Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ финансовых результатов деятельности предприятия



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

    2.1 Цели, задачи и источники анализа финансовых результатов

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются показателями полученной прибыли и уровня рентабельности. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, создающие основу экономического развития фирмы. Последние получают прибыль главным образом от реализации продукции, работ, ycлуг, и также от других видов деятельности: сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржи и т. д. (Схема 2).

Прибыль — часть чистого дохода предприятия, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше рентабельной продукции реализует предприятие, тем больше оно получит прибыли, тем лучше его финансовое coстояние. Поэтому финансовые результаты следует изучать втесной связи с показателями использования и реализации продукции.

Объем реализации, прибыль, рентабельность зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Иначе говоря, эти показатели характеризую все стороны хозяйствования. Чем больше прибыль и выше рентабельность, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности:

· систематический контроль за выполнением планов реализации

продукции и получением прибыли;

· определение влияния как объективных, так и субъективных факторов

на объем реализации продукции и финансовые результаты;

Выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг) в продажных ценах без НДС и иных косвенных налогов и платежей (нетто-выручка)

 

Производственная себестоимость реализованной продукции (прямые материальные и трудовые расходы и общепроизводственные расходы)

           
           

Валовая прибыль

(брутто-прибыль)

 

Текущие периодические расходы

(коммерческие и управленческие)

           
           

Финансовый результат

от реализации продукции

 

Операционные доходы и расходы

(проценты, доходы от участия, результат прочей реализации и др.)

           
           

Финансовый результат от финансово-хозяйственной деятельности

 

Внереализационные доходы

 и расходы

           
           

Финансовый результат отчетного

периода (прибыль до налогообложения

или бухгалтерская)

 

 

Налог на прибыль

           
           

Прибыль, оставшаяся в распоряжении

организации, или чистая прибыль

(нетто-прибыль)

 

Отвлеченные средства из чистой

 прибыли (по расчетам с бюджетом

и внебюджетными фондами)

           
           
   

Нераспределенный финансовый

результат отчетного года

 

 

Схема 2 – Модель формирования прибыли

 

· выявление резервов увеличения объема реализации продук­ции и суммы

прибыли;

· разработка мероприятий по использованию выявленных ре­зервов;

· оценка работы предприятия по использованию возможностей

увеличения объема реализации продукции, прибыли и рента­бельности.

Цель анализа — определить реальную величину чистой прибыли, стабильность основных элементов балансовой прибыли, тенден­ции их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, оценить «зарабатывающую» способность предприятия.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли.

Маржинальная прибыль — разность между нетто-выручкой и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.

Прибыль от реализации продукции, товаров, услуг — разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода.

Балансовая (валовая) прибыль — финансовые результат от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы.

Налогооблагаемая прибыль — разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством.

Чистая (нераспределенная) прибыль — прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.

Капитализированная (реинвестированная) прибыль — часть распределенной прибыли, направляемая на финансирование прироста активов, т. е. фонд накопления.

Потребляемая прибыль — часть прибыли, расходуемая на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

Основными источниками информации  для анализа финансовых результатов

деятельности  служат  данные  аналитического  бухгалтерского  учета  по

счетам реализации, а также форма № 2 «Отчет о при былях и убытках», форма  № 3 «Отчет о движении капитала» годовой и квартальной отчетности, соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

Отчёт о прибылях и убытках – это информационные источники для проведения внешнего анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Если такой анализ проводится самим хозяйствующим субъектом, то он будет основан на более широкой информационной базе: с привлечением аналитических ведомостей по счетам бухгалтерского учёта, разработочных таблиц, первичных документов. [6]

Отчет о прибылях и убытках рассмотрим на примере следующей организации (смотреть Таблицу 1).

 

Таблица 1 - Отчет о прибылях и убытках

Наименование показателя

Код строки

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года
1

2

3

4
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010

12410

9035

Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг

020

(11484)

(8395)

3. Внереализационные доходы и расходы

 

 

 

Внереализационные доходы

120

 

10

Внереализационные расходы

130

(110)

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

Прибыль (убыток) до налогообложения ( строки 050 + 060 - 070 +080 + 090 - 100 + 120 -130 )

140

276

185

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

160

210

120

4. Чрезвычайные доходы и расходы

 

 

 

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода ) строки (160 + 170 -180)

190

210

120

 

По данным таблицы, можно сделать вывод, что предприятие достигло лучших результатов в хозяйственной деятельности в отчётном году по сравнению с прошлым периодом, о чём свидетельствует увеличение общей суммы прибыли от продаж на 236 тыс. руб., прибыли от обычной деятельности на 90 тыс. руб. и чистой нераспределенной прибыли на       90 тыс. руб.

    

2.2 Анализ состава и динамики балансовой прибыли

 

    В процессе анализа балансовой прибыли необходимо изучить ее состав, структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляцию, т.е. выручку корректировать на средневзвешенный среднеотраслевой индекс роста цен на продукцию предприятия, а затраты по реализованной продукции уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Задачами анализа прибылей и убытков организации являются: оценка

динамики показателей прибыли, обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

Для анализа и оценки уровня и динамики прибыли организации составляется следующая таблица (таблица 2).

 

Таблица 2 - Анализ уровня и динамики показателей прибылей и

убытков организации, тыс. руб.

  Показатель За прошлый период   За отчетный период % к базисному значению
Выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов 2604,0 3232,6 124,1
Полная себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг) 2090,0 2524,0 120,8
Прибыль от реализации продукции, товаров (работ, услуг) 514,0 708,6 139,7
Результат от операционной и финансовой деятельности 2,0 - -
Сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций 8,0 -2,0 -
Бухгалтерская прибыль 524,0 706,6 134,8
Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении организации 344,0 480,6 139,7

 

Эти данные показывают, что в отчетном периоде организация достигла высоких результатов в своей деятельности. Бухгалтерская прибыль возросла на 134,8%, и на 139,7% повысился показатель чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Положительным фактором роста балансовой прибыли явилось увеличение прибыли от реализации продукции за счет роста объема   реализации  и   относительного   снижения  затрат  на  производство

продукции.

Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменения прибыли от реализации продукции по каждому фактору. [6]

 

2.3 Факторный анализ финансовых результатов

 

Для углубленного анализа прибыли целесообразно сгруппировать факторы, влияющие на ее размер.

Внешние факторы, не зависящие, как правило, от предприятия или не контролируемые им:

· чрезвычайные события, природные (климатические) усло­вия,

транспортные и другие факторы, вызывающие допол­нительные затраты у одних предприятий и дополнительную прибыль — у других;

· изменение государственными органами или инфляционными

процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, матери­алы, топливо, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; накидок; норм амортизаци­онных отчислений; ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;

· нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вы­шестоящими

хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины, связанной с хозяйственными вопросами, затрагивающими интересы предприятия.

Внутренние факторы, зависящие от предприятия и контролиру­емые им: основные факторы, определяющие сущностные результа­ты работы, и факторы, обусловленные нарушением хозяйственной дисциплины предприятием.

Основные факторы формирования прибыли от продаж: количество и

качество продукции; себестоимость продукции; цены на продукцию; элементы

себестоимости; структурные сдвиги в составе продукции.

В целом прибыль от продаж продукции (Рр) определяется по формуле (1):

Рр = N - S,                                                                (1)

где N — выручка от продаж;

   S — полная себестоимость.

Выручка от продаж зависит не только от количества и качества продукции, но и от структуры и цен на отдельные виды продукции. В свою очередь, себестоимость продукции определяется структурой изделий и ценами на отдельные элементы затрат.

Факторы, обусловленные нарушением хозяйственной дисциплины:

· нарушение действующего порядка установления и применения

цен, а также торговых накидок;

· экономия, полученная в результате невыполнения

предусмотренных в трудовом договоре мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, недоиспользования средств по подготовке и повышению квалификации кадров, невыполнения плана текущего ремонта основных производственных средств, не проведения мероприятий по испытаниям и освоению новой техники и др.;

· экономия, полученная от выпуска продукции с отступлениями от

условий стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии производства.

    Пример факторного ана­лиза прибыли от продаж рассмотрим на основе данных таблицы 3.

Определим степень влияния на прибыль следующих факторов.

Изменение отпускных цен на продукцию. Рассчитывается разноси между выручкой от продажи продукции в действующих ценах и продажей в отчетном году в ценах базового года:

3502 - 3000 = 502 тыс. руб.

Дополнительная прибыль (502 тыс. руб.) получена в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета раскроет причины и величину завышения цен в каждом конкретном случае.

Изменение цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки тарифных ставок (окладов) оплаты труда. Используют сведения о себестоимости продукции. В данном случае цены на материа­лы, тарифы на энергию и перевозки были повышены на 230 тыс. руб., размеры       амортизации — на 160 тыс. руб., оплаты труда — на 173 тыс. руб., что дало снижение прибыли в сумме 563 тыс. руб. Анализ показал, что изменение      цен — результат инфляции.

Нарушение хозяйственной дисциплины. Устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприя­тий по охране труда, технике безопасности и др. В данном примере выявлено  110 тыс. руб. дополнительной прибыли, полученной за счет аналогичных причин.

Увеличение объема продукции в оценке по базисной полной

себестоимости (собственно объема продукции). Исчисляют коэффициент роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимос­ти:

2360 : 2000 = 1,180.

Затем корректируют базовую прибыль на полученный коэффициент и вычитают из нее базовую величину прибыли:

(600 - 1,18) - 600= 108 тыс. руб.

Уменьшение объема продукции за счет структурных сдвигов в

составе продукции. Определяют разницу коэффициента роста объема продаж продукции в оценке по отпускным ценам и коэф­фициента роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости. Результат расчета:

600 * (  -  ) = - 15,7 тыс. руб.

 


Уменьшение затрат на I руб. продукции за счет режима эконо­мии. Выражается разницей между базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушениями хозяйственной дис­циплины:

2360 - 2340 = 20 тыс. руб.

Изменение  себестоимости  за  счет  структурных  сдвигов   в  со­ставе

 продукции.    Исчисляется    сравнением базовой    полной  себе­стоимости,

 скорректированной на коэффициент роста объема про­дукции, с базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции:

(2000 * 1,154) - 2360 = -52,3 тыс. руб.

 

Таблица 3 – Анализ прибыли от продаж продукции по факторам,

               тыс. руб.

Слагаемые прибыли По базису (плану) По базису на фактически реализованную продукцию Фактические данные по отчету Фактические данные с корректировкой на изменение цен и пр.
Продажа продукции в отпускных ценах предприятий 2600 3000 3502 3000
Полная себестоимость продукции 2000 2360 2793 2340
Прибыль от продаж 600 640 709 660

 

Общее отклонение от прибыли составляет 109 тыс. руб. (709 — 600), что соответствует сумме факторных влияний.

Результаты расчетов представлены в таблице 4.

Схема формирования показателей прибыли харак­теризует основные факторы различных показателей прибыли.

Расчет бухгалтерской прибыли до налогообложения (Рб):

Pб =  Рб  Рпр;                                                                 (2)

Рб = N – Sp – Sком – Sупр  Рпр,                                              (3)

 

где  Pб — прибыль (убыток) от продаж (реализации);

  Sp— себестои­мость продаж;

  Sком — коммерческие расходы;

  Sупр — управлен­ческие расходы;

  Рпр — сальдо прочих доходов и расходов.

 

Таблица 4 - Влияние факторов на прибыль от продажи

продукции тыс. руб.

Показатели Сумма
Отклонение прибыли — всего 109
В том числе за счет следующих факторов:  
1) изменение цен на продукцию 502
2) изменение цен на материалы и тарифов -563
3) нарушение хозяйственной дисциплины 110
4) изменение объема продукции 108
5) изменение структуры продукции -15,7
6) изменение уровня затрат (режима экономии) 20
7) изменение структуры затрат -52,3

 

  Факторный анализ изменения прибыли до налогообложения (∆Р6) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (или анало­гичным периодом предыдущего года) проводится по формулам 4,5:

 

∆ Рб = ∆ Рр + ∆ Рпр;                                                           (4)

                       ∆ Рб = ∆ N - ∆ Sp + ∆ Sком + ∆ Sупр + ∆ Pпр                                 (5)

 

Расчет чистой прибыли (Pч):

 

Рч = ∆ Рб – G,                                                                     (6) 

 

где G —текущий налог на прибыль, скорректированный на отло­женные налоговые активы (-) и обязательства (+);

 

Pч = N – Sp – Sком - ∆ Sупр  ∆ Рпр – G                                        (7)

Чистая прибыль (или убыток отчетного периода) является ито­говым показателем формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Именно чистая прибыль является основным источником пополне­ния собственного капитала, расширения масштабов деятельности предприятия и повышения его финансовой устойчивости.

Факторный анализ изменения чистой прибыли (∆Рч) в отчет­ном периоде по сравнению с предыдущим (или аналогичным пе­риодом предыдущего года) проводится по формулам 8,9:

 

                                 ∆ Рч = ∆ Рб + ∆ G;                                                   (8)

              ∆ Рч = ∆ N - ∆ Sp - ∆ Sком - ∆ Sупр +∆ Рпр - ∆ G                          (9)

 

Факторный анализ на основе последней формулы дает наиболее обобщенную картину влияния финансовых результатов различных видов деятельности предприятия (обычных видов деятельности и видов деятельности, связанных с формированием прочих доходов и расходов) на его конечный финансовый результат. Факторный анализ чистой прибыли на основе этой формулы оформляется в виде аналитической таблицы       (таблица 5). При необходимости сле­дует из внереализационных доходов и расходов выделить расходы, связанные с налогообложением и аналогичными платежами.[7]

 

 

Заключение

 

Финансовые результаты деятельности предприятия находят своё отражение в системе показателей, данные о которых берутся из формы №2 «Отчёта о прибылях и убытках». Оценка этих показателей включает в себя в качестве основных элементов исследования: изменение каждого показателя за текущий анализируемый период и структура соответствующих показателей, а также их изменений.

В рамках анализа финансовых результатов проводится факторный анализ прибыли от продаж продукции (товаров, работ, услуг). При его ведении основными факторами, влияющими на объём прибыли от продаж являются изменения: отпускных цен на продукцию, объёма продукции, структуры и себестоимости продукции. Они оказывают непосредственное влияние на прибыль от продаж и соответственно на общую сумму прибыли.

Для проведения факторного анализа прибыли от продаж внешними пользователями на основе показателей финансовой отчётности, используется методика, которая проводится с учётом индекса инфляции.

Непременным условием полного качественного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является умение читать финансовую отчетность, и, в частности, основную ее форму – бухгалтерский баланс. Важно понимать экономическое содержание каждой балансовой статьи, способов ее оценки, роли в деятельности предприятия, характера изменений сумм по той или иной статье и значение этих изменений для оценки экономики предприятия.

Основной целью анализа финансовых результатов является определение резервов увеличения прибыли, основными источниками которых могут быть: увеличение объёма продаж, увеличение уровня цен, снижение себестоимости продукции, увеличение качества готовой продукции, поиск более выгодных рынков сбыта и т.д.

Финансовый   результат  –  важнейшая    характеристика  деятельности

предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом

 партнёрстве, оценивает в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.

 

 

        



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)