Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Общение как восприятие людьми друг друга.




Перцепция - это восприятие человеком действительности. Следует подчеркнуть, что восприятие человеком неживого предмета отличается от восприятия им же другого человека. Именно поэтому в психологии существует еще один термин для обозначения восприятия - "социальная перцепция". Социальная перцепция - это восприятие, понимание и оценка человеком социальных объектов: других людей, самих себя, социальных групп, социальных общностей.[2]

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. [1]

Рассмотрим механизмы социальной перцепции. Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. При идентификации происходит рациональное осмысление проблем другого человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на место.



Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия - это особый способ восприятия другого человека, который заключается в способности эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. [10]

Еще один способ понимания другого - рефлексия. Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. [1] В процессе рефлексии человек осуществляет анализ поведения партнера по общению и, на основе этого анализа, делает выводы о причинах конкретного поведения. Процесс социальной рефлексии, кроме того, предполагает понимание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. [2] Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир. [10]

Восприятие другого человека не всегда бывает адекватным. Человек очень редко воспринимает своего собеседника объективно и бесстрастно. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

Ø Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Например, человек, считающий, что все дети должны быть послушными будет совершенно по-иному оценивать капризы ребенка по сравнению с человеком, убежденным в том, что непослушание - нормальная черта в детстве.

Ø Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Мужчина, убежденный в том, что все женщины эмоциональные, будет видеть эмоции даже у самой флегматичной женщины.

Ø Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

Ø Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается. [10]

Ø Эффект "ореола" проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке - на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.

Ø Эффект "проецирования" проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен предположить: "Все люди подобны мне" или "Другие противоположны мне". Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомца через "розовые очки" и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, что все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

Ø "Эффект первичности" проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и мало забываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), то в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно "настроиться на него". [4]

Ø Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его. [10]

Ø Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Ø "Эффект последней информации" проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке. [4]

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение с субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Процессы казуальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

Ø Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

Ø Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

Ø Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант. [2]

Итак, восприятие людьми друг друга составляет перцептивную сторону общения. Адекватное восприятие друг друга – один из важнейших факторов успешного общения. Процесс восприятия другого человека обеспечивают следующие механизмы межличностной перцепции: идентификация, эмпатия, рефлексия и аттракция. Существует ряд особенностей, затрудняющих межличностное восприятие. Это эффект ореола, эффект первичности, эффект проекции и т.д. Рассматривая механизмы восприятия и его особенности, можно отметить, что им принадлежит важная роль в понимании партнерами друг друга, и, как следствие, - успешная коммуникация.

 

Заключение.

Делая вывод, нужно заметить, что динамические процессы в малой группе и перцептивную сторону общения можно рассматривать очень долго, так как эти проблемы в социальной психологии занимают большое место. Говоря о группе, выделяют основные элементы, от которых зависит ее развитие и функционирование. Эти элементы составляют понятие «групповая динамика». Это цели группы; нормы группы; позиция ведущего; структура группы и проблема лидерства; сплоченность группы; фазы развития группы. Без знания этих элементов трудно наладить работу и взаимодействие в какой бы то ни было группе. В то же время взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом очень важно, как воспринимается партнер по общению, иными словами, восприятие одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Хотелось бы сказать несколько слов о роли самого общения в человеческой жизни. Сент-Экзюпери сказал об общении, что это “единственная роскошь, которая есть у человека”. В общении открываются, реализуются все стороны отношений человека - и межличностные, и общественные. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем и как способ развития самих этих индивидов.

 

 

Список использованных источников:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. –  М: Аспект Пресс, 1999. – 375 с.

2. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.

3. Майерс, Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.:Питер. – 800 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии).  

4. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

5. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с. (Серия «Библиотека студента»).

6. Почебут, Л.Г., Чикер, В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 298 с.

7. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского,  М.Г. Ярошевского. М., 1989. – 494 с.

8. Семечкин, Н.И. Социальная психология: 2 часть. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003. – 134 с.

9. Социальная психология. Учебное пособие. / Отв. Ред. А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351с. (Серия «Высшее психологическое образование»)

10. Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии: экзаменационный экспресс-справочник. Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. – 256 с.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (102)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7