Числа в «Сказке о попе и работнике его Балде»
12 Читая сказку, несколько раз можно встретить число 3. И не зря. Число «3» издревле считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. 3- это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит. Число «3» в сказке наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. В «Сказке о попе и работнике его Балде» с виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у Балды такой огромный кулак. Жадный поп, считая себя умным и хитрым, надеется на «русский авось». Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года». Чтобы показать «русское лукавство» ума Балды, Пушкин использует традиционный утроенный мотив сказок – поединок с чёртом. Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Мы ощущаем, как нетерпеливее, грознее становится Балда с каждым разом: первый раз Балда «море морщил», во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось», а в третий «Балда над морем опять шумит да чертям верёвкой грозит». Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком»: * «кто скорее из нас обежит около моря». * «кто далее палку бросит». * « кто кобылу поднимет и дальше пронесет» Мы видим, как хитрый Балда лихо и весело побеждает чёрта. Не зря испугались черти Балды. С таким же страхом ждёт своей расплаты поп. С каждым щелчком( 3 раза) сила щелчка растёт. Мы чувствуем юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар балды, если щелк его такой силы. Вот тебе и «глупый» Балда. Оказался он умнее и хитрее даже попа. «С первого щелчка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелчка Лишился он языка, А с третьего щелчка Вышибло ум у старика.» [9] Поэт говорит о бесшабашности русского характера. Выражая свои симпатии Балде, автор презрительно смеется над бесёнком («ножки протянул») и над попом («со страху корчится»), которые вздумали тягаться «с самим Балдой».
2. 3 Числа в «Сказке о рыбаке и рыбке…» Сразу же в начале сказке Пушкин использует число 33- это предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе: «Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года…». Кроме того, читая дальше, мы встречаемся с числом 3, что так же, как и в предыдущей сказке, создаёт размеренный ритм повествования. Три раза старик кидал в море свой невод: «Раз он в море закинул невод, – Пришел невод с одной тиной, Он в другой раз закинул невод, - Пришел невод с травой морской, В третий раз закинул он невод, - Пришел невод с одной рыбкой, С непростою рыбкой – золотой…» [9]
2.4 Числа в «Сказке о царе Салтане…» Свою сказку-поэму А.С. Пушкин назвал в лубочном стиле «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она написана почти сразу после женитьбы как своеобразное величание невесты-красавицы. Уже в первой строчке мы встречаемся с числом 3: «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком». [9] Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц . Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном. Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Входя в город, мать и сын услышали «оглушительный трезвон». При первой встречи царевича с лебедью, он освободил ее от коршуна-чародея, потеряв свою стрелу в море. Лебедь утешает царевича: «Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня». [9] Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, 3 раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром: «Хочешь в море полететь за кораблем? Будь же, князь, ты комаром». [9]
Затем мухой: «В муху князь оборотился, полетел…» [9]
Потом он превращается в шмеля: «Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился». [9]
В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича, подарив ему эти чудеса. Сначала в городе появилась чудо-белка: «Белка песенки поет, Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра чистый изумруд.» [9] Второе чудо: «И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря». [9]
(Число 33 содержит в себе значение множества.) Третье чудо: «Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает – Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит…» [9]
Пожелав жениться на царевне, был готов «За царевною прекрасной Он пешком идти отсель Хоть за тридевять земель». [9] (т.е.очень далеко.) Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич трех злодеек-обидчиков: «впился комар тётке (поварихе) прямо в правый глаз», «ткачихе сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос. Так наказал царевич своих тёток за злые языки. 2.5 Числа в «Сказке о мертвой царевне…» В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «3». Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования. * Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна: «Свет мой, зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» [9]
* Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью: 1. к красному солнцу: «К красну солнцу наконец Обратился молодец». [9]
2. к месяцу ясному: «Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался». [9]
3. к ветру буйному: «Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая…» [9]
И только от ветра он узнает, где царевна. После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она не восстала ото сна». [9]
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «7». Люди давно считали, что 7 – число особое: в русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь» и т. д. В сказке А.С. Пушкина число 7 тоже имеет значение «много»: «семь богатырей, семь румяных усачей». В приданое царевне было дано «семь торговых городов да сто сорок теремов». [9]
Как уже было сказано выше, в народе число 6 ассоциируется с нечистой силой. А обычай хоронить покойника через три дня связан с христианским вероучением. После смерти царевны богатыри « гроб её к шести столбам на цепях чугунных там осторожно привинтили и решёткой оградили». [9]
12
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |