Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие понятия делового этикета



2019-12-29 267 Обсуждений (0)
Общие понятия делового этикета 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов – практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человеческими нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке. В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением менеджеров в деловой обстановке, а также в качестве названия теоретического курса, посвященного их изучению, используется составной термин “этика делового общения”. Выбор этого названия не случаен. Оно достаточно полно отражает и конкретизирует предметную специфику курса. Остановимся на его первой составляющей – этике.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек, и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики, ее проникаемость во все сферы бытия, за что она и получила название “практической философии”. Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Отсюда следует дальнейшее уточнение предмета работы, а именно: его соотнесенность только с такой формой человеческого взаимодействия, как деловое общение. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль за хозяйственной и иной деятельностью людей.

Среда функционирования менеджера - рынок. Hо рынок- это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере менеджмента (и в том числе внутри фирм) регулируются неписаными законами рынка, то есть этикой рынка. Само это понятие будет рассмотрено дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписаные законы взаимоотношений: это и поведение менеджера, и его имидж, и деловой этикет, и умение управлять подчиненными и т. д.

Отметим, что менеджер имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми - руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех дела.

Менеджмент - это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Менеджмент - это культура.

Глобализация бизнеса принесла с собой необходимость распространить понятие деловой этики на все сферы, где осуществляется бизнес. Первыми объектами этического критицизма были американские транснациональные компании, чья деятельность отслеживалась и предавалась гласности правозащитными группами, сторонниками защиты окружающей среды и теми, кто занимался деловой этикой.

Новые этические проблемы для бизнеса – это проблемы, которые принесли с собой информационный век, интернет, открывшие возможность новых методов ведения бизнеса, пересекающих все границы.

Деловая этика – это не список правил или статистическая дисциплина. Она должна быть динамичной, как сам бизнес, международной, каким стал бизнес, и достаточно сильной, чтобы противостоять вредным тенденциям, которые питают выгода и жадность.

 

 

ГЛАВА 1. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА МЕНЕДЖЕРА

Общие понятия делового этикета

Деловая этика как сфера научных исследований зародилась в США в 70-х годах. Конечно, этические проблемы существовали со времен возникновения бизнеса. Всегда наблюдалось стремление обеспечивать равные права ремеслам, добиваться того, чтобы никто никого не обманывал. Но в начальный период индустриализации доминирующую роль играла власть, а не этика. Работники, конечно, не должны были воровать у своих работодателей, уже возникали дискуссии об установлении справедливых цен и справедливой заработной платы. Церковь проповедовала моральные правила, и профсоюзы боролись за лучшие заработки и условия труда. Но поскольку бизнес обеспечивал занятость и производил товары приемлемого качества по разумным ценам, многие полагали, что этика фактически не применима к обществу, хотя было очевидно, что бизнесменам не следует воровать, обманывать и лгать. Общие моральные нормы, применимые к обществу, применялись к людям, занимающимся бизнесом. Но эти нормы не воспринимались как относящиеся к самому бизнесу, к самому предприятию.

Глобализация бизнеса принесла с собой необходимость распространить понятие деловой этики на все сферы, где осуществляется бизнес. Первыми объектами этического критицизма были американские транснациональные компании, чья деятельность отслеживалась и предавалась гласности правозащитными группами, сторонниками защиты окружающей среды и теми, кто занимался деловой этикой.

Новые этические проблемы для бизнеса – это проблемы, которые принесли с собой информационный век, интернет, открывшие возможность новых методов ведения бизнеса, пересекающих все границы.

Деловая этика – это не список правил или статистическая дисциплина. Она должна быть динамичной, как сам бизнес, международной, каким стал бизнес, и достаточно сильной, чтобы противостоять вредным тенденциям, которые питают выгода и жадность.

 Никакой бизнес не может быть этичным без наличия нравственных людей. Этические корпоративные структуры, поддерживаемые этически оправданным законодательством, так же необходимы, как и обязательные к исполнению контракты и законы и как наказания для их нарушителей. Ни законодательство, ни этика не достаточны сами по себе.

В свете вышесказанного необходимо дать определение самой этики. Этика – это учение и практика поведения человека в соответствии с понятиями о добре и зле, о назначении человека в обществе и смысле жизни и деятельности. С. Ю. Ожегов и Н. Ю. Шведова дают следующее определение этики: 1. Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-нибудь общественной группе).

Деловая этика – это не обособленная этика, которая ограничивает поведение бизнеса таким образом, каким другие виды индивидуальной и общественной деятельности не ограничены. Она образует составную часть общей концепции нравственности, и только в рамках этой более широкой дисциплины ее можно правильно понять.

Предмет изучения этики – нравственность. Нравственность – это термин, употребляемый для характеристики тех форм поведения и деятельности, которые считаются по существу правильными или неправильными; он употребляется для характеристики правил, которыми руководствуются при осуществлении этих форм деятельности, а также характеристики ценностей, которые внедряются в сознание, обогащаются и реализуются в указанных формах деятельности и поведения. Мораль общества тесно связана с господствующими в нем правами и обычаями, признаваемыми обществом в целом или группой людей в качестве правильных, она связана также с теми действующими в обществе законами, которые вводят юридические запреты и санкции на многие виды деятельности, считающиеся безнравственными. Следовательно, этика предполагает существование нравственности, а также наличие нравственных людей, которые в состоянии судить о том, что правильно и что неправильно, и вообще ведут себя в соответствии с признаваемыми ими самими и остальным обществом принципами. Без признанной системы нравственности не существовало бы стабильного общества, в котором бизнес или любые другие виды позитивной, производительной деятельности могли бы выполнять свои функции в условиях относительного мира и безопасности.    

Неотъемлемой частью деловой этики является деловой этикет.

Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, этикет представляет собой приближённую к повседневной жизни систему.

Одно из первейших правил, определяющих сам этикет – поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самому себе.

Этикет является одним из главных “орудий” формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны. Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается этикет. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Деловая этика менеджера включает в себя систему идеалов, на которые опирается предприниматель, менеджер, любой деловой человек, чтобы достичь поставленной цели. Деловая этика и этикет базируются на моральных и нравственных принципах, на определенных правилах поведения, как в системе, так и вне ее, а также на правовых критериях, которые устанавливаются законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах. Чтобы добиться успеха в управлении системой, ресторанном и другом бизнесе, для менеджеров важно уметь вести переговоры с партнерами, взаимодействовать одной командой, умело руководить подчиненными, работать без конфликтов. Каждый менеджер должен овладеть хотя бы азами деловой этики и основами этикета.

Основу деловой этики менеджера составляет профессиональная этика, предписывающая определенный профессионально-цивилизованный тип взаимоотношений деловых людей с подчиненными, партнёрами, конкурентами, клиентами, исключающий противопоставление одних другим. Деловая этика должна базироваться на общих принципах ведения профессиональной деятельности, а также рискового, новаторского, честного, компетентного и законного бизнеса в той или иной сфере деятельности. Независимо от типа предпринимательской деятельности (производственная, коммерческая, посредническая, финансовая, кредитная и др.) и его отдельных видов деловой этики менеджера и этикет должны учитывать также национально-этнические, ведомственные и профессиональные традиции и вытекающие отсюда правила поведения.

Деловая этика менеджера неразрывно связана с характером руководителя, складом его души, ума, мотивами побуждения, с уровнем образования и знанием им поведения людей в коллективе, обществе. Такие понятия, как авторитет, гордость, честность, честолюбие, благородство, вежливость входят в “арсенал” деловой этики, положительно его характеризуют. Цивилизованный, постоянно стремящийся к успеху менеджер в своем поведении должен руководствоваться именно этими понятиями, ибо они являются важнейшим фактором успеха и стабильности деятельности системы, бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты работы тех ресторанов, руководители которых "удачно" приспособились к новым условиям рыночной экономики.

 



2019-12-29 267 Обсуждений (0)
Общие понятия делового этикета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие понятия делового этикета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)