Тема 4.1. Ощущение и восприятие
12 Психический процесс – психическое явление, отличающееся относительной однородностью психологической структуры, более или менее, кратковременное явление, имеющее начало, течение и окончание. При этом нужно иметь в виду, что окончание одного психического процесса тесно связан с началом другого. Психических процессы деляться на три группы: Ø Познавательные (Ощущение, Представление, Воображение, Внимание, Восприятие, Память, Мышление) Ø Эмоциональные (Эмоции, Чувства, Аффекты, Стресс) Ø Волевые (активность, пассивность, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д) v ВОСПРИЯТИЯ--- это познавательный психический процесс. Отражает в сознании индивида предметов и явлений реального мира в их целостности.
Основные свойства восприятия: · предметность– выражается в способности человека отражать мир не в виде набора не связанных друг с другом объектов, а в форме отделенных друг от друга предметов; предметность также выражается в том, что образ, формирующийся в результате восприятия, относится к причинам, его вызывающим. Говоря о предметности, мы имеем в виду объективность психического образа; · целостность – выражается в том, что образ воспринимаемого предмета не дан в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а мысленно достраивается до некоторой целостной формы, т.е. человек синтезирует отдельно воспринимаемые элементы объекта в целостную взаимосвязанную систему. Основание такого синтеза составляет способность человека вычислять то интегральное свойство, которое присуще всей системе и не присуще отдельным элементам; · осмысленность– связь восприятия с мышлением. При восприятии субъект пытается отразить сущность предмета, узнать, что это за предмет. Восприятие не сводится лишь к чувственной основе, хотя и связано с ней. Воспринимая предмет, мы выявляем их значение; · избирательность – связь восприятия с вниманием. Происходит избирательное выделение одних объектов по сравнению с другими; · категориальность – восприятие носит обобщенный характер: каждый воспринимаемый предмет мы относим к определенному классу и обозначаем его словом «понятие». В результате восприятия происходит узнавание предмета (опознание предмета); · константность – способность воспринимать предмет относительно постоянным независимо от изменяющихся условий восприятия. В психологии выделяют: константность формы, константность величины, константность цвета; · апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Различают устойчивую апперцепцию – зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т.п.) и временную апперцепцию, в которой сказывается ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, установки и т.п.). v ОЩУЩУНИЯ - это психически познавательный процесс, чувственное отражение, отдельное свойства реального мира.( оказывают непосредственное воздействие на органы чувств) Ø Экстероцептивные ощущения ( или внешние) – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела. Ø Проприоцептивные ощущения (или двигательные) – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека. Ø Интероцептивные ощущения( или внутренние) – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека. Все ощущения обладают следующими характеристиками: ü качество – сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни их виды от других (например, слуховые от зрительных); ü интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя; ü продолжительность – временная характеристика ощущений, определяющаяся временем воздействия раздражителя.
Внимание и память Память - это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек воспринимал, делал или переживал. Виды памяти: Наглядно-образная – это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы. Словестно-логическая – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словестных формулировок. Двигательная (моторная) – в запоминании и воспроизведении движений, лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и др. умений. Эмоциональная память – это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от совершения того или иного поступка. Внимание – активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального. Виды внимания: Произвольное внимание – возникает вследствие сознательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий. Непроизвольное внимание - которое возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Послепроизвольное внимание - это внимание, возникающее на основе произвольного, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий.
12
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |