Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура выпускной квалификационной работы



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Структура выпускной квалификационной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

______________Сидоров С. Г.

«____»______________2008г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Журналистика»

ВОЛГОГРАД – 2008


    Методические рекомендации составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Журналистика», а также методических рекомендаций по государственной аттестации выпускников, разработанных в Волгоградском государственном университете.

 

 

Составитель: А.В. Млечко

 

Методические рекомендации утверждены на заседании Ученого совета факультета лингвистики и межкультурной коммуникации.

«17» ноября 2008 г.

 

 

Декан факультета ________________________Н. Л. Шамне

 


Итоговый экзамен по специальности «Журналистика»

 

 

    До итогового государственного экзамена допускаются студенты, прошедшие полный курс обучения в соответствии учебным планом университета, что подтверждается соответствующими записями в зачетной книжке студента.        

    Итоговый экзамен включает вопросы из цикла дисциплин и по подготовке специалиста по данной специальности.

Структура государственных

Экзаменационных билетов.

 

Экзаменационные билеты состояли из трех вопросов, последний из которых представлял собой практическое задание по стилистике и литературному редактированию. Содержание вопросов соответствует Государственному образовательному стандарту по специальности 021400 «Журналистика».

 

 

Критерии оценки:

1. Полнота и глубина изложения содержания ответа.

2. Умение структурировать материал, отделять частные вопросы от главных проблем.

3. Знание основных источников, а также современной научной литературы.

4. Ответы на дополнительные вопросы.

 

 

 

Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену по специальности «Журналистика» (2007 – 2008 уч. год) для студентов, обучающихся на специалитете (5 курс ДО; 6 курс ОЗО)

 

1. Исторические особенности возникновения и развития печати в России. Журналистика периода монополии правительства на печатное слово (1702 – 1759). Зарождение частной журналистики. Сатирическая журналистика Н.И. Новикова и И.А. Крылова, публицистика А.Н. Радищева, литературные альманахи Н.М. Карамзина, издательская деятельность Н.И. Новикова.

2. Правительственная политика и система печати в первой трети XIX века. Типология прессы первой трети XIX века. Становление энциклопедической журналистики («Вестник Европы» Н.М. Карамзина, «Сын Отечества» Н.И. Греча, «Московский телеграф» Н.А. Полевого, «Телескоп» Н.И. Надеждина, «Современник» А.С. Пушкина) альманахи декабристов, «торговое» направление в русской журналистике. «Северная пчела» Ф.В. Булгарина – первая массовая общероссийская газета.

3. Основные направления в русской журналистике 1840 – 1880-х годов. Демократические журналы Н.А. Некрасова «Современник» и «Отечественные записки» и Г.Е. Благосветлова «Русское слово» и «Дело». Политическая позиция «Колокола» А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Издания М.Н. Каткова («Русский вестник», «Современная летопись» и «Московские ведомости») – эволюция программы от либерализма к охранительству. «Вестник Европы» М.М. Стасюлевича – орган русского либерализма.

4. Характеристика русской журналистики конца XIX – начала ХХ веков. Система правительственной печати («Правительственный вестник», «Сельский вестник», «Русское государство», «Россия», губернские «Ведомости»). Пресса монархических партий («Гражданин», «Московские ведомости», «Слово», «Русское знамя», «Вече»). Печать конституционно–демократической партии («Речь»); социал-демократические издания («Социал-демократ», «Работник», «Искра», «Знамя»).

5. Становление партийной советской журналистики в первые десятилетия советской власти. Утверждение однопартийной журналистики в 1918 – 1920-х годах. Особенности развития печати в период либерализации советского режима в 1921 – 1927 годов. Формирование структуры СМИ в конце 1920 – 1930-х годах. Журналистика как средство идеологического и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства.

6. Развитие информационно-пропагандистского комплекса советской журналистики в 1940 – 1980-х годах. Трансформация системы СМИ в условиях войны. Тема экономического реформаторства, развитие отраслевой печати. Культ личности в прессе, осмысление его последствий. Роль литературных журналов и газет «Известия» и «Комсомольская правда» в распространении либеральных идей.

7. Система современных СМИ России. Характер трансформации универсальных и специализированных изданий. Тенденции развития деловой и информационно-развлекательной прессы.

8. Преджурналистские формы деятельности в античности: ораторская проза как прообраз публицистики, публицистическая эпистолография, публицистическое начало в историографии, первые библиотеки, словари и энциклопедии; «acta diurna» и «acta senatus» Юлия Цезаря как прообразы первых газет.

9. Преджурналистские формы деятельности в эпоху Средневековья: феномен христианской полемической литературы и роль апологетов в ее становлении; публицистическое начало в жанрах проповеди, агиографии, миракля, «видения». Экзегетика и ее политическая функция. Система жанров в «темные века»: «церковная история», бестиарий, топография как способ структурирования христианской культуры.

10. Коммуникационные технологии в эпоху Реформации и Ренессанса: изобретение книгопечатания и «галактика Гутенберга». «Князь» Н. Макиавелли как предтеча современных политтехнологий. Появление первых европейских газет и журналов. Рукописные газеты XVI – XVII-х веков: «аввизи», «Fugerzeitungen», «листки новостей» и др.

11. Первые еженедельные газеты в Европе как преемники голландских «курантов». Первые ежедневные европейские газеты. Условия появления первых европейских журналов («Журнал ученых» Дени де Салло и его соответствия в английской, немецкой и итальянской журналистике; «Новости литературной республики» П.Бейля; «Галантный Меркурий» Ж.-Д. де Визе – первый литературно-критический журнал).

12. Возникновение и развитие жанра эссе. «Опыты» М.Монтеня. Английская эссеистика XVII -го века (Ф. Бекон, Р. Бертон, Дж. Холл и др.). Типологическая классификация эссе. Печать и публицисты английской буржуазной революции XVII века. Пуританизм как идеологическая и религиозная основа революции. Д. Мильтон как революционный публицист и идеолог (памфлеты против епископальной церкви, «Ареопагитика», «Обязанности королей и правительств», «Иконоборец» и др.).

13. Английский «персональный» журнализм XVIII века: журналы Д. Аддисона и Р. Стила. Издательская и памфлетная деятельность Д.Дефо («Опыт о проектах», «Чистопородный англичанин», «Кратчайший способ расправиться с диссидентами», «Гимн позорному столбу» и др.).

13. Политическая и памфлетная деятельность Д.Свифта («Битва книг», «Сказка бочки», памфлеты в защиту англиканской церкви и др.). Своеобразие памфлетов Д.Свифта «ирландского периода» («Письма Суконщика», «Скромное предложение» и др.). Публицистическое начало в «Путешествиях Гулливера».

14. Возникновение и становление американской журналистики. Первые американские газеты и журналы. Журналистская и издательская деятельность Б.Франклина («Записки вдовы Дугуд», «Пенсильванская газета», «Всеобщий журнал», «Альманах Бедного Ричарда»). Феномен появления «penny press» («The Sun» Б.Дэя, «The New-York Herald» Г. Беннета, «The New-.York Tribune» Х. Грили). «Новый журнализм» и «желтая» пресса: газетная империя У. Херста.

15. «Качественная журналистика» и «разгребатели грязи» («The New York Times» Ад. Окса, оппозиция «популярных» и «качественных» изданий; «макрейкерская» деятельность Д. Рииса и Г. Ллойда, «McClures Magazine» и другие «макрейкерские» издания).

16. Становление и развитие зарубежной радио- и тележурналистики. Коммерческое и некоммерческое телевидение, появление кабельного телевидения.

17. Типологическая эволюция зарубежной периодики в XX-м веке (таблоиды, еженедельные журналы новостей, современные массовые иллюстрированные журналы, журналы-дайджесты, познавательные и научно-популярные журналы, политико-идеологическая дифференциация современной зарубежной прессы).   

18. Понятия: «массовая информация», «информативность». Условия информативности. Аспекты адекватности информативности.

19. Свобода журналистики как базовая основа функционирования СМИ. Становление и характер концепций свободы: авторитарной, либертарианской, концепции социальной ответственности.

20. Социальная позиция журналиста. Система журналистских знаний и ценностей. Их эволюция. Тенденции социальной безответственности в СМИ последнего десятилетия.

21.  Особенности журналистики как социального института. Социальные роли и функции журналистики. СМИ как канал выражения и согласования социальных интересов.

22. Аудитория СМИ. Структура массового сознания. Понятия: «гражданское общество», «постсоветский менталитет». Методы изучения аудитории СМИ.

23.  Современные подходы к решению проблемы свободы СМИ. Социально-творческие, экономические, юридические факторы свободы СМИ.

24. Журналистика как система средств массовой информации. Массово-коммуникационные средства журналистики. Инфраструктура СМИ. Формы координации журналистской деятельности и типы взаимодействия между изданиями и программами.

25. Медиакритика: сущность, классификация медиакритических материалов.

26. Понятия: «концепция издания», «коммуникативная стратегия». Понятие информационной политики издания и формы ее реализации.

27. Радиовещание в системе современных каналов коммуникации. Функции радиовещания. Типовая структура государственной радиовещательной организации и особенности «тематического» планирования. Форматы коммерческих информационно-музыкальных радиостанций и тенденции их развития.

28. Телевидение в системе СМИ. Функции телевидения. Специфика телевизионных жанров. Особенности языка телеэкрана.

29. Специфика Интернет-журналистики. Особенности организации информации в сетевых СМИ. Жанры Интернет-журналистики.

30. Типология современной российской периодической печати. Типообразующие признаки. Типологические особенности «качественной» и «бульварной» прессы.

31. Методы познавательной деятельности журналиста. Методика сбора и проверки предварительной информации.

32. Тема, замысел, идея журналистского произведения. Факт как основа журналистского произведения.

33. Метод интервью в журналистике. Функциональные разновидности интервью, принципы общения с респондентом, приемы построения текста.

34. Новость в газете. Критерии новости. Ценность новостей. Особенности построения текста и его стилистические характеристики (заметка и ее разновидности).

35. Принципы образования, основные признаки и функции журналистских жанров.

36. Репортаж в газете: виды, особенности построения и структура. Специфика жанра отчета.

37. Аналитическая журналистика: методы исследования действительности, система аргументации, принципы построения текстов. Основные аналитические жанры.

38. Жанр корреспонденции в концепциях современных исследователей. Технологические приемы создания корреспонденции.

39. Статья: своеобразие жанра, виды, методы исследования действительности при подготовке аналитических материалов, принципы построения текста, типы аргументации.

40. Технология проведения журналистского расследования. Принципы построения текстов, основанных на расследовании.

41. Публицистика как специфический род деятельности. Функции публицистики. Соотношение образа и факта в публицистическом произведении. Художественные средства публицистики.

42. Художественно-публицистические жанры. Проблема соотношения образа и факта.Специфика жанра эссе.

43. Современный очерк: виды, структурная организация.

44. Сатирические жанры современной публицистики. Фельетонный стиль.

45. Организация работы информационного агентства. Тенденции развития информационных агентств в России.

46. Реклама и PR в системе массовых коммуникаций. Взаимосвязь журналистики, рекламы и PR. Общность и различие целей, методов, технологий.

47. Медиакоммуникации. Жанры рекламных и PR-текстов. Слоган.

48. Работа PR-службы в кризисных ситуациях. Диагностика кризиса, антикризисное реагирование. Информационные войны. Управление слухами.

49. Композиция периодического издания. Свойства и средства композиции. Конструктивные особенности газетной полосы. Верстка и ее виды.

50. Дизайн периодического издания: сущность и принципы. Постоянные элементы газеты и их оформление.

51. Бильдредактирование. Типы иллюстраций, принципы их размещения и оформления. Планирование в бильдредактировании. Фотоштампы и их устранение.

52. Взаимодействие формы и содержания периодического издания. «Лицо» издания. Главные факторы формообразования газеты, журнала. Психологические аспекты восприятия газетной/журнальной полосы.

53. Права и обязанности журналиста по «Закону РФ о средствах массовой информации».

54. Ответственность журналиста по российскому праву СМИ.

55. Правовой статус средства массовой информации и журналиста.

56. Авторское право в средствах массовой информации.

57. Экономические цели редакции СМИ и их взаимодействие. Способы влияния на соотношение целей.

58. Спрос и предложение на рынке СМИ. Ценовые и неценовые факторы спроса.

59. Себестоимость как основа ценообразования на продукцию СМИ. Методы ценообразования.

60. Методы управления прибылью редакции. Метод «точки безубыточности» и его использование с целью финансового прогнозирования.

61. Исторический генезис СМК как части социальной системы. Роль и особенности функционирования СМК в традиционном, индустриальном и информационном обществе.

62. Актуальные проблемы взаимоотношений СМК и современного общества. Основные тенденции развития печатных и электронных СМИ в современной России.

63. Теоретические модели МК: информационно-кодовая, инференциальная, интеракционная. Их сущность, научное и прикладное значение для социологического исследования информационно-коммуникативного пространства. Роль идей диалогизма, мышления и языка в развитии современной теории коммуникации.

64. Социологическая культура журналиста. Принципы взаимодействия социологии и журналистики. Понятие социожурналистики. Требования к социологическим публикациям.

65. Количественные и качественные социологические методы в труде журналиста.

66. Профессиональное общение в журналистике. Языки общения.

67. Основные психологические теории и журналистика.

68. Психология журналистского творчества. Парадигмы мышления и стили творчества.

69. Психологические аспекты манипулятивных возможностей СМИ.

70. Психологические аспекты манипулятивных возможностей СМИ.

 

 

Заведующий кафедрой

журналистики                                                       А.В. Млечко

 

 

По итогам обсуждения членов экзаменационной комиссии выставляется оценка:

«отлично» ставится при 95-100% усвоении пройденного материала. Студент показывает системные знания материала и умеет правильно сопоставлять факты.

«хорошо» ставится при 94 -71% усвоении пройденного материала. Студент показывает системные знания материала, однако допускает некоторые неточности.

«удовлетворительно» ставится при 70 –50% усвоении материала. Имеются пробелы в системном осознании изученного.

«неудовлетворительно» ставится при 49% (и ниже) усвоении материала. Отсутствуют правильные ответы на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя по тестируемому курсу.

 

Требования, предъявляемые к

выпускной квалификационной работе специалиста и критерии ее оценки.

Выпускная квалификационная работа специалиста выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в течение всего срока обучения.

Дипломная работа специалиста может быть двух видов:

1) исследовательская – в которой анализируются актуальные проблемы истории, теории и практики журналистики (печати, телевидения, радиовещания, сетевых СМИ в соответствии со специализацией);

2) творческая – представляющая собой комплекс (серию) печатных, теле-, радиоматериалов (в зависимости от специализации), подготовленных выпускником за последний год обучения, и их теоретико-практическое осмысление.

В исследовательской работе выпускник должен продемонстрировать умение выделить проблему, актуальную в определенной области журналистики, определить объект и предмет исследования, сформулировать его цели и задачи, проявить способность исследовать проблему, анализировать имеющийся эмпирический материал и научную литературу, делать обоснованные выводы, используя базовые теоретические и практические знания, полученные в процессе общепрофессиональной и специально-профессиональной подготовки.

В творческой работе выпускник должен продемонстрировать уверенные профессиональные навыки подготовки журналистских материалов в разных жанрах (в первую очередь проблемно-аналитических) для печати, телевидения, радио (в соответствии с полученной специализацией), а также достаточный уровень профессиональной рефлексии – умение оценить и анализировать свои публикации, используя в качестве исходной базы полученные общепрофессиональные и специально-профессиональные знания.

 

 

Структура выпускной квалификационной работы

ВКР должна содержать: обоснование выбора темы исследования, актуальности и научной новизны решаемой задачи; аналитический обзор состояния проблемы; обоснование выбора методов исследования; анализ литературного материала; изложение полученных результатов, выводы; список использованной литературы; оглавление. По своему содержанию и уровню ВКР должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научным публикациям в реферируемых научных изданиях. Оформление работы должно соответствовать требованиям, устанавливаемым вузом.



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Структура выпускной квалификационной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура выпускной квалификационной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)