Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема неполных семей



2019-12-29 257 Обсуждений (0)
Проблема неполных семей 0.00 из 5.00 0 оценок




По данным переписи 1979 г., детей, которые жили в семьях без одного и даже без обоих родителей, в России было 5,0 млн. (14,2% от общего числа детей до 18 лет, живущих в семьях). К 1989 г. их число увеличилось до 5,3 млн., но доля от общего числа несовершеннолетних детей в семьях, напротив, даже немного понизилась и составила 13,8%.

Перепись 2002 г. показала, что в неполных и прочих семьях воспитывается уже 7,1 млн. детей, а их доля от общего числа детей в семьях возросла до 23,3%. В городах на такие семьи приходится 26% детей, в селах — 17%.

Хотя в советское время доля детей, которые воспитывались в семьях без одного или обоих родителей, была весьма значительной, но она, по крайней мере, не увеличивалась. Тот факт, что в период между переписями 1989 и 2002 годов эта доля возросла в 1,7 раза, свидетельствует как о значительном снижении воспитательного потенциала семей в эти годы, так и о том, что это снижение нельзя считать только простым продолжением тенденций советского времени.

Кризис семьи в России на рубеже XX и XXI веков связан с общим кризисом российского общества, который негативно повлиял и на воспитательный потенциал семей.

Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей, растет за счет всех факторов формирования неполных семей. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

Тот факт, что более 75% детей воспитываются в полных семьях, не должен создавать иллюзию, что все они получают нормальное воспитание. Немалую часть из этих семей составляют сводные семьи. При переписи женщин спрашивают, сколько детей ими рождено, но не уточняют — в каком именно браке рождены дети. Ориентировочно можно считать, что сводных семей не менее 10%. Далеко не всегда повторное замужество матери повышает воспитательный потенциал семьи.

Социолог Т. А. Гурко на основании опросов старшеклассников и их родителей установила, что и родные отцы нередко самоустраняются от воспитания детей, но отчимы поступают так еще чаще, чем отцы. [13]

Кроме того, по мнению некоторых социологов, в том числе и самой Т. А. Гурко, во многих полных семьях, причем не только сводных, конфликты между родителями настолько ухудшают психологическую атмосферу, что после развода обстановка в доме становится спокойнее и условия для воспитания детей улучшаются. [14]

Подобная точка зрения обычно высказывается теми учеными, которые проводят гендерные и феминистские исследования и придерживаются концепции семейного многообразия или плюрализма. Они не считают, что существует единственный нормативный тип семьи, основанный на практически нерасторжимом браке с несколькими детьми, а все прочие типы суть отклонения от нормы. Для многих из этих авторов неполные, однодетные и даже бездетные семьи — это также нормальные варианты семьи.

То, что данные типы семей не обеспечивают простого замещения поколений, их не интересует, поскольку, по их мнению, естественную убыль населения страны надо компенсировать массовой иммиграцией. Беспокойство по поводу того, что это приведет к превращению коренного населения в национальное меньшинство в своей стране, они считают проявлением расизма.

Что же касается воспитательного потенциала семей, то они полагают, что одного ребенка можно воспитать даже лучше, чем нескольких, поскольку единственному ребенку родители скорее могут обеспечить более качественное и дорогостоящее образование, чем двум или трем детям. При этом смешиваются два нетождественных понятия — «воспитание» и «образование».

Хотя высокая доля детей, которые воспитываются в семьях без одного или обоих родителей, характерна для России в целом и составляет 23%, особую тревогу вызывают те регионы, где она превышает 25%. Таких регионов оказалось тоже 32 (то есть, столько же, сколько и регионов с высокой долей единственных детей).

В число регионов с высокой долей детей, живущих в неполных семьях вошли: Москва, Санкт-Петербург, Чукотский, Корякский и Таймырский автономные округа, Ленинградская, Московская, Тульская, Новгородская, Ивановская, Магаданская, Еврейская автономная, Псковская, Камчатская, Смоленская, Владимирская, Республика, Свердловская, Сахалинская, Тверская, Калужская, Иркутская, Томская, Мурманская, Калининградская, Архангельская, Челябинская, Амурская области, Карелия, Тыва, Коми, Приморский и Хабаровский край.

Самая высокая доля детей, получающих воспитание в семьях без одного или обоих родителей, имеет место в Москве, где она составляет 34%, то есть больше трети от общего числа детей до 18 лет во всех семьях. Затем идут Санкт-Петербург и Чукотский автономный округ, где эта доля равна одной трети — 33%.

В 47 из 89 субъектов РФ доля детей, живущих в неполных семьях, составляет от 20 до 24%, что близко к среднероссийскому уровню. Лишь в десяти национальных автономиях она меньше 20%. Это Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Коми-Пермяцкий автономные округа, Северная Осетия, Мордовия, Карачаево-Черкесия Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чечня, Дагестан.

Самые низкие показатели имеют место в Чечне и Дагестане (13%). Лишь в этих двух республиках доля детей, которые воспитываются в семьях без одного или обоих родителей ниже (да и то не намного) соответствующего показателя в целом по России за 1979 и 1989 гг. В Чечне эта доля была бы еще ниже, если бы не сиротство из-за войны.

Наиболее проблемными в аспекте воспитательного потенциала семей являются 20 регионов, в которых высока как доля единственных детей (50% и более), так и доля детей в семьях без одного или обоих родителей (25% и более). Это Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Московская, Тульская, Новгородская, Ивановская, Магаданская, Псковская, Камчатская, Смоленская, Владимирская, Свердловская, Сахалинская, Тверская, Мурманская, Калининградская области, Хабаровский и Приморский край, Карелия.

В целом по России 23,3% всех детей воспитываются в семьях без одного или обоих родителей. Из них 12,4% детей приходится на неполные нуклеарные семьи, в том числе 11,4% детей воспитываются только матерями и 1% — только отцами. 8,6% детей получают воспитание в неполных расширенных семьях, где помимо одинокой матери или отца есть также бабушка или дедушка (но не оба вместе) и(или) другие родственники. Это в какой-то степени смягчает проблему отсутствия в семье одного из родителей. С другой стороны, 2,2% детей живут в семьях, где вообще нет ни отца, ни матери.



2019-12-29 257 Обсуждений (0)
Проблема неполных семей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема неполных семей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)