Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. Межорганизационная интеграция (4 ч).



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Тема 9. Межорганизационная интеграция (4 ч). 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Предмет и история теории организации (6 ч)

Понятие «организация» в науке и философии. Предмет теории организации. Теория организации в системе гуманитарных и управленческих дисциплин. Теория организации и теория организаций.

Генезис теории организации: периодизация. Донаучный период развития теории организации. Роль классических школ управления в развитии теории организации. Роль отечественных ученых и философов в становлении и развитии теории организации. Место системного подхода в формировании теории организации как самостоятельной научной дисциплины. Современный период развития теории организации.

 

Тема 2. Основы системного подхода в теории организации (4ч).

Специфика системного подхода к анализу социальной реальности. Основные понятия, используемые в системном подходе. Система и ее свойства. Взаимосвязь системы и среды. Вход и выход системы. Прямые и обратные связи в системе. Положительные и отрицательные обратные связи. Типология систем. Природные и искусственные системы. Открытые и закрытые системы. Механистические и органические системы. Детерминированные и стохастические системы. Гомеостатические системы. Интеллектуальные системы.

 

Тема 3. Социальная организация

Социальная организация как вид сложной системы. Основные специфические свойства социальной организации. Критерии успешной деятельности организации Синергетические эффекты в деятельности организации. Стадии развертывания синергетического эффекта. Виды социальных организаций. Формальные организации и их специфика. Принудительные, добровольные и утилитарные организации. Неформальные организации. Взаимосвязь формальных и неформальных организаций.

 

Тема 4. Основополагающие законы и принципы организации (4ч).

Использование принципа детерминизма при анализе организационных процессов. Понятие зависимости, закономерности и закона. Соотношение законов организации и принципов организации. Основные законы организации. Закон Эшби и закон разнообразия. «Закон наименьших». Принципы статической и динамической организации. Принципы рационализации Использование законов и принципов организации в деятельности менеджера.

 

Тема 5. Структурирование организаций (4 ч).

Горизонтальное и вертикальное разделение труда как основа структурирования организации. Роль внешней среды в структурировании организаций. Норма управляемости. Департаментализация. Модели департаментализации. Организационные полномочия и их виды. Организационная структура. Механистические и органические организационные структуры. Роль бюрократических принципов в развитии современных организаций. Использование линейных и функциональных принципов в построении организации. Проектные и матричные структуры. Современные тенденции в развитии организационных структур. Централизация и децентрализация управления.

 

Тема 6. Современные организационно-правовые формы: коммерческие и некоммерческие организации.

Организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций согласно законодательству РФ. Основные отличия между коммерческими и некоммерческими организациями. Предпринимательские возможности коммерческих и некоммерческих организаций. Влияние организационно-правовой формы на организационные процессы. Проблема выбора организационно-правовой формы.

 

Тема 7. Проектирование организационных систем (4 ч).

Системный подход к анализу и проектированию организационных связей. Особенности проектирование организационных систем для бизнес-процессов. Основные виды работ при создании организационных систем. Методы изучения и анализа организационного состояния. Проектирование организационных связей. Параметры связей. Моделирование надежности организационной производственной системы. Юридические аспекты формирования организационных систем. Особенности формирования организационных систем, имеющих бизнес за рубежом.

 

Тема 8. Организационная культура (4 ч).

Понятие организационной культуры. Структурные модели организационной культуры. Типология организационных культур. Национальная специфика организационных культур. Проблемы формирования, укрепления и изменения организационной культуры в современном менеджменте. Организационные культуры в условиях международной бизнес-интеграции.

Проблема формирования организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность.

Факторы, влияющие на усвоение индивидом организационной культуры. Организационное поведение и национальная культура.

 

Тема 9. Межорганизационная интеграция (4 ч).

Организационные аспекты современной бизнес-интеграции. Основные формы организационной интеграции. Классические формы бизнес-интеграции: трест, концерн, конгломерат, пул, картель, синдикат, консорциум. Холдинг как форма межорганизационной интеграции. Финансово-промышленные группы. Стратегические альянсы. Виртуальные корпорации. Организационные формы международного бизнеса.

 


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

 

В процессе изучения курса «Теория организации» проводятся практические (семинарские) занятия. Цели проведения этих занятий состоят в следующем:

– закрепить учебный материал, обсужденный в процессе лекционных занятий;

– рассмотреть подробно наиболее сложные теоретические и практические проблемы современной теории управления;

– оформить свой взгляд на проблемы, изучаемые в рамках курса;

– сформировать умения и навыки использования изученного материала в практической деятельности.

Кроме того, практические занятия предназначены для проведения текущего контроля успеваемости студента.

Работа студента на семинаре оценивается в соответствии с принятой на кафедре «Государственное управление и социология региона» шкалой отметок в рамках рейтинговой системы. Она является важнейшим критерием при выставлении итоговой отметки по дициплине после сдачи экзамена.

Подготовка к практическим занятиям: Необходимо внимательно изучить ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (см. ниже). Для подготовки устного ответа на основные вопросы, обсуждаемые на семинаре, следует внимательно просмотреть соответствующую лекцию, а также РЕКОМЕНДУЕМУЮ ЛИТЕРАТУРУ. Желательно не ограничиваться учебниками, и использовать при подготовке ответа на каждый вопрос монографии и научные статьи, рекомендованные преподавателем. Если студент использовал классическую или новейшую литературу, не вошедшую в список рекомендованной, то, как правило, это увеличивает ценность его ответа.

Рекомендуется приступить к написанию плана (или конспекта) ответа сразу на все вопросы только после нахождения литературы по этим вопросам. Как правило, выступление по каждому из пунктов плана семинарского занятия должно быть подготовлено на основе нескольких источников.

После составления плана (конспекта), следует обратить внимание на ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ, имеющиеся в плане практического занятия. Вопросы для самоконтроля позволяют студенту понять, усвоил ли он основное содержание учебного материала по данной теме. Ответы на эти вопросы также обязательны при подготовке к занятию. Проблемные вопросы и задания носят творческий характер и необходимы для развития интеллекта студента, его умения оригинально мыслить и реализовывать теоретические знания на практике. Вместе с тем, ответы на эти вопросы также должны базироваться на знаниях, полученных при чтении лекций, научной и учебной литературы.

В ходе практического занятия обсуждаются последовательно все основные вопросы, имеющиеся в плане.

Вначале один из студентов делает развернутое выступление по пункту основного плана. Выступление представляет собой самостоятельное, живое изложение материала и, как правило, не должно быть исключительно «по бумажке». Тем не менее, во время выступления рекомендуется пользоваться собственным письменным планом, а также зачитывать отдельные, особо важные или трудные отрывки.

Затем по основному выступлению начинается дискуссия, проходящая по следующей схеме:

– преподаватель и студенты задают вопросы выступающему;

– выступающий отвечает на эти вопросы;

– студенты и преподаватель высказывают свои точки зрения по поводу заданных вопросов, если ответы основного выступающего показались им неполными или неточными;

– студенты выступают с развернутыми дополнениями к выступлению;

– обсуждаются проблемные вопросы, предложенные в плане занятия или в ходе дискуссии.

Активность студентов в ходе дискуссии учитывается при выставлении рейтинговой отметки по итогам занятия. Особо оцениваются удачные и оригинальные ответы на проблемные вопросы.

Если практическое занятие должно проходить по особой схеме, это специально оговаривается в плане занятия. Между занятиями по темам №8 и №9 проводится письменная контрольная работа по всему пройденному материалу.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1

Предмет теории организации

1. Понятие и свойства организации.

2. Теория организации в системе наук.

3. Основные функции теории организации. Значение теории организации для менеджера.

 

Основная литература

Акимова Т.А. Теория организации. М., 2003.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структуры. Процессы. М., 2004.

Мескон Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2005. Ч. 1. гл. 1, 3

Орчаков О.А. Основы теории организации //

www.e-college.ru/xbooks/xbook031/book/index/index.html?part-004*page.htm

Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 1998.

Пригожин А.И. Организация, система и люди. М., 1983.

Теория организации / под ред. В.Г. Алиева. М., 2005.

 

Дополнительные вопросы и вопросы для дискуссии:

 

1. Чем отличается теория организации от теории организаций (эти два понятия используются одновременно)?*

2. Какие отличия существуют в понимании феномена организации у зарубежных и отечественных ученых?

3. Для каких профессий, кроме профессии менеджера, по вашему мнению, имеет большое значение изучение теории организации?* 

 

 

Тема 2

Возникновение теории организации

1. Донаучный период в развитии теории организации.

2. Школа научного управления.

3. Административная теория организации и теория рациональной бюрократии.

 

Основная литература

Акимова Т.А. Теория организации. М., 2003.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структуры. Процессы. М., 2004.

Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.

История менеджмента / Уч. пособие под ред. Д. Валового. М., 1997.

Мескон Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2005. Ч. 1. гл. 2

Орчаков О.А. Основы теории организации //

www.e-college.ru/xbooks/xbook031/book/index/index.html?part-004*page.htm

Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 1998.

Теория организации / под ред. В.Г. Алиева. М., 2005.

 

Дополнительные вопросы и вопросы для дискуссии:

 

1. Почему теории организации, созданные до Тейлора, называют донаучными?*

2. По какой причине именно теория Файоля, а не концепция Тейлора называется классической (обычно именно исторически первые удостаиваются такого наименования)?*

3. По какой причине М. Вебер, говоря о бюрократической организации, не вкладывал в это понятие ничего осуждающего?*

 

Тема 2

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ (4 Ч)

 

1. Роль школы человеческих отношений в развитии теории организации.

2. Концепция Р. Лайкерта.

3. Тектология А. Богданова.

4. Теория Гласиер.

5. Теория административного потенциала И. Ансоффа.

6. Институциональная теория О. Норта.

7. Концепция организационной экологии.

 

 

Основная литература

Акимова Т.А. Теория организации. М., 2003.

Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. М., 1989.

Веснин В.Р. Теория организаций. М., 2008.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структуры. Процессы. М., 2004.

Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.

История менеджмента / Уч. пособие под ред. Д. Валового. М., 1997.

Мескон Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2005. Ч. 1. гл. 2

Орчаков О.А. Основы теории организации //

www.e-college.ru/xbooks/xbook031/book/index/index.html?part-004*page.htm

Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 1998.

Теория организации / под ред. В.Г. Алиева. М., 2005.

 

Дополнительные вопросы и вопросы для дискуссии:

 

1. Каковы общие признаки школы человеческих отношений и концепции Лайкерта?*

2. Можете ли вы показать слабые стороны теории Богданова?*

3. Почему теория Норта называется институциональной? Есть ли разница между тем, как понимает институты Норт и тем пониманием институтов, с которыми вы знакомы из курса социологии?*

 

 

Тема 4.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ.

1. Концепция «Структура 5»

2. Ресурсная теория организации

3. Современные направления развития теории организации

 

Основная литература:

 

Акимова Т.А. Теория организации. М., 2003.

Веснин В.Р. Теория организации. М., 2008.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структуры. Процессы. М., 2004.

Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.

История менеджмента. Уч. пособие / Под ред. Д. Валового. М., 1997.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2005. Ч. 1, гл. 2.

Орчаков О.А. Теория организации //

www.e-college.ru/xbooks/xbook03l/book/index/index.html?part-004*page/htm

Смирнов Э. А. Основы теория организации. М., 1998.

Теория организации / Под ред. В.Г. Алиева. М., 2005.

 

Дополнительные вопросы и вопросы для дискуссии:

 

1. Какие из ранее изученных концепций, с вашей точки зрения, наиболее востребованы на современном этапе развития теории организации?*

2. Можно ли применить типологию организаций Г. Минтцберга к организациям государственного управления?*

 

 

Тема 5.

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА (4 Ч).

 

1. Понятие системы.

2. Основные принципы системного подхода.

3. Классификация систем.

4. Особенности организации как сложной системы.

5. Классификация социальных организаций.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Бир С. Мозг фирмы – М., 1993.

Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода – М., 1973.

Багданов А.А. Тектология: всеобщая и организационная наука. М., 1989.

ГазарянА. Структура и субструктуры организации // Новости менеджмента. 2011. Июль – Август.

Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1971.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структура. Процессы. М., 2004.

История менеджмента. Уч. пособие / Под ред. Д. Валового. М., 1997.

Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2001.

Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. М., 1993.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

Системный подход к управлению: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.А. Персианова. М., 2001.

Теория организации / Под. ред. В.Г. Алиева. М., 2005.

Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.

Хмелькова Н.М., Попов Е.В. О жизненном цикле внутренней среды организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №1.

 

Дополнительные вопросы и вопросы для дискуссии.

 

1. Как вы объясните причины популярности системного подхода в теории организации?

2. Каковы отличительные особенности системного подхода к анализу управленческих проблем?

3. Какие новые проблемы менеджмента можно было осознать лишь при использовании системного подхода?

4. Приведите собственные примеры открытых и закрытых систем.

5. В чём практическое значение трактовки любой организации как открытой системы?

6. Какую роль играет понятие информации в системном подходе? Покажите это на примере системного подхода к описанию организации и процессов управления в ней.

 

 

ТЕМА 6. ЗАКОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ПЛАН:

1. Понятие закона, закономерности и зависимости

2. Основополагающие законы организации

3. Законы организации второго порядка.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. М., 1989.

Веснин В.Р. Теория организации. М., 2008.

Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1971.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2001.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

Теория организации / Под ред. В.Г. Алиева. М., 2005.

Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 1998.

Широкова Г.В.. Характеристики стадий жизненного цикла российских компаний, созданных «с нуля» // Российский журнал менеджмента. 2007. Т.5. №4.

Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы // Российский журнал менеджмента. 2007. Т.5. №3.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

 

1. Чем отличается обычная зависимость от закона?

2. Приведите собственные примеры действия закона синергии

3. Приведите примеры, иллюстрирующие эффект отрицательной синергии и примеры, иллюстрирующие случаи, когда эффект синергии не проявляется

4. Приведите собственные примеры действия закона Эшби.

5. Какие законы организации впервые были сформулированы А. Богдановым?

 

ТЕМА 7. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАН:

1. Принципы статической организации

2. Принципы динамической организации

3. Принципы рационализации.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Веснин В.Р. Теория организации. М., 2008.

Кравченко К.А. Методология организационного проектирования систем управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. №4.

Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики управления. 1994. №5.

Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 1998.

Теория организации / Под ред. В.Г. Алиева. М., 2005.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

 

1. Чем отличаются принципы организации от ее законов? Как связаны между собой принципы и законы?

2. В каких случаях надо использовать принципы статической организации, а в каких – принципы динамической организации? Приведите собственные примеры.

3. В чем специфика принципов рационализации?

 

 

ТЕМА 8 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ (4 ЧАСА)

1. Управленческие полномочия и их виды.

2. Понятие организационной структуры. Критерии типологии организационных структур.

3. Жесткие организационные структуры.

4. Гибкие организационные структуры.

5. Современные тенденции развития организационных структур.

6. Построение организационных структур.

7. Специфика организационных структур в сфере государственного и муниципального управления.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

 

Антонов В.Г. Эволюция организационных структур // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. .№1.

Бочкарев В.К., Дорофеев В.Д. Основы современного менеджмента. Пенза, 1999.

Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 1996.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2004.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структура. Процессы. М., 2004.

Горденко Г.В. Современные подходы к формированию организационной структуры управления компанией // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №3.

Кравченко К.А. Методология организационного проектирования систем управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. №4.

Лачинина Т.А. Проектные команды в управлении проектами // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2.

Линдер В. У мение делегировать – часть эффективной работы менеджера // Новости менеджмента. 2010. Май–Июнь.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2000.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2001.

Основы теории управления / Под. ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М., 2004.

Линдер В. У мение делегировать– часть эффективной работы менеджера // Новости менеджмента. 2010. Май–Июнь.

Питерс Т., Уотермен Р В поисках эффективного управления. Пер. с англ. М.,1986.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики управления. 1994. №5.

Свирина А.А. Методические аспекты оценки нормы управляемости и применение её в регулярном менеджменте // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №3

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

 

1. Что такое управленческие полномочия?

2. Какие виды управленческих полномочий можно выделить?

3. На примере нашего вуза покажите отличия между линейными и функциональными полномочиями, а также между предостерегающими и блокирующими полномочиями.

4. Какие факторы влияют на распределение полномочий внутри организации?

5. Какая взаимосвязь существует между полномочиями должностного лица и его ответственностью?

6. Если руководитель делегировал кому-то часть своих полномочий, то должен ли он делегировать и часть ответственности? Снимает ли с себя он эту часть ответственности в данном случае? *

7. Какие факторы влияют на выбор и эволюцию организационных структур?

8. Можно ли говорить о том, что особенности культуры конкретного общества влияют на то, какие организационные структуры преобладают в экономике этого общества? Обоснуйте свою точку зрения. *

9. Чем отличаются жесткие организационные структуры от гибких (адаптивных)?

10. В чем преимущества и в чем недостатки линейных, функциональных и дивизиональных организационных структур?

11. Как Вы думаете, что изменилось бы в системе управления нашего университета, если бы в нем была сформирована дивизиональная организационная структура?

12. В чем преимущество матричной структуры перед проектной? А в чем ее слабости?

13. Каковы плюсы, и каковы минусы децентрализации полномочий в организации?

 

 

ТЕМА 9. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА (4 Ч)

 

1. Сущность и структура организационной культуры

2. Типология организационных культур.

3. Национальные модели организационных культур.

4. Сильная и слабая организационная культура. Субкультуры в организации.

5. Трансляция организационной культуры. Изменения в культуре.

 

Список литературы:

 

Багриновский К.А., Бендиков М.А., Исаева М.К., Хрусталев Е.Ю. Корпоративная культура в современной экономике России // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №2.

Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. М., 2002.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2004.

Крымчанинова М.В. Образ организации как фактор воздействия на культуру // Управление персоналом. 2004. №19.

Куликов В.И. Нужна эффективная организационная культура // ЭКО. 2003. №7.

Ларичева Е.А. Сравнительный анализ корпоративной, инновационной культуры и культуры производства // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №5.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2005. Гл. 13.

Мясоедова Т.Г., Малышева Н.И. Организационная культура российских корпораций // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №3.

Оглоблин В. Организационная культура промышленного предприятия: проблемы формирования и развития // Управление персоналом. 2004. №17.

Спивак В.А. Корпоративная культура. Теория и практика. СПб., 2001.

Стоянова В.А. Оценка влияния организационной культуры на эффективность производственной деятельности // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. №3.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

 

1. Зачем теоретики менеджмента изучают организационную культуру?

2. Отличается ли понимание культуры в менеджменте («организационная культура») от ее понимания в социологии («культура общества»)? Если да, то в чем?

3. В какой степени организационная культура зависит от сознательных усилий руководителей по ее созданию? *

4. Какие факторы способствуют успешному усвоению новичками организационной культуры? Как Вы думаете, кто на этот процесс будет влиять сильнее – высшие руководители компании, непосредственные руководители этого новичка или же его товарищи по работе? *

5. Как влияет организационная культура на связи компании с внешней средой?

6. Может ли организационная культура негативно влиять на развитие компании? *

 

ТЕМА 10. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

ПЛАН:

1. Значение коммуникаций в организации. Типы коммуникаций.

2. Основные принципы коммуникативной политики в организации.

3. Значение невербальной коммуникации при взаимодействии с персоналом и партнерами.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникация в организациях: Пер. с англ. М.: Экономика, 1980.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структура. Процессы. М., 2004.

Драчева Е.Л., Селезнев П.С. Эффективная информация и управление знаниями внутри организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №6.

Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение. М., 2005.

Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. СПб, 1997.

Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликт, стресс. Минск, 1988.

Морозова Н.А. Организационные коммуникации в международной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. №2.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.

Спивак В.А. Современные бизнес-коммуникации. СПб., 2002.

Удалов О.Ф. Информационные проблемы управления // ЭКО. 2004. №7.

Шабанова А. Внутренний корпоративный сайт как средство информационного обмена в компании // Управление персоналом. 2005. № 15 (121).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

 

1. Какое место коммуникации занимают в управлении?

2. Какие модели коммуникационного процесса, с Вашей точки зрения, наиболее удобны для теории и практики менеджмента? Обоснуйте свой выбор.

3. Какие виды коммуникаций в организации можно выделить?

4. Какие функции, кроме информативной, выполняет процесс коммуникации в организации?

5. Какую роль в процессе коммуникации играет обратная связь?

6. Приведите примеры проявления информационного «шума» в процессе общения студентов с преподавателем.

7. Приведите пример семантических барьеров в общении молодых людей и их родителей? Можно ли бороться против этих барьеров теми же методами, которые приняты в теории управления?

8. Почему нередко контрольная информация в организации искажается? Как можно бороться с таким искажением? Предложите несколько способов.

9. Как сам тип организационной структуры влияет на эффективность процесса коммуникации в организации?

10. Что такое коммуникационная политика? Какие претензии к коммуникационной политике вашего вуза Вы бы могли предъявить?

11. Чем отличаются межличностные аспекты коммуникации от организационных? Какова главная функция межличностных коммуникаций?

12. По какой причине менеджеру необходимо изучать закономерности межличностной коммуникации?

13. Что играет роль обратной связи при межличностной коммуникации?

14. Какова роль невербальной коммуникации в межличностном общении?

15. Какие трудности в межличностной коммуникации наиболее часто проявляются в организации? Как их можно преодолеть?

16. Как организация рабочих мест и «делового пространства» может влиять на межличностные коммуникации? Приведите собственные примеры. *

17. Как можно научить эффективным межличностным коммуникациям своих подчиненных?

 


ПРОБНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Практика управления возникла:

а) вместе с объединением людей в организованные группы, например, племена

б) в XX веке, в ходе индустриализации промышленности

в) вместе с созданием Ф. Тейлором школы научного управления

г) вместе с возникновением системного подхода

 

2. Как называется свойство системы, заключающееся в способности сохранять устойчивость за счет постоянного взаимодействия с внешней средой?

а) гомеостатичность

б) открытость

в) эмерджентность

г) мультипликативность

 

3. Автор книги «Тектология: всеобщая организационная наука» –…

а) Л. Берталанфи

б) Э. Мейо

в) М. Вебер

г) А. Богданов

 

4. Общие функции управления впервые была выделена в рамках…

а) школы научного управления

б) административной школы

в) школы человеческих отношений

г) системного подхода

 

 

5. Выделите свойство, отличающее организацию от иных сложных систем.

а) вертикальное разделение труда

б) наличие обратной связи

в) целостность

г) устойчивость

 

6. Выделите юридический признак, отличающий коммерческую организацию от некоммерческой.

а) обязательная государственная регистрация

б) возможность заниматься предпринимательской деятельностью

в) возможность заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом

г) наличие юридического адреса

 

7. Как называется коммерческая организация, в составе членов которой имеются вкладчики?

а) закрытое акционерное общество

б) товарищество на вере

в) полное товарищество

г) общество с дополнительной ответственностью

 

8. Гибкие виды оргструктур:

а) линейно-функциональная

б) линейно-штабная

в) дивизиональная

г) матричная

 

9. Организационная структура, позволяющая наиболее гибко реагировать на изменения в окружающей среде – ...

а) механическая

б) функциональная

в) адаптивная

г) дивизиональная

 

10. Какие из перечисленных полномочий являются функциональными?

а) блокирующие

б) контрольные

в) предостерегающие

г) все вышеперечисленные

 

11. Кто из этих ученых считается отцом кибернетики?

а) Ф. Тейлор

б) А. Файоль

в) Н. Винер

г) А. Гастев

 

12. «Была бы должность, а работа для нее найдется». Какое организационное явление иллюстрируется этим высказыванием?

а) «эффект Паркинсона»

б) закон необходимого разнообразия

в) закон развития

г) «эффект Хоторна»

Тест 2 по ТО

 

13. Как называется свойство системы, состоящее в том, что система может включать в себя подсистемы и одновременно – сама являться подсистемой более крупной системы?

а) эмерджентность

б) рекурсивность

в) синергия

г) обратная связь

 

14. Как называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное имущество, которое, в свою очередь, не может быть распределено по вкладам и паям?

а) закрытое акционерное общество

б) унитарное предприятие

в) финансово-промышленная группа

г) общество с ограниченной ответственностью

 

15. Кто является создателем теории организационного потенциала?

а) Р. Лайкерт

б) И. Ансофф

в) А. Богданов

г) Г. Форд

 

16. При какой форме бизнес-интеграции фирмы сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, но теряют коммерческую самостоятельность?

а) концерн

б) пул

в) консорциум

г) синдикат

 

17. Для какой из структур характерно двойное подчинение работника?

а) линейно-функциональной

б) дивизиональной

в) матричной

г) для всех вышеперечисленных

 

6. Выделите юридический признак, отличающий коммерческую организацию от некоммерческой.

а) обязательная государственная регистрация

б) транснациональность

в) наличие юридического адреса

г) возможность распределять прибыль между учредителями

 

 

18. Исследования роли неформальных групп в организации начал проводить ... .

а) Файоль

б) Тейлор

в) Мейо

г) Г. Форд.

 

19. Неформальные группы возникают ...

а) в результате реорганизации

б) при создании новой структуры

в) спонтанно

г) по воле руководства.

 

20. «Чем сложнее производство, тем более дорогой и изощренной должна быть система управления этим производством». Какое организационное явление иллюстрируется этим высказыванием?

а) отрицательная обратная связь

б) «закон наименьших»

в) закон Эшби

г) принцип гомеостаза

 

21. В чем ключевое отличие конгломерата от концерна?

а) утрата отраслевой специализации

б) полная потеря юридической самостоятельности отдельных предприятий

в) более высокий уровень централизации

г) горизонтальная интеграция предприятий

 

22. «Чем хуже я работаю, темь меньше у меня заработки. Но чем меньше у меня заработки, тем меньше мне хочется работать». Какое явление иллюстрируется данным высказыванием?

а) отрицательный синергетический эффект

б) отрицательная обратная связь

в) положительная обратная связь

г) закон композиции

 

23. Трое мастеров, работая поодиночке, зарабатывали за сутки по 200 рублей каждый. Объединившись, они начали зарабатывать за сутки 600 рублей на троих. Какое явление из перечисленных ниже иллюстрируется этим примером?

а) положительный синергетический эффект

б) отрицательный синергетический эффект

в) отсутствие синергетического эффекта

г) положительная обратная связь

 

24. «Какой смысл хвастаться мощным мотором: все равно при старой резине большую скорость не разовьёшь». Какое организационное явление иллюстрируется этим высказыванием?

а) закон Эшби

б) эффект Паркинсона

в) отрицательная обратная связь

г) «закон наименьших»


КУРСОВЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1. Теория организации как область знания.

2. Функции теории организации.

3. Основные этапы развития теории организации.

4. Вклад российских ученых в развитие теории организации.

5. Тектология А. Богданова – основополагающая организационная теория.

6. Сущность системного подхода. Понятие системы.

7. Типы систем.

8. Организация как сложная система.

9. Типология организаций.

10. Жизненный цикл организации.

11.  Законы организации.

12. Принципы организации.

13. Соотношение централизации и децентрализации в организациях.

14. Проектирование организационных систем.

15. Коммерческие и некоммерческие организации.

16. Виды коммерческих организаций.

17. Малые предприятия и их организация.

18. Транснациональные компании и тенденции их развития.

19. Международные совместные предприятия.

20. Взаимосвязь организации и внешней среды.

21. Виды организационных структур. Механические и органические организационные структуры.

22. Бюрократические организационные структуры.

23. Тенденции эволюции организационных структур на современном этапе.

24.  Тенденции и формы производственно-хозяйственной интеграции.

25. Организационные коммуникации.

26. Организационная культура, ее структура, типы и значение.

27. Организационное проектирование, его предназначение и методы.

28. Анализ организационной структуры управления.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

В процессе изучения курса студент должен выполнить курсовую работу по одной из предложенных тем.

Курсовая работа представляет собой самостоятельно написанную работу и раскрывает ту или иную проблему теории  организации на основе изучения учебной, справочной и научной литературы. Объем работы должен составлять не менее 1,2 – 1,5 авторских листов – приблизительно 36 страниц машинописного текста (полуторный интервал, включая список литературы, размер шрифта 14). При написании и защите контрольной р



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Тема 9. Межорганизационная интеграция (4 ч). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. Межорганизационная интеграция (4 ч).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)