Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура речи как обновляющаяся область научно- практических исследований



2019-12-29 146 Обсуждений (0)
Культура речи как обновляющаяся область научно- практических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок




Культура речи как учебная дисциплина

Культура речи изучается в высших учебных заведениях как составная часть цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для студентов всех специальностей.
В современную эпоху высшее образование имеет особо важное значение для обеспечения устойчивого развития общества по пути экономических реформ, построения правового государства и гуманизации социальных отношений.
Эта особая роль высшего образования состоит не только в подготовке квалифицированных кадров, способных эффективно управлять экономикой и правовыми институтами в современном динамично меняющемся мире, но и в создании благоприятной общественной атмосферы, в повышении культуры социальных и межличностных отношений. Эта задача может быть решена только в том случае, если выпускник вуза получит необходимые знания и навыки образцового владения литературно грамотной и красивой речью на государственном языке Российской Федерации - русском языке.
Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества.

· Важнейшими задачами дисциплины являются:

o Закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка.

o Формирование коммуникативной компетенции специалиста.

o Обучение профессиональному общению в области избранной специальности.

o Развитие навыков поиска и оценки информации.

o Развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.).

o Повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.

Главной целью курса культуры речи является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.
Курс культуры речи нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста - участника профессионального общения комплексной коммуникативной компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.
Достижение этой цели в полном объеме требует не только внимательного изучения литературы по темам курса, но и дальнейшего самообразования, с методами которого знакомит данный курс.

· Культура речи включает три аспекта:

o нормативный;

o коммуникативный;

o этический.

Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи.
Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения.
Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека.
"Итак, культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач", - так определяет понятие культуры речи известный современный лингвист Е.Н. Ширяев (Ширяев Е.Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. М.: Наука, 1995. С. 9-10).

· Термин культура речи многозначен. Среди его основных значений выделяют следующие:

o "Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения" (Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. С. 15);

o "Культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве" (там же, с. 15);

o "Культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи" (там же, с. 16).

Культура речи как обновляющаяся область научно- практических исследований

Культура речи как особая научная дисциплина начала складываться в 20-е гг. ХХ в. благодаря работам В.И. Чернышова, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура.
Изменение социального порядка после 1917 г. вызвало новую культурно-языковую ситуацию. В публичном общении стали принимать участие широкие слои населения, ранее не владевшие грамотой. Произошло изменение сфер общения, резко снизился уровень речевой культуры общества в целом.
Все эти процессы стали предметом внимания ученых. Стали появляться научные труды, содержавшие анализ речевой практики общества и его отдельных социальных сред, а также работы, в которых предлагались методы повышения грамотности и развития речевой культуры участников публичного общения.
Среди важнейших работ того времени следует назвать работы Г.О. Винокура "Культура языка" (1929), С.И. Карцевского "Язык, война и революция" (1922), А. Горнфельда "Новые словечки и старые слова" (1922), А.М. Селищева "Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет (1917-1926)" (1928). Эти работы были посвящены изучению факторов, ведущих к разрушению норм литературного языка, выявлению и описанию участков языковой системы, наиболее чувствительных к нарушению литературной нормы, и методам повышения грамотности, распространения знаний о языке, воспитания уважения к правильной речи.
Затем после длительного перерыва интерес к проблемам культуры речи вновь повышается в 1960-е г. Особую роль в это время сыграли работы В.В. Виноградова, С.И. Ожегова, Д.Э. Розенталя.
В 1957 г. издаются "Избранные работы по русскому языку" академика Л.В. Щербы. В состав этого сборника вошел ряд статей, посвященных речевой деятельности и проблемам обучения языку.
В 1959 г. в "Избранных трудах" А.М. Пешковского переиздается его статья, написанная в 1923 г., "Объективная и нормативная точка зрения на язык", посвященная научному определению понятия языковой нормы.
В 1960 г. в "Избранных работах по русскому языку" С.П. Обнорского печатается его работа "Культура русского языка".
В.В. Виноградов в статье "Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры" ("Вопросы языкознания", 1961, № 4) и других работах обратил внимание на проблемы изучения культуры речи: существование субъективно-вкусовых оценок, присущих определенному времени и определенной среде, динамичность нормы и ее стилистическое разнообразие.
В этот период проблемы нормирования языка, пропаганды речевой культуры исследуются в работах Б.Н. Головина "Как говорить правильно. Заметки о культуре речи" (1966), В.А. Ицковича "Языковая норма" (1968), В.Г. Костомарова "Культура языка и речи в свете языковой политики" (1965) и других ученых. Выходят сборники научных статей "Вопросы культуры речи", "Язык и стиль".

В 1970-е г. выходят работы В.Г. Костомарова "Русский язык на газетной полосе" (1971), С.И. Ожегова "Лексикология. Лексикография. Культура речи" (1974), Л.В. Успенского "Культура речи" (1976).
Интерес к вопросам культуры речи в науке увеличивается после нового изменения языковой ситуации в конце 1980-х гг. Среди наиболее известных научных работ о состоянии речевой культуры общества на рубеже ХХ-ХХI вв. можно отметить коллективную монографию "Русский язык конца ХХ столетия" (1996), работы О.А. Лаптевой "Живая русская речь с телеэкрана" (2000), В.Г. Костомарова "Языковой вкус эпохи" (1994), а также учебники по риторике Н.Н. Кохтева, Ю.В. Рождественского и других авторов, учебники по культуре речи.

· Культура речи исследуется в нескольких разделах языкознания.

o Функциональная стилистика изучает особенности речевых норм в связи с различными функциональными стилями речи, владение стилями, стилистические изменения в языке и речи.

o Теория речевых актов изучает речевые действия говорящего и слушающего и правила эффективного ведения диалога и подготовки монолога.

o Лингвистическая прагматика изучает цели участников общения и методы их достижения, отношение человека к собственной и чужой речи.

o Лингвистика текста занимается нормами построения целого текста и ролью текста в общении людей, структурными и стилистическими особенностями текстов.

o Социолингвистика исследует языковую ситуацию в обществе, влияние общественных факторов на культуру речи и культуры речи на общественную жизнь.

Как область научно-практических исследований культура речи включает объяснение существования языковых норм и речевых ошибок и разработку рекомендаций по закреплению и преодолению недостатков речи. Поэтому проблемы культуры речи освещаются как в монографиях, адресованных лингвистам, так и в учебно-практических пособиях, предназначенных для массового читателя. При этом практические рекомендации опираются на теоретическую разработку проблем культуры речи, а выводы теоретического характера - на знание речевой практики общества.
Так как общественная жизнь не стоит на месте, то специалистам по культуре речи требуется постоянно следить за происходящими социально-языковыми процессами и оперативно учитывать проблемы речевого взаимодействия людей в своих рекомендациях. Поэтому работа исследователей в области культуры речи сочетает в себе накопление объективных данных о состоянии речевой культуры общества, объяснение этих данных при помощи новейших лингвистических методов и разработку методов обучения речевым нормам и навыкам эффективного общения широких общественных слоев. Такая работа основывается на систематическом обновлении фактических данных и методического инструментария, что и делает культуру речи постоянно обновляющейся областью научно-практических исследований.

Основные понятия культуры речи

Для того чтобы разобраться в путях и способах самостоятельного развития речевой культуры, необходимо ясно представлять содержание и объем понятий данной дисциплины.
Центральным понятием этой дисциплины является понятие о языке. Язык - "естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации" (Арутюнова Н.Д. Язык // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. С. 652).
Способность соотносить звук и значение - главнейшая характеристика языка. Язык в одно и то же время - система знаков, замещающих предметы и речи и совокупность значений, сосредоточивших в себе духовный опыт людей.
С языком тесно связано понятие речи. Речь - это "конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом" (Арутюнова Н.Д. Речь // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. С. 417).
Речь воспринимаема, конкретна и неповторима, преднамеренна и направлена к определенной цели, она обусловлена ситуацией, субъективна и произвольна. В речи функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них.
Общение между людьми является и социально-психологическим взаимодействием и каналом передачи информации. Поэтому в учебниках по культуре речи используется термин коммуникация. Коммуникация - общение между людьми, процесс обмена информацией, процесс, поддерживающий функционирование общества и межличностные отношения. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты (автор и адресат сообщения), порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их. Процесс коммуникации начинается замыслом говорящего и имеет целью понимание высказывания адресатом.
Результатом речевой деятельности говорящего является текст. Текст - это законченное речевое произведение (письменное или устное), основными свойствами которого являются цельность и связность. Правильность построения текста состоит в соответствии требованиям внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, осуществления необходимых условий общения. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым общим фоном знаний.
Важным является понятие о качествах речи. Качества речи - это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

· В филологии различают

o речевую культуру личности;

o речевую культуру общества.

Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.
Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности, образование литературной классики и следование нормам литературного языка. Такого понимания речевой культуры придерживается Ю.В. Рождественский (Общая филология. М., 1996. С. 14).
Конечно, в рамках науки о культуре речи рассматриваются не только примеры высокого уровня владения литературными нормами и правилами общения, но и случаи нарушения норм как в речевой деятельности индивида, так и в речевой практике общества.
Успешное общение между людьми требует коммуникативной компетенции участников такого общения. Коммуникативная компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков адекватного отражения и восприятия действительности в различных ситуациях общения.
Основными понятиями культуры речи являются также такие понятия, как литературный язык, нормы языка, стиль, языковой стандарт, языковая личность, виды и формы речи, речевой этикет.

Введение
¦»*
Рубеж XX-XXI веков в России ознаменовался существенным изменением социокультурной модели общества. На смену индустриальной эпохе пришла постиндустриальная, для которой характерны рост и специализация сферы обслуживания. В мировой практике уже в последней трети XX века социологи стали говорить о новой стадии развития общества - «информационном обществе» {Федотова 2002, 20), в котором «работа с информацией/знаниями стала одной из производительных сил общества» (Почепцов '? -;. . 2001, 24).
; Стремительное развитие общества ставит перед образованием новые.
* задачи. Одной из них является формирование у школьника информационной
культуры - способности эффективно взаимодействовать с информационным пространством, понимать его законы и уметь использовать его для решения различных коммуникативных и, в целом, жизненных задач.
Таким образом, актуальность исследования объясняется значитель-к ным усилением роли информации и существенным усложнением способов ее
получения, передачи и хранения в современном обществе, а также необходи-ф мостью решить одну из важнейших педагогических задач - дать ученику ал-
горитм понимания информационного источника, особенно текста массовой коммуникации.
Направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.) принято называть медиаобразованием («Российская педагогическая энциклопедия»). Основная задача медиаобразования - «подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербаль-
яых форм коммуникации с помощью технических средств» {Российская педагогическая энциклопедия 1993, 1, 5.55).
На наш взгляд, серьезной проблемой современного гуманитарного об- разования является устаревшая парадигма обучения - передача знаний, а не освоение способов их получения. Такая парадигма не отвечает потребностям современного общества, т.к. не учитывает изменившуюся ситуацию: непрерывное возрастание объемов информации, расширение спектра каналов ее передачи и получения, возникновение новых социокультурных явлений (например, компьютерных игр, рекламы), занимающих приоритетные позиции в
системе ценностей подрастающего поколения.
¦¦¦' ¦• ¦ ¦' '¦¦
Традиционный подход к образованию вынуждает учителя все чаще использовать в процессе обучения материалы обзорного, реферативного характера, а не первоисточники, экономить учебное время, предлагая классу принять учительскую точку зрения, не вдаваясь в глубокое изучение проблемы. Для ученика истинным спасением являются разнообразные сборники готовых решений учебных задач или издания, предлагающие освоить русскую классику в кратком изложении.
Привычка довольствоваться готовой интерпретацией, не вдумываясь в суть проблемы, десятилетиями формирующаяся у школьника, лишает его возможности в дальнейшем сопротивляться манипуляции его сознанием на более высоком уровне.
Такая стереотипность мышления, закладывающаяся в школьные годы, готовит гражданина, «удобного» для структур власти (а властью обладает тот, кто владеет информацией из первых источников): такой член общества имеет низкий порог доверия средствам массовой информации, он привык следовать за большинством, т.к. «если все думают подобным образом, то, значит, это правильно».
По словам С.Г. Кара-Мурзы, «школа, «фабрикующая субъектов», не давала человеку целостной системы знания, которая учит человека свободно
и независимо мыслить. Из школы должен был выйти «добропорядочный
гражданин, работник и потребитель». Для выполнения этих функций и под-
„, бирался запас знаний, который заранее раскладывал людей «по полочкам»»
# {Кара-Мурза 2002, 248). Это высказывание заостряет еще одну актуальную
проблему - высокую степень влияния на современного человека западной культуры с ее утилитарностью и прагматичностью, постепенное забвеьше российских гуманистических традиций.
Безусловно, современное цивилизованное общество с высокими гуманистическими ценностями не должно ориентироваться на подобные установки школьного образования. Наоборот, одним из приоритетов формирования личности нового гражданина демократического государства необходимо из-брать формирование у него навыков аналитической работы с любой поступающей информацией - умения найти, получить, классифицировать, интерпретировать и использовать данную информацию, а также навык применения полученных знаний (информации) в процессе коммуникации. Потребность решить в рамках модернизации российского образования указанные выше проблемы определяет актуальность данного исследования.
•О Новизна исследования состоит, во-первых, в выборе для решения ди-
дактических задач особого материала - текстов рекламы.
'• Следует отметить, что практика обучения школьников работе с медиа-
текстом существовала и ранее (вспомним хотя бы часы «политинформации», на которых учащиеся делали обзор новостей и учились давать интерпретацию происходящим в мире и в государстве событиям, или работа над коммуникативными навыками при чтении периодики на иностранном языке). Вследствие отторжения идеологической составляющей российского (бывшего советского) образования подобные формы работы испытали забвение. В
f)
целом этот процесс был закономерным, однако потребовалась выработка но-ш вых подходов к освоению пространства текстов массовой коммуникации.
о
Новый виток в развитии медиаобразования внес в школу свежую струю внимания к сфере массовых коммуникаций. Однако до сих пор объектом анализа на уроках, а также на занятиях факультативов, кружков и клубов являются, в основном, произведения киноискусства и журналистское творчество (подробнее см.: Баранов 2002, Возчиков 1999, Федоров 2003). Реклама в качестве дидактического материала только начинает подвергаться исследованию (тогда как теоретическое осмысление рекламы как разновидности массовой коммуникации уже имеет определенные традиции), причем принципиальная возможность использования такого материала в школьной практике до сих пор является одним из дискуссионных вопросов методики. Это связано, на наш взгляд, с тремя проблемами.
Во-первых, современная реклама, будучи типичным явлением постмодернистского типа культуры, представляет собой поликодовую структуру, в которой смысл реализуется, как правило, через взаимодействие различных семиотических систем (языковой, графической, символической, музыкально-шумовой, цветовой и т.д.). Это значительно усложняет работу с подобным типом текстов, т.к. требует привлечения сведений из многих областей науч- ного знания, чем, по сути, обладает далеко не каждый педагог.
Во-вторых, рекламный дискурс характеризуется существенной неус- тоичивостью и стихийностью, стремительным изменением или, точнее, фактическим отсутствием традиций, норм и правил. Это объясняет довольно низкое качество значительного числа рекламных произведений - их эстетическую бедность, информационную или морально-этическую некорректность, речевую неграмотность и т.д.
В-третьих, дидактическая работа с рекламой требует специфических подходов (выбора приемлемых для данной ситуации методов и приемов, способствующих творческому развитию личности и формированию у школьника информационной культуры).
Однако все указанные проблемы только подчеркивают необходимость
и важность разработки вопроса об использовании рекламы как дидактическо-
»< го материала. Объективно признано, что медиакультура (и, в частности, рек-
Ф лама) играет в жизни подрастающего поколения существенную роль, и игно-
рировать этот факт - значит оставить ребенка наедине с медиапространст-вом, созданным по жестким законам взрослого мира, не всегда честным и, к сожалению, меркантильным.
Заметим, что из всего многообразия явлений медиакультуры реклама выбрана нами далеко не случайно. Во-первых, это явление хорошо знакомо
v, школьникам (по данным 2001 года, среднестатистический человек ежедневно
сталкивается более чем с 2000 рекламных сообщений, представленных на
^ различных носителях). Во-вторых, в рекламе широко используется богатый
арсенал манипулятивных приемов, характерных для массовой коммуникации в целом. В третьих, реклама стремится моделировать иную действительность (миф о счастливой жизни с рекламируемым продуктом), существенно отличающуюся от реального мира, что в значительной мере сказывается на взглядах и образе жизни подрастающего поколения (по мнению многих специали-
*¦'' стов, она заменяет жизненные ценности и поведенческие стереотипы, фор-
мируя так называемое «общество потребления»).
* Последний факт особенно важен в ракурсе проводимого исследования,
т.к. аксиологическое значение рекламы уже не первое десятилетие обсуждается российским обществом. И вполне справедливо, на наш взгляд, мнение об особой незащищенности детей и подростков от манипулятивного воздействия рекламы. Фактически, тот, «кто заказывает музыку», платит и за «программу», которая будет вложена в сознание получателя рекламного сообще-
^ ния, а какова эта программа - зависит от интересов и «степени испорченно-
сти» рекламодателя.
ф Безусловно, с подобной точкой зрения можно поспорить. И ключевым
доводом оппонентов в этой дискуссии является избитая фраза «Не хочешь -
8
яе смотри». Однако требуются определенные (порой немалые) усилия воли, чтобы сказать «нет», чтобы выключить телевизор, радио, оторваться от компьютера (Трубицына 2003). И ребенок, привлеченный яркой картиной счаст-Ф ливой жизни в рекламном ролике или огромными возможностями виртуаль-
ной реальности, становится зависим от СМИ.
Новизна данного исследования заключается также в риторическом подходе к анализу рекламы, что обусловлено коммуникативной природой данного явления. Так, попытки реализации подобного подхода уже имели место в теории рекламы (например, исследования Ю.В. Рождественского, и Е.В. Медведевой, Ю.В. Шатина и др.), однако они не нашли серьезного прак-
тического применения и, самое важное, никогда не рассматривались в аспек-^ те дидактической работы.
Риторический подход к анализу рекламного текста в школьной практике, на наш взгляд, очень перспективен и помогает решить ряд ключевых проблем в рамках модернизации образования.
Таким образом, постулат о том, что школа должна формировать у ребенка навыки аналитической работы с информацией, представленной во всем ¦^ многообразии коммуникативно различных текстов, лежит в основе идеи дан-
ного исследования.
^ Целью работы является исследование особенностей рекламного текста
как дидактического материала и разработка методических подходов к работе с ним для формирования информационной культуры на уроках русского языка, риторики, а также на занятиях факультативов и во внеурочной деятельности.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
ьл 1) определения понятия информационной культуры и соотнесения его с
понятием медиаграмотности;
jj
2) характеристики рекламы как феномена культуры, как семиотической системы, как постмодернистского текста, определения наиболее ти- пичных черт рекламы с этих позиций;
3) определения функций рекламы;
4) характеристики всех составляющих рекламной коммуникации с позиций риторики;
5) выявления принципиальной возможности и целесообразности использования рекламы в качестве дидактического материала в школьной практике;
6) отбора и апробации наиболее приемлемых форм, методов и приемов работы с рекламным текстом в ракурсе медиаобразования.
а Объектом исследования является рекламный текст как.феномен со-
временной медиакультуры и разновидность массовой коммуникации.
Предмет исследования — формирование информационной культуры через изучение школьниками особенностей рекламного текста с риторических позиций.
Определим базовые понятия исследования: информационная культура, ' реклама, рекламный текст.
Информационная культура представляет собой способность человека реализовывать потребность в информации: осознание информации как одного из жизненных ресурсов, позволяющих решить любую задачу, способность искать, получать, грамотно интерпретировать и эффективно применять информацию, поступающую из различных источников, умение выбирать наиболее подходящий источник и критически оценивать сообщение (выявлять достоверность или ложность информации, явные и скрытые смыслы, опреде-ь> лять цели, установки и мотивы отправителя сообщения). Важной составляю-
щей информационной культуры является медиаграмотность - умение рабо-ф тать со средствами массовой коммуникации, в том числе адекватно интер-
претировать медиасообщения. Информационная культура представляет со-
10
бой часть общей культуры человека - гражданина информационного общества.
Реклама - особая область массовых коммуникаций, предназначенная # для убеждения потенциальных потребителей в совершении необходимых
рекламодателю действий и поступков, связанных с определенными товарами, услугами, персонами, организациями и т.д.
Рекламный текст - произведение увещевательного характера, имеющее сложную семиотическую организацию, адресованное широкому кругу лиц, созданное по заказу заинтересованной стороны с целью побудить адре-l) сатов к совершению определенных действий и поступков.
Данные понятия будут подробнее рассмотрены в основной части ис-Л следования.
Последовательное решение поставленных задач определяет структуру исследования. Так, работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении описана актуальность и новизна исследования, сформулирована цель и задачи, предмет и объект, дается трактовка наиболее важных базовых понятий, выдвигаются положения, выносимые на защиту.
^ В первой главе «Модернизация российского образования в контексте
культуры информационного общества» представлены наиболее важные для ^ данного исследования характеристики современного информационного об-
щества, описана роль массовых коммуникаций и медиакультуры в целом в жизни подрастающего поколения и, в связи с этим, значение образования (медиаобразования) в формировании личности, обладающей информационной культурой.
Во второй главе «Реклама: семантика, признаки, функции (общее и , специфическое)» рассматриваются особенности рекламы как феноменально-
го явления массовой коммуникации. В начале главы представлен рабочий а аппарат исследования. Сущность коммуникативной ситуации рекламирова-
т>
ния анализируется с риторических позиций. Характеристика функций рекламы подчиняется логике дидактического подхода.
Третья глава «Риторические особенности рекламного текста» пред- ставляет собой анализ сущности рекламы с позиций риторического триединства «отправитель сообщения — текст — получатель сообщения» — характеристику участников рекламной коммуникации, этоса, пафоса и логоса рекламы, ее жанрово-композиционных особенностей, стилистической организации текста. Реклама рассматривается как особый тип императивного дискурса, имеющий поликодовую сущность.
В четвертой главе «Дидактическая эффективность использования тек-стов рекламы как учебных (анализ эмпирического материала)» представлена ^ краткая характеристика отечественного и зарубежного опыта использования
рекламы в качестве дидактического материала. Таюке данная глава содержит примерную тематическую карту расположения рекламоведческого материала, описание основных методов и приемов работы, апробированных в ходе диагностического эксперимента.
В заключении даются выводы, теоретическая и практическая значи-^ мость исследования, его перспективы.
В конце работы представлен библиографический список, который со-держит более 150 источников, отражающих тематику исследования.
В исследовании используются следующие методы: наблюдение, культурологический, риторический и лингвистический анализ, а также были использованы методы эмпирического исследования, статистического анализа, анкетирование.
Итак, на защиту выносятся следующие положения:
I. 1. В новых условиях информационного общества важную роль в жизни че-
ловека, особенно формирующейся личности, играет медиакультура как Ф один из авторитетных источников познания окружающего мира и одно
из наиболее эффективных средств творческой реализации личности. Из-
менявшаяся социокультурная ситуация неизбежно влечет за собой необходимость смены образовательной парадигмы и изучения дидактических
f возможностей новых явлений медиапространства.
• 2. Реклама как одно из типичных явлений медиакультуры, оказывающих
заметное влияние на мировоззрение, поведение и образ жизни подрастающего поколения, может быть использована в качестве учебного материала для формирования информационной культуры. Причем наиболее важным здесь представляется развитие навыка критического анализа рекламного сообщения, что эффективно в борьбе человека с манипуля-
^¦» тивным характером данного вида массовой коммуникации.
3. Реклама, как особое социокультурное явление, обладает, с одной сторо-
Ф ны, общими для всех сфер массовой коммуникации чертами, а с другой
- представляет собой специфический тип текста. Последовательное описание рекламного дискурса с риторических позиций (автор сообщения -текст — адресат) позволяет выстроить содержание обучения так, чтобы подготовить школьника к адекватному и грамотному восприятию рекламного сообщения.
*¦> 4. Использование рекламы в дидактических целях требует не только сис-
темной организации необходимых для усвоения школьниками знаний из области рекламоведения, но и отбора наиболее приемлемых для работы с данным материалом форм, методов и приемов. Эту методическую работу эффективно проводить в ракурсе риторического подхода к рекламной коммуникации, который наилучшим образом обеспечивает выполнение коммуникативных и информационных задач образования.
Выдвигается следующая гипотеза: если учитель грамотно и уместно 1 использует рекламные тексты как дидактический материал в урочной и вне-
урочной деятельности, то это может быть эффективным для формирования д медиаграмотности и, в целом, информационной культуры школьников.
i J
Глава I. Модернизация российского образования в контексте культуры информационного общества
Современное общество вступает в информационную эпоху, что существенно отражается на всех сферах жизни. Меняется мировосприятие человека, который отныне испытывает существенную зависимость от информационного окружения. В условиях гипернасыщенности, «полифонизма», агрессивности окружающего информационного пространства, появления и конкуренции новых информационных средств и каналов коммуникация все больше приобретает увещевательный и манипулятивный характер, остро встает проблема этики в сфере производства и передачи информации, проблема использования информационных каналов для получения явной или скрытой коммерческой выгоды. Все это обусловливает важность умения «работать» с информационным пространством, понимания его законов, владения механизмами получения, интерпретации и использования информации. Эти знания, умения и навыки способствуют тому, что человек осуществляет непрерывную оценку поступающей информации и осознанный выбор своей позиции. Научить человека этому, сформировать у будущего гражданина информационную культуру, в том числе развить критическое мышление и медиаграмотность - одна из важнейших задач образования.
§ 1. Информационная насыщенность постмодернистского общества
Мировое общество конца XX — начала XXI вв. характеризуется постмодернистским типом культуры. Большое значение имеет полилог информационных каналов и общая информационная насыщенность всех социально значимых сфер: науки, технологии, искусства, повседневной жизни, образования - что определяет вступление общества в новую стадию развития - эпоху информатизации.
В последние десятилетия XX века в России наметились существенные к изменения в социально-экономической и культурной жизни общества, среди
Ф которых особо следует отметить:
1) демократизацию общественного сознания,
2) глобализацию СМИ и расширение информационного пространства,
3) ускорение общего темпа жизни,
4) смену культурного кода мировосприятия, мироощущения и оценки человеком окружающей действительности.
^ Эти изменения в какой-то мере спровоцированы ожиданием человече-
ства смены тысячелетий, кризисом цивилизации, выразившимся в эписте-
^ миологической неуверенности, в повышении интереса к метафизическому
объяснению фактов действительности, в отвержении незыблемости авторитетов, в пародийном пафосе мировосприятия, в разрушении привычных границ, смешении стилей, эклектичности, в эстетике эксперимента, в жизнеспособности хаоса.
Перечисленные особенности есть не что иное, как черты постмодер-
¦*> низма — ком<



2019-12-29 146 Обсуждений (0)
Культура речи как обновляющаяся область научно- практических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура речи как обновляющаяся область научно- практических исследований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)