленное разрушение, повреждение или порча объектов природы, взятых под охрану государства;

        д) нарушение техники безопасности при обращении с микробиологическими агентами и токсинами;

        2) специальные экологические преступления:

        а) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования Недр:

        - нарушение правил разработки недр;

        - самовольная добыча и сбыт янтаря;

        б) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира (фауны):

        - нарушение ветеринарных правил;

        - незаконное занятие рыбным и иными водными добывающими промыслами;

        - незаконный промысел котиков и морских бобров;

        - производство лесосплава или взрывных работ с нарушением правил oxраны природы;

        - незаконная охота;

        - жестокое обращение с животными;

        3) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию растительного мира (флоры):

        а) незаконная порубка леса;

        б) умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога;

        в) неосторожное уничтожение лесных массивов в результате небрежного обращения с огнем или другими источниками повышенной опасности;

        г) нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

        д) умышленное загрязнение лесных массивов.

Определив, какие из преступлений следует отнести к экологическим, можно сформулировать понятие этого вида правонарушений. Экологические преступления - это совокупность противоправных деяний в сфере экологии, совершенных на определенной территории или в стране в целом в определеннее время, подрывающих биологические основы человеческого общества.

Как показывает статистика, количество экологических преступлений растет. По данным Научно-исследовательского института проблем законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации, эффективность правоприменительной практики органов внутренних дел снижается.

Причины этого кроятся в гуманизации уголовно-правовых норм и мер реагирования на подобные преступления, недооценке со стороны работников правоохранительных органов общественной опасности экологических правонарушений и преступлений, в недостатках следствия и дознания, низком профессионализме, слабой технической оснащенности правоохранительных органов, которые часто не могут объективно и квалифицированно установить причинную связь между допущенным загрязнением и последствиями преступления.

Действующее природоохранное законодательство несовершенно, не учитывает больших изменений в данной сфере; в том числе:

        - повышения общественной опасности этих преступлений,

        - увеличения их числа с использованием достижений научно-технического прогресса (например, незаконный ввоз в страну для захоронения радиоактивных и химических отходов);

        - нарушения правил хранения и утилизации особо опасных веществ, порчи земли и др.

Противоречия между целями предпринимательства и природоохраны выражаются в росте масштабов грабительского вывоза из страны природного сырья, особенно энергоносителей.

Среди причин экологических преступлений, связанных с негативным воздействием на природную среду, надо назвать нарушения производственно-технологической основы, низкую правовую и экологическую культуру населения, о повышении которой проявляется недостаточная забота.

Другая группа причин относится к практике извлечения природных ресурсов.

Улучшение деятельности правоохранительных органов должно явиться важнейшим фактором, ведущим к сокращению количества преступлений в экологической сфере. Усиление борьбы с преступностью во многом зависит от содержания стратегии, программ и планов мероприятий для обеспечения этой цели.

Основными направлениями совершенствования деятельности ОВД в борьбе с преступностью в экологической сфере являются:

        - постоянное информирование работников ОВД о ходе выполнения законов РФ и других нормативных актов по вопросам охраны природных ресурсов;

        - рассмотрение при подведении ежемесячных итогов оперативно-служебной деятельности результатов фактического выполнения намеченных мероприятий органов внутренних дел в данной сфере;

        - организация изучения населенных пунктов и производственно-хозяйственных объектов с целью выявления мест и фактов нарушения законов и иных правовых актов по вопросам природопользования;

        - обеспечение разработки и реализации комплекса мероприятий по пресечению правонарушений в сфере природопользования;

        - практика проведения комплекса мероприятий по выявлению фактов использования природных ресурсов с нарушениями законов и правил природопользования;

        - постоянная работа по организации компетентной проверки поступающей информации о производителях и поставщиках природных ресурсов, активизация работы по реализации дел оперативного учета в отношении лиц, причастных к незаконной эксплуатации природных ресурсов;

        - взаимодействие с другими правоохранительными и контролирующими органами РФ по вопросам обмена оперативной информацией о правонарушениях в сфере природопользования;

        - проведение необходимых мероприятий по выявлению и пресечению функционирования организованных преступных групп (преступных сообществ) в сфере природопользования;

        - взятие под особый контроль расследования уголовных дел, связанных с преступлениями в сфере производства и реализации приходных ресурсов; методическое обеспечение деятельности следственных подразделений по расследованию уголовных дел данной категории;

        - постоянное участие в освещении в средствах массовой информации вопросов о ходе выполнения органами внутренних дел законов и других правовых актов РФ по усилению государственного регулирования производства и реализации природных ресурсов.

 

 

                           Заключение

Нарастание глобальных экологических проблем, истощение природных ресурсов, возникновение кризисов антропогенного происхождения, осознание катастрофичности сложившегося типа социально-экономического развития вызывают необходимость пересмотра системы взаимоотношений «природа-человечество», поиска путей их гармонизации, что находит отражение в концепции устойчивого развития, принятой мировым сообществом на Всемирной конференции в 1992 году.

Государственный экологический контроль обладает своей особой спецификой, целями и задачами, обусловленными экологическими проблемами, вызванными освоением, и использованием минерально-сырьевого потенциала, введением его в хозяйственный оборот и глобальными изменениями, происходящими на земле. В этой связи, рассмотрение вопроса о создании экологической инспекции на муниципальном уровне в составе территориальных органов на региональном уровне становится актуальным. Это послужит тому, что природоохранная политика и нормативные требования в этой сфере приобретут особый статус, во-первых, и повысится действенность контроля, во-вторых.

Воздействие современных технических средств на окружающую среду велико и принимает ярко выраженные глобальные масштабы, экологический контроль и управление природопользованием в Российской Федерации осуществляется с чрезвычайно низкой эффективностью, что приводит к проявлению принципиально новых негативных экологических факторов, влекущих за собой значительный экономический ущерб.

Законодательство в экологической сфере постоянно обновляется, но, несмотря на это, проблемы государственного экологического контроля по-прежнему остаются актуальными. Это требует дальнейшего теоретического и практического исследования для создания модели государственного экологического контроля, отвечающей требованиям эффективности его осуществления.

Контрольной деятельности в экологической сфере уделяется значительное внимание, однако на наш взгляд, многие проблемы недостаточно исследованы, среди них: административно-правовой механизм функционирования органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический контроль и надзор на территориях субъектов Российской Федерации; проблемы их взаимодействия между собой и с органами местного самоуправления; механизм разграничения объектов экологического контроля между контролирующими органами исполнительной власти на территориях субъектов РФ. До сих пор понятие, сущность и содержание экологического контроля остается предметом дискуссий многих ученых, в т.ч. и юристов.

Одной из приоритетных задач эколого-экономических исследований является разработка и реализация механизма обеспечения государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации ее территориальных, промышленных комплексов, который предполагает усиление экологизации экономики и обеспечение сбалансированного решения социально-экономи-ческих и экологических интересов общества на всех уровнях управления.

В данных условиях становится очевидной необходимость разработки и использования нетрадиционных подходов к решению эколого-экономических проблем, изыскания новых резервов развития страны. В последние годы в условиях реформирования органов государственного экологического контроля в Российской Федерации, особую значимость также приобретает инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на решение задач минимизации воздействия на окружающую среду, получившая название экологического менеджмента.

Как показывает анализ мирового опыта, наиболее перспективным направлением данной деятельности, одним из важных инструментов регулирования политики в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития и основным методом оценки эффективности системы экоменеджмента является процедура экологического аудита. Если за рубежом экологический аудит, начиная с 90-х гг. стал реальным инструментом управления в системе экологизации экономики природопользования и охраны окружающей среды, то в России работа в данном направлении только начинается. Как и всякая новая область деятельности, экологический аудит нуждается в разработке концептуальных основ, методических и организационных подходов к его осуществлению.

 

Задача 1: Законодательным собранием области было принято Положение о порядке распоряжения природными ресурсами области и охраны окружающей среды. В нем, в частности, предусматривалось оставить в ведении законодательного собрания:

· Выдачу разрешений на выброс загрязняющих веществ предприятиями;

· Утверждение планов-мероприятий по оздоровлению окружающей среды;

· Выдачу лицензий на захоронение вредных веществ;

· Организацию экологического просвещения;

· Выдачу разрешений на продажу некоторых продуктов жизнедеятельности животных за рубеж.

Областная администрация полагает, что не все перечисленные вопросы должны обсуждаться и рассматриваться в органах законодательной власти. Часть из них должна находиться в ведении областной администрации. Ваше мнение.

Решение: В соответствии с Положением №849 от 29 декабря 2006г «О комитете природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области» в ведении областной администрации должна находиться выдача лицензий на захоронение вредных веществ, организация экологического просвещения

 

 

Задача 2. У руководителя хозяйственного общества возникло намерение осуществлять следующие виды деятельности в целях получения прибыли:

— Деятельность по обращению с отходами, организация работ по обращению с отходами производства и потребления;

— Деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, захоронению осадков очистных сооружений локальных водосточных сетей, очистных сооружений абонентов городской водосточной сети и моек автотранспорта, производственных объектов;

— Проведение работ по рекультивации свалок и полигонов для захоронения отходов производства и потребления;

— Деятельность по сбору, утилизации, складированию, перемещению, захоронению, уничтожению материалов и веществ, в том числе опасных (кроме радиоактивных);

— Экологическая паспортизация производственных, хозяйственных и иных объектов;

— Экологическая сертификация производств, технологических процессов, оборудования, продукции, отходов производства;

— Экологическое   аудирование     производственных, хозяйственных и иных объектов, технологического оборудования, условий ведения деятельности, подлежащей лицензированию;

— Экологическое обучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов   предприятий, организаций, предпринимателей и частных лиц в области экологических знаний;

— Разработка раздела "Охрана окружающей среды" в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию хозяйственных и промышленных объектов, градостроительной документации;

— Разработка проектов нормативов предельно допустимых временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая радиоактивные) и сбросов в водные объекты; нормативов вибрационного, шумового и иных видов физического воздействия на окружающую среду; лимитов размещения отходов производства и потребления;

— Проведение оценки воздействия на окружающую среду при разработке проектной документации производственных, хозяйственных и иных объектов и комплексов;

— Разработка экологических обоснований на ведение (расширение, изменение) хозяйственной и иной деятельности;

— Проведение замеров, измерений, выполнение анализов в области экоаналитического контроля, за исключением радиационного;

— Проведение исследований состояния компонентов окружающей среды и природных объектов;

— Оценка экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования;

— Работы и услуги по ликвидации экологических последствий, вызванных чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера;

— Проведение работ по восстановлению плодородия рекультивируемых земель, осуществлению противоэрозионных мероприятий;

— Проведение работ по озеленению территорий;

— Проведение работ по благоустройству и реконструкции водных объектов, проведение дноуглубительных и иных работ на водных объектах, извлечение затонувшей древесины и других предметов;

— Установка приборов, средств измерений, устройств природоохранного назначения;

— Пусконаладочные работы и эксплуатация оборудования природоохранного назначения;

— Установка и эксплуатация приборов и средств измерений для контроля за состоянием окружающей среды;

— Экологический консалтинг.

При обсуждении этих видов деятельности на совещании возник вопрос, необходимо ли получение лицензии для осуществления этих видов деятельности. Юрисконсульт общества считал, что поскольку эти виды деятельности не перечислены в ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», они не подлежат лицензированию. Вместе с тем было решено обратиться для разъяснения в Москомприроду.

В Москомприроде был получен ответ, что перечисленные виды деятельности входят в перечень видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, который содержится в Порядке лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды в г.Москве, утвержденном приказом Москомприроды от 27 января 2000г. №24, следовательно, они лицензируемые.

Является ли разъяснение Москомприроды законным и обоснованным?

Решение: Анализ современной ситуации сферы услуг в области охраны окружающей среды показывает, что, несмотря на существенные измене­ния законодательной базы в области лицензирования в 2002 г., отдельные контрольно-надзорные органы продолжают требовать от проектных организаций предоставления ко­пии лицензий на осуществление деятельности по разработке документации природоохранного назначения.

Лицензирование деятельности, связанной с выполнением работ (оказанием услуг) природоохранного назначения, до 2002 г. было предусмотрено законодательством и являлось обязательным. Уполно­моченными органами на ведение лицензи­рования были Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и его территориальные органы.

Реализация государственной функции по лицензированию указанных ви­дов деятельности осуществлялась в соответствии с основными нормативными документами федерального уровня, действовавшими в тот период:

— с постановлением Правительства РФ от 26.02.1996 № 168 «Об утверждении По­ложения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» (документ утратил силу в связи с выходом постановления Правительства РФ от 08.05.2002 № 302);

— с приказом Минприроды России от 18.06.1996 № 282 «О порядке проведения работ по лицензированию отдельных .ви­дов деятельности в области охраны окру­жающей среды» (документ утратил силу в связи с выходом приказа Госкомэкологии России от 05.11.1999 № 666).

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды и в настоящее время подлежат лицензированию, однако их перечень претерпел значительные изменения. Виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию, предусмотрены п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.

Согласно пункта 4.6. ГОСТР51769-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения» (принят и веден в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 2001 г. №251-СТ) «лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.»).

В целях реализации Федерального закона разработан и утверждён Правительством РФ ряд Положений о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе деятельности, связанной с выполнением работ (оказанием услуг) природоохранного назначения.

После вступления в силу 11.02.2002 федерального закона № 128-ФЗ не лицензируется осуществление" работ (оказание услуг) природоохранного назначения, в том числе:

1) по разработке нормативов:

предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

образования отходов и лимитов на их размещение;

допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду;

2) по инвентаризации выбросов вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосфер­ный воздух, вредных физических воздей­ствий на атмосферный воздух и их источ­ников;

3) по оценке воздействия на окружа­ющую среду проектируемых и действую­щих предприятий, в том числе разработка разделов «Оценка воздействия на окружа­ющую природную среду» и «Охрана окру­жающей среды» в составе предпроектной и проектной документации.

Указанные выше работы (услуги) осуществляются на всей территории Российской Федерации без лицензии.

Таким образом, разъяснения Москомприроды является незаконным и необоснованным. Но руководителю хозяйственного общества придется получить лицензию на деятельность по обращению с отходами, т.к. он хочет этим заниматься в целях получения прибыли, а также лицензию на деятельность по сбору, утилизации, складированию, перемещению, захоронению, уничтожению материалов и веществ, в том числе опасных (кроме радиоактивных) согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности».

 

Задача 3. Арбитражный суд Рязанской области своим решением взыскал в пользу истца – областного комитета по охране окружающей среды – с Кадомского заготовительного потребительского общества сумму ущерба, причиненного сбросом загрязненных сточных вод в р. Мокшу. В судебном заседании было установлено, что в результате сброса сточных вод возникло превышение в несколько раз предельно допустимых концентраций вредных веществ в реке, что причинило вред рыбным запасам и создало угрозу причинения вреда здоровью граждан.

Ответчик против иска возражал. Он считал, что сумма ущерба уже выплачена предприятием путем внесения платежей в экологические фонды за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды.

Являются ли действия комбината противоправными?

В чем разница между ответственностью за правомерное и неправомерное причинение вреда природной среде?

Решение: Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей, а в данном случае Кадомское заготовительное потребительское общество от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством, а именно Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Вред природной среде причиняется как в результате правомерной (т.е. разрешенной государством) деятельности, так и вследствие нарушения природоохранительного законодательства (экологического правонарушения). Соответственно этому ответственность причинителя вреда может быть эколого-экономической или эколого-правовой.

Эколого-экономическая ответственность — это ответственность за правомерный, разрешенный, вынужденный по объективным обстоятельствам вред. Она наступает по самому факту причинения вреда, независимо от наличия вины в действиях причинителя вреда.

Эколого-правовая ответственность  наступает при нарушении природоохранительного законодательства. Ее основанием является факт совершения экологического вреда, а не факт возникновения вреда.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, т.е. такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

Экологический вред проявляется в:

· порче — нерациональном использовании, ведущем к потерям качественных и количественных характеристик природных объектов;

· загрязнении — любом изменении физико-химического состава любым способом и в любой степени;

· истощении — уменьшении полезных природных свойств;

· повреждении — частичном приведении в негодность по качеству и количеству;

· уничтожении — полном качественном и количественном приведении в негодность.

Способы (случаи) возникновения вреда:

· негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты природной среды;

· негативное воздействие загрязненных природных объектов с причинением вреда жизни и здоровью (нематериальным благам) физических лиц и имуществу юридических лиц.

Процедуры защиты прав лиц при причинении им экологического вреда.

· Страхование ответственности за вред, причиненный собственнику природного объекта загрязнением этого объекта (имущественное страхование) или здоровью и имущественным интересам физических и юридических лиц вследствие негативного воздействия загрязненных природных объектов (экологическое страхование).

· Обращение собственника природного объекта к предприятию-загрязнителю с требованием возместить вред, причиненный загрязнением природного объекта.

· Обращение физических и (или) юридических лиц к специально уполномоченным органам в области ООПС или в природоохранную прокуратуру с просьбой о защите их нарушенных прав.

· Обращение в суд с иском к предприятию-загрязнителю или к собственнику природного ресурса.

· Обращение специально уполномоченных органов или органов природоохранных прокуратур в суд для защиты прав физических или юридических лиц.

 

 

Список использованной литературы:

1.Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт-Издат, 2003.

2.Федеральный закон «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства Российской федерации. 2001, №48

3.Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001, №14.

4.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2002, № 2.

5.Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Издательская группа Норма – Инфра М. 2001г. 473 с.

6.Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М.: Издательство Юристъ. 2003г. 635 с.

7.Бринчук М.М., Дубовик О.Л. ФЗ «Об охране окружающей среды»: теория и практика // Государство и право. 2003. № 3. С. 30.

8.Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003г. 372 с.

9.Голиченков А.К., Лукина Е.Н. Проблемы экологического, земельного права и законодательства в современных условиях // Государство и право. 2004г. № 2. С. 39

10.Дубовик О.Л. Экологическое право (элементарный курс). М.: Юристъ, 2003г. 365 с.

11.Елисеев К.Ю. Охрана окружающей среды как предмет муниципальной деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. N 6. с. 34-39.

12.Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М.: Наука, 2000г. 462 с.

13.Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России. М.: Издательство Московского университета. 2002г. 533 с.

14.Петров. В.В. Экологическое право России. М.: БЕК, 2003г. 462 с.

15.Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей природной среды». / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юристъ 2003. 213 с.

16.Экологическое право России. Учебник / под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева. М.: Издательство ИМПЭ. 2003г. 377 с.

 

 

                                                                           01.10.2010г.

 

 

 

 


[1] Петров. В.В. Экологическое право России. М.: БЕК, 2003г. 462 с.

[2] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М.: Наука, 2000г. 462 с.

[3] Боголюбов С.А. Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей. Издательство: Проспект, 2005 - с. 18..

[4] Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды – Л.: Гидрометеоиздат, 1979 С.150

[5] Румянцев Н.В. Казанцев С.Я. Любарский Е.Л. Экологическое право России/ Учебное пособие для студентов вузов/Москва/ ЮНИТИ-ДАНА/2005, 203



2019-12-29 297 Обсуждений (0)
Место ОВД в системе экологического контроля Российского государства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место ОВД в системе экологического контроля Российского государства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)