Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
12
2.1 Цели, задачи и источники анализа финансовых результатов
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются показателями полученной прибыли и уровня рентабельности. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, создающие основу экономического развития фирмы. Последние получают прибыль главным образом от реализации продукции, работ, ycлуг, и также от других видов деятельности: сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржи и т. д. (Схема 2). Прибыль — часть чистого дохода предприятия, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше рентабельной продукции реализует предприятие, тем больше оно получит прибыли, тем лучше его финансовое coстояние. Поэтому финансовые результаты следует изучать втесной связи с показателями использования и реализации продукции. Объем реализации, прибыль, рентабельность зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Иначе говоря, эти показатели характеризую все стороны хозяйствования. Чем больше прибыль и выше рентабельность, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности: · систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; · определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
Схема 2 – Модель формирования прибыли
· выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли; · разработка мероприятий по использованию выявленных резервов; · оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности. Цель анализа — определить реальную величину чистой прибыли, стабильность основных элементов балансовой прибыли, тенденции их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, оценить «зарабатывающую» способность предприятия. В процессе анализа используются следующие показатели прибыли. Маржинальная прибыль — разность между нетто-выручкой и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль от реализации продукции, товаров, услуг — разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода. Балансовая (валовая) прибыль — финансовые результат от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы. Налогооблагаемая прибыль — разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством. Чистая (нераспределенная) прибыль — прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. Капитализированная (реинвестированная) прибыль — часть распределенной прибыли, направляемая на финансирование прироста активов, т. е. фонд накопления. Потребляемая прибыль — часть прибыли, расходуемая на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы. Основными источниками информации для анализа финансовых результатов деятельности служат данные аналитического бухгалтерского учета по счетам реализации, а также форма № 2 «Отчет о при былях и убытках», форма № 3 «Отчет о движении капитала» годовой и квартальной отчетности, соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия. Отчёт о прибылях и убытках – это информационные источники для проведения внешнего анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Если такой анализ проводится самим хозяйствующим субъектом, то он будет основан на более широкой информационной базе: с привлечением аналитических ведомостей по счетам бухгалтерского учёта, разработочных таблиц, первичных документов. [6] Отчет о прибылях и убытках рассмотрим на примере следующей организации (смотреть Таблицу 1).
Таблица 1 - Отчет о прибылях и убытках
Продолжение таблицы 1
По данным таблицы, можно сделать вывод, что предприятие достигло лучших результатов в хозяйственной деятельности в отчётном году по сравнению с прошлым периодом, о чём свидетельствует увеличение общей суммы прибыли от продаж на 236 тыс. руб., прибыли от обычной деятельности на 90 тыс. руб. и чистой нераспределенной прибыли на 90 тыс. руб.
2.2 Анализ состава и динамики балансовой прибыли
В процессе анализа балансовой прибыли необходимо изучить ее состав, структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляцию, т.е. выручку корректировать на средневзвешенный среднеотраслевой индекс роста цен на продукцию предприятия, а затраты по реализованной продукции уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. Задачами анализа прибылей и убытков организации являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек. Для анализа и оценки уровня и динамики прибыли организации составляется следующая таблица (таблица 2).
Таблица 2 - Анализ уровня и динамики показателей прибылей и убытков организации, тыс. руб.
Эти данные показывают, что в отчетном периоде организация достигла высоких результатов в своей деятельности. Бухгалтерская прибыль возросла на 134,8%, и на 139,7% повысился показатель чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Положительным фактором роста балансовой прибыли явилось увеличение прибыли от реализации продукции за счет роста объема реализации и относительного снижения затрат на производство продукции. Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменения прибыли от реализации продукции по каждому фактору. [6]
2.3 Факторный анализ финансовых результатов
Для углубленного анализа прибыли целесообразно сгруппировать факторы, влияющие на ее размер. Внешние факторы, не зависящие, как правило, от предприятия или не контролируемые им: · чрезвычайные события, природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и дополнительную прибыль — у других; · изменение государственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; накидок; норм амортизационных отчислений; ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями; · нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины, связанной с хозяйственными вопросами, затрагивающими интересы предприятия. Внутренние факторы, зависящие от предприятия и контролируемые им: основные факторы, определяющие сущностные результаты работы, и факторы, обусловленные нарушением хозяйственной дисциплины предприятием. Основные факторы формирования прибыли от продаж: количество и качество продукции; себестоимость продукции; цены на продукцию; элементы себестоимости; структурные сдвиги в составе продукции. В целом прибыль от продаж продукции (Рр) определяется по формуле (1): Рр = N - S, (1) где N — выручка от продаж; S — полная себестоимость. Выручка от продаж зависит не только от количества и качества продукции, но и от структуры и цен на отдельные виды продукции. В свою очередь, себестоимость продукции определяется структурой изделий и ценами на отдельные элементы затрат. Факторы, обусловленные нарушением хозяйственной дисциплины: · нарушение действующего порядка установления и применения цен, а также торговых накидок; · экономия, полученная в результате невыполнения предусмотренных в трудовом договоре мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, недоиспользования средств по подготовке и повышению квалификации кадров, невыполнения плана текущего ремонта основных производственных средств, не проведения мероприятий по испытаниям и освоению новой техники и др.; · экономия, полученная от выпуска продукции с отступлениями от условий стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии производства. Пример факторного анализа прибыли от продаж рассмотрим на основе данных таблицы 3. Определим степень влияния на прибыль следующих факторов. Изменение отпускных цен на продукцию. Рассчитывается разноси между выручкой от продажи продукции в действующих ценах и продажей в отчетном году в ценах базового года: 3502 - 3000 = 502 тыс. руб. Дополнительная прибыль (502 тыс. руб.) получена в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета раскроет причины и величину завышения цен в каждом конкретном случае. Изменение цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки тарифных ставок (окладов) оплаты труда. Используют сведения о себестоимости продукции. В данном случае цены на материалы, тарифы на энергию и перевозки были повышены на 230 тыс. руб., размеры амортизации — на 160 тыс. руб., оплаты труда — на 173 тыс. руб., что дало снижение прибыли в сумме 563 тыс. руб. Анализ показал, что изменение цен — результат инфляции. Нарушение хозяйственной дисциплины. Устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В данном примере выявлено 110 тыс. руб. дополнительной прибыли, полученной за счет аналогичных причин. Увеличение объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объема продукции). Исчисляют коэффициент роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости: 2360 : 2000 = 1,180. Затем корректируют базовую прибыль на полученный коэффициент и вычитают из нее базовую величину прибыли: (600 - 1,18) - 600= 108 тыс. руб. Уменьшение объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определяют разницу коэффициента роста объема продаж продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости. Результат расчета: 600 * ( - ) = - 15,7 тыс. руб.
Уменьшение затрат на I руб. продукции за счет режима экономии. Выражается разницей между базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины: 2360 - 2340 = 20 тыс. руб. Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Исчисляется сравнением базовой полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции: (2000 * 1,154) - 2360 = -52,3 тыс. руб.
Таблица 3 – Анализ прибыли от продаж продукции по факторам, тыс. руб.
Общее отклонение от прибыли составляет 109 тыс. руб. (709 — 600), что соответствует сумме факторных влияний. Результаты расчетов представлены в таблице 4. Схема формирования показателей прибыли характеризует основные факторы различных показателей прибыли. Расчет бухгалтерской прибыли до налогообложения (Рб): Pб = Рб Рпр; (2) Рб = N – Sp – Sком – Sупр Рпр, (3)
где Pб — прибыль (убыток) от продаж (реализации); Sp— себестоимость продаж; Sком — коммерческие расходы; Sупр — управленческие расходы; Рпр — сальдо прочих доходов и расходов.
Таблица 4 - Влияние факторов на прибыль от продажи продукции тыс. руб.
Факторный анализ изменения прибыли до налогообложения (∆Р6) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (или аналогичным периодом предыдущего года) проводится по формулам 4,5:
∆ Рб = ∆ Рр + ∆ Рпр; (4) ∆ Рб = ∆ N - ∆ Sp + ∆ Sком + ∆ Sупр + ∆ Pпр (5)
Расчет чистой прибыли (Pч):
Рч = ∆ Рб – G, (6)
где G —текущий налог на прибыль, скорректированный на отложенные налоговые активы (-) и обязательства (+);
Pч = N – Sp – Sком - ∆ Sупр ∆ Рпр – G (7) Чистая прибыль (или убыток отчетного периода) является итоговым показателем формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Именно чистая прибыль является основным источником пополнения собственного капитала, расширения масштабов деятельности предприятия и повышения его финансовой устойчивости. Факторный анализ изменения чистой прибыли (∆Рч) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (или аналогичным периодом предыдущего года) проводится по формулам 8,9:
∆ Рч = ∆ Рб + ∆ G; (8) ∆ Рч = ∆ N - ∆ Sp - ∆ Sком - ∆ Sупр +∆ Рпр - ∆ G (9)
Факторный анализ на основе последней формулы дает наиболее обобщенную картину влияния финансовых результатов различных видов деятельности предприятия (обычных видов деятельности и видов деятельности, связанных с формированием прочих доходов и расходов) на его конечный финансовый результат. Факторный анализ чистой прибыли на основе этой формулы оформляется в виде аналитической таблицы (таблица 5). При необходимости следует из внереализационных доходов и расходов выделить расходы, связанные с налогообложением и аналогичными платежами.[7]
Заключение
Финансовые результаты деятельности предприятия находят своё отражение в системе показателей, данные о которых берутся из формы №2 «Отчёта о прибылях и убытках». Оценка этих показателей включает в себя в качестве основных элементов исследования: изменение каждого показателя за текущий анализируемый период и структура соответствующих показателей, а также их изменений. В рамках анализа финансовых результатов проводится факторный анализ прибыли от продаж продукции (товаров, работ, услуг). При его ведении основными факторами, влияющими на объём прибыли от продаж являются изменения: отпускных цен на продукцию, объёма продукции, структуры и себестоимости продукции. Они оказывают непосредственное влияние на прибыль от продаж и соответственно на общую сумму прибыли. Для проведения факторного анализа прибыли от продаж внешними пользователями на основе показателей финансовой отчётности, используется методика, которая проводится с учётом индекса инфляции. Непременным условием полного качественного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является умение читать финансовую отчетность, и, в частности, основную ее форму – бухгалтерский баланс. Важно понимать экономическое содержание каждой балансовой статьи, способов ее оценки, роли в деятельности предприятия, характера изменений сумм по той или иной статье и значение этих изменений для оценки экономики предприятия. Основной целью анализа финансовых результатов является определение резервов увеличения прибыли, основными источниками которых могут быть: увеличение объёма продаж, увеличение уровня цен, снижение себестоимости продукции, увеличение качества готовой продукции, поиск более выгодных рынков сбыта и т.д. Финансовый результат – важнейшая характеристика деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом партнёрстве, оценивает в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.
12
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |