Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инвестиционная политика Республики Беларусь в условиях финансово-экономического кризиса.



2019-12-29 166 Обсуждений (0)
Инвестиционная политика Республики Беларусь в условиях финансово-экономического кризиса. 0.00 из 5.00 0 оценок




Необходимость ускоренной промышленной модернизации по времени совпала для Беларуси с этапом напряженного поиска путей выхода из глобального кризиса. С одной стороны, это усложняет задачу привлечения финансовых средств в требуемых объемах, поскольку, судя по драматичности момента, иногда создается впечатление, что впору задуматься не о развитии, а об элементарном выживании. С другой - закладывание фундамента инновационной экономики на переломном этапе имеет то преимущество, что позволяет если не нащупать то угадать вырисовывающиеся очертания новой, послекризисной экономической конструкции и строить в соответствии с ней модернизационный сценарий. 

                                                                                                          Важнейшим индикатором экономической безопасности государства является соотношение объема инвестиций и ВВП. Его пороговое значение, рассчитанное учеными Национальной академии наук для нашей страны, составляет 20%. Исходя из этого в Беларуси, начиная с 2006 года, был взят последовательный курс на расширение воспроизводства экономики. Соответственно, динамика указанного показателя за этот период выглядит следующим образом: если в 2000 году он равнялся 19,8%, а в 2005 – 23,2%, то в 2006 вырос уже до 25,7 % , в 2007 – до 26,8 %, а в 2008 году составил 27,9%. В первом же полугодии 2009 года на фоне полномасштабных кризисных проявлений мы вышли на соотношение инвестиций и валового внутреннего продукта в 31,8%. Есть все основания полагать, что до конца года цифра не опустится ниже 30%, а это значит, что сегодня закладываются предпосылки для качественного развития экономики и повышения ее конкурентоспособности в будущем.

Конечно, с учетом общемировых негативных тенденций необходимо делать поправку на то, что структура завтрашнего спроса может претерпеть некоторые изменения. Однако из истории известно; даже в самые трудные времена человеческие потребности остаются довольно постоянными. Еще в античности они были сформулированы в знаменитом тезисе «Хлеба и зрелищ!». Значит, и в послекризисной экономике понадобятся и сельскохозяйственная техника, и калийные удобрения, и продукты питания, и телевизоры, и многое другое, что выпускается нашей промышленностью. Единственное, что при этом наверняка будет востребован продукт иного, 

-19-

более высокого качества и меньшей цены. Поэтому, осуществляя модернизацию, нельзя делать ставку только на традиционные производства, составляющие основу нынешней промышленной структуры. Необходимо реализовать тысячи, десятки тысяч проектов, как мелких и средних, так и более масштабных, для того, чтобы задействовать потенциал новых технологий , в том числе нано- и био-, для создания обновленных товаров с более совершенными качественными характеристиками, современным дизайном и меньшей себестоимостью.

 Но пока под влиянием мирового финансово-экономического кризиса повсеместно наблюдается замедление экономических процессов. Тем не менее белорусской экономике удается, насколько возможно, «сохранить лицо». Мы знаем, что и ВВП, и промышленное производствоу нас не так «просело», как в других странах. Валовой внутренний продукт на протяжении семи месяцев даже вышел в небольшой плюс. Что же касается темпов роста инвестиций в основной капитал, которые на протяжении последних трех лет, благодаря проводимой политике, вдвое превышали темпы роста ВВП, то их удалось сохранить даже после ощутимых кризисных толчков. За январь – июль текущего года темпы роста инвестиций в основной капитал составили в республике 117,8%. Особенно наглядно оценить этот результат позволяет сравнение с темпами роста инвестиций в основной капитал в государствах СНГ: в России за первое полугодие 2009 года они составили 81,8 %, в Украине- 60,5%, в Армении – 46,5%, в Молдове – 59,4 %, в Азербайджане – 92,9 %, в Казахстане – 107,3%.

За первое полугодие этого года в экономику и социальную сферу инвестировано 19,2 трлн. рублей инвестиций в основной капитал. Объем строительно-монтажных работ составил 9,2 трлн. рублей. Собственно, строительно-монтажные работы, входя в структуру ВВП. Являютя инвестиционным вкладом в его создание. Локомотивом здесь выступают инвестиции в жилищное строительство, темпы роста которых равняются 125,7% при общих темпах роста строительно-монтажных работ в 122,8%.

В стране реализованы крупномасштабные инвестиционные проекты, в частности, в частности ввод новых мощностей на РУП ПО «Беларуськалий», строительство завода по производству газетной бумаги в Шклове. Продолжается реконструкция наших крупнейших предприятий: минских тракторного и автомобильного заводов. Кроме того последовательно                                                                                                                  осуществляется программа модернизации ряда цементных заводов, электростанций, а также других предприятий.

 

-20-

Одной из мер государственного управления инвестициями, способствующей этому, стала организация системы мониторинга за реализацией инвестиционных проектов. В соответствии с ней Минэкономики в 2009 году ход выполнения 681 проекта на общую плановую сумму инвестиций порядка 10,3 трлн. руб. По данным системы мониторинга, опережающими темпами велась реализация таких проектов, отнесенных правительством к группе важнейших, как организация производства листового стекла на ОАО «Гомельстекло», строительство установки гидроочистки дизельного топлива в ОАО «Мозырьский нефтеперерабатывающий завод», реконструкция производства стартеров и генераторов в ОАО «Борисовский завод автотракторного оборудования». В этом же ряду можно назвать и создание производства радиаторов для систем водяного отопления в ОАО «Лидсельмаш», реконструкцию сыродельного производства в ОАО «Славгородский маслодельно-сыродельный завод» и другие проекты, реализуемые на предприятиях, производящих сельхозпродукцию.                                                                  

     Особую значимость имеет вопрос привлечения  инвестиций в промышленную отрасль. Так, за последние три года объем средств, направленных на техническое перевооружение организаций промышленности, возрос в два раза, достигнув в прошлом году 1,3 трлн. рублей. Основным источником финансирования стали собственные средства предприятий – 850,4 млрд. рублей и кредитные ресурсы. Кроме того, привлечено около 220 млн. долларов США иностранных кредитных средств, из них 24 млн. составили прямые инвестиции.

     Сегодня реализация крупных инновационных проектов проходит, как правило, с участием иностранных инвесторов. В 2009 году в соответствии с отраслевой инвестиционной программой планируется привлечение зарубежных финансовых средств для технического перевооружения ПО «Белорусский металлургический завод» и «Белорусский автомобильный завод», ОАО «Минский подшипниковый завод», РУП «Минский тракторный завод» и «Гомсельмаш».

      При этом следует отметить, что техническое перевооружение, обновление технологической базы производств, объемы инвестиций в машиностроительный комплекс формируются под выпуск конкретной продукции, опытные образцы которой прошли все этапы – от изучения рынка до приемочных испытаний и постановки на производство.

                          

-21-

6. Инвестиции в инновации          

       Инновационное развитие экономики стало отличительным признаком для многих передовых в технологическом отношении стран. Беларусь в этом смысле не является исключением. Более того, по общему мнению, документа, подобного нашей Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, нет ни в одной стране СНГ. Она предусматривает одновременное продвижение в области законодательства, реформирования существующих образования новых производств, образовательные курсы, организационно-инфраструктурные преобразования, финансовые механизмы обеспечения ее выполнения.                                                                                                                            

       Финансовая поддержка инновационных проектов осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых на возвратной основе и с долевым участием собственных средств исполнителей работ. Возвратная схема финансирования является главным отличительным признаком деятельности Белорусского инновационного фонда (Белинфонд). Будучи организацией  небанковского типа, фонд предоставляет средства исключительно для инновационной и таким образом особо рисковой деятельности, то есть действует на поле, где банкиры практически отсутствуют. Похожими проектами занимаются так называемые венчурные фонды.         

       Несмотря на значительные усилия государства, направленные на поддержание научно-технической сферы, создание предпосылок перехода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития, эффективность работы, ее отдача и влияние на экономику не отвечают современным требованиям. Показатели, характеризующие инновационную деятельность, значительно уступают аналогичным параметрам в развитых странах (обновление материально-технической базы, доля инновационно-активных предприятий, процент новой «инновационной» продукции в общем объеме производства предприятия, удельный вес научных работников, затраты на одного исследователя в республике и другие). Руководство страны неоднократно отмечало первостепенность внедрения отечественных научно-технических разработок в производство как одно из важнейших условий построения конкурентоспособной и высокоэффективной экономики. Более 70% технологий, применяемых в промышленности и аграрном секторе экономики страны, принадлежат к традиционным. В то же время удельная стоимость инновационной продукции, относящейся к областям информационно-

-22-

телекоммуникационным, биотехнологическим, разработкам новых материалов, нанотехнологиям, альтернативным источникам энергии многократно превышает стоимость продукции традиционного назначения. Негативным фактом является то, что на протяжении ряда последних лет в республике неуклонно сокращается число малых предприятий, занимающихся научно-инновационной деятельностью. И отношение к ним со стороны как государства, так и общества нуждается в пересмотре.

Практика передовых стран говорит о том, что предпринимательская инициатива и здоровая конкуренция, частно-государственное партнерство – это краеугольные камни здоровой и динамичной экономики. Тем не менее примеров высших по конкурентному уровню малых инновационных предприятий в нашей стране вполне достаточно. Зачастую разработки остаются невостребованными производством из-за слабой маркетинговой работы, ограниченных возможностей предприятия оплатить рекламные и внедренческие расходы по освоению новой продукции. Недостаточно развитым остается и уровень трансфера технологий, организации производства высокотехнологичной мелкосерийной продукции. Из-за нехватки оборотных средств, преференций сдерживается рост инновационно-активных предприятий. Необходимость больших капвложений, отсутствие на начальном этапе становления прибыли и налоговая нагрузка при создании таких предприятий делают инновационный сектор экономики малоинтересным для малого и среднего бизнеса. Анализ инновационных проектов свидетельствует о необходимости совершенствования системы их отбора.  Его первоочередными критериями должны стать безусловное совпадение направления работ с приоритетами научно-технической и инновационной деятельности в республике, ориентация на весь комплекс проблем, стоящих не только перед основными бюджетообразующими предприятиями страны, сокращение периода подготовки проектов и другие. Представляется целесообразным, чтобы центр тяжести экспертизы в случае финансирования проектов на возвратной основе был сосредоточен на определении их приоритетности для  страны и оценке «надежности» как разработчика, так и потребителя в плане стабильности их работы, хотя бы в 3–5-летней перспективе, и гарантий возврата средств (страхование проектов). Решения экспертных советов по проектам должны быть жестко увязаны с их конечной результативностью и  возможностью  предусматривать  долю                                                                                                                                           

ответственности за принимаемые рекомендации. Имеет смысл подготовить предложения для разработки соответствующей нормативной базы по

-23-

обеспечению практической реализации совместных инновационных проектов с аналогичными фондами других стран, прежде всего России. С этой точки зрения желательно активнее осуществлять оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым предприятиям научно-технической сферы, занимающимся освоением новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности; создавать инфраструктуру поддержки малого предпринимательства и систему страхования инновационной деятельности специализированными страховыми компаниями.                                                                                                                                 

           Инвестиции, как известно, играют особую роль для малого и среднего предпринимательства. Тем более, для компаний инновационного характера. Где сегодня малые "инноваторы" берут большие деньги и где хотели бы брать? Большая часть некрупных инновационных предприятий создана в начале 90-х гг. Основная масса ведет исследования и разработки или ведет опытно-констукторские работы по широкому спектру направлений: сельское хозяйство, экология, энергетика, геологоразведка.

     За время рыночной экономики инновационный сектор, увы, не удивил нас темпами развития.

      Инновационная продукция, по исследованиям специалистов, не набирает 1%. Для сравнения: этот показатель в Финляндии равен более 30%, в Италии, Португалии, Испании – от 10% до 20%. Определены  два основных признака уровня  инновационности экономики: уровень экономического развития страны и сравнительные преимущества, конкурентные, сырьевые и прочие.  Пожалуй, культура инвестиций, источники и обращение с ними для инновационного сектора – тоже определенный критерий, индикатор, по которому можно следить за развитием "новой" продукции и ее рынка.

         Главным источником финансирования для инновационных предприятий выступал и выступает собственный капитал, 74% предприятий отметили в источниках собственные средства, или свой капитал плюс инвестиции, 50% предприятий пользовались прямыми инвестициями, финансированием конкретного проекта заказчика. При этом за банковским кредитом обращались 28%, к небанковскому кредиту или ссуде 14%, а венчурные инвестиции и представление денежных средств в обмен на долю в собственном капитале занимали всего 4% бизнесменов. Ситуация во многом остается на том же уровне.

           Отдельный вопрос – государственные предприятия. Они чаще остальных поучают гранты и финансируются по проектам от заказчика. Разумеется, это не сложно объяснить, если учесть, что основным заказчиком

-24-

и было государство. А раздел грантов грешит в данном смысле преференциями для государственных инновационных предприятий.

Частникам же к грантам пробиться куда тяжелее. Прямыми инвестициями пользуется около половины частных предприятий.

Популярен у частных предпринимателей банковский кредит: им пользуются 32% участников исследования (среди государственных инновационных предприятий только 7%). Цифра не малая, если учесть, что "середняк" немногое может предложить для обеспечения.                                                                                                                                                        

       Некоторый оптимизм вызывает разве что венчурный вопрос. Венчурное финансирование желанным назвали уже 13%, а не 4% респондентов. Скорее всего, оно становится не только более желанным, но и доступным. Специалисты признают будущее за венчурными вложениями, оговаривая, правда, недостаток профессиональных управляющих компаний в данной сфере. Совсем скоро в нашей стране появится первый венчурный фонд. Отметим, что венчурное финансирование представляет собой долгосрочные рисковые инвестиции частного капитала в акционерный

капитал вновь создаваемых перспективных компаний, ориентированных на разработку и производство наукоемких продуктов. Венчурный финансист помогает не только создавать наукоемкие предприятия, но и реорганизовывать их, развивать новые направления деятельности, расширять перечень предлагаемых продуктов. В итоге финансовые возможности одних и интеллектуальные возможности других в виде оригинальных идей или технологий объединяются в реальном секторе экономики для того, чтобы в новой компании обеим сторонам принести прибыль. Главным итогом создания в Беларуси венчурного фонда станет последующее привлечение на национальный рынок крупных инвесторов, за счет средств которых можно будет выполнить новые наукоемкие проекты в различных сферах народного хозяйства Беларуси. Применение новых механизмов финансирования откроет дополнительные возможности в инвестиционной сфере нашей страны, послужит стимулом для ее дальнейшего совершенствования. В целом же необходимо подчеркнуть, что реализация инновационного направления способна не только стать эффективным средством лечения экономики, но и принести выраженный мультипликативный эффект, значение которого существенно превзойдет результаты, планировавшиеся изначально, и выведет страну на качественно иной виток развития.                

 

-25-

Заключение           

        В стране  сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, что подтверждает  действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительством с целью улучшения инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

         Проводится работа по привлечению средств иностранных кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия по получению Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга.

          Перед народным хозяйством страны стоит задача оживить   инвестиционную   деятельность,   и как  можно скорее.   Без нормального инвестиционного климата из  кризиса не выйти. Нужна  стабильная   валюта, стабильные законы, стабильные налоги, компетентное руководство. Необходимо добиться такого развития экономики, чтобы сбережения пошли в банки, в инвестиционные фонды, финансовые компании и стали работать на пользу народного хозяйства.

       Соотношение между зарубежным капиталом и частным национальным капиталом, вкладываемым в инвестиционные процессы, только на первый взгляд кажется простым. Нельзя создать привлекательные условия для зарубежного капитала, не создав их для своего,  национального. Необходимо ясно представлять, что внешние инвестиции не пойдут в экономику пока в ней не будут внутренние. Вложение средств должно стать привлекательным для национального капитала в первую очередь, а затем для иностранного.

           В этой связи важно как можно скорее разобраться с факторами, которые способствуют созданию благоприятных условий для оживления инвестиционного процесса.

В числе путей решения этого вопроса можно назвать следующие:

-26-

- децентрализация инвестиционного процесса;

- повышение роли амортизационных отчислений;

- расширение практики страхования инвестиций;

- переход к размещению государственных средств на конкурсной основе под

эффективные инвестиционные проекты;

- создание благоприятных условий для привлечения зарубежного капитала.

 

 

 

-27-

Список использованной литературы

1. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (22 июня 2001 г. № 37-3)

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь (6 июня 2008 г. №818) «О некоторых мерах по обеспечению выполнения инновационных и инвестиционых программ».

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь (26 декабря 2008 г. №2031) «О некоторых мерах по активизации работы с иностранными инвесторами».

4. Указ Президента Республики Беларусь (9 марта 2009 г. №123) «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь».

5. Декрет Президента Республики Беларусь (22 сентября 2005 г. №12) « О парке высоких технологий».

6. Петр Жабко «Инвестиции любят тишину». Журнал «Беларуская думка», сентябрь 2009.

7. Анатолий Гришанович «Инвестиции в прогрес». Журнал «Беларуская думка», сентябрь 2008.

8. Любовь Сивчик «Перспективы роста». Журнал «Экономика Беларуси», 2009 г.

9. Ольга Белявская «Одно окно для инвесторов». Журнал «Экономика Беларуси», 2008 г.

10. Также информация об Инвестициях в Беларуси взята с сайта www.president.gov.by

 



2019-12-29 166 Обсуждений (0)
Инвестиционная политика Республики Беларусь в условиях финансово-экономического кризиса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инвестиционная политика Республики Беларусь в условиях финансово-экономического кризиса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)