Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В чём проявляется деятельность Центрального Банка РФ как органа государственного регулирования?



2019-12-29 327 Обсуждений (0)
В чём проявляется деятельность Центрального Банка РФ как органа государственного регулирования? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В основу регулирования государством общественных отношений, и в частности банковских, закладывается система организованного властного воздействия на объект управления и его поведение (банковская деятельность), а именно правовое регулятивное воздействие.

Механизм правового регулирования банковской деятельности складывается из двух основных элементов:

1) система государственных органов власти, осуществляющих регулирование, а точнее, управление в рамках своей компетенции, установленной законодательством;

2) совокупность форм, методов и способов, используемых этими органами в процессе регулирования банковской деятельности.

Процесс организации обеспечения регулирования, равно как и собственно регулирования банковской деятельности, представляет собой регулирование общественных отношений нормативным способом, а именно: ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» говорит о том, что правовое регулирование таких общественных отношений, как банковская деятельность, осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами (включая Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), а также нормативными актами Банка России. То есть законодатель предоставляет определенную группу регулятивных нормативных актов для банковских отношений.

Банковская система Российской Федерации является двухуровневой, где первый уровень занимает Центральный банк Российской Федерации, ко второму относятся кредитные организации: коммерческие банки и иные небанковские финансово-кредитные институты.

Управление, осуществляемое государством, различается по способам и процедурам относительно применения их к первому и второму уровням банковской системы, что обусловлено неравным положением и значением субъектов. Такое разделение существенно для регулирования банковской деятельности в целом и влияет на него.

Государство силой закона в процессе правового регулирования возводит управляющую систему из соответствующих по компетенции объекту управления государственных органов, определяет порядок их функционирования, устанавливает правила осуществления банковской деятельности.

Регулирование банковской деятельности особо специфично, поскольку оно представляется как процесс по установлению правил осуществления банковской деятельности в России в порядке законодательной и иной нормотворческой деятельности.

Президент РФ и Государственная Дума РФ контролируют Банк России, последний осуществляет контроль и надзор за соблюдением банковского законодательства коммерческими банками и иными небанковскими финансово-кредитными институтами, применяет принуждение в случае допущения нарушений установленных правил поведения наряду с судебной властью.

Цели государственной экономической политики определяют цели системы государственного управления в сфере банковской деятельности как обеспечение экономической стабильности и развития государства. К ним относятся обеспечение стабильности финансовой системы, эффективности использования банками общественных средств, мобилизация банковской системы на решение стоящих перед государством экономических и политических задач, обеспечение сохранности денежных средств населения, организация денежного рынка страны и платежной системы, регулирование конкуренции на банковском рынке, обеспечение открытости рынка банковских услуг для всех социальных групп населения.[4]

Также в качестве одной из целей государственного регулирования банковской системы выделяют определение правовых рамок для осуществления банковской деятельности и основ структуры банковской системы. Организация системы контроля и надзора за банковской деятельностью значительно связывается с установлением таких правовых рамок, поскольку только при эффективном управлении государством достигается стабильное развитие банковской системы.

Сама по себе система государственного управления обязана за счет согласованных совместных действий, четкого разграничения компетенции, создания условий для осуществления взаимодействия, исключения дублирования полномочий государственных органов, входящих в нее, обеспечивать эффективное управление в банковской сфере.

Президент РФ как важнейший субъект в управлении банковской системой, будучи главой государства, руководит всеми вопросами экономического, в том числе кредитно-финансового, характера, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.[5] Президент представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Банка России и ставит вопрос об освобождении его от должности; он направляет трех человек в Национальный банковский совет; с ним согласовываются и кандидатуры членов Совета директоров Банка России.[6] В связи с этим Центральный банк обязан обеспечить Президента Российской Федерации всей необходимой информацией о состоянии и функционировании банковской системы.

Банк России подотчетен Государственной Думе. Государственная Дума в сфере управления банковской деятельностью реализует следующие полномочия:

- назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;

- назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;

- направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

- рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

- рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

- принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

- проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

- заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Совет Федерации тоже является участником системы государственного управления в банковской сфере. Он направляет 2 человек в Национальный банковский совет.[7]

Роль Правительства РФ складывается во взаимодействии с Банком России.

В России Центральный банк определен Конституцией РФ как независимый от других органов государственной власти субъект, подотчетный только Государственной Думе, он независим от Правительства и проводит более самостоятельную финансовую политику, в отличие от достаточно распространенного в мировой практике подчинения центрального банка министерству финансов и проводящего финансовую политику правительства.[8]

Между Центральным банком РФ и Правительством существует довольно плотное взаимодействие, заключающееся в разработке экономической политики Правительства РФ.

Они информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы России и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Деятельность Национального банковского совета связана с управлением банковской системой страны. Национальный банковский совет является коллегиальным органом Банка России. Его численность составляет 12 человек, из которых 2 направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, 3 - Государственной Думой из числа депутатов, 3 - Президентом РФ, 3 - Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России. Этот орган определяет важнейшие вопросы деятельности Центрального банка РФ.[9]

Являясь звеном банковской системы, Центральный банк РФ играет главную роль в управлении банковской системой. Поскольку банковская система России является двухуровневой. Центробанк связан с иными кредитными организациями отношениями власти - подчинения, руководит их деятельностью, как и функционированием всей банковской системы, но помимо того, состоит с ними еще и в гражданско-правовых отношениях. В управлении банковской системой Российской Федерации принимают то или иное участие практически все основные органы государственной власти, но только Центральный банк является единственным органом государственной власти, который непосредственно и монопольно управляет банковской системой.[10]

Банк России обладает монопольной властью в установлении правил осуществления банковской деятельности в России путем издания нормативных актов (причем Банк России нормативно регулирует и собственную деятельность), выступает надзорным органом банковской системы (в том числе и над самим собой), выполняет контрольные функции в отношении коммерческих банков и иных небанковских финансово-кредитных институтов, применяет санкции к тем, кто не выполняет предписания и распоряжения, осуществляет банковское лицензирование, а также отзывает лицензии на осуществление банковской деятельности, выполняет расчетные функции, при этом сам устанавливает правила проведения расчетных операций в Российской Федерации, является эмиссионным центром России, выступает кредитором в последней инстанции, разрабатывает и проводит учетную политику, активно осуществляет коммерческую деятельность.[11]

Банк России сосредоточил в рамках банковской системы страны все основные управленческие функции: нормотворческую (издание нормативных актов), исполнительную (осуществление банковской деятельности и надзора за деятельностью кредитных организаций с целью выявления нарушений) и юрисдикционную (применение санкций к нарушителям).

В качестве вывода об организации системы государственного регулирования банковской деятельности можно сказать, что она представляет собой систему, в основе которой лежит правовое регулирование, осуществляемое в двух формах - правового регулирования банковской деятельности и правового регулирования управления банковской деятельностью, и которая состоит из группы государственных органов, осуществляющих правовое регулирование управления банковской деятельностью и установление правил функционирования этого управляющего звена.

Задание 3



2019-12-29 327 Обсуждений (0)
В чём проявляется деятельность Центрального Банка РФ как органа государственного регулирования? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В чём проявляется деятельность Центрального Банка РФ как органа государственного регулирования?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)