Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Устав предприятия и контракт с его руководителем как инструменты управления деятельностью федерального ГУПа



2019-12-29 305 Обсуждений (0)
Устав предприятия и контракт с его руководителем как инструменты управления деятельностью федерального ГУПа 0.00 из 5.00 0 оценок




государственное унитарное федеральное экономика

Унитарное предприятие является единственным видом коммерческих организаций, имеющим не общую, а целевую (специальную, уставную) правоспособность. Следовательно, анализируя материалы отчетности предприятия, прежде всего необходимо обратить внимание на характер сделок, совершенных за отчетный период, чтобы выявить неправомерные действия, в первую очередь с недвижимым имуществом предприятия, и для того, чтобы оценить использование средств от подобных операций.

Полномочия предприятия по отношению к закрепленному за ним государственному имуществу, его объем и порядок принятия решений по распоряжению им фиксируются в уставе предприятия.

В ст. 52 ГК РФ указано, что устав предприятия утверждается его учредителем, и устанавливается минимум вопросов, которые должен отражать устав. В то же время в соответствии со ст. 114 Конституции РФ функции по управлению федеральным имуществом принадлежат правительству. Таким образом, Правительство РФ использовало свое право, обязав Министерство экономического развития и торговли РФ не только разработать и утвердить примерный устав федерального ГУПа, но и предусмотреть в нем наличие следующих необходимых положений:

• направление федеральными унитарными предприятиями в федеральный бюджет после уплаты налогов и иных обязательных платежей части прибыли от использования имущества, находящегося в его хозяйственном ведении;

• проведение ежегодных аудиторских проверок федерального ГУПа.

Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения был утвержден Министерством экономического развития и торговли РФ 25 августа 2005 г. На основе этого устава с учетом отраслевых особенностей должны быть переутверждены уставы всех федеральных ГУПов, которые могут продолжать свою работу в этой организационно-правовой форме.

При этом в процессе переутверждения уставов неизбежно будут проконтролированы виды уставной деятельности, объем перешедших прав в случае реорганизации и правопреемства, перечень представительств, филиалов и дочерних предприятий, а также имущество, перешедшее к ним. На момент утверждения устава будут зафиксированы величина уставного капитала, стоимость чистых активов предприятия, объем и характер закрепленного за предприятием недвижимого имущества, а также уточнены права предприятия на земельный участок, на котором оно расположено. Все это позволит отраслевому органу управления и органу по управлению имуществом, да и самому предприятию актуализировать всю базу данных о своей деятельности и начать как бы новый отсчет в истории своего развития.

Единственным органом управления ГУПа является его руководитель. Именно он совершает либо определяет порядок совершения сделок, в результате которых унитарное предприятие приобретает свои права и обязанности. Поскольку, как уже отмечалось, движимым имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, к его руководителю собственником имущества предъявляются повышенные требования. Так, Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 введены: порядок назначения руководителей федеральных ГУПов на конкурсной основе; обязательное заключение с ними контрактов; проведение один раз в три года аттестации. Именно через контракт представители собственника имущества в лице отраслевого органа управления и органа по управлению имуществом могут проконтролировать выполнение норм действующего законодательства, регламентирующих функционирование предприятия, очертить те или иные границы его самостоятельности, заложить мотивацию его самоотдачи и меру его ответственности за результаты деятельности предприятия[5].

В примерном контракте с руководителем унитарного предприятия, утвержденном Министерством экономического развития и торговли РФ 2 марта 2005г., предусматриваются дополнительные основания привлечения руководителя к ответственности (не считая уголовной) в форме расторжения контракта:

а) невыполнение по вине Руководителя утвержденных в установленном порядке показателей экономической эффективности деятельности предприятия;

б) необеспечение проведения в установленном порядке аудиторских проверок предприятия;

в) невыполнение решений Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти;

г) совершение сделок с имуществом, находящимся в хозяйственном ведении предприятия, с нарушением требований законодательства и определенной Уставом предприятия специальной правоспособности предприятия;

д) наличие по вине Руководителя на предприятии более чем трехмесячной задолженности по заработной плате;

е) нарушение по вине Руководителя, установленной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, требований по охране труда, повлекшее принятие решения суда о ликвидации предприятия или прекращении деятельности его структурного подразделения;

ж) необеспечение использования имущества предприятия, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности предприятия, установленными Уставом предприятия, а также неиспользование по целевому назначению выделенных предприятию бюджетных и внебюджетных средств в течение более чем трех месяцев;

з) разглашение Руководителем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших ему известными в связи с исполнением своих должностных обязанностей;

и) нарушение требований законодательства Российской Федерации, а также Устава предприятия в части сообщения сведений о наличии заинтересованности в совершении сделок, в том числе по кругу аффилированных лиц;

к) нарушение установленного законодательством Российской Федерации настоящего трудового договора запрета на занятие отдельными видами деятельности.

 При заключении контракта могут быть установлены и другие дополнительные условия его расторжения. Так, ст. 295 ГК РФ предусматривает, что ограничения на расторжение находящимся в ведении предприятия движимым имуществом могут быть установлены законом или иным нормативным актом. Следовательно, если собственник устанавливает особую процедуру отчуждения предприятием ценных бумаг, например приобретенным им акций компаний, имеющих стратегический интерес для государства, может быть установлена и ответственность руководителя за несоблюдение этих процедур.

Важный элемент государственного надзора за использованием переданного предприятию имущества - зафиксированная в контракте обязанность руководителя предприятия соблюдать законодательство при совершении сделок с имуществом предприятия. Это относится не только к сделкам, совершаемым в процессе хозяйственной деятельности, но и к передаче имущества дочерним предприятиям, и является гарантией против необоснованного вывода активов.

Одно из существенных положений контракта с руководителем предприятия - условие об оплате его труда[6].

Единственным правительственным актом, регулирующим условия оплаты труда руководителя, является постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 210, утвердившее соответствующее Положение.

Ключевым моментом данного Положения следует считать норму о том, что должностной оклад руководителя устанавливается в зависимости от величины ставки по основной профессии и повышается одновременно с увеличением этой ставки путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор (контракт). К сожалению, несоблюдение этого условия со стороны отраслевых органов во многом способствовало многочисленным фактам социальной напряженности, вызванным не только невыплатой заработной платы работникам предприятий, но и произвольным определением величины должностного оклада руководителями предприятий.

Второй составляющей в оплате труда руководителя предприятия является вознаграждение по результатам финансово-хозяйственной деятельности, которое выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление. Во многих случаях это условие также не соблюдается. В настоящее время с учетом введения показателей экономической эффективности, установления обязанности отраслевого органа управления проводить ежегодный аудит и анализ финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий ситуация должна измениться. Материальный стимул, каковым для руководителя предприятия является вознаграждение по итогам года, должен стать действенным рычагом управления его деятельностью.

При согласовании контрактов федеральный орган исполнительной власти обращает особое внимание не только на прилагаемые к ним расчеты величины должностного оклада и вознаграждения руководителя, но и на соответствующие формы отчетности предприятия, содержащие сведения о численности работающих, величине ставки основной профессии, о прибылях и убытках, о чистой прибыли и фонде потребления, т.е. сведения, позволяющие объективно оценить обоснованность вознаграждения руководителя.

Бывает, что отраслевые органы управления представляют расчеты, основанные на ведомственных актах. Такие документы вполне могут быть основанием для определения величины вознаграждения руководителя предприятия, но только в том случае, если они согласованы с Минтрудом России, как предусмотрено в п. 6 Положения.

К сожалению, в рассматриваемом пакете правительственных документов, цель которых - создание системы регулирования деятельности предприятия, не нашли отражения вопросы, связанные с процедурой передачи полномочий при смене руководителя предприятия. Между тем это очень важно, поскольку именно на этапе смены руководителя могут быть вскрыты крупные злоупотребления и факты бесхозяйственности. Учитывая актуальность проблемы, в этих случаях целесообразно руководствоваться фактически действующим постановлением СНК (Совнаркома) СССР от 2 марта 1938 г. № 248 «О порядке приема-сдачи дел при смене руководителей учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств».

Данный документ предусматривает обязательное участие в этой процедуре представителя органа отраслевого управления, который должен дать заключение, прилагаемое к приемо-сдаточному акту и содержащее общую характеристику состояния предприятия, оценку работы прежнего руководителя и свои предложения о необходимых мероприятиях. Акт и заключение должны быть в месячный срок рассмотрены руководителем соответствующего органа исполнительной власти (уполномоченным лицом), и при необходимости служить основой для мероприятий по ликвидации недостатков в работе предприятия, отмеченных в этих документах. Безусловно, названный документ требует актуализации, что, по-видимому, будет учтено в законе о государственном и муниципальном унитарном предприятии. Пока же его применение и в существующей редакции представляется необходимым.

Подытоживая изложенное, можно сделать вывод о том, что по мере разработки правовой, нормативной и методической основы управления ГУПами многие вопиющие пробелы и законодательства, и практики управления постепенно устраняются. Многие нормативные акты, предусмотренные Концепцией управления государственным имуществом, уже приняты. Правда, с правовой точки зрения не все они безупречны. Да и вообще подзаконными актами вряд ли можно решить весь комплекс проблем. Необходимо принятие федерального закона о государственных унитарных предприятиях. Проект такого закона достаточно давно разработан, но так и застрял в недрах законодательных органов. Основная задача закона - достижение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях сохранения отраслевого принципа управления руководство унитарными предприятиями осуществляют федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по организации, координации и регулированию деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В целях организации контроля за эффективностью деятельности ГУПов правительством утвержден Порядок отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, который обязывает руководителей предприятий ежеквартально представлять отчет о работе предприятия по установленной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать программу деятельности предприятия.

Значительная ответственность министерств за деятельностью ГУПов связана с тем, что именно они утверждают показатели экономической эффективности. Для создания единой информационной основы, которая должна содержать сведения о деятельности и финансово-экономическом состоянии предприятий, а также для реализации мер, направленных на повышение эффективности функционирования федеральных ГУПов, правительством введен реестр этих показателей (он используется для оценки эффективности не только ГУПов, но и тех ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности).

Реестр показателей ведет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом на основе отраслевых баз данных федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), баз данных территориальных органов Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и органов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, наделенных правами территориальных органов Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. В целом реестр ведет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом России, на которое, помимо этого, возложены обязанности по методическому и программному обеспечению работ, связанных с ведением этого реестра, организация защиты информации и контроль за ведением отраслевых и территориальных баз данных.

Унитарное предприятие является единственным видом коммерческих организаций, имеющим не общую, а целевую (специальную, уставную) правоспособность. Следовательно, анализируя материалы отчетности предприятия, прежде всего необходимо обратить внимание на характер сделок, совершенных за отчетный период, чтобы выявить неправомерные действия, в первую очередь с недвижимым имуществом предприятия, и для того, чтобы оценить использование средств от подобных операций.

Полномочия предприятия по отношению к закрепленному за ним государственному имуществу, его объем и порядок принятия решений по распоряжению им фиксируются в уставе предприятия.

Единственным органом управления ГУПа является его руководитель. Именно он совершает либо определяет порядок совершения сделок, в результате которых унитарное предприятие приобретает свои права и обязанности.

 




2019-12-29 305 Обсуждений (0)
Устав предприятия и контракт с его руководителем как инструменты управления деятельностью федерального ГУПа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Устав предприятия и контракт с его руководителем как инструменты управления деятельностью федерального ГУПа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)