МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА В 5 – 9 КЛАССАХ
«Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней» А.Н.Толстой Формами урока в основной школе могут быть: · викторины, конкурсы, блицтурниры, способствующие формированию знаний о. Второй мировой войне, о Великой Отечественной войне, о подвиге защитников нашей страны; · выпуск школьной стенной печати: боевой лист, классная стенгазета; · создание исторической карты или карты-схемы; · сообщения учащихся с использование мемуарной литературы; · рассказы школьников о воспоминаниях родственников, знакомых о том, в каких условиях жили люди военных лет, как выглядело их жилище, гардероб, кухня коммунальной квартиры, как они питались, проводили досуг, какое впечатление производили на них письма с фронта, рассказы участников строительства оборонных рубежей; · сообщения учащихся о походах, поездках или экскурсиях по местам боевой славы; · конкурс творческих работ учащихся: рисунков, антивоенных лозунгов, сочинений «Письмо солдату», эссе, интервью…; · конкурс чтецов; · выполнение пилотного проекта; · просмотр и обсуждение хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных Великой Победе; · компьютерные презентации: «Детство, опаленное войной», «История войны в судьбе моей семьи»; · представления визиток-портретов «Боевой путь моего дедушки, прадедушки», «Моя бабушка, прабабушка в годы войны»; · литературно-музыкальная гостиная «Поэзия войны священной», «Ради мира на Земле»; · организация выставок, тематических экспозиций художественно-публицистических изданий, посвященных героическим событиям истории и выдающимся личностям нашего Отечества; · проведение митингов. При организации первого урока следует обратить внимание на необходимость интернационального воспитания учащихся, так как победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся не против немецкой нации, а против фашизма.
План урока. 1. Что мы знаем о Великой Отечественной войне (вступительная беседа). 2. Человек на войне. 3. Великая Отечественная война в мемориальной культуре Курской области. 4. События Великой Отечественной войны в поэтических произведениях (стихи прилагаются). Ход урока 1) Вступительная беседа может начаться с вопросов о датах начала и завершения Великой Отечественной войны (даты записываются на доске). – Какие известные вам события можно вписать в этот промежуток между 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года? По мере их перечисления учитель сам или силами заранее подготовленных учащихся кратко комментирует содержание этих событий, расставляет их в хронологическом порядке и при необходимости привлекает творческие работы учащихся, которые представлены на стенде. Возможны аннотации к книгам по истории Великой Отечественной войны, просмотр фрагментов из кино – или видеофильмов о войне. При этом обязательно будет названо одно из важнейших событий Великой Отечественной войны – Битва на Курской дуге. Далее целесообразно спросить учащихся: § Кого из героев Великой Отечественной войны вы знаете? § Имена, каких полководцев Великой Отечественной войны вам известны? § Какие подвиги героев – воинов армии и флота, партизан вам запомнились из книг, кинофильмов? § Приведите примеры подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны вашими ровесниками. Заслушав ответы учащихся, учитель обратить внимание на то, что одной из черт гражданина является его благодарная память о живых страницах биографии своей страны, своего народа. Одной из таких незабываемых страниц является битва на Курской дуге. В исторических судьбоносных событиях познается человек, его возможности, его характер, духовные силы. Можно привести примеры подвигов солдат и офицеров, показать фрагменты фильмов, где показаны данные исторические события.
Павел Коган Я слушаю далекий грохот, Подпочвенный, неясный гуд Там подымается эпоха И я патроны берегу. Я крепко берегу их к бою. Так дай мне мужество в боях, Ведь если бой, то я с тобою, Эпоха громкая моя.
Пророческие строки стихотворения, в которых выражено ощущение надвигающейся войны, смертельной схватки с фашизмом. Этим ощущением жило поколение тридцатых годов. Когда пришел час защищать Родину, советские люди сражались за каждую пядь родной земли, «чтоб лишних сто семьдесят два сантиметра легли в завоеванный счет». Гитлеровское командование исчисляло сроки войны с СССР месяцами и неделями. Мужество, героизм, самопожертвование наших соотечественников сломили их планы. Один из учащихся прочтет стихотворение Александра Плотникова
ОДА СОЛДАТУ Солдату я слагаю оду. Был ратный путь его тяжел. Он все прошел: огонь и воду, И трубы медные прошел.
Шагал по вражескому следу До завершающего дня. И прочно выковал Победу Из грома, стали и огня.
И, полная творящей силы, Вся в блеске солнца, не в дыму, Стоит спасенная Россия, Как вечный памятник ему.
Это стихотворение может быть органичным переходом ко второму пункту плана. 2) Учитель отмечает, что самым молодым солдатом последнего призыва сегодня за семьдесят, и их не так много осталось в живых, а с каждым годом становится все меньше, и это с каждым годом становится все заметнее. Сегодняшние школьники уверенно рассуждают о цене победы, прогнозируют дальнейшее развитие событий: что было бы, если бы…, дискутируют на тему: были ли героями Александр Матросов или Зоя Космодемьянская, имел ли право полководец посылать на смерть тысячи людей ради «точки на карте» и т.п. При этом есть довольно значительная часть учащихся, которые вообще не знают конкретных имен героев войны. «А ровесникам нынешних старшеклассников и ровесникам ваших родителей в те годы не приходилось рассуждать», – скажет учитель. – «Они получали приказ, и его необходимо было выполнить. Им надо было выстоять, выдержать, сражаясь не на жизнь, а насмерть и только благодаря тому, что большинство из них пошли на самопожертвование, отдали свои жизни, мы с вами живы и, сидя дома у телевизора или в светлом классе, можем спорить, вести дискуссии, рассуждать на темы войны и мира». А те люди воевали за нашу землю, за нашу Родину, за родных и близких людей, за наше с вами будущее, за нашу с вами жизнь. Наверное, среди них были всякие: и негодяи, и трусы, и предатели, но не они решили исход войны. Не они 1418 дней и ночей своей жизни отдали тому, чтобы «пропахав пол-Европы по-пластунски», водрузить флаг над Берлином, сокрушив фашизм. Какие подвиги защитников Москвы произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему? Возможна ситуация, что этот вопрос вызовет затруднения у учащихся. Нынешние школьники могут и не называть никого поименно. В этом случае учитель сам приведет несколько конкретных примеров подвигов защитников Курской области на фронте и в тылу. Вопросы для беседы. § Какой отклик у москвичей нашел призыв песни «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!»? § Как в московской топонимии сохраняется память о Великой Отечественной войне? § В каких современных музеях нашего города отражена история Великой Отечественной войны? § Чем прославился город Курск в годы войны? § Используя известные вам материалы по истории своего округа, района, школы, своей семьи, докажите отечественный характер войны против фашистской Германии.
3) «Великая Отечественная война в мемориальной культуре нашего города занимает особое место» – скажет учитель. Далее, опираясь на знания учащихся по краеведению, можно организовать поездки и прогулки по Курску, области.
4) Завершить занятие можно чтением следующих стихотворений, которые предварительно распределяются между учащимися. Они своим содержанием создают определенный эмоциональный фон, приподнятое настроение и могут быть достойным завершением занятия. Возможен и другой вариант завершения занятия. Учитель прочтет сам или включит звукозапись песни А. Пахмутовой на слова М. Львова (эту песню исполняла великая русская певица Людмила Георгиевна Зыкина):
Поклонимся великим тем годам, Всем славным командирам и бойцам, И маршалам страны, и рядовым. Поклонимся и мертвым, и живым Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья.
На уроке может звучать музыка: Баснер «Симфония для симфонического оркестра», «Поэма об освобождении Ленинграда»; Н. Богословский «Симфония» по повести «Василий Теркин»; В. Мурадели «2-ая симфония»; Д. Шостакович 7, 8 симфонии; А. Хачатурян «2-ая симфония», музыка для духового оркестра и др.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |