Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русские сезоны Дягилева и современный балет



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Русские сезоны Дягилева и современный балет 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В апреле 2009 года исполнилось 103 года с тех пор, как начались знаменитые «Русские сезоны» в Париже для наших эмигрантов. Это был уникальный период расцвета отечественной культуры и меценатства. Европа была поражена, увидев русскую живопись, услышав русскую музыку. С этого времени каждая парижская весна в течение 20 лет приносила новые открытия в русском балетном и оперном искусстве.

«Русские сезоны» гремели во славу русского искусства в Париже, Лондоне, Риме. Каждое из событий «сезонов», будь то выставка, спектакль или концерт, вписывало новую страницу в летопись мировой культуры. Художественная деятельность труппы Дягилева в корне перевернула представления европейцев о классическом балете, о декорациях, костюмах, красках и формах и помогла западным художникам сделать шаг к новому направлению и стилю – арт-деко. К сожалению, «сезоны» прекратили свое существование с уходом из жизни патриота и просветителя Сергея Дягилева.

Но вначале 21 века они были возрождены, и сейчас мы имеем возможность увидеть балет, который танцевали сто лет тому назад. Фонд имени Мариса Лиепы и компания «SAV Entertainment» в рамках седьмого открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» возрождают великую традицию «Русских сезонов» Сергея Дягилева – ярчайшего явления в мировом культурном процессе. Фестиваль «Черешневый лес» представил лучшие балеты из цикла «Русские сезоны 21 век» на сцене Московского театра Оперетты – «Тамар» и «Синий бог», а также премьеру восстановленного балета Брониславы Нижинской «Болеро».

Художественные руководители проекта: Народный артист России Андрей Петров и Заслуженный артист России Андрис Лиепа. Продюсер проекта – Надежда Соловьева. Балеты «Русских сезонов» получили второе рождение.

Премьера восстановленного спектакля состоялась 25 октября 2005 года на сцене Государственного Кремлевского дворца. Эта постановка посвящается всем создателям спектакля 1912 года в Париже.

Идея создать балет с декорациями и костюмами Бакста родилась в 1992 году. Немногие сохранившееся документы, что осталось от той постановки возбуждало в моем воображение картины древнего индийского храма на берегу озера в зарослях лотоса. Длинные процессии жрецов в белых одеждах, змии, фантастически красивый костюм Вацлава Нежинского, фотография Тамары Карсавиной и множество противоречивых воспоминаний современников Сергея Дягилева. Постановку и хореографию осуществлял Михаил Фокин. К сожалению, именно от хореографии «Синего Бога» не осталось ничего, кроме фотографий. Пришлось пригласить Уэйна Иглинга на постановку «Синего Бога».

Постепенно все элементы выстраивались в единое целое. Но был один существенный пробел. Это музыка. Перебрали всех композиторов, и внимание остановилось на Скрябине. Началось изучение книг об Александре Николаевиче, знакомство с его музыкой, и из этого выкристаллизовывается музыкальная канва. Первая часть «Божественной поэмы» и «Поэма экстаза» целик. Скрябин по воспоминаниям современников мечтал об исполнение этих произведений в Индии в несуществующем храме в горах. Он мечтал о хореографическом решение, об уникальных световых эффектах при исполнении своей музыки. Началась кропотливая работа по поиску недостающих эскизов костюмов, материалов и чтению статей о постановке.

Дело осталось за малым. Найти исполнителя, который мог бы исполнить партию Нежинского. Сейчас балет поставлен на Николая Цискаридзе (Синий Бог), Илзе Лиепа (Богиня) и артистов театра «Кремлевский балет». Декорации и костюмы Бакста восстановила Анна Нежная. Это потрясающе красиво.

Премьера воссозданного спектакля состоялась 22 марта 2006 года на сцене Государственного Кремлевского Дворца.

С давних времен бытует русская легенда об истории жестокой царицы Тамар, которая жила в 12 веке в уединенном замке в горах Грузии, омываемом бурными водами реки Терек. Говорят, что у Тамар было лицо ангела и сердце демона. Под предлогом гостеприимства она заманивала в свой замок путешественников, едущих мимо по пустынной дороге. Очаровав несчастных своей дьявольской красотой, она убивала их, а тела приказывала сбрасывать со скалы.

На тему этой легенды Михаил Лермонтов написал волнующую поэму, которой дал название «Тамар», а выдающейся композитор Милий Балакирев создал красочную симфонию. Благодоря Льву Баксту, музыка и поэма объединились в болет. Бакст совершил путешествие на Кавказ, чтобы лично побывать на месте злодеяний Тамары. В этом суровом, пустынном месте он смог воочию представить себе мизансцены нового балета, который стал одним из величайших триумфов художника. Хореографом балета стал Михаил Фокин. К сожалению, хореография Фокина безвозвратно утрачена.

Авторы новой версии сделали шаг новой интерпретации легенды. Изменился взгляд на историю Тамар, отношение между героями представлены в новом свете. Тамар в новой интерпретации – это не только гордая и не преступная царица, но и чувственная женщина, задающая себе вопросы, оценивающая свои поступки, страдающая. Авторы пытаются ответить на вопрос, почему героиня убивает странников, внеся в постановку дополнительный мотив смерти мужа героине. Захлестнувшее женщину горе приводит к крайней жестокости.

«Болеро» было написано Морисом Равелем по заказу Иды Рубинштейн для ее, только что организованной балетной труппы, и исполнено одновременно «Вальсом» того же автора в премьерный вечер 22 ноября 1928 года. Хореография и идея постановки принадлежит первой женщине-балетмейстеру Брониславе Нижинской, а декорации – Александру Бенуа. Сцена изображала один из дешевых трактиров Барселоны, где на огромном столе танцевала женщина (Ида Рубинштейн), а вокруг теснились охваченные страстью мужчины.

Вниманию зрителей представили первое исполнение балета, восстановленное по оригинальным эскизам и фотографиям, а так же собственноручным записям хореографа Брониславы Нижинской, предоставленных ее внучкой Натали Раец. Постановка балета осуществляется при помощи ученицы Брониславы Нижинской Нины Юшкевич. Натали Раец и Нина Юшкевич стали почетными гостями премьерного показа.

 

Дягилева в Перми

 

В мае этого года в Перми прошел международный фестиваль «Дягилевские сезоны» под девизом «Пермь – Петербург – Париж, этапы творческого восхождения Дягилева». С Пермью связаны годы учения и ранние годы С. П. Дягилева, здесь начали формироваться его художественные интересы, и отсюда он отправился в Санкт - Петербург, уже полный многообразных творческих замыслов. Поэтому большой заслугой руководства и художественной общественности Перми является не только сохранение помети о Дягилеве, но и систематическое расширение представлений о его знаний в отечественной и мировой культуре, пропоганда художественного наследия, связанного с его деятельностью. Дягилевский фестиваль в череде разнообразных пермских акций по увековечиванию памяти Дягилева – неизменно событие.

Гимназия, расположенная в доме, где жил Дягилев, ныне носит его имия. В части ее здания устроен первый в нашей стране музей, достоверно воспроизводящий обстановку семьи Дягилевых. В мае 2007 года там был открыт также первый в России памятник Сергею Павловичу работы скульптора Эрнста Неизвестного (впоследствии он будет установлен перед оперным театром.

Но только демонстрацией значительного и интересного искусства Международный дягилевский фестиваль не ограничивался. В течение 4 дней в его рамках проходила научная конференция «Дягилевские чтения», а также круглый стол по проблемам музыкального театра, посвященный критериям оценки музыкального спектакля. В докладах на научной конференции во всем значение раскрывались различные стороны ранее у нас недооценивавшейся деятельности Дягилева, освещались важнейшие явления культуры его времени, творчество его соратников – композиторов, художников, хореографов, артистов, а также анализировались достижения дягилевской труппы для совместного искусства. Доклады чтений публикуются в виде сборников, и совокупность таких изданий уже явилась значительным вкладом в искусствоведческую науку.

На круглом столе разгорелись жаркие споры о путях развития современного музыкального театра, соотношении в нем музыкального и театрального начал, об исканиях, удачах и провалах современной режиссуры, критериях оценки музыкального спектакля в критике и нынешнем ее состоянии.

Дягилевский фестиваль, будучи единственным в мире, уникален, но он вписывается и в общее фестивальное движение, охватившее сейчас все цивилизованные страны мира и ставшее одной из форм развития современной культуры. В самых разных странах Запада и Востока происходит множество разнообразных театральных, кино, музыкальных, балетных фестивалей, не только показывающих современное искусство, но и укрепляющих связи между народами, развивающих творческое общение деятелей культуры.

В Пермь включалось в это общемировое фестивальное движение, и на время проведения международного Дягилевского фестиваля становится своего рода столицей мировой культуры. Это не только делает честь руководству города и художественных организаций, но свидетельствует и о творческом росте пермских театров, концертных предприятий, художественных институтов.

Нынешней Дягилевский фестиваль является настоящим праздником искусства, культуры и творческой жизни. Он оставит след не только новыми, впервые появившимися художественными явлениями, но также станнит вкладом в искусствоведенье и художественную критику, формирование сознания молодежи, для которой многое здесь стало открытием.

 



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Русские сезоны Дягилева и современный балет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русские сезоны Дягилева и современный балет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)