Способы музицирования на детских музыкальных инструментах, развивающие чувство ритма у младших школьников.
Чувство ритма особенно трудно поддается развитию. Ритмические возможности детей недостаточно активизируются, если музыкальное воспитание включает только пение и слушание. Формирование чувства ритма требует активного освоения музыкально-ритмических соотношений. Этому способствуют музыкально-ритмические движения. Игра на простейших ритмических инструментах, использование слоговых обозначений, закрепленных за каждой ритмической единицей («та», «ти»; «бег», «шаг»). Педагогический опыт показывает, что элементарное музицирование значительно активизирует ритмическое чувство учащихся. Оно развивается в процессе игры знакомых песен на металлофонах и ксилофонах, при исполнении ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Выполняя такие задания, школьники активно следят за ритмическим развитием музыки, эмоционально переживают, «пропускают» его через себя. Для активизации ритмического чувства детей нельзя использовать только упражнения в отрыве от «живой» музыки. В то же время нецелесообразно предлагать те или иные инструментально-ритмические задания к произведениям, которые дети не могут охватить целиком. Поэтому в качестве первоначального материала для последовательного формирования ритмического чувства рекомендуется использовать доступные инструментально-песенные миниатюры, пьесы, инструментовки произведений для слушания музыки, например пьесу М. Ройтерштейна «Кукушка и дятел»:
Игра на простейших музыкальных инструментах особенно эффективна на начальных этапах музыкального воспитания, так как способствует формированию музыкально--слуховых представлений, раскрытию эмоциональной сущности ритма. Сложное инструментальное сопровождение необходимо; всегда приспосабливать к возможностям детей. Партитуры можно упрощать или, наоборот, усложнять, а также предлагать их в качестве примера для составления ритмического сопровождения к другим произведениям. Кроме того, они могут служить в качестве образца в творческих заданиях. Для активизации и последовательного формирования чувства ритма, ритмических навыков используются небольшие и несложные по форме произведения, освоенные учащимися в пении, игре на звуковысотных инструментах или в процессе слушания. Развитие чувства ритма идет параллельно в нескольких направлениях. Одно дает детям понимание соотношения различных длительностей. Другое – обеспечивает усвоение разных ритмических фигур и через их запоминание – развитие внутреннего ритмического слуха. Третье закрепляет представление о сильных и слабых долях благодаря воспроизведению их пульсации. Четвертое способствует формированию представления об эмоциональной сущности ритма через инструментальное сопровождение. Представления ребят об эмоциональной сущности ритма усиливаются через окраску звучания инструментов, для которых написана та или иная партия, каждая должна ярко передавать особенности художественного образа, например тиканье часов или стук дождевых капель. Для определения выразительности, изобразительности ритмического сопровождения необходим и анализ произведений (выявление его характера и средств музыкальной выразительности). Активизация музыкально-ритмического чувства учащихся осуществляется в игровых ситуациях с помощью привлечения ассоциативных связей между элементарными ритмическими представлениями и наблюдаемыми жизненными явлениями. Начинать развивать музыкально-ритмическое чувство рекомендуется с заданий, выполняя которые дети должны передать на ритмических инструментах равномерную пульсацию метрических долей маршевой музыки во время ее исполнения педагогом. Выполнению такого задания способствуют движения под музыку, проведение аналогий между пульсацией сильных и слабых долей в музыке и биением человеческого сердца. Варианты необходимых пояснений разнообразны. Например, полезно напомнить ребятам, что нечеткие удары пульса человека говорят врачу о болезни пациента. О музыке нельзя сказать, что она нездорова, однако исполнение ее с нарушением ритма изменяет характер произведения и делает, например, музыку польки неудобной для танца, а музыку марша – для строевого движения. Первые задания, направленные на развитие ощущения пульсации, строятся на основе произведений, имеющих одинаковый темп. Затем в работу следует включать пьесы с контрастными темпами (например, «Марш» С. Прокофьева из сборника «Детская музыка» и пьесу В. Ребикова «Медведь»). Ощущение различных скоростей движения долей в собственном исполнении активизирует у учащихся музыкально-ритмическое чувство, помогает им уяснить изобразительность, выразительность ритма в музыке. При выполнении таких заданий школьникам предлагается выбирать инструменты для сопровождения каждого произведения, чтобы ярче передать художественный образ с помощью определенного тембра. Следующий этап развития чувства ритма в инструментальной деятельности детей – различение чередования сильных и слабых долей. Задания, направленные на формирование представлений о различной тяжести долей, чередовании сильных и слабых долей, даются на хорошо знакомых учащимся песенных миниатюрах, где смысловые акценты совпадают с сильной долей каждого такта (например, песня «Зови, звонок!»). Как только ребята смогут точно воспроизвести на инструментах чередование сильных и слабых долей, следует предложить им «записать» всю работу «пульса» песни, написанной в двухдольном размере. Выделяя сильные удары чертой перед ними, ребята получают представление о записи метра, тактовой черте и размере. Для активизации этих представлений можно предложить детям найти ошибку, преднамеренно допущенную учителем в записи «пульса» в известной учащимся песенной миниатюре. Параллельно с развитием у учащихся ощущения мет- Усвоение ритмических фигур целесообразно начинать, используя: а) инструментальное сопровождение к приветствию учителя и детей, причем такие диалоги могут быть различными по своему выразительно-смысловому содержанию:
б) игру «Эхо», в которой учитель исполняет на фортепиано выразительный мотив песни, а дети отвечают повторением ритмической фигуры этого мотива на своих инструментах; в) инструментально-ритмическую расшифровку слогонот музыкальных загадок и ответов к ним. Например:
Как только школьники усвоят и начнут различать долгие и короткие звуки, можно переходить к исполнению сопровождений, построенных на различном ритмическом движении. Группе ребят предлагается сопровождать пение товарищей равномерной пульсацией ритмических долей, в то время как ритмическое движение мелодии песни строится на длительностях, которые вдвое длиннее или короче. Если инструментальная партия дублирует ритмический рисунок песни, то учащиеся могут одновременно петь и играть. Музыкальным материалом в таком задании может быть русская народная прибаутка «Лиса» в обработке М. Ройтерштейна. Закрепив представления первоклассников о ритмическом движении мелодии песни, пульсации долей в музыке и познакомив их с этими терминами, можно предложить им самостоятельно пользоваться ими при анализе партий в партитурах песен-миниатюр, при выборе сопровождения к пьесам для слушания, к произведениям вокально-хорового репертуара. В работе с инструментальными партитурами дети со слов учителя, по слуху или с помощью ритмической записи знакомятся с построением партий. Затем класс делится на группы играющих и поющих, которые меняются ролями при повторном исполнении произведения; ритмические мотивы вступлений к песням ребята осваивают предварительно, например в играх «Эхо», «Дразнилка», которые направлены на активизацию чувства ритма, формирование представлений о соотношении ритмических единиц, об их слоговых обозначениях, заимствованных из системы относительной сольмизации. Как только учащиеся усвоят первые два типа инструментального сопровождения (построенного на пульсации долей и дублирующего ритмическое движение мелодии), можно включать в урок партитуры, где одна из двух партий построена на остинатной фигуре. При этом другая партия дублирует ритмическое движение мелодии или фиксирует пульсацию долей. С этой партией дети должны уметь координировать пение. Поэтому для исполнения инструментально-песенных миниатюр класс делится на группы: одна состоит из играющих и поющих, а другая – только из играющих. Использованию на уроке партитур с несколькими партиями, построенными на самостоятельных остинатных ритмических фигурах, должна предшествовать работа с произведениями, где инструментально-ритмическое остинатное двух-, трехголосие возникает, во-первых, постепенно и, во-вторых, не сопровождает пение, а звучит как связка между куплетами. Кроме того, в куплете этих произведений желательно предусмотреть специальное построение для сольного исполнения характерной ритмической фигуры каждой партии. При этом необходимо, чтобы каждая остинатная фигура сопровождения строилась на ритмическом движении мотива песни, который предшествует сольным инструментальным эпизодам («Веселый день»). Несколько слов об инструментально-ритмических партиях с паузами. Их ценность для развития внутреннего слуха очевидна. Однако они представляют для ребят определенную трудность, поэтому требуют предварительной подготовки, специальных приемов (слоговых обозначений пауз и их пространственных изображений). Первоначальные навыки воспроизведения партитур, построенных таким образом, можно формировать на инструментальных пьесах, написанных по принципу эха или диалога («Кукушка и дятел»). После этого работать можно над сопровождением к песне, где постоянно чередуются удар на сильной доле с паузой на слабой. Известно, что в развитии чувства ритма большое значение имеют творческие задания в форме игр. Выполнение этих заданий требует предварительного ознакомления учащихся с инструментами, их музыкально-изобразительными и выразительными возможностями, техникой звукоизвлечения [15, с.137].
2.3. Музицирование на детских музыкальных инструментах в условиях урока музыки. Существует мнение, что использование инструментов, и особенно заданий по музицированию, вносит в урок неорганизованность, отвлекает учащихся. Если учитель начинает вводить инструменты лишь во II или III классе, то в течение пяти-шести уроков ребята действительно отвлекаются, «изучая» их. Чтобы избежать этого, первое время вместо музыкальных инструментов можно предлагать ребятам обычные погремушки и палочки. Перед уроком их распределяют так, чтобы каждый ученик имел одно из этих «пособий». Возможно, что часть их будет испорчена, прежде чем ребята научатся брать игрушку и класть ее на парту бесшумно, выполнять задание ритмично, негромко, «не замечать» игрушку во время пения и слушания музыки. Интерес детей к музицированию позволяет постепенно установить необходимую дисциплину. Приблизительно с третьего-пятого урока рекомендуется пизодически использовать на занятиях инструменты, но получает их небольшая группа ребят и на короткое время, (а игрой этих групп следит весь класс и словесно оценивает качество исполнения. Лишь после успешного выполнения заданий группами учащихся следует переходить к эпизодическому включению музицирование всех ребят. Это лучше делать в конце урока, распределяя инструменты по рядам: один ряд играет на деревянных, другой – на металлических, третий – на шуршащих или звуковысотных инструментах. Чтобы избежать в классе хаоса звуков во время обдумывания звуковысотных заданий, можно использовать немые» клавиатуры, т.е. графическое изображение ме-таллофонов и других звуковысотных инструментов. Такие изображения должен иметь перед собой каждый ученик. Этот прием эффективен и для активизации внутреннего слуха ребят. Отмеченные выше трудности или не возникают совсем, или легко устраняются, если учитель систематически пользуется на уроке инструментами с самого начала первого года обучения. Успех работы зависит во многом от того, как педагог знакомит ребят с инструментами, какие предлaгaeт первые задания. Чрезвычайно важно, чтобы они строились на основе уже имеющегося у детей музыкального опыта. Иначе первоклассники воспримут инструменты как предмет развлечения. В середине сентября (к этому времени дети обычно уже знакомы с двумя ритмическими единицами – четвертью и восьмой, с низкими, средними и высокими звуками, с простейшими ритмическими мотивами), детям можно сказать, что для них есть сюрприз – музыкальные инструменты и с этого урока на занятиях они не только будут петь, слушать музыку, но и играть на инструментах. Надо предупредить учащихся, что пользоваться ими надо осторожно, держать свободно, иначе инструменты будут издавать неприятный, резкий звук. Чтобы они звучали мягко, красиво, надо знать, как извлекается звук. Инструменты помогут ярче передать характер того или иного произведения. Например, на треугольнике хорошо сопровождать пение колыбельной песни, так как он издает мягкий, нежный звук, а на коробочках аккомпанировать боевой песне всадников. Учитель знакомит ребят со звучанием инструментов. Усвоенные приемы игры, представления о тембре необходимо закрепить на первых же занятиях. Для этого можно использовать игры «Эхо» и «Угадайка». Для «Угадайки», например, детям раздают разные инструменты, у педагога остается комплект таких же инструментов. Учитель играет простой, но выразительный ритмический мотив, при этом учащиеся не должны видеть инструмент. Затем услышанный мотив повторяют те, у кого такой же инструмент. Важно, чтобы ребята в игре передали и ритм и характер услышанного мотива, поэтому они должны очень внимательно его прослушать. Всем учащимся на первом же уроке необходимо попробовать свои силы в новом виде деятельности. Чтобы их интерес не снижался, задания варьируются. Не задерживаясь на этой игре, можно предлагать ребятам музыкальные загадки. Например, учитель спрашивает: «Как стучит в лесу дятел?», и дети, у которых на парте лежат деревянные инструменты (палочки, коробочки, бруски), «отвечают», имитируя постукивание дятла. Здесь так же, как и в предыдущей игре, дается время на обдумывание ответа. В конце урока, во время слушания музыки, детям можно предложить негромко, но четко проаккомпанировать звучание уже знакомого марша, предварительно объяснив им смысл термина «аккомпанемент». В заключение следует предупредить учащихся, что с этого дня на партах часто будут лежать музыкальные инструменты, но играть на них можно только с разрешения учителя. Следующие два-три урока необходимо начинать с игры на инструментах. Это обусловлено тем, что ребята проявляют к ним повышенный интерес и им трудно преодолеть желание хотя бы подержать инструмент или потихоньку, извлечь звук во время пения или слушания музыки. Начинать урок можно по-разному. Например, предложить аккомпанировать исполнению марша, под который ребята обычно входят в класс (учитель специально повторяет его), или по памяти передать «пульс» этой музыки. Можно начать занятие и с ритмически-инструментального приветственного диалога (текст его оговаривается заранее). Учитель здоровается с детьми и одновременно выразительно играет на инструменте ритмический мотив своего приветствия. Кто-нибудь из детей ритмично отвечает на него инструментальным сопровождением. Ответ вслед за «автором» по знаку учителя повторяет весь класс. Полученный ритмический мотив диалога фиксируется с помощью имеющихся у детей ритмических карточек или «расшифровывается» через условные слоговые обозначения длительностей. Интересной бывает и игра, в которой учащиеся называют каких-либо зверей, героев любимых книг в заданном ритме. Ритм должен быть исполнен выразительно, четко, но негромко и на инструменте, тембр которого наиболее соответствует особенностям характера избранного персонажа. Чувство ритма не может успешно развиваться в отрыве от «живой» музыки. Поэтому на втором уроке учащиеся передают ритмическое движение знакомой песни, играют сопровождение к ее вступлению и заключению. Для этого задания подходит, например, песня М. Красева «Молодой солдат». Как правило, первоклассники с большим интересом и весьма успешно справляются с поставленной задачей. В игре они верно передают не только ритмическое движение, но и динамику вступления и заключения. Исполнение ребятами песен с сопровождением на детских музыкальных инструментах отличается большей эмоциональностью и выразительностью. Сначала разучиваются песни, а затем несложные ритмические партитуры к ним. Произведения подбираются сходные по ладовым, ритмическим оборотам, строению партитуры, чтобы учащиеся могли сравнить два в чем-то близких и вместе с тем различных по настроению образца. На таких примерах дети ярче ощущают, что сочетание одних и тех же ступеней лада (или ритмических длительностей) может создать различные музыкальные образы и характер музыки зависит от используемых композитором выразительных средств: ритма, темпа, динамики, способа звуковедения и т. д. Цель введения детских музыкальных инструментов – активизировать музыкальные способности учащихся, обогащать их музыкальный опыт. Инструментальное музицирование способствует эффективному развитию учащихся лишь в том случае, если инструменты гармонично вводится в процесс обучения и понимается как активно-познавательная, творческая практика. [15, с.162].
Заключение
В нашей жизни музыка занимает значительную часть. Музыку мы слушаем и в радости и в печали. Без нее не обходится ни один праздник. В музыке существуют разные направления, но какой бы ни была музыка, ее надо уметь слушать. Музыка – это звучание, но оно не будет приятно нашему слуху, если нет ритма. Ритм – это одно из условий его развития. Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Как уже говорилось, временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку. Исследование отечественной и зарубежной музыковедческой литературы подтверждает что, развитие чувства ритма младших школьников, будет являться эффективным условием реализации их возможностей заключающихся: - в сознании условий для переживания личностного благополучия; Более продуктивному развитию чувство ритма способствует музицирование на детских музыкальных инструментов (шумовые, ударные, звуковысотные ) и дает возможность всесотороние развитие учащегося.
Список литературы
1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. – выпуск 2 – М.: 1963. – 110 с. 2. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса. Музыкальное восприятие школьников. – М.: 1975. – 506 с. 3. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – М.: 1971. – 354 с. 4. Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования. Музыкальное развитие ребенка. – М.: 1986. – 325с. 5. Дмитриенко Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб.для уч-ся пед.уч.по спец. 03.05.00 «Муз. воспитание»,03.07.00 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.». – М.: Просвещение, 1989. – 207 с. 6. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программа для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Музыка, 1994. – 405 с. 7. Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: 1990. – 463 с. 8. Кленов А.С. Я познаю мир. Детская энциклопедия. – М.: 1999. – 864 с. 9. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. СПб.: 1997. – 576 с. 10. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль. Академия развития, 1997. – 240с. 11. Панкевич Р.В. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001. Том 6 – 145с. 12. Под редакцией Е.Д. Критской, Я.В. Школяр. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. – М.: «Флинта», 1999. – 296 с. 13. Рачина Б.С. Программа «Музыка» сегодня. Из опыта работы учителя музыки в 5-х классах. Методические рекомендации. – СПб.: 1992. – 815 с. 14. Сергеева Г.П. Программа повышения квалификации учителей специалистов по предмету «Музыки» (с методическими материалами). – М.: 1995. – 500 с. 15. Тарасов Г.С. Музыкальная психология. Спутник учителя музыки. – М.: 1993. – 704 с. 16. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947. – 334 с. 17. Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. – М.: 1993. – 353 с. 18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): Учебник для студентов ВУЗов /И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (654)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |