Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4.1. Ощущение и восприятие



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Тема 4.1. Ощущение и восприятие 0.00 из 5.00 0 оценок




     Психический процесс – психическое явление, отличающееся относительной однородностью психологической структуры, более или менее, кратковременное явление, имеющее начало, течение и окончание. При этом нужно иметь в виду, что окончание одного психического процесса тесно связан с началом другого.

Психических процессы деляться на три группы:

Ø Познавательные (Ощущение, Представление, Воображение, Внимание, Восприятие, Память, Мышление)

Ø Эмоциональные (Эмоции, Чувства, Аффекты, Стресс)

Ø Волевые (активность, пассивность, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д)

v ВОСПРИЯТИЯ--- это познавательный психический процесс. Отражает в сознании индивида предметов и явлений реального мира в их целостности.

 

 

Основные свойства восприятия:

· предметность– выражается в способности человека отражать мир не в виде набора не связанных друг с другом объектов, а в форме отделенных друг от друга предметов; предметность также выражается в том, что образ, формирующийся в результате восприятия, относится к причинам, его вызывающим. Говоря о предметности, мы имеем в виду объективность психического образа;

· целостность выражается в том, что образ воспринимаемого предмета не дан в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а мысленно достраивается до некоторой целостной формы, т.е. человек синтезирует отдельно воспринимаемые элементы объекта в целостную взаимосвязанную систему. Основание такого синтеза составляет способность человека вычислять то интегральное свойство, которое присуще всей системе и не присуще отдельным элементам;

· осмысленность– связь восприятия с мышлением. При восприятии субъект пытается отразить сущность предмета, узнать, что это за предмет. Восприятие не сводится лишь к чувственной основе, хотя и связано с ней. Воспринимая предмет, мы выявляем их значение;

· избирательность связь восприятия с вниманием. Происходит избирательное выделение одних объектов по сравнению с другими;

· категориальность – восприятие носит обобщенный характер: каждый воспринимаемый предмет мы относим к определенному классу и обозначаем его словом «понятие». В результате восприятия происходит узнавание предмета (опознание предмета);

· константность способность воспринимать предмет относительно постоянным независимо от изменяющихся условий восприятия. В психологии выделяют: константность формы, константность величины, константность цвета;

· апперцепция зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Различают устойчивую апперцепцию – зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т.п.) и временную апперцепцию, в которой сказывается ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, установки и т.п.).

v ОЩУЩУНИЯ - это психически познавательный процесс, чувственное отражение, отдельное свойства реального мира.( оказывают непосредственное воздействие на органы чувств)

Ø Экстероцептивные ощущения ( или внешние) – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.

Ø Проприоцептивные ощущения (или двигательные) – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.

Ø Интероцептивные ощущения( или внутренние) – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.

Все ощущения обладают следующими характеристиками:

ü качество – сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни их виды от других (например, слуховые от зрительных);

ü интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя;

ü продолжительность – временная характеристика ощущений, определяющаяся временем воздействия раздражителя.

 

Внимание и память

     Память - это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек воспринимал, делал или переживал.

Виды памяти:

     Наглядно-образная – это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы.

     Словестно-логическая – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словестных формулировок.

     Двигательная (моторная) – в запоминании и воспроизведении движений, лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и др. умений.

     Эмоциональная память – это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от совершения того или иного поступка.

     Внимание – активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.

Виды внимания:

     Произвольное внимание – возникает вследствие сознательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.

     Непроизвольное внимание - которое возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

  Послепроизвольное внимание - это внимание, возникающее на основе произвольного, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий.



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Тема 4.1. Ощущение и восприятие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4.1. Ощущение и восприятие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)