I. Межличностные конфликты: теоретико-методологический аспект
12 Межличностные конфликты: типы, способы их разрешения
Выполнил: студент гр.820171 Прохоров Александр Михайлович Проверил: ассистент кафедры психологии Бородачева О.В.
Тула, 2009 Содержание Введение……………………………………………………………………………………………..3 I. Межличностные конфликты: теоретико-методологический аспект…………………….4 1.1. Межличностные конфликты: понятие, функции, особенности……………………………..4 1.2 Типология межличностных конфликтов………………………………………………………7
II. Разрешение межличностных конфликтов………………………………………………...10 2.1 Основные модели переговоров и стили разрешения межличностных конфликтов………10 2.2 Методы предупреждения межличностных конфликтов…………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………………………………16 Список используемой литературы………………………………………………………………..17
Введение Актуальность темы исследования. Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах общественной жизни. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмыслению происходящих явлений и разработке практических подходов и рекомендаций по работе с конфликтами. Традиционный для отечественного обществоведения прошлого сниженный интерес к негативным социальным явлениям обусловил недостаточное исследовательское внимание к изучению конфликтов, что не могло не сказаться на их теоретическом описании. Степень разработанности проблемы. В зарубежной и отечественной литературе проблеме межличностных конфликтов уделялось определенное внимание. В исследованиях различных аспектов данной темы весомый вклад внесли Ю.Емельянова, С.Рубинштейн, А.Леонтьев и ряд других исследователей. Объект исследования: межличностные конфликты. Предмет исследования: типология межличностных конфликтов. Цель исследования: проанализировать межличностные конфликты с точки зрения их типологии и способов их разрешения Для реализации поставленной цели необходимо выполнение ряда задач: § рассмотреть понятие, функции, особенности межличностных конфликтов; § выделить основные типы межличностных конфликтов; § определить основные модели переговоров при разрешении межличностных конфликтов; § проанализировать методы предупреждения межличностных конфликтов. Методы исследования: анализ научных источников и периодических изданий.
I. Межличностные конфликты: теоретико-методологический аспект 1.1. Межличностные конфликты: понятие, функции, особенности и стили поведения Межличностные конфликты - открытые столкновения взаимодействующих субъектов на основании возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт обнаруживается во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения прямо, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми. В межличностном конфликте каждая сторона желает отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, в результате чего люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Подобное поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. А. Шипилов выделяют три периода протекания межличностного конфликта: o предконфликт: возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации и попытки ее решения неконфликтными способами; o конфликт: сбалансированное противодействие и завершение конфликта; o послеконфликтная ситуация: частичная или полная нормализация отношений. Доктор психологии Д. Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в выделяет всего три уровня развития конфликта: o стычки: мелкие неприятности, которые не представляют угрозы для отношений; o столкновения: перерастание стычек в столкновения - расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим; o кризис: перерастание столкновений в кризис - окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер. В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если на представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом. В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта. К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Отличительными особенностями межличностных конфликтов являются: o противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов; o проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных o межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия есть своеобрзное поле для проверки характеров, проявления способностей, интеллекта, темпераментов, воли и других индивидуально-психологических особенностей; o отличаются эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами; o затрагивают интересы окружения. К конструктивным функциям межличностных конфликтов относят: o познавательную: появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий; o функцию развития: конфликт является источником совершенствования процесса взаимодействия; o инструментальную: конфликт есть инструмент разрешения противоречий; o перестроечную: конфликт способствует развитию взаимопонимания участников. Деструктивные функции межличностных конфликтов связаны с: o разрушением существующей совместной деятельности; o ухудшением или развалом отношений; o негативным самочувствием участников; o низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др. Выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность. 1. Противоборство - характерно настойчивое, бескомпромиссное отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства. 2. Уклонение - связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения. 3. Приспособление - предполагает готовность субъекта поступится своими интересами с целью сохранения взаимоотношений. 4. Компромисс - требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон. 5. Сотрудничество - предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них. 6. Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов. 1.2 Типология межличностных конфликтов Психолог А. Кармин в качестве критерия классификации межличностных конфликтов выделяет их реальность или истинность ложность: § подлинный конфликт: существующий и адекватно воспринимающийся; § случайный или условный конфликт: зависит от меняющихся обстоятельств, что не всегда адекватно осознается сторонами; § смещенный конфликт: скрывает за собой неявный, но являющийся глубоким конфликт; § неверно приписанный конфликт между сторонами ошибочно понимающими и неверно истолковывающими проблемы; § латентный конфликт неосознаваемый конфликт, который пока существует в скрытом виде; § ложный конфликт: существует в силу ошибок восприятия или интерпретации, не имеющий объективных оснований. Существует типология межличностных конфликтов по причинам их появления. По данному критерию все конфликты можно разделить на две большие группы: § глубинные конфликты, которые включают в свою орбиту важные для личности ценности, интересы, цели, связанные с образом «Я». Они могут длительно существовать, не обнаруживая себя явно. Возникают они закономерно, так как обусловлены психическим складом личности, историей ее развития и общения. Причины их появления внутренние, определяемые глубинными потребностями и ценностями личности. § ситуативные конфликты имеют внешнюю, чаще всего спонтанную причину своего появления и не затрагивают важные жизненные ценности личности. Они носят эмоционально-взрывной характер и начинаются сразу с инцидента. Примерами начала таких конфликтов являются грубость продавца, выговор начальника, невозвращенная вовремя вещь, взятая без разрешения книга и т.д. Наиболее распространенной типологией межличностных конфликтов является на основе сферы их проявления: § межличностные конфликты в семье; § межличностные конфликты в педагогическом поцессе. Семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на все изменения. И на их поведение в различных ситуациях оказывают влияние темперамент, характер и личность. Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различного рода столкновения. Наиболее типичными причинами межличностных конфликтов в семье являются: § межличностная совместимость: не понимание друг друга, основывающееся на различии ценностных ориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, уровня развития личностей;. § лидерство в семье: лидер может вести семью за собой довольно удачно, может подавлять инициативы другого, формируя у него внутреннее противостояние, чреватое открытыми или скрытыми конфликтами; § превосходство: в начальном периоде семейной жизни нередки случаи, когда один из супругов стремится доказывать свое превосходство; § домашние дела: дележ домашних дел - непреходящая неразрешимая проблема и причина конфликтных ситуаций в семье. § семейный бюджет: конфликтные ситуации могут возникать, когда одному из супругов кажется что другой нерасчетливо тратит деньги или один из супругов получает больше другого. § интимно-личная адаптация семьи: морально-психическая и физиологическая удовлетворенность друг другом в интимных отношениях. В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты: § «ученик — ученик»: большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах класса; § «ученик — учитель»: школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к конфликтам в любой форме. § «педагог — педагог»: конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Среди межличностных конфликтов между педагогом и учащимся, по мнению М.М. Рыбаковой, выделяются следующие конфликты: Ø конфликт деятельности, возникающее между педагогом и учащимся и проявляется в отказе второго выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Ø конфликт поступков: всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие учащиеся. Ø конфликт отношений, который возникает вследствие неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют длительный, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождает длительную неприязнь учащегося к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
12
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |