Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1 Теоретические основы формирования технических умений детей дошкольного возраста 3-4 лет



2019-12-29 235 Обсуждений (0)
Глава 1 Теоретические основы формирования технических умений детей дошкольного возраста 3-4 лет 0.00 из 5.00 0 оценок




1.1 Особенности организации технических умений у детей 3-4 летнего возраста в лепке

Под способностями психологи рассматривают особые психические свойства или особенности человека, влияющие на эффективность выполнения какой-либо деятельности (В.Г. Ананьев, Б.П. Теплов). С.Л. Рубинштейн [14; 16], подробно рассмотревший проблему человеческих способностей, связывает ее с вопросом о развитии человека в целом. С его мыслями созвучны и выводы, сделанные Тепловым о том, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое, что способность существует только в движении. Спорным являлся вопрос о природе способностей.

Одна из основных мыслей С.Л. Рубинштейна - это идея о том, что с одной стороны, способности не могут быть просто насаждены извне, что в индивиде должны существовать предпосылки, внутренние условия для их органического роста и, с другой стороны, что они не предопределены, не даны в готовом виде до и вне всякого развития. Теплов говорил о врожденности не самих способностей, а лежащих в основе их развития задатков. Очень важно также отметить, что, говоря о врожденных задатках, мы тем самым не говорим еще о наследственных задатках. Большинство ученых, работающих в этой области (Е.И. Игнатьев, Л.С. Рубинштейн, В.И. Кириенко), придерживается этой же точки зрения насчет основы способностей. Теории, подчеркивающие роль внешних факторов в проявлении способностей человека, не получили распространения, так как были проанализированы и признаны несостоятельными. В частности Л. С. Рубинштейн утверждает, что способности людей формируются не только в процессе усвоения продуктов, созданных человеком в процессе исторического развития, но также и в процессе их создания ; процесс, создания человеком предметного мира это и есть вместе с тем развитие им своей собственной природы. [14] Но развитие способностей не есть усвоение готовых продуктов; способности не проецируются в человеке из вещей, а развиваются в нем в процессе его взаимодействия с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Способности человека — внутренние условия его развития, которые, как и прочие внутренние условия, формируются под воздействием взаимодействия человека с внешним миром. Еще одним немаловажным вопросом в русле рассмотрения способностей является вопрос об их структуре. По утверждению Л. С. Рубинштейна, в состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока она органически не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций; но ядро способности это не усвоенная, не автоматизированная операция, а те психические процессы, посредством которых эти операции, их функционирование, регулируются, качество этих процессов. Всякая операция (логическая, счетная, грамматическая словообразования и словоизменения) всегда основывается на определенных отношениях, которые она реализует. Поэтому обобщение этих отношений, а значит, и вычленение этих отношений и их анализ -необходимое условие успешного функционирования операций, на них основывающихся. Итак, анализ состава (и структуры) способностей привел нас к выделению в актуальной способности двух компонентов: более или менее слаженной и отработанной совокупности операций способов, которыми осуществляется соответствующая деятельность, и качества процессов, которыми регулируется функционирование этих операций. Б. М. Теплов [16] отмечает, что одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Кроме того, отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. [17]. Развитие восприятия, познавательных процессов в изобразительной деятельности рассматривается с позиций реалистического искусства, которое является особой формой общественного сознания; в нем закрепляется, формируется и развивается эстетическое отношение человека к действительности. Рисование, лепка, аппликация детей также являются специфическим средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге, в плане, образы складываются в сознании ребенка в процессе непосредственного чувственного познания-восприятия. В педагогике руководства художественным творчеством дошкольников разработаны такие приемы, которые позволяют живо, эмоционально, часто в игровой форме проводить знакомство детей с лепкой. Занятия изобразительной деятельностью — один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке. В произведениях искусства (в живописи, графике, произведениях декоративного искусства), потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, и основе которого впоследствии будет
формироваться художественная культура человека. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь.

Подготовить ребенка к важному этапу в жизни поможет изобразительное искусство, включающее лепку. Лепка способствуют концентрации внимания, заставляют сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Такие занятия развивают у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Занятия по ИЗО, лепке и оригами имеют огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, стимулируют развитие памяти, знакомят детей с основными геометрическими понятиями.

Для более систематичного и планомерного руководства детской изобразительной деятельностью разработаны занятия на год для всех групп детского сада, начиная с второй младшей. В представленных занятиях раскрываются программное содержание, методика проведения, связь с другими сторонами воспитательной работы. При обозначении темы занятия в ряде случаев в скобках указывается ее вариант. Он не единственно возможный педагог может продумать и другие. Одни и те же задачи решаются на разных занятиях. Это обеспечивает повторность, формирует у детей прочные навыки и умения. Кроме требований, относящихся непосредственно к изобразительной деятельности, в раздел «Программное содержание» включаются воспитательные задачи: воспитание самостоятельности, активности, уважения к труду взрослых, любви к животным и др.

Известно, что уровень и качество усваиваемых знаний, навыков, умений, уровень овладения той или иной деятельностью зависят не только от содержания обучения, но и от того, какие методы и приемы использует педагог. Поэтому большое внимание при разработке занятий уделено в пособии методике их проведения. Важно, чтобы занятия проходили в живой, радостной, эмоциональной атмосфере и были интересны по форме. Этому способствует использование разнообразных методов и приемов, широкое включение игры, варьирование обстановки, в которой проводятся занятия. С целью развития образной, выразительной речи, повышения эмоциональной образности изображений, создаваемых детьми, повышения интереса у них к рисованию, лепке, аппликационной деятельности необходимо разнообразить формы проведения и анализа детских работ, предоставить детям больше свободы в выражении своего отношения к рисункам, лепке. Взаимосвязь изобразительной деятельности с детскими играми должна осуществляться не от случая к случаю, а систематически, красной нитью проходить через все возрастные группы детского сада. Взаимосвязь изобразительной деятельности с различными играми вызывает положительное, эмоциональное отношение к изображаемому; использование игровых приемов на занятиях по рисованию, лепке, аппликации способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представление о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество. Дети 3-4 лет более подготовлены к занятиям по лепке, чем дети двух с половиной лет. Некоторые из них, знакомы с материалом, знают, что из глины можно лепить, владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска. Выполненные фигурки начинают вызывать у детей чувство радости и удовлетворения. Однако у них еще не существует четкой связи между движениями руки и формой, которая получается, нет устойчивости в замысле, недостаточно закреплены гигиенические правила при работе с глиной. В связи с этим во второй младшей группе в основном закрепляются имеющиеся изобразительные умения и навыки. Задачи обучения лепке в данной группе четко распределены по кварталам и решаются на занятиях по заданию и по замыслу детей. Эти задачи предусматривают: побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства, а также учить во время лепки ориентироваться в форме предметов, величине и их количестве. Дети 3—4 лет могут уже в большей степени, чем дети младшего возраста, лепить по собственному замыслу: их жизненный опыт стал больше и они более осознанно могут использовать знакомые темы и способы лепки. Однако замысел детей еще неустойчив, и они, выбирая тему, в процессе лепки часто отклоняются от нее. Объясняется это тем, что ребенку бывает трудно довести до конца задуманное из-за незнания способов лепки. Иногда в процессе лепки получившиеся фигурки вызывают у ребят ассоциации с другими знакомыми предметами, и они дают своим изделиям совсем другие названия. Постепенно, под влиянием обучения замыслы ребят становятся более устойчивыми, и, несмотря на то что форма предмета еще неотчетлива, они могут на протяжении одного занятия вылепить одну или две фигурки на самостоятельно задуманную тему.

 

1.2 Методика обучения дошкольников предмету лепке

Многие дети в возрасте 3-4 лет любят лепить из пластилина или глины. Выполненные фигурки начинают вызывать у детей чувство радости и удовлетворения. Однако у них еще не существует четкой связи между движениями руки и формой, которая получается, нет устойчивости в замысле, недостаточно закреплены гигиенические правила при работе с глиной. В связи с этим во второй младшей группе в основном закрепляются имеющиеся изобразительные умения и навыки. Задачи обучения лепке в данной группе четко распределены по кварталам и решаются на занятиях по заданию и по замыслу детей. Эти задачи предусматривают: побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства, а также учить во время лепки ориентироваться в форме предметов, величине и их количестве. Занятия по лепке в ДОУ разбивается по кварталам. I квартал. Для осуществления указанных задач проводится ряд упражнений, связанных с раскатыванием кома глины между ладонями прямыми движениями. Основная задача этих упражнений — научить детей согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком глины. Детям предлагаются различные задания: вылепить столбик или несколько столбиков, палочки, карандаши. Следующий этап — это изменение знакомого предмета для получения другого, а именно колечка, баранки, бублика. Лепка кольца требует осуществления зрительного контроля, а для того чтобы форма получалась округлой, ребенку нужно соединить два конца столбика и плотно прижать их один к другому. От знакомых действий ладонями дети переходят к работе пальцами, что также является важным моментом как для создания данного предмета, так и для всей последующей работы по лепке: только пальцами создается живая интересная форма. Одновременно с умениями изобразительного характера ребят учат правилам работы с глиной: не пачкать стол и одежду, лепить на доске, засучивать рукава перед лепкой, по окончании мыть руки. После того как дети усвоят лепку столбика и кольца, их учат лепить предметы округлой формы, т. е. скатывать ком глины между ладонями круговыми движениями. Тут нужна координация движений обеих рук, зрительный контроль за этими движениями, чтобы ком глины принял округлую форму, а не овальную или расплющенную. При упражнениях детям предлагают вылепить шар, мяч, яблоко, апельсин, вишни. Изображение разнообразных предметов одной формы поддерживает интерес к лепке и способствует выполнению задач изобразительного характера — дети постепенно начинают передавать некоторые особенности различных предметов округлой формы. В одном случае они будут лепить большие яблоки, а в другом — много маленьких шариков, чтобы затем, прикрепив их к сосновым иголочкам, получить вишенки.

Дети должны получить удовольствие от вылепленных фигур и усвоить действия, которые образуют форму шара. II квартал. В этом квартале детей вначале обучают изображению дискообразных предметов приемом расплющивания шарообразной формы между ладонями. Изображением диска дети овладевают быстро, а разная тематика дает возможность закрепить это умение. Дети могут изобразить лепешку, печенье, пряник и украсить их, делая углубления на поверхности пальцем или специально приготовленными палочками — печатками, которые в сечении могут иметь разную форму: круг, квадрат. При украшении следует предоставить детям самостоятельность. Сначала дети хаотично располагают элементы (кружочки или квадратики), но постепенно при соответствующем обучении начинают украшать ими свои изделия более ритмично.

Помимо плоскостного украшения, дети могут делать и объемные. Так, можно приготовить торт для кукол: шарики по больше располагаются посередине, а маленькие — по краю. Украшение из столбиков дети размещают на поверхности торта лучами, расходящимися от центра к краям, или в виде сетки. Таким образом, при изображении печенья, торта дети закрепляют технику лепки, а также учатся создавать образ предмета по собственному замыслу. III квартал После того как дети усвоили получение шара, цилиндра, диска, они могут перейти к изображению предметов, состоящих из нескольких частей. Дети делают самолет, снеговик, башенку из шариков, колец или дисков, мишку-неваляшку, куклу-неваляшку, зайку-неваляшку и птичку. Детям данной группы еще трудно создавать предметы из большого количества частей, размещать части в нужном конструктивном порядке, поэтому следует предложить вылепить снеговика только из двух шаров: большого и маленького, а самолет из трех валиков глины. Изображение этих предметов даже в таком упрощенном виде требует от детей умственного напряжения, разрешения целого ряда довольно сложных задач. Так, например, лепка снеговика предусматривает передачу его структуры, а для этого следует вылепить два шара разной величины, в основание положить большой, а сверху маленький шар. Кроме того, нужно плотно прижать одну часть к другой, не нарушая их форму. Лепка снеговика является предварительной работой перед изображением куклы-неваляшки, которая состоит из большего числа частей — добавляются маленькие шарообразные руки. Еще более сложным является изображение мишки-неваляшки, так как дети должны сделать круглые уши путем прищипывания их от верхнего шара, изображающего голову. А если они лепят зайца-неваляшку, то уши можно вылепить из столбиков, немного расплющенных пальцами. Лепка любого предмета — это создание образа, обладающего определенной выразительностью, которая складывается из формы, правильно переданных пропорций, дополнительных деталей и фактуры, поэтому начиная с младшей группы детей нужно подводить к использованию выразительных средств. Например, снеговики, куклы-неваляшки, мишки, зайцы будут намного выразительнее, если дети не только передадут форму и пропорции, но и подрисуют им палочкой глаза, нос, рот. Прием нанесения этих деталей детям знаком, так как они подобным способом уже делали украшения на вылепленных пряниках и печенье. Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев, и детям можно предложить вылепить пряник, пирожное с украшениями, выполненными путем защипывания краев.

 IV квартал. В летнее время идет закрепление умений, полученных детьми в течение трех кварталов. Они могут вылепить вишни (глиняные шарики, скрепленные сосновыми иглами), ягоды, грибы, некоторые овощи и фрукты. Обучение лепке строится так, чтобы к моменту перехода в среднюю группу дети владели необходимой техникой и умениями для создания выразительного образа. Дети 3—4 лет могут уже в большей степени, чем дети младшего возраста, лепить по собственному замыслу: их жизненный опыт стал больше и они более осознанно могут использовать знакомые темы и способы лепки. Однако замысел детей еще неустойчив, и они, выбирая тему, в процессе лепки часто отклоняются от нее. Объясняется это тем, что ребенку бывает трудно довести до конца задуманное из-за незнания способов лепки. Иногда в процессе лепки получившиеся фигурки вызывают у ребят ассоциации с другими знакомыми предметами, и они дают своим изделиям совсем другие названия. Например, ребенок задумал изобразить снеговика, но вылепленные шарики напомнили ему яблоко. В результате ребенок вылепил несколько шариков и назвал их «яблочки». Или: ребенок, задумав лепить погремушку, стал соединять шар с палочкой-ручкой, но, скрепляя части, расплющил шар; получившееся изделие напомнило ему грибок, и первоначальный замысел был изменен.Успешное проведение занятий как по заданию воспитателя, так и по замыслу детей зависит от всей системы обучения, от того, какие методы и приемы избрал воспитатель, чтобы научить ребят изображению предметов в лепке. Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различению и лепке шара, цилиндра, диска, ориентировке в их величине, составлению из них несложных фигур. Основное место отводится информационно-рецептивному и репродуктивному методам. С детьми рассматривают шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно, чтобы ребенок подержал их в руках, ощутил объем, размер. Для этого детей перед занятием объединяют в небольшие группы по 5—6 человек. Можно предложить покатать предмет между ладонями, если шар — круговыми движениями, если цилиндр — продольными. Обследовать подобным образом можно и предметы, состоящие из нескольких частей, например куклу-неваляшку. В таком случае внимание ребят направляется сначала на форму основных частей — туловище, голову, а потом более мелких, дополняющих образ — руки. Такое активное знакомство с формой предмета не только подведет ребенка к пониманию формы, но и позволит понять строение куклы. Одновременно идет уточнение пропорциональных соотношений между частями: туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, а руки совсем маленькие. Кроме того, куклу можно проанализировать и по количеству частей: одно туловище, одна голова и две руки. Почти все эти задачи ставились в первой младшей группе; во второй младшей группе знакомство детей с основными геометрическими телами включает в себя и первоначальное обобщение: усвоив форму шара или цилиндра, ребенок сможет в дальнейшем увидеть ее в других предметах. Например, шар — в яблоке, апельсине, ягодах. На этой основе происходит формирование обобщенных умений и развитие способности действовать самостоятельно. Например, круглый апельсин нужно лепить так же, как яблоко. Части, из которых состоит снеговик, неваляшка тоже круглые и лепятся таким же способом. На первых занятиях по лепке целесообразно показать приемы изображения и объяснить их. Малыши сидят лицом к воспитателю, а он берет ком глины одной рукой, помещает его на раскрытую ладонь и производит необходимые движения. «Беру кусок глины, — говорит воспитатель, — кладу на ладонь и раскатываю его вот так: вперед, назад, вперед, назад. Вот какой получится столбик». Все действия воспитателя при показе способов должны быть четкими и понятными. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения можно предложить перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Показ и объяснение должны занять не более 3—4 мин. Обучение детей 3-4 лет должно предусматривать развитие детской самостоятельности. Поэтому в тех случаях, когда дети знакомы с приемами лепки, им не следует показывать их еще раз. Хороший результат от занятия может быть достигнут только в том случае, если воспитатель сумеет заинтересовать детей предстоящей лепкой. Для этого можно обыграть тему занятия, сказав детям, что они будут лепить пряники для кукол, или предложить вылепленной кукле-неваляшке дать в руку маленький флажок. В том случае, если дети лепили цыплят, можно всех их поставить на зеленый лист бумаги, изображающий луг, или поместить около курицы-наседки, которую заранее вылепил воспитатель. Игровые ситуации ведут к лучшему пониманию детьми образа, который они создают, а это очень важно, так как основная цель — научить детей создавать в лепке выразительный образ, пользуясь разными средствами. Интерес к образу вызывает положительные эмоции у ребят на протяжении всего занятия: они это выражают действиями, мимикой, смехом, а после занятия вспоминают, как они лепили.

Анализ детских работ в конце занятия является очень ответственным моментом в процессе обучения, но, как и в первой младшей группе, он в основном направляется не на качество отдельных изображений, а на общий результат. Однако можно уже некоторым детям указывать на отдельные недостатки. Например, дети лепили предмет, состоящий из нескольких частей, и должны были плотно соединить части путем их прижимания. Кому-то из детей это не удалось, и работа распалась на части. Воспитатель может обратиться к ребенку или ко всем детям и сказать, что части нужно соединить прочно, плотно прижимая одну к другой. Можно тут же предложить ребенку исправить свою ошибку, а если ребенок будет затрудняться, то помочь ему. Следовательно, все приемы обучения, которые использует воспитатель, направляются на развитие у детей умственной активности и самостоятельности в использовании разнообразных способов лепки. Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения. Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков глины от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления).Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок. На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи. В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они придают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основанную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки. Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Для детей 3-4 лет занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по лепке проводится 1 раз в неделю и длится 15 минут. На занятиях по лепке дети 3-4 лет лепят из небольших кусочков пластилина используются следующие способы лепки: - конструктивный - лепка предмета из отдельных частей; пластический - детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина;

комбинированный - сочетание в одном изделии разных способов лепки. Приемы лепки:

- скатывание круговыми движениями рук (мячики, шарики);

- раскатывание прямыми движениями рук (столбики, колбаски);

- надавливание шариков пальцем сверху (горошины, точки на шляпе мухомора);

- растягивание надавленных шариков на картоне (осьминоги, звезды);

- прищипывание краев формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски);

- сплющивание между пальцами или ладонями (пироги, блины);

- сглаживание поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей (голова и туловище снеговика);

- нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (гриб, котенок);

- вытягивание отдельных частей от целого куска (голова матрешки вытягивается из туловища);

- вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (тарелка, чашка).

Для занятий лепка можно заранее приготовить природный материал.


Глава 2 Экспериментальные исследования формирования технических умений дошкольников 3-4 лет

2.1 Констатирующий эксперимент

Цель: Цель констатирующего этапа - определить технический уровень у детей 3-4 го года жизни. В эксперименте приняли участие 20 детей 3-4 летнего возраста. Исследование из 3-х этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Цель констатирующего этапа - выявить уровень технических способностей у детей 3-4го года жизни на занятиях по лепке. Исследование проводилось в ДОУ № 117 г. Сыктывкара в октябре-ноябре 2008 года.

В нашем детском саду работа организуется по программе «Детство». Его цель -оказание помощи педагогам - практикам в освоении комплексной программы и организации педагогического процесса на ее основе. Интерес дошкольных работников города и области к программе «Детство» из года в год растет, т.к. она является комплексной образовательной программой и предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка, своеобразию его субкультуры. Девиз программы - «Чувствовать - Познавать - Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Целевой и содержательный компоненты образовательной программы определяются ее концепцией. Опыт работы в условиях вариативности дошкольного образования убедительно показывает: успешность реализации идеи, заложенной в программе, эффективность развития и воспитания детей в итоге обуславливаются принятием педагогом - практиком философско-концептуальных взглядов авторов программы. Программа «Детство» ориентирует воспитателей на развитие детского творчества. И выделяет особенности каждого возрастного периода. Для определение технического и художественного уровня в процессе лепки у детей 3-4 летнего возраста детям предложили :

1. Детям предложили скатать мячики, шарики, горошину

2. Детям предлагают, скатыванием и прямым движением сделать палочки, столбики, колбаски.

3. Экспериментатор рассматривает, как могут дети технически овладевать различными приемам лепки как у них работают пальцы, надавливание шариков пальцем сверху.

4. Экспериментатор наблюдает, как они могут растягивать шарики из пластилина на картоне, изображая, таким образом, звезд.

5. Правильно ли дети прищипывают края формы, кончиками пальцев создавая края миски.

6. Правильно ли они сплющивают пальцами или ладонями часть пластилина, когда «готовят блины».

7. Может ли вытягивать отдельные части от целого куска (голова вытягивается из туловища)

8. Как вылепливает части тела из целого куска глины или пластилина.

Качественная характеристика формирования художественных способностей определяется

по следующим критериям:

Низкий уровень (1 балл)- Ребенок испытывает трудности в соединении деталей, соединяет детали не аккуратно. Самостоятельно не может сделать вытягивание отдельных частей из общего куска глины. Не отвечает на вопросы экспериментатора.

Средний уровень (2 балла) Ребенок не испытывает трудности при лепке, «вытягивании» частей и деталей предмета и их пропорциональному соотношению. Самостоятельно разминает пластилин или глину между ладошками, делает углубления на поверхности пластилина, правильно отвечает на вопросы экспериментатора.

Высокий уровень (3 балла)- правильно по размерам вылепливает фигуры из пластилина, хорошо ориентируется в формах предмета туловище, голова, ноги. Правильно отвечает на вопросы экспериментатора. Самостоятельно выполняет сглаживание поверхности выполненной фигуры.

2.Детям задавались вопросы:

КАКОЙ ПО ФОРМЕ АПЕЛЬСИН, ТАКОЙ ЖЕ КРУГЛЫЙ КАК ЯБЛОКО?

ТУЛОВИЩЕ ПО РАЗМЕРУ САМОЕ БОЛЬШОЕ ИЛИ САМОЕ МАЛЕНЬКОЕ?

СЛЕПЛЕННЫЙ ИЗ ГЛИНЫ ШАР ПОХОЖ НА ЯБЛОКО И ЯГОДЫ ИЛИ БОЛЬШЕ ПОХОЖ НА БАНАН?

НАШИ БЛИНЫ ЭТО ШАР ИЛИ ЭТО ДИСК?

Бальная система оценок

1 балл-ребенок не мог ответить на вопрос.

2 балла- отвечает при помощи воспитателя.

3 балла- дает ответ самостоятельно. Ход проведения: Диагностика проводиться индивидуально с каждым ребенком. Детей просят объяснить, почему они так думают. Обработка данных. Анализируется качественная характеристика ответов детей.

Качественная характеристика формирования технических способностей определяется по следующим критериям: 3 балла- умение сформированы. 2балла- частично сформированы. 1 балл- умение не сформированы.

Низкий уровень (1 баллов)- Лепит не аккуратно. Поведение ребенка не устойчивое. Ребенок испытывает трудности в определении формы предмета шар, цилиндр, диск. Соединяет детали не аккуратно. Не уверенно отвечает на вопросы.

Средний уровень (2 балла) Лепит аккуратно, и аккуратно примазывает, разговаривает, только по теме занятия. Хорошо отличает шар от диска и от цилиндра. Может в процессе работы с пластилином использовать пластический способ лепки. Самостоятельно может вытягивать голову из общего куска пластилина или глины. Правильно отвечает на вопросы при помощи наводящих, вопросов воспитателем.

Высокий уровень (3 балла) - правильно по размерам вылепливает фигуры из пластилина, относительно пропорционально детали голова -шар, туловище -цилиндр, вылепливает детали и сглаживает детали вылепленной фигуры аккуратно, хорошо ориентируется в формах знает, как можно вылепить круговыми движениями мяч, прямыми движениями столбик. Правильно отвечает на вопросы воспитателя. Уровень творческих способностей детей. Таблица №1 (см. приложение №1) Низкий уровень - 30% детей Средний уровень - 70% детей

Исходя, из полученных данных на констатирующем этапе можно выделить две группы детей: 1 группа - дети со средним уровнем знаний.2 группа - дети с низким уровнем знаний.

Уровень технических умений детей. Таблица №2 (см. приложение №2).

Низкий уровень -30% детей, средний уровень -70% детей.

Полученные результаты - в основном все дети справляются с заданием

Шкала оценивания

Низкий уровень - 1балл

Средний уровень - 2 балла

Высокий уровень - 3 балла

Высокий уровень - дети имеют сформированные начальные представления о животных, они знают в каких пропорциях надо вылеплять, например, гриб знают и подбирают правильно по формам. Испытывают интерес в изучении данного вопроса.

Средний уровень - у детей частично сформированы представления о пропорциях. При помощи наводящих вопросов воспитателя хорошо подбирают вылепленные детали из пластилина, правильно примазывают их.

Низкий уровень - у детей отсутствует начальное представление о пропорциях частей гриба шляпку и ножку, не могут правильно по размерам вылепливать голову и туловище. Исходя, из результатов ответов детей делаем таблицу, показывающую обработанные данные ответов.


 

2.2 Второй этап - Формирующий эксперимент

Цель - на основе полученных результатов при проведении констатирующего эксперимента, совершенствовать знания и умения детей по изобразительной деятельности. Методы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (3-4лет) предполагают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение изобразительных знаний, навыков, умений, развитие способностей и детского изобразительного творчества. Традиционно методы классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего и из сообщения (объяснения, рассказа) взрослого, а также в непосредственной практической деятельности, то выделяются методы наглядные, словесные и практические.[18].В изобразительной деятельности дети передают образы предметов и явлений окружающей действительности, вызывающих у них определенное, эмоционально окрашенное (положительное, когда что-то им нравится; отрицательное, когда что-то не нравится) отношение. Эмоционально окрашен, как правило, и процесс изображения, что у ребенка-дошкольника тесно связано с тем, насколько успешно протекает у него процесс передачи предмета в лепке. Все это учитывается, продумывается при составлении методики и приемов обучения на каждом занятии. Отбор методов требует учета цели и задач каждого конкретного занятия, вида деятельности, а также знания возрастных особенностей детей и уровня их овладения деятельностью. В дошкольном возрасте необходимо продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать Мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного характерных признаков, обобщение. Учить передавать в изображении не только основные Свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга (Приложение №1).

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности и технические умения:

-Формировать творческ



2019-12-29 235 Обсуждений (0)
Глава 1 Теоретические основы формирования технических умений детей дошкольного возраста 3-4 лет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1 Теоретические основы формирования технических умений детей дошкольного возраста 3-4 лет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)