Система мира Аристотеля
12 РЕФЕРАТ ПО АСТРОНОМИИ
Выполнила ученица 11 «А» класса Коптяева Мария Викторовна. Преподаватель - Матвейчук Ирина Николаевна.
п. Октябрьский, 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Древние представления………………………….………...……..4 Глава 2. Средневековье…………………………………..………………...9 Глава 3. Новое время…………..…………………………………………...11 Глава 4. Развитие науки до конца XIX века………………………………16 Глава 5. Современное представление……………………………………..18 Заключение………………………………………………………………….21 Список использованной литературы……………………...………………22 Приложения…………………………………………………………………23
ВВЕДЕНИЕ
«Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснения их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда. Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали» [3, с.5]. Астрономия – одна из древнейших наук. Первые записи астрономических наблюдений, подлинность которых несомненна, относятся к VIII в. до н. э. Однако известно, что еще за 3 тысячи лет до н. э. египетские жрецы использовали свои наблюдения за небом для определения поведения Нила, регулировавшего экономическую жизнь страны. В Древнем Китае за 2 тысячи лет до н. э. видимые движения Солнца и Луны были настолько хорошо изучены, что китайские астрономы могли предсказывать наступление солнечных и лунных затмений. Теория строения мира преобразовывалась в течение многих столетий, копила результаты неоднократных наблюдений, труды лучших ученых, превратившись в глубокие современные познания о космосе и Земле. К сожалению, многие наши современники, имея доступ к великолепному наследию предков, будучи представителями землян XXI века, не пытаются узнать что-то новое для себя, даже азы астрономии, не говоря уже о продолжении научно-исследовательской деятельности ученых-астрономов. Таким образом, наше поколение, стоя на высокой ступени развития, рискует забыть все великие открытия и опуститься до первобытного состояния в своем представлении о Вселенной. Литературы по выбранной мною теме много. Самое трудное – выбрать самое основное и изложить информацию кратко и в логической последовательности. Задачей данного реферата является: описание теории строения космического пространства с древних времен, ее развитие в течение веков до нашего времени, а также отображение невыясненных до сих пор вопросов в астрономии. Краткие выжимки истории астрономии я нашла в книгах [1], [2]. Помогли в написании реферата материалы из Интернета. Много полезного материала оказалось на сайтах [4], [5], [6]. Особо хотелось бы выделить Энциклопедию Аванта+ как ценнейший источник прекрасно изложенной информации. Я обращалась именно к этой книге, когда возникали трудности со сложными явлениями.
Глава 1 ДРЕВНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Религиозная основа Астрономия, как и все другие науки, возникла из практических потребностей человека. Кочевым племенам первобытного общества нужно было ориентироваться при своих странствиях, и они научились это делать по Солнцу, Луне и звездам. Первобытный земледелец должен был при полевых работах учитывать наступление различных сезонов года, и он заметил, что смена времен года связана с полуденной высотой Солнца, с появлением на ночном небе определенных звезд. Дальнейшее развитие человеческого общества вызвало потребность в измерении времени и в летосчислении (составлении календарей). Полезность этих знаний заставляла ценить их и передавать из поколения в поколение. Так зародилась астрономия, считающаяся древнейшей наукой у всех народов. Следы первобытных познаний доисторического человека, некогда населявшего нашу страну, раскрывает нам археология. Среди них есть и некоторые намеки, показывающие интерес человека каменного века к звездному небу. В археологии известны большие каменные плиты или маленькие изделия из кремня или других камней с изображением на них чашеобразных углублений, сочетающихся в разнообразные группы. Некоторые археологи допускали, что эти изображения представляют собою как бы доисторические звездные карты. Два таких камешка были найдены П. А. Путятиным еще в 80-х годах прошлого века в неолитической стоянке на берегу Бологовского озера. Он считал их пастушескими амулетами. На одном из них, более крупном, среди ряда ямочек можно выделить наиболее отчетливые в своем сочетании, действительно представляющие фигуру Большой Медведицы, причем Мицар изображен двойным. Отчетливое изображение Б. Медведицы уже более позднего времени, эпохи бронзового века, можно видеть на кованой медной игле из собрания В. И. Бястова в юго-западной Руси. Археологи нашли довольно много каменных сооружений. Их называют мегалиты (от греч. "мегас" - "большой", "литос" - "камень"). Еще в каменном веке по всей Европе жили племена, родственные друг другу, обладавшие достаточно развитой культурой. Эти племена иногда так и называют - строители мегалитов. Такие сооружения обнаружены повсюду - в Европе, Азии, Америке, Африке. Например, Стоунхендж в Великобритании. В 1771 г. доктор Джон Смит тщательно измерил все камни и пришел к выводу, что Стоунхендж – это не только храм Солнца, но и календарь. Он отметил, что количество камней в одном из кругов - 30 - равно числу дней в лунном месяце, а если его умножить на 12 (число месяцев), то получится 360, соответствующее количеству дней в древнем солнечном году. Таким образом Стоунхендж (как и другие мегалиты) был гигантской обсерваторией, построенной для того, чтобы следить за движением Солнца и Луны. С его помощью решалась важнейшая задача – определение дня летнего солнцестояния, когда Солнце поднималось над Пяточным камнем, знаменуя завершение годового цикла. Древние наблюдения над движением небесных светил велись в начале без всяких инструментов, были не очень точными, но вполне удовлетворяли практические нужды того времени. Первые представления о мироздании были очень наивными, они тесно переплетались с религиозными верованиями, в основу которых было положено разделение мира на две части – земную и небесную. Если сейчас каждый школьник знает, что Земля сама является небесным телом, то раньше “земное” противопоставлялось “небесному”. Думали, что существует “твердь небесная”, к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания (См. Приложения, рис.1- 4,с. 23). Философская основа Система мира Аристотеля С развитием человеческого общества перед астрономией выдвигались все новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчетов. Постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений. Все накопленные веками знания о природе вплоть до технического и житейского опыта были объединены, систематизированы, логически предельно развиты в первой универсальной картине мира (см. Приложение ), которую создал в IV в. до н. э. величайший древнегреческий философ (и, по существу, первый физик) Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Аристотель впервые отделил мир земных (вернее, «подлунных») явлений от мира небесного, от собственно Космоса с его якобы особенными законами и природой объектов. Далее изложены основные астрономические представления Аристотеля. Вселенная подразумевалась как вся существующая материя, состоявшая из четырех обычных элементов — земли, воды, воздуха, огня и пятого — небесного — вечно движущегося эфира, который от обычной материи отличался еще и тем, что не имел ни легкости, ни тяжести. Впервые этот ученый сказал о взаимосвязанности свойств материи, пространства и времени. Вселенная представлялась конечной и ограничивалась сферой, за пределами которой не мыслилось ничего материального и никакого пространства. За ее пределами нет времени, которое Аристотель с гениальной простотой и четкостью определил как меру движения и связал с материей, пояснив, что «нет движения без тела физического». Именно здесь помещался нематериальный, духовный мир божества, существование которого постулировалось. А так как Вселенная единственна и объемлет всю материю, она вечна, никогда не возникала и принципиально неуничтожима. Поскольку Аристотель считал Вселенную шарообразной (из-за общей кажущейся формы небосвода и кругового суточного движения небесных светил), она должна иметь свой центр. По его мнению, посреди мира обязана быть Земля, так как наитяжелейшим элементом считалась как раз «земля» (См. Приложения, рис.5,с. 24). Из эфира, по мнению Аристотеля, состояли все небесные тела (непременно идеальной сферической формы, скрепленные каждое со своей сферой из того же эфира). А передвижение звезд и планет с запада на восток он объяснил универсальным способом: «природа всегда осуществляет наилучшую из всех возможностей». Крайней, наиболее удаленной, восьмой сферой считалась сфера звезд. На взгляд Аристотеля, звезды неподвижны относительно своей сферы (вывод о сделан также и на том основании, что Луна всегда повернута к Земле одной стороной). Это раскаленные тела, нагревающиеся в результате трения о воздух при движении (весьма стремительном, учитывая удаленность последней, звездной сферы неба). Так думал, например, Анаксагор. Но по Аристотелю тепло и свет возникали не от трения звезд, а самих сфер друг о друга. Звезды и планеты ученый называет огромными телами, тогда как Землю он считал небольшой (на основании быстрого изменения звездного неба во время передвижения по ее поверхности). Приведенная им оценка ее окружности (более 70 тыс. км) самая древняя из известных. Более точные оценки (40 тыс. км) получали после Аристотеля в III – II вв. до н. э. Архимед, Эратосфен, Гиппарх. Особую «прочность» неба ученый объяснял жесткой связанностью всех сфер между собой (как в некотором механизме) И только правильное пропорциональное возрастание их скоростей с ростом удаленности сфер от центра мира обеспечивает устойчивость, которое благодаря этому «не разваливается». Таким образом, космическая система Аристотеля для его современников была, можно сказать, теорией, опиравшейся на опыт, как он понимался тогда, т. е. на полное доверие к весьма грубым повседневным наблюдениям. Несмотря на ряд ошибок и весьма наивные рассуждения, Аристотель включил в свою систему и вполне обоснованные астрономическими наблюдениями заключения, прежде всего о шарообразности Земли и ее свободном парении в пространстве. Поэтому так резко высмеивал примитивные идеи о том, что Земля уходит своими «корнями» в бесконечность (Ксенофан Колофонский, VI в. до н. э.), или, имея якобы форму невысокого цилиндра, держится на сжатом воздухе (древнейшая идея «воздушной подушки» — было высказано в том же VI в. до н, э. Анаксименом, а позднее Анаксагором и Демокритом). Аристотель также опровергал теорию пифагорейцев о некоем теле, вокруг которого вращается Земля, а также верные догадки о вращении нашей планеты вокруг своей оси (поскольку это не ощущалось в повседневном опыте). Он стремился очистить физическую картину мира от мифологического элемента и объяснить все явления не субъективными, а естественными, объективными причинами. Аристотель резко критиковал древние учения о могучих Атлантах, держащих небо на плечах. «Эту басню, – как писал Аристотель, – сочинили те, кто думал, что все небесные тела имеют тяжесть и состоят из земли» (т. е. из элемента «земля»). К сожалению, гоняясь за этой целью, он выбросил из физической картины мира и глубоко верную догадку о вещественном единстве Вселенной и о тяжести небесных тел, о единстве действующих во Вселенной Законов. Модель Вселенной у Аристотеля была именно механической, т. е. представляла Вселенную как набор якобы существующих «материальных» сфер (хотя и из особой «неземной» материи—эфира). С течением времени это привело к еще большему огрублению картины. Сферы стали представлять как твердые, хрустальные и т. п. Но это было уже в средние века. Для современников Аристотеля его физико-космологическая картина по своей полноте, логичности, увязанности с доступным опытом и наблюдениями была несравненно выше разрозненных, расплывчатых, порой внутренне противоречивых идей его предшественников. Она стала первым организующим, хотя в то же время ограничивающим фактором на пути дальнейшего развития науки. В ее рамках формировались в течение всей дальнейшей истории развития древнегреческой науки, занявшей более чем полтысячелетия, частные, или локальные собственно астрономические картины мира. И когда столетие спустя появилась гениальная и совершенно новая, революционная идея подлинного гелиоцентризма, высказанная Аристархом Самосским (он считал, в отличие от ранних пифагорейцев, Солнце неподвижным в центре мира, а Землю обращающейся вокруг него и вращающейся вокруг своей оси), эта идея была встречена крайне враждебно не только по религиозным соображениям, но и как противоречащая «здравому смыслу». Система мира Птолемея Для объяснения видимых движений планет греческие астрономы, крупнейший из них – александриец Гиппарх (II в. до н. э.), создали геометрическую теорию эпициклов, которая легла в основу геоцентрической системы мира александрийского астронома Птолемея (II в. н. э). Исходя из уже известных представлений о возникновении центробежной силы у вращающегося тела, он сделал вывод, что с поверхности вращающейся Земли все свободно лежащие на ней тела должны были бы быть сорваны и отброшены в мировое пространство, а облака, как и птицы, находящиеся в воздухе, быстро уносились бы в сторону, обратную направлению вращения Земли, в соответствии с принципом относительности движения. И отчасти он был прав. Если бы не колоссальная масса Земли по сравнению со всеми живыми неживыми объектами на ее поверхности, они действительно были бы «отброшены» в пространство. Поэтому он, критически рассмотрев и «старую» гелиоцентрическую идею, вместе с большинством тогдашних ученых отверг ее как умозрительную, не подтверждающуюся наблюдениями! Между тем принцип геоцентризма намного усложнял задачу. И только благодаря выдающемуся математическому таланту Птолемея она была решена. Он считал Землю шарообразной, а размеры ее ничтожными по сравнению с расстоянием до планет и тем более звезд. Он разделял взгляд Аристотеля, который считал, что Земля неподвижна и только она может быть центром Вселенной, поэтому его система мира была названа геоцентрической (См. Приложения, рис.6,с. 24). Вокруг земли по Птолемею, движутся (в порядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Но если движение Луны, Солнца, звезд круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Земли, а вокруг некоторой точки. Точка эта в свою очередь движется по кругу, в центре которого находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки, Птолемей назвал эпициклом, а круг, по которому движется точка около Земли, - деферентом. Птолемей составил впервые в истории астрономии планетные таблицы, по которым можно было заранее вычислять положение планет с весьма высокой по тем временам точностью — до 10'. Система мира Аристотеля-Птолемея казалась современникам правдоподобной. Она давала возможность заранее вычислять движение планет на будущее время – это было необходимо для ориентировки в пути во время путешествий и для календаря. Эту ложную систему признавали почти полторы тысячи лет. Но с течением времени астрономы обнаружили расхождение наблюдаемых положений планет с предвычисленными. На протяжении веков думали, что система мира Птолемея просто недостаточно совершенна и пытаясь усовершенствовать ее, вводили для каждой планеты новые и новые комбинации круговых движений. Системой мира Птолемея завершается этап развития древнегреческой астрономии. Развитие феодализма и распространение христианской религии повлекли за собой значительный упадок естественных наук, и развитие астрономии в Европе затормозилось на многие столетия. В эпоху мрачного средневековья астрономы занимались лишь наблюдениями видимых движений планет и согласованием этих наблюдений с принятой геоцентрической системой Птолемея.
Глава 2 СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Предмет астрономии – мироздание, следственно, эта наука чаще любой другой соприкасалась с религией и считалась опаснейшим учением. Теория Аристотеля-Птолемея прижилась и была узаконена из-за соответствия христианским догматам: Земля – центр Вселенной, а небесные светила созданы для того, чтобы освещать Землю и украшать небесный свод. Всякое отступление от этих взглядов беспощадно преследовалось. Таким образом, мощное влияние церкви на научные изыски сковывало развитие астрономии вплоть до эпохи Галилея. Рациональное развитие в этот период астрономия получила лишь у арабов и народов Средней Азии и Кавказа, в трудах выдающихся астрономов того времени – Аль-Батани (850 – 929 гг.), Бируни (973 – 1048 гг.), Улугбека (1394 – 1449 гг.) и др. «Средние века, с начала IV и до XV вв. включительно, были периодом значительного упадка в развитии естественнонаучных знаний на европейском континенте». Ведь еще в начале этого периода Византия была северными «варварами» и арабскими племенами с Аравийского полуострова, стоявшими на чрезвычайно низком уровне развития. Вместе с ней погиб Греко-римский центр науки и культуры. Конечно, античные устои стали вновь пускать корни в среде завоевателей. Теперь две религии: ислам и христианство подавляли стремления к познаванию мира. Несомненно, и в этих условиях человек не мог перестать размышлять об окружающем мире. Но центры учености переместились в монастыри, где всяческий полет мысли, разойдясь с религиозной трактовкой явлений, прерывался. Свидетельством падения интеллектуального состояния народа является широкое распространение в VI в. «учения» бывшего купца, а затем византийского монаха Космы Индикоплова. По его представлению, Земля имеет форму четырехугольника, она соединена с небом в виде твердого свода прямыми стенами; смена дня и ночи, объяснялась заходом светила (Солнца) за гору на севере. Такая «астрономическая картина мира» стоит на уровне едва ли не более низком, нежели в сказаниях иных «диких» племен Африки или Полинезии. Также крайний упадок показывает высмеивание известными европейскими богословами III – V вв. идеи существования антиподов, а, следовательно, и теории шарообразности Земли. Похожие примитивные представления имели широкое распространение вплоть до XVII в., например в России. «Еретические» мысли все же появлялись у некоторых ученых. Самым глубоким мыслителям средних веков наиболее уязвимым в геоцентрической картине мира представлялось утверждение о неподвижности Земли. В сочинениях как арабо-среднеазиатских астрономов (Бируни, 973 – 1048гг), так и европейских ученых и философов – Жана Буридана (ок.1300 – ок.1358гг) и Николая из Орема (ок. 1323 – 1382гг), высказывались обоснованные сомнения относительно неподвижности Земли и даже центрального ее положения во Вселенной. Дальше многих в критике Птолемея заходил Бируни. Судя по имеющимся в его работах намекам, он даже склонялся к гелиоцентризму, провозгласить который открыто в его время было небезопасно. При этом его рассуждения о возможности движения Земли опирались на физическую идею о существовании тяготения между космическими телами (о чем он узнал из сочинений индийских прогрессивных философов во время своего пребывания в Индии). Эта гениальная идея, по существу, идея всемирного тяготения, высказанная, видимо, раньше всех индийским математиком, астрономом и философом VII в. Брахмагуптой, возродилась в Европе лишь спустя восемь столетий в трудах гениального ученого и мыслителя эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452 – 1519гг). По-новому осмыслил окружающую Вселенную в XV в. Николай Кузанский (действительное имя Николай Кребс, 1401 – 1464гг), выдающийся немецкий философ, теолог и ученый. Всю жизнь придерживаясь божественной теории сотворения мира, в посмертно изданном сочинении «Об ученом незнании» изложил свои весьма нетрадиционные космологические взгляды. Вселенная провозглашалась неограниченной, ведь в противном случае необходимо было бы допустить нечто, существующее за ее пределами, что в свою очередь противоречило бы определению Вселенной, как включающей все сущее. В этом утверждении он пошел дальше представителей геоцентризма и гелиоцентристов. Николай Кузанский подтверждал реальную подвижность Земли в пространстве. Ощущение же неподвижности Земли (своей планеты), указывал он, должен испытывать любой наблюдатель на любом космическом теле, и все они в этом смысле равноправны. Таким образом, ясно, что в Средневековье официальной теорией была библейская картина мира. Однако одновременно накапливались астрономические наблюдения, медленно разрушавшие все догматы. «И на исходе ночи средневековья предрассветную тьму, подобно яркому метеору, прорезали гениальные идеи Николая Кузанского, на столетия опередившие его эпоху». Это были первые ласточки картины мира, широко развернувшейся в конце XVI в. в философском учении Бруно и спустя еще столетие надолго утвердилась, как ньютоновская физическая картина мира.
Глава 3 НОВОЕ ВРЕМЯ
Дальнейшее развитие астрономия получила в эпоху великих географических открытий (XV – XVI вв.). Нарождавшийся новый класс буржуазии был заинтересован в эксплуатации новых земель и снаряжал многочисленные экспедиции для их открытия. После долгого периода замкнутости, оторванности от жизни, наука выходила на широкий простор сотрудничества с практикой. Николай Коперник Далекие путешествия через океан требовали более точных и простых методов ориентировки и исчисления времени, чем те, которые могла обеспечить система Птолемея. Развитие торговли и мореплавания требовало совершенствования астрономических знаний и, в частности, теории движения планет. Долгое время единственным способом нахождения долготы было вычисление положений Луны для данного места и момента времени по таблицам. Но вычисления по ним были очень сложны, требовалось упрощение. Становилась популярной астрономия, а также люди нуждались в верной теории движения Солнца и Луны для уточнения календаря. Например, дата весеннего равноденствия была ошибочно закреплена церковью на 21 марта, что привело к отставанию этой цифры от действительной на десять дней! Революцией в астрономических представлений людей стала гелиоцентрическая система, разработанная польским ученым Николаем Коперником (1473 – 1543). Широта взглядов Коперника объясняется его глубокой осведомленностью в научных и культурных трудах предшествующих поколений. Изучив теорию Птолемея, Николай засомневался в ее верности. По его мнению, главным изъяном геоцентрической системы мира стала неспособность определить форму мира и точную соразмерность частот; ее условный, модельный характер. Он смог глубоко понять плодотворность и истинность идеи древнегреческой натурфилософии – искать простоту и гармонию в природе как ключ к объяснению явлений, искать единую сущность многих кажущихся различными явлений. Основной принцип объяснения теории Коперника обратен геоцентризму. Центр мира – Солнце, вокруг него движутся планеты, среди которых – впервые зачисленная в ранг «подвижных звезд» Земля со своим спутником Луной (См. Приложения, рис.7,с. 25). С помощью двух основных действительных движений Земли – годичного и суточного – система сразу же объяснила все главные особенности запутанных видимых движений планет и раскрыла причину суточного движения небосвода. Впервые получила объяснение смена времен года. Также Коперник отодвинул на огромное расстояние от планетной системы сферу звезд. Были у учения Николая схожие черты с трактатами древности: Вселенная – замкнутое пространство, ограниченное сферой звезд, неподвижных каждая на своем месте; истинными движениями небесных тел считал равномерными и круговыми. Система Коперника с точки зрения математики была несколько проще системы Птолемея, и этим сразу же воспользовались на практике. На ее основе составил «Прусские таблицы» О. Рейнгольд (1551 г.). Она позволила уточнить длину тропического года и совершить реформу календаря (введен григорианский стиль). Более высокая точность, дававшаяся на первых порах Прусскими таблицами, объяснялась не введением гелиоцентрического принципа, а более развитым (по сравнению с XIII в.) математическим аппаратом вычислений. Вскоре эти таблицы неизбежно разошлись с наблюдениями, что охладило первоначальное восторженное отношение к теории Коперника. Что же касается этой системы в целом как общей астрономической картины мира, то уже спустя четыре десятилетия Дж. Бруно разрушил ее, отвергнув замкнутую сферу звезд и центральное положение Солнца во Вселенной, провозгласив тождество Солнца и звезд и множественность «солнечных систем» в бесконечной Вселенной. «Раскрытие двойственной причины сложных видимых планетных движений – разложение их на собственные реальные движения планет и на видимые, являющиеся отражением движения наблюдателя (т. е. Земли), направило мысль на поиски истинных движений небесных тел, что и сделал Кеплер, а также на углубленное изучение законов движения вообще (Галилеи). Эти два пути развития теории Коперника привели к созданию небесной и общей механики и объединились в новой физической картине мира Ньютона. Но теория Коперника сразу вступила в конфликт с первым элементом картины мира Аристотеля: небесные тела, как и Земля, которая была введена в круг планет, в свою очередь оказывались центрами тяжести, во всяком случае, центрами обращения других тел. А спустя чуть более полувека выяснилось противоречие гелиоцентрической системы и второму элементу картины мира Аристотеля: истинные движения планет оказались не круговыми и не равномерными». [5] Джордано Бруно Объединив философско-космологическую концепцию Николая Кузанского и четкие астрономические выводы теории Коперника, бывший монах одного из неаполитанских монастырей Джордано Бруно (1548-1600) создал собственную естественно-философскую картину бесконечной Вселенной (См. Приложения, рис.8,с. 25). Концепция Вселенной Бруно и в наши дни поражает глубиной идей и точностью научных предвидений. Она была изложена в двух сочинениях Бруно, изданных им в 1584 г.: «О причине, начале и едином» и «О бесконечности, вселенной и мирах». Бруно отрицал существование какого бы то ни было центра Вселенной, он утверждал ее бесконечность во времени и пространстве и представлял небо как «единое, безмерное пространство, лоно которого содержит все», как эфирную область (понимая эфир как вид обычной материи), «в которой все пробегает и движется». Джордано утверждал общность всех элементов из состава Земли и других небесных тел; он считал, что в основе всех вещей лежит неизменная первичная материальная субстанция. Многие идеи Бруно были для людей XVI века преждевременными, недоступными для понимания. Трагическая судьба ученого была предопределена: революционные открытия мыслителя позволяли главам церкви расправиться заодно и с критикой непомерного ее обогащения. Идея множественности миров все же вскоре овладела умами. «Вплоть до середины XVI в. астрономия в Европе была чем-то вроде приложения математики (а также, добавим, и медицины, через астрологию). Хотя целью той или иной теории и было описание наблюдаемых явлений, сами наблюдения, как правило, были весьма грубыми. Но и они производились от случая к случаю, лишь в связи с тем или иным примечательным небесным явлением. Важнейшие астрономические величины все еще черпались не из новых наблюдений, а из сочинений древних греков» [4]. Систематические наблюдения Следующий после Коперника человек, внесший изменение в представление людей об устройстве Вселенной стал датский дворянин Тихо Браге (1546 – 1601). Он отнюдь не поддерживал гелиоцентрическую версию. Вообще он занимался астрологией и считал, что планеты с их таинственными движениями нужны для предсказания судеб людей. Главным делом жизни Браге стало повышение точности астрономических наблюдений. За неимением телескопа наблюдения велись невооруженным глазом. Существенного увеличения точности таких визуальных наблюдений можно было добиться лишь путем увеличения размеров инструментов – квадрантов и секстантов. Браге добился невиданной для европейцев того времени точности в измерениях угловых расстояний между светилами (1 – 2 угловые минуты), так как мастерил измерительные приборы с юности. Также Тихо впервые разработал и применил методику наблюдений, заложившую основы современной астрономии. Правда, надобность в ней отпала с изобретением телескопа. После многочисленных наблюдений Браге измерил параллакс кометы 1577 года и доказал, что это космические тела, а не атмосферные явления (как считал, например, даже много позже Галилей). Но наибольшей заслугой Тихо Браге считается организация и проведение (впервые в истории европейской астрономии) систематических многолетних астрономических наблюдений. Если наблюдения Коперника исчислялись десятками, то у Тихо Браге наблюдений одного только Солнца – причем непрерывных, изо дня в день, из года в год – в течение 20 лет, насчитывалось несколько тысяч. В результате его измерения длины года имели ошибку менее 1 секунды, а составленные таблицы движения Солнца позволяли узнать его положение на небе определялось с точностью до 1'. Система Вселенной Браге такова: неподвижная Земля в центре мира, вокруг нее обращаются Луна и Солнце, а уже вокруг последнего остальные пять планет. Вопреки завещанию Браге, его обширные и точнейшие наблюдения Марса стали фундаментом истинной механики неба, которая окончательно утвердила справедливость гелиоцентрической планетной системы. Галилео Галилей Итальянский физик, механик и астроном Галилео Галилей (1564 – 1642) стал одним основателей современного естествознания и кинематики (экспериментально-математическую науку о движении, законы которой он вывел в результате обобщения данных специально поставленных научных опытов) (См. Приложения, рис.11,с. 26). Он ввел в механику точный количественный эксперимент и математическое описание явлений, утверждая, что «книга природы написана языком математики». Далее он разработал индуктивный метод (т.е. сначала производился количественный анализ наблюдаемых частных явлений, который затем постепенно приближался к идеальным условиям). С астрономических наблюдений Галилея начинается новая оптическая эра в наблюдательной астрономии. Он самостоятельно сконструировал усовершенствованный вариант зрительной трубы (изобретенной в 1609 году в Голландии), применив, соответственно, для объектива и окуляра плоско-выпуклое и плоско-вогнутое стекла (См. Приложения, рис.10,с. 26). Она давала прямое мнимое изображение предмета и действовала, как теперь ясно, по принципу бинокля. Он же довел увеличение от трех до 32 раз. Благодаря телескопу Галилея колоссально расширились пределы наблюдаемой Вселенной и впервые подтвердились некоторые гениальные догадки древнегреческих натурфилософов. Например, в бледных облаках Млечного Пути Галилей обнаружил огромные скопления звезд, подтвердив догадку Демокрита, сделал вывод о звездном составе наблюдавшихся туманностей, или, как их тогда называли «туманных звезд». До этого ученого их обычно считали более плотными частями твердой небесной сферы, якобы отражавшими солнечные лучи. Таким образом, Галилей доказал, что увеличение мощности наблюдательных средств нужно, что с его помощью можно изучать действительное строение и состав окружающей Вселенной. Галилей окончательно отрицал возможность расположения звезд на одной сфере и утверждал, что не найдется и четырех равноудаленных от любой точки Вселенной звезд. Однако в области астрономических исследований основное внимание Галилей сосредоточил на совершенно неожиданных, никем не предсказанных ранее явлениях, открытых им в мире планет. Ученый первым описал реальный рельеф Луны – не гладкую, а с неровностями поверхности. Открыл на диске Солнца маленьких ярких образований (очевидно, факелов), которые перемещались подобно темным пятнам. Это позволило Галилею окончательно подтвердить вращение нашего светила. Также именно он открыл спутники у Юпитера и фазы у Венеры. Но провозглашать истинность гелиоцентрической картины мира в Италии XVII века было опасным. К сожалению, суд инквизиции принудил Галилео Галилея отказаться от «заблуждений». Но и после этого ученый продолжал работать и сумел в далекой протестантской Голландии переиздать несколько раз свои труды. Рене Декарт Первую универсальную физико-космологическую и космогоническую картину мира на основе гелиоцентризма попытался построить великий французский ученый и философ, физик, математик, физиолог Рене Декарт (по латыни – Картезиус, 1596 – 1650). (См. Приложения, рис.9,с. 25). Декарт ввел новое направление в философии естествознания – построение материалистических физико-космологических картин мира, опиравшихся на механику. Также установил закон преломления света в оптике, заложил основы аналитической геометрии. Метод Декарта – логическое рассуждение как основное средство установления истины, недоверие голому эксперименту – получил название дедуктивного метода. Однако Декарт не только не отрицал необходимости экспериментального исследования, но и сам был блестящим экспериментатором в физике, особенно в оптике, механике, физиологии. Он утверждал, что все явления природы объясняются механическим взаимодействием элементарных материальных частиц. Взаимодействие это он представлял себе в виде давления или удара при соприкосновении частиц друг с другом. Он развил возрожденную Коперником идею относительности движения. Так, если одна частица движется к другой, то с таким же правом можно считать, что вторая движется к первой. В космогонии Декарт развил античную идею космического материального вихря. Следовательно ей, все небесные тела образовались в результате вихревых движений, происходивших в однородной вначале мировой материи – эфире. Этим и объясняется разнообразие природы. По мнению Декарта, Солнечная система представляет собой один из таких вихрей мировой материи. Солнце состоит из более тонкой мировой материи, а планеты и кометы – из более крупных частиц, отброшенных в процессе вращения к периферии. Планеты движутся, увлекаемые мировым вихрем. Декарт внес и новую идею для объяснения тяжести: он считал, что в вихрях, возникающих вокруг планет, частицы давят друг на друга и тем вызывают явление тяжести. Но его рассуждения противоречили схоластической науке, что и вызвало ненависть со стороны церкви. Все произведения его были осуждены Ватиканом и внесены в папский «Индекс» запрещенных книг. Затем королевским указом было запрещено преподавание философии Декарта во всех учебных заведениях Франции. Картезианство все же распространялось в науке (как и все остальные запрещенные труды). Далее, в XVIII веке, естествознание жило в постоянном противостоянии картезианства и ньютонианства.
Глава 4
12
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1928)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |