Данные к расчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ» на тему «ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ» (тема 7, вариант 2.2)
Исполнитель: Сафиуллина Индира Ильшатовна Курс ІV Специальность ФиК Группа дневная 1 поток № зачетной книжки 06ФФД40477
Руководитель: Лукина И.И.
Уфа - 2009 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………6 1.1. Финансовое планирование в составе бизнес плана………………………...6 1.2. Понятие и этапы финансового плана в части бизнес- плана………………8 1.3. Задачи и значения финансового планирования…………………………...13
ГЛАВА 2. Методы финансового планирования……………………………15
ГЛАВА 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием…………………………………………………………………...22 3.1. Перспективное финансовое планирование………………………………..22 3.2. Текущее финансовое планирование……………………………………….26 3.3. Оперативное финансовое планирование…………………………………..29 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………...32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..55 Список используемой литературы……………………………………………...58
Введение
В мире бизнеса действует множество законов и правил. К сожалению один из них гласит: для того чтобы получать деньги, фирма сначала должна потратить деньги, а чтобы потратить, нужно их найти и разумно ими распорядится (инвестировать). В этом суть проблемы: как деньги должны делать деньги. Решение этой проблемы заключается в нахождении ответов на вопросы: с какой целью, когда, во что, как, с кем, сколько вкладывать денег? Если правильные ответы найдены, то можно решить конкретную задачу: как правильно вкладывать деньги особенно если затраты велики, а конечный результат обычно не определен. Следуя из выше сказанного, хочу отметить, что данная тема курсовой работы является актуальной в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без него невозможно добиться настоящих результатов на рынке. От эффективности реализации планирования в значительной мере зависит благополучие предприятия, его владельцев и сотрудников. Создание дополнительной стоимости для всех заинтересованных в развитие бизнеса сторон невозможно без систематического планирования хозяйственной деятельности, разработки целевых установок и ориентиров, путей и способов их достижения. Необходимость составления планов обусловлена многими факторами, наиболее существенными из которых являются: неопределенность будущего; необходимость координации деятельности различных подразделений различных подразделений фирмы в процессе использования ими материальных, финансовых и других видов ресурсов; ограниченность ресурсов, требующая оптимизации экономических последствий их использования и др. Финансовое планирование это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов [10, с.124-125]. Никакая человеческая деятельность не может обходиться без предварительного планирования, и чем лучше разработан план, тем успешнее сама деятельность [6, c.213-214]. Российские коммерческие организации имеют большой опыт прогнозной и плановой работы, однако использование в современных условиях теорий, утративших экономическую актуальность, неизбежно приводит к кризису менеджмента многих отечественных предприятий.Сложившаяся уже за последнее десятилетие система финансового планирования в организациях имеет целый ряд серьезных недостатков:ü Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от плана продаж;ü Планирование сегодня – процесс очень трудоемкий. Существующие экономические службы продолжают подготавливать огромное число документов, большинство из которых непригодно для использования в целях анализа.ü Процесс финансового планирования затянут во времени.ü На предприятии, как правило, отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные, не используют понятие маржинальной прибыли, не всегда производится анализ безубыточности продаж.ü Существующая система планирования не позволяет проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности на рынке.Однако в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие использование финансового планирования на предприятии. Основные из них: высокая степень неопределенности на российском рынке, связанные с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни; незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок; отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса. Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Но мелкие фирмы нуждаются в финансовом планировании больше (т.к. нуждаются в привлечении заемных средств) [3, c.253-255]. Цель моей работы – раскрыть сущность и значение финансового планирования на предприятии в условиях рыночной экономики, доказать, что без финансового планирования: перспективного, текущего и оперативного не может и не должно обходиться ни одно предприятие. Финансовое планирование может в значительной степени упростить «жизнь фирмы».Цель позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе: 1) Раскрытие сущности финансового плана как составной части бизнес-плана. 2) Изучить значение и задачи финансового плана. 3) Рассмотрение основных методов финансового планирования. 4) Исследование видов финансовых планов. Объектом исследования курсовой работы является деятельность предприятия. Предметом исследования является система финансового планирования на предприятии. Теоретической и методологической базой исследования выступают учебные пособия в области финансов предприятий, стратегического и внутрифирменного планирования. Глава 1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана 1.1. Финансовое планирование в составе бизнес- плана
В условиях рыночной экономики успех как деятельности фирмы, так и отдельного бизнесмена в значительной степени определяется тем, насколько профессионально подходит руководство к выбору стратегии и тактики ее ведения, т.е. насколько грамотно оно реализует процесс внутрифирменного планирования. Планирование – сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки целого ряда вопросов. Одним из важнейших элементов планирования является составление бизнес-плана. Этот термин стал широко использоваться в России сравнительно недавно – лишь в начале 1990-хх гг. К настоящему времени практически любой более или менее крупный проект предваряется разработкой бизнес-плана [1, с. 422]. Его составление преследует несколько целей, основные из них изображены на рис.1. Рис.1. Основные цели разработки бизнес-плана Перечисленные цели указывают на то, что чаще всего бизнес- план разрабатывается для обоснования получения денежных средств из внешнего источника. Бизнес- план – это документ внутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности фирмы, анализирующий риски, с которыми она может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово- хозяйственных задач [2, с.456]. Можно без преувеличения сказать, что бизнес-план является одним из наиболее эффективных инструментов, находящихся в арсенале высшего руководства компании независимо от ее размеров, сферы и масштабов деятельности. Отсутствие такого документа приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых и материальных ресурсов, не позволяет сконцентрировать усилие персонала на решении наиболее перспективных задач, создает сложности для проведения эффективного контроля из-за отсутствия другого обобщающего документа, позволяющего оценить отклонение фактически достигнутых результатов от запланированных [1, c.423]. В разработке бизнес- плана принимают участие все основные структурные подразделения предпринимательской фирмы, в том числе финансовый отдел или департамент. Разрабатывается он, как правило, на 3-5 лет, при этом показатели первого планируемого года рассчитываются с помесячной или поквартальной разбивкой. Бизнес- план отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы и, как правило, включает в себя следующие разделы: · резюме (выводы); · описание фирмы; · описание продукции (работ, услуг); · анализ рынков и конкурентов; · маркетинговый план; · план производства; · организационный план; · финансовый план; · приложения. С одной стороны, бизнес-план — это серьезный аналитический документ, а с другой — средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Информация, представляемая в нем, должна быть четкой, емкой, но одновременно и краткой. При подготовке бизнес-плана следует учитывать, что банки и инвестиционные компании рассматривают множество предложений. Чтобы не затеряться в этом множестве, бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ. Важнейшей частью бизнес- плана является финансовый план, обобщающий материалы предыдущих разделов и представляющий их в стоимостном выражении. Этот раздел необходим и важен как для предпринимательских фирм, так и для инвесторов и кредиторов. Фирмы должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, направления использования средств, конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы и кредиторы в свою очередь должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использованы их средства, каков срок окупаемости и возврата.
1.2. Понятие и этапы финансового плана в части бизнес- плана
Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, в котором обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Финансовый план бизнес- плана включает ряд разрабатываемых документов, в числе которых: · прогноз объемов продаж; · прогноз доходов и расходов; · прогноз денежных поступлений и выплат; · сводный баланс активов и пассивов; · план по источникам и использованию средств; · расчет точки достижения безубыточности (самоокупаемости). 1. Прогноз объемов продаж разрабатывается с учетом показателей плана маркетинга (входящего в состав бизнес- плана) и основывается на информации о предлагаемых объемах реализации по каждому товару и ожидаемой цене единицы каждого товара. Данный прогноз может быть представлен в форме таблицы 1. Разработка данного документа позволяет предпринимательской фирме выявить такие важнейшие моменты в ее деятельности, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и Таблица 1 Прогноз объемов реализации [1]
2. Прогноз доходов и расходовсоставляется с целью показать, как будет формироваться, и измеряться прибыль, и разрабатывается, как правило, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в помесячной разбивке. Примерная схема прогноза доходов и расходов представлена в таблице 2. Таблица 2 Прогноз доходов и расходов [2] Показатели |
Годы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Й |
Й |
Й | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Месяцы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | … | 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Доходы от продажи товаров (работ, услуг) | 600 000 | 800 000 | 3 000 000 | 6 000 000 | 9 000 000 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Налог на добавленную стоимость | 91 525 | 122 034 | 457 627 | 915 254 | 1 372 881 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Себестоимость реализованной продукции | 306 000 | 400 000 | 1 700 000 | 2 000 000 | 3 400 000 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Валовая прибыль | 202 475 | 277 966 | 842 373 | 3 084 746 | 4 227 119 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Эксплуатационные издержки, всего В том числе: управленческие расходы, всего зарплата канцпринадлежности плата за телефон почтовые расходы | 60 000 45 000 3 000 11 000 1 000 | 70 000 60 000 500 9 500 - | 160 000 125 000 5 000 30 000 2 000 | 1 000 000 920 000 15 000 60 000 5 000 | 1 500 000 1 409 000 15 000 70 000 6 000 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Затраты на сбыт | - | - | - | - | 10 000 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Аренда помещений | 15 000 | 15 000 | 15 000 | 180 000 | 240 000 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Коммунальные услуги | - | - | - | - | - | ||||||||||||||||||||||||||||||
Транспорт | - | - | - | - | - | ||||||||||||||||||||||||||||||
Реклама | - | - | - | - | - | ||||||||||||||||||||||||||||||
Страхование | - | - | - | - | - | ||||||||||||||||||||||||||||||
Налоги | 20 000 | 35 000 | 50 000 | 400 000 | 450 000 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Проценты за капитал | - | - | - | - | - | ||||||||||||||||||||||||||||||
Амортизация | 5 000 | 5 000 | 10 000 | 80 000 | 90 000 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Затраты на науку | - | - | - | - | - | ||||||||||||||||||||||||||||||
Прочие расходы | 10 000 | 20 000 | 36 000 | 300 000 | 400 000 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Прибыль до уплаты налогов | 92 475 | 132 966 | 571 373 | 1 124 746 | 1 537 119 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Налог на прибыль | 22 194 | 31 912 | 137 130 | 269 939 | 368 909 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Чистая прибыль | 70 281 | 101 054 | 434 243 | 854 807 | 1 168 210 |
непроизводственных издержек, взаимоотношения фирмы с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли и др.
3. Прогноз денежных поступлений и выплат оценивает потребности предпринимательской фирмы в денежных средствах для ее нормального функционирования. Он разрабатывается также для проверки синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности фирмы, т.е. наличие на ее счету денежных средств, необходимых для погашения финансовых обязательств. Примерная форма прогноза денежных поступлений и выплат приведена в таблице 3.
Таблица 3
Прогноз денежных поступлений и выплат [3]
Показатели |
Годы | |||||
Й |
Й |
Й | ||||
Месяцы | ||||||
11 | 22 | …… | 12 | |||
1. Наличные деньги (на начало периода) | 500 000 | 450 000 | … | 200 000 | 401 500 | 957 200 |
2. Поступление денежных средств (выручка от реализации, поступления по счетам, полученные ссуды и другие поступления) | 200 000 | 343 000 | … | 804 500 | 5 460 000 | 7 000 000 |
3. Итого поступления наличности | 200 000 | 343 000 | … | 804 500 | 5 460 000 | 7 000 000 |
4. Общая сумма имеющейся наличности (стр.1+стр.3) | 700 000 | 793 000 | … | 1 004 500 | 5 861 500 | 7 957 200 |
5. Денежные выплаты (платежи за товары, плата за рекламу, арендная плата и т.д.) | 250 000 | 304 000 | … | 603 000 | 4 904 300 | 6 900 200 |
6. Прирост (+), недостаток (-) денежной наличности на конец месяца (стр.4-стр.5) | 450 000 | 489 000 | … | 401 500 | 957 200 | 1 057 000 |
4. Сводный баланс активов и пассивов предпринимательской фирмыпредназначен главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.
5. Прогноз по источникам и использованию средств предназначен для отображения источников получения средств и их использования, а также изменения активов фирмы за определенный период времени. Он дает возможность определить взаимосвязь между возможными источниками средств и оборотным капиталом предпринимательской фирмы. Примерная форма прогноза по источникам и использованию средств приведены в таблице 4.
Таблица 4
Прогноз по источникам и использованию средств [4]
Показатели |
Годы | ||
1-й | 2-й | 3-й | |
1. Средства из всех источников в том числе ссуды чистая прибыль амортизация прочие собственные средства | 900 000 150 000 600 000 100 000 50 000 | 1 270 000 100 000 720 000 150 000 300 000 | 1 450 000 50 000 800 000 200 000 400 000 |
2. Использование средств в том числе покупка оборудования, сооружений прирост, запасов, сырья и материалов погашение ссуд покупка ценных бумаг выплаты дивидендов и др. | 780 000 500 000 100 000 50 000 100 000 30 000 | 1 045 000 700 000 150 000 50 000 100 000 45 000 | 1 200 000 700 000 200 000 50 000 200 000 50 000 |
3. Прирост оборотного капитала | 120 000 | 225 000 | 250 000 |
На основе данного прогноза руководители фирмы, акционеры, инвесторы и кредиторы могут точнее определить финансовое положение фирмы, оценить эффективность принятой финансовой политики и результаты хозяйственной деятельности.
При разработке бизнес- плана для предпринимательской деятельности фирмы достаточно важно определить, когда и где и при каких условиях начнется отдача от вложенных средств, что позволяет сделать расчет точки безубыточности (самоокупаемости). Точка безубыточности показывает, при каком объеме производства и реализации продукции выручка от реализации равняется затратам на производство. Для предпринимательской фирмы имеет смысл производить продукцию, если проект позволяет обеспечить производство и реализацию товара в объеме, превышающем порог безубыточности, только тогда проект начинает приносить прибыль. При объемах выпуска ниже порога безубыточности фирма будет нести убыток.
объем производства, при котором достигается безубыточность;
условно- постоянные затраты;
цена единицы продукции;
переменные затраты в расчете на единицу продукции.
В заключительной части финансового раздела бизнес-плана излагается стратегия финансирования намеченного к осуществлению бизнес-плана. В этой части разработчикам плана необходимо осветить следующие вопросы: сколько всего необходимо средств для осуществления мероприятия; каковы источники получения этих средств; когда можно ожидать полного возврата заемных средств и получения инвесторами дохода; каков будет доход? [2, с. 460-463].
1.3. Задачи и значение финансового планирования
Планирование- оформление управленческих решений, обеспечивающее достижение поставленных целей. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предпринимательской фирмы необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.
Основная цель внутрифирменного планирования – обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение для этого необходимых средств и достижение в конечном счете прибыльности фирмы.
Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:
· содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;
· дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
· служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов
Основными задачами финансового планирования деятельности фирмы являются:
· контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия;
· определения путей вложения капитала, оценка эффективности его использования (чтобы понимать что, когда, как и для кого предприятие собирается производить и продавать свою продукцию);
· обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности (чтобы понимать какие ресурсы понадобятся для достижения целей);
· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
· установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами (добиться эффективного использования привлеченных ресурсов, т.е. решить задачу рентабельности собственных капиталов, увеличение стоимости компании).
· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов [3, с.255-256].
Глава 2. Методы финансового планирования
Методы планирования – технический прием, процедура или иной инструмент, имеющий значение для успешного выполнения задачи. Отечественная и зарубежная практика планирования располагают богатым инструментарием. Естественно, что универсальных рецептов, которые могли бы одинаково успешно применяться на различных предприятиях, нет. Но есть методы, с использованием которых могут быть построены системы управления предприятием. Они представляют собой формализованную совокупность понятий и процессов, позволяющую создать описание того, как предприятие должно работать, и имеют сугубо конструктивный характер, то есть их можно воспринимать как набор инструкций (алгоритм). Итак, к основным методам планирования финансовой деятельности на предприятии относят:
1. классический: расчетно-аналитический (метод экономического анализа);
2. нормативный;
3. балансовый;
4. экономико-математическое моделирование;
5. метод денежных потоков (метод бюджетирования).
1. Сущность расчетно-аналитического метода заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей, принимаемых за базу, и индексов их изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис 2).
Рис 2. Схема расчётно-аналитического метода планирования [12].
Расчётно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.д. Этот метод планирования показывает влияние факторов на величину прибыли, однако он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.
2. Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.
В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:
a) Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, ставки тарифных взносов и др.
b) Республиканские нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.
c) Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятия, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов.
d) Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для управления производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив отчислений в ремонтный фонд и др.
Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель [4, с.38].
3) Сущность балансового метода заключается в том, что путём построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления. Фонд накопления - это денежные средства, направляемые на производственное развитие предприятия и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами, т.е. на создание нового имущества предприятия. Фонд потребления - это средства нераспределенной прибыли, направляемые на материальное поощрение работников коллектива, не приводящих к образованию имущества предприятия.
4. Сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса. В модель включаются только определяющие факторы. При этом следует иметь в виду, что слишком малый период обследования не даёт возможности выявить общие закономерности. Наиболее целесообразно использовать годовые данные финансовой деятельности за 5 лет, а для текущего (годового) планирования - квартальные данные за 1-2 года [5, с. 27].
Алгоритм разработки планового показателя может быть представлен в виде следующей схемы (рис.3.).
Рис.3. Процесс разработки планового показателя с применением экономико-математической модели [12].
5. Бюджетирование – метод текущего финансового планирования в основу которого положен метод денежных потоков. Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлений финансовых планов и помогает при прогнозировании сроков и размеров поступления необходимых финансовых ресурсов. Этот метод основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех расходов и издержек. Метод денежных потоков дает более полную информацию, чем метод балансовых расчетов.
Бюджетирование включает 3 части:
ü организация процесса бюджетирования (формирование финансовой структуры организации – определение центров финансовой ответственности, разработка бюджетного регламента);
ü технология бюджетирвания (разрабатываются виды и формы бюджетов, целевые показатели на основе которых строятся бюджеты и порядок консолидации бюджетов в сводный баланс предприятия);
ü формирование бюджета предприятия. Типовая модель процесса формирования бюджета производственного предприятия представлена на рис. 4.
Рис. 4. Бюджетная модель производственного предприятия
Бюджет предприятия – план составленный в натуральном и стоимостном выражении, определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемого дохода. Скелет структуры составляет 3 основных бюджета, отражающие взаимосвязанные стороны деятельности предприятия.
Бюджет доходов и расходов отражает организацию и эффективность производства.
Бюджет движения денежных средств отражает эффективность организации денежных потоков на предприятии.
Прогнозный баланс – для определения потребности в финансовых ресурсах.
Основные бюджеты обязательны для каждой организации и они разрабатываются по стандартным формам бухгалтерской финансовой отчетности.
Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии [6, 232-234].
В настоящее время во многих компаниях уже внедрена самостоятельно система бюджетирования. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что бюджетирование напоминает иллюстрацию из известной басни Крылова про лебедя, рака и щуку, где стратегия развития компании одна, бюджеты ориентированы на другие цели, а фактически деятельность отлична от планов.
Бюджетирование – это управление через центры финансовой ответственности, деятельность которых сопряжена с доходами и/или затратами. Эти ЦФО оказывают влияние и отвечают за финансовые потоки, относящиеся к ним. ЦФО компании образуют единую финансовую структуру, являющуюся инструментом для управления.
При внедрении бюджетирования компании необходимо пересмотреть свои бизнес-процессы. На одном из проектов топ-менеджеры крупного московского ритейлера визуализировали процесс согласования заявки на оплату товара. В результате получилась схема размером с небольшой конференц-зал. Менеджеры компании, увидев это, ужаснулись. После оптимизации эта схема помещалась на обычный письменный стол, а дополнительная автоматизация с помощью программных продуктов дала компании экономию уже в первый месяц более 450 000$. Практика показывает, что основные бизнес-процессы в компании можно и нужно оптимизировать. Экономия времени, чёткость исполнения, точность контроля дают дополнительное конкурентное преимущество компании на рынке.
При проектировании системы бюджетирования, а в дальнейшем и при составлении планов необходимо согласовывать их со стратегией предприятия, с целями, которые руководитель ставит перед «внедренцами» [7].
Глава 3. Виды финансового планирования и их роль
в управлении предприятием
Финансовое планирование на фирме бывает трех видов и различается по типу составляемого плана и сроку, на который он разрабатывается. Финансовое планирование в зависимости от содержания, назначения и задач можно классифицировать на оперативное, текущее и перспективное (стратегическое).
3.1. Перспективное финансовое планирование
Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей фирмы. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период от 1 года до 3 (редко — до 5) лет.
Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.
Формирование стратегических целей финансовой деятельности фирмы является следующим этапом стратегического планирования, главной задачей которого является максимизация рыночной стоимости фирмы. Система стратегических целей фирмы должна формироваться четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях — нормативах. Обычно в качестве таких стратегических нормативов используются; среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников; коэффициент рентабельности собственного капитала фирмы; соотношение оборотных и внеоборотных активов фирмы и др. [2, с. 444-445].
Приведем примеры формулировок стратегических целей компании.
Таблица 5
Стратегические цели российских компаний[5]
Компания | Формулировка стратегических целей |
ОАО «Газпром» | Стратегической целью ОАО «Газпром» является создание энергетической компании – мирового лидера, обеспечение надежных поставок природного газа, а также других видов топлива и сырья на мировой и внутренний энергетические рынки, долгосрочный рост стоимости компании. Стратегия компании строится на следующих принципах: • повышение эффективности основной деятельности; • диверсификация и расширение деятельности (новые рынки, транспортные маршруты, продукты), в том числе за счет высокоэффективных проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью; •соблюдение интересов всех акционеров ОАО «Газпром»; •совершенствование корпоративного управления, повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности. |
ОАО «Нижфарм» | Достижение лидерства на российском фармацевтическом рынке в области качества продукции. Здесь основной задачей является поэтапное приведение всех действующих производственных участков в соответствии с требованиями международных правил GMP. Другая важнейшая цель – создание лучшей среди российских фармпроизводителей системы менеджмента качества. Существенное увеличение объема продаж и доли рынка за счет новых брендовых продуктов и закрепления ведущих позиций компании на фармацевтическом рынке. Обеспечение прироста ОАО « Нижфарм» нацелена как на максимизацию стоимости компании, так и на обеспечение ее ликвидности путем выхода на международный рынок капитала. |
На основе финансовой стратегии определяется финан
2019-12-29 | 197 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Данные к расчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы