Ответ: объём газовой смеси уменьшился в 2 раза.
Введение. Добиться усвоения знаний учащимися, можно, как известно, разными способами. Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ химической науки. Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения: 1)обеспечение самостоятельности и активности учащихся; 2) достижение прочности знаний и умений; 3) осуществление связи обучения с жизнью; 4) реализация политехнического обучения химии, профессиональная ориентация. Формирование умений решать задачи является одним из компонентов обучения химии. Для успешного преподавания химии необходимо использование основного дидактического принципа единства обучения, воспитания и развития. В процессе решения задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатывается смекалка в использовании имеющихся знаний. Задачи, включающие определённые химические ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом. Побуждая учащихся повторять пройденное, углублять и осмысливать его, химические задачи способствуют формированию системы конкретных представлений, что необходимо для осмысленного восприятия последующего материала. Решение задач является одним из звеньев в прочном усвоении учебного материала ещё и потому, что формирование теорий и законов, запоминание правил, формул, составление химических уравнений происходит в действии. У учащихся в процессе решения задач воспитываются трудолюбие, целеустремлённость, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся. В ходе решения задач идёт сложная мыслительная деятельность учащихся, которая определяет развитие как содержательной стороны мышления (знаний), так и действенной (операции, действия). Теснейшее взаимодействие знаний и действий является основой формирования различных приёмов мышления: суждений, умозаключений, доказательств. В свою очередь знания, используемые при решении задач, можно подразделить на два рода: знания, которые ученик приобретает при разборе текста задачи и знания, без привлечения которых процесс решения невозможен. Сюда входят различные определения, знание основных теорий, законов, разнообразные химические понятия, физические и химические свойства веществ, формулы соединений, уравнения химических реакций и т.д. Мышление при этом выступает как проблема «складывания» операций в определённую систему знаний с её последующим обобщением. Значительна роль задач в создании поисковых ситуаций, необходимых при проблемном обучении, а также в осуществлении процесса проверки знаний учащихся и при закреплении полученного на уроке учебного материала. Таким образом, при использовании химических задач в процессе обучения реализуются как ключевые, так и предметные компетенции учащихся и учителя: ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная компетенции, компетенция личностного самосовершенствования, овладение основами химической науки, овладение общенаучными и частнонаучными методами познания, понимание социальной значимости химии и др. Химические расчётные задачи условно делят на три группы: 1. Задачи, решаемые с использованием химической формулы или на вывод формулы вещества. 2. Задачи, для решения которых используют уравнения химических реакций. 3. Задачи, связанные с растворами веществ. Каждая из этих групп включает различные типы задач. Большое значение имеют задачи, в которых наряду с известными явлениями, понятиями даются новые неизвестные. В этом случае решение задачи является средством применения имеющихся знаний и умений для получения и осмысливания новых знаний. Решение задач, связанных с определением состава смеси веществ, является одним из наиболее сложных для учащихся и интересных разделов при обучении химии. Для определения состава смеси веществ можно использовать разные способы и приёмы решения задач. В данной работе я попыталась представить поэтапное решение задач «на определение состава смеси веществ» для создания интерактивной химии, которое, на мой взгляд, послужит как вспомогательным материалом для обучения и развития школьников решению задач данного типа, так и средством контроля за уровнем обученности по предмету.
Определение состава смеси, Все компоненты которой взаимодействуют С указанными реагентами Задача №1. При растворении в соляной кислоте смеси железа и алюминия массой 11 г выделился водород объёмом 8,96 л. Определите массу каждого металла в исходной смеси.
Дано: m (Fe и Al) = 11 г Vобщ (H2) = 8,96 л ----------------------- m (Fe) - ? m (Al) - ?
Решение: 1 этап. Составим уравнения реакций. х г. а л 2 Al + 6 HCl à 2 AlCl 3 + 3 H 2 ↑ (1) 2 моль 3 моль М = 27 г/моль Vm = 22,4 л/моль m = 54 г V = 67,2 л
(11- x ) г b л Fe + 2 HCl à FeCl 2 + H 2↑ (2) 1 моль 1 моль М = 56 г/моль Vm = 22,4 л/моль m = 56 г V = 22,4 л 2 этап.Зададим массы алюминия и железа: m ( Al ) = x г, m ( Fe ) = (11 – x ) г 3 этап. Вычислим объём водорода а, выделившегося в результате реакции (1). a = 67,2х / 54 = 1,244х 4 этап. Вычислим объём водорода b, выделившегося в результате реакции (2). b = (11 – x )*22,4 / 56 = 0,4(11 – х) 5 этап. Составим выражение для общего объёма водорода. По условию a + b = 8,96 , тогда уравнение для расчёта объёма водорода имеет вид: 1,244х + 0,4(11 – х) = 8,96 6 этап. Вычислим х: 4,56 = 0,844х, отсюда х = 5,4 г – масса алюминия.
7 этап. Вычислим массу железа: 11 – 5,4 = 5,6 г Ответ: m ( Fe ) = 5,6 г, m ( Al ) = 5,4 г. Задача №2 При действии соляной кислоты на 4,66 г смеси железа и цинка было получено 1.792 л водорода (н.у.). Каков состав смеси?
Дано: m (Fe и Zn) = 4,66 г V (H2) = 1,792 мл М (Fe) = 56 г/моль М (Zn) = 65 г/моль Vm = 22,4 л/моль _________________ m (Fe) - ? m (Zn) - ?
Решение: 1 этап. Зададим массы железа и цинка: m ( Fe ) = x г, m ( Zn ) = (4,66 – x ) г 2 этап. Составим уравнения реакций: Fe + 2 HCl à FeCl 2 + H 2 ↑ (1) Zn + 2 HCl à ZnCl 2 + H 2 ↑ (2) 3 этап. Определим по уравнению реакции (1) объём выделившегося водорода a: x /56 = a / 22,4 a = 22,4 x /56 = 0,4 x 4 этап. Определим по уравнению реакции (2) объём выделившегося водорода b : 4,66 – х) /65 = b / 22,4 b = 22,4 *(4,66 – x ) /65 b = 1,6 – 0,34 x 5 этап. По условию выделилось 1,792 л водорода (общий объём). Выразим его как сумму объёмов Н2 в уравнениях (1) и (2): 0.4х + 1,6 – 0,34х = 1,792 6 этап. Вычислим х: 0,06х = 0,192 х = 3,2 (г) – масса железа 7 этап. Вычислим массу цинка: 4,66 – 3,2 = 1,46 (г) Ответ: m ( Fe ) = 3,2 г, m ( Zn ) = 1,46 г. Задача №3 При каталитическом гидрировании смеси уксусного и пропионового альдегидов массой 19,3 г затрачен водород объёмом 8,06 л. Определите массовую долю уксусного альдегида в смеси. Дано: m (смеси) = 19,3 г Vобщ (Н2) = 8,06 л Vm = 22,4 л/моль М (СН3СНО) = 44 г/моль М (СН3СН2СНО) = 58 г/моль ------------------------------- W (СН3СОН) - ?
Решение: 1 этап. Составим уравнения реакций гидрирования уксусного и пропионового альдегидов.
х моль х моль СН3СНО + Н2 -- à СН3СН2ОН (1)
y моль y моль СН3СН2СНО + Н2 à CH 3 CH 2 CH 2 OH (2) 2 этап. Выразим количества вещества уксусного и пропионового альдегидов соответственно через переменные величины: х моль и y моль .
3 этап. Выразим количество вещества водорода по уравнению реакции (1): n (CH3CHO) = n (H2) = x моль.
4 этап. Выразим количество вещества водорода по уравнению реакции (2): n (CH3CH2CHO) = n (H2) = y моль . 5 этап. Выразим общее количество вещества водорода по формуле: n = V / Vm 8,06 / 22,4 = 0,36 моль 6 этап. Выразим общее количество вещества водорода через заданные величины: x + y = 0,36 7 этап. Выразим массы альдегидов через заданные переменные величины количества вещества по формуле: m = M * n : m (CH3CHO) = 44x г , m (CH3CH2CHO) = 58y г . 8 этап. Масса смеси по условию 19,3 г. Выразим её через данные с переменными x и y : 44х + 58 y = 19,3 9 этап. Составим систему уравнений и решим её: x + y = 0,36 44 x + 58 y = 19,3
x = 0,36 – y 44*(0,36 – y ) + 58 y = 19,3 15,84 + 14 y = 19,3 y = 0,247 моль, х = 0,113 моль 10 этап. Вычислим массу уксусного альдегида: 44 * 0,113 = 4,967 г 11 этап. Вычислим массовую долю уксусного альдегида в смеси по формуле: W = m в-ва / m смеси W (СН3СНО) = 4,967/19,3 = 0,258 или 25,8% Ответ: 25,8 %
Задача №4 Известно, что 1,12 л (н.у.) смеси ацетилена с этиленом в темноте полностью связывается с 3,82 мл брома (ρ = 3,14 г/мл). Во сколько раз уменьшится объём смеси после пропускания её через аммиачный раствор оксида серебра?
Дано: Vсмеси = 1,12 л М (Br2) = 160 г/моль Vраствора (Br2) = 3,82 мл Vm = 22,4 л/моль ρ (Br2) = 3,14 г/мл ___________________ V1смеси/V2смеси -? Решение: 1 этап. Все ли компоненты смеси реагируют с бромом? Составьте уравнения реакций: C 2 H 4 + Br 2 - à C 2 H 4 Br 2 (1) C2H2 + 2Br2 -- à C2H2Br4 (2) 2этап. Обозначим количества вещества этилена и ацетилена через переменные величины соответственно: n ( C 2 H 4 ) = x моль, n ( C 2 H 2 ) = y моль. 3 этап. Вычислим общее количество вещества газовой смеси по формуле: n = V / Vm n смеси = 1,12 / 22,4 = 0,05 моль 4 этап. Выразим общее количество вещества смеси через количества вещества этилена и ацетилена в уравнениях (1) и (2): x + y = 0,05 5 этап. По уравнению реакции (1) n ( Br 2 ) = n ( C 2 H 4 ). Выразим количество вещества брома, вступающего в реакцию с этиленом: n ( Br 2 ) = x моль 6 этап. По уравнению реакции (2) n ( Br 2 ) = 2 n ( C 2 H 2 ). Выразим количество вещества брома, вступающего в реакцию с ацетиленом: n ( Br 2 ) = 2 y моль 7 этап. Вычислим общее количество вещества брома, которое дано по условию по формуле: n (Br2) = ρ*V /M n ( Br 2 ) = 3,82* 3,14 / 160 = 0,075 моль 8 этап. Представим общее количество вещества брома как сумму количеств по двум уравнения реакций: x + 2 y = 0,075 9 этап. Составим систему уравнений с двумя неизвестными: x + y = 0,05 x + 2 y = 0,075 10 этап. После решения системы уравнений получили: х = 0,025 моль, y = 0,025 моль 11 этап. Какое вещество реагирует с аммиачным раствором оксида серебра? Напишите уравнение реакции: NH3, t С 2 Н 2 + Ag2O --- à CH3CHO + 2Ag (3) 12 этап. Зная, что количество вещества ацетилена в смеси 0,025 моль, вычислим, какой объём ацетилена вступил в реакцию с оксидом серебра, по формуле V = Vm * n : V ( C 2 H 2 ) = 0,025 * 22,4 = 0,56 л 13 этап. Вычислим, во сколько раз уменьшился объём смеси: V1/V2 = 1,12 /0,56 = 2 Ответ: объём газовой смеси уменьшился в 2 раза.
Задача №5* При взаимодействии смеси металлического цинка и его карбоната с избытком водного раствора соляной кислоты выделяется 13,44 л (н.у.) газа. После полного сжигания образовавшегося газа на воздухе и конденсации водяных паров объём газа уменьшился до 8,96 л. Какова доля цинка (в %) в исходной смеси?
Дано: Vгаза1 = 13, 44 л Vгаза 2 = 8, 96 л М (Zn) = 65 г/моль М (ZnCO3) = 125 г/моль Vm = 22,4 л/моль ____________________- W (Zn) - ?
Решение:
1 этап. Составим уравнения реакций, которые соответствуют задаче: Zn + 2 HCl à ZnCl 2 + H 2 ↑ (1) ZnCO3 + 2HCl à ZnCl2 + H2O + CO2↑ (2)
2 этап. Какие газы образуются в результате реакций? Чему равен объём полученных газов? V ( H 2 ) + V ( CO 2 ) = 13,44 л 3 этап. Какой газ сожгли? Составим уравнение реакции: 2 H 2 + O 2 à 2 H 2 O (3)
4 этап. По условию пары воды сконденсировали, какой газ остался после конденсации паров воды? Чему равен объём оставшегося газа?
После конденсации водяных паров газ стал состоять только из углекислого газа, т.е. V ( CO 2 ) = 8,96 л 5 этап. Вычислим объём водорода, выделившегося в результате реакции (1):. V ( H 2 ) = 13,44 – 8,96 = 4,48 л 6 этап. Вычислим количество вещества цинка в соответствии с уравнением реакции (1): по уравнению реакции (1) n ( Zn ) = n ( H 2 ) = 4,48 / 22,4 = 0,2 моль 7 этап. Вычислим массу цинка по формуле: m = n * M m ( Zn ) = 0,2 * 65 = 13 г 8 этап. Вычислим количество вещества карбоната цинка в соответствии с уравнением реакции (2): по уравнению реакции (2) n (ZnCO3) = n (CO2) = 8,96 / 22,4 = 0,4 моль 9 этап. Вычислим массу карбоната цинка по формуле: m = n * M m (ZnCO3) = 0,4 * 125 = 50 г 10 этап. Вычислим массу исходной смеси веществ: m смеси = m ( Zn ) + m ( ZnCO 3 ) = 13 + 50 = 63 11 этап. Вычислим массовую долю цинка в исходной смеси по формуле: W = m в-ва / m смес W ( Zn ) = m ( Zn ) / m смеси = 13 / 63 = 0, 206 или 20,6% Ответ: массовая доля цинка в смеси 20,6 % Задача №6 Имеется смесь, содержащая 30% алюминия и 70% цинка. Определите, какую навеску смеси нужно взять для получения 10 л водорода при взаимодействии с соляной кислотой.
Дано : W (Al) = 30% W (Zn) = 70% V (H2) = 10 л V m = 22, 4 л/моль М (Zn) = 65 г/моль M (Al) = 27 г/моль ________________ mсмеси - ?
Решение: 1 этап. Зададим массу искомой навески: m смеси = а (г) 2 этап. Выразим массы алюминия (30%) и цинка (70%): m (Al) = 0,3a г , m (Zn) = 0,7a г 3 этап. Составим уравнения реакций:
0,7 a г х л Zn + 2 HCl à ZnCl 2 + H 2 ↑ (1) 1 моль 1 моль М = 65 г/моль Vm =22,4 л/моль m = 65 г V = 22,4 л 0,3а г y л 2 Al + 6 HCl à 2 AlCl 3 + 3 H 2 ↑ (2) 2 моль 3 моль М = 27 г/моль Vm =22,4 л/моль m = 54 г V = 67,2 л 4 этап.Определим объём выделившегося водорода х по реакции (1) с цинком: 0,7 а /65 = х /22,4 х = 0,24а 5 этап. Определим объём выделившегося водорода y по реакции (2) с алюминием: 0, 3 а /54 = y / 67,2 y = 0,37 a 6 этап. По условию нужно получить 10 л водорода. Выразим общий объём водорода как сумму объёмов по уравнениям: 0, 24а + 0, 37а = 10 7 этап. Вычислим массу навески смеси а: а = 16,4 г.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |