Развитие парламентаризма в Российской империи (1906-1917 годы)
12 Методические рекомендации по проведению открытого урока «Развитие парламентаризма в России» Для учащихся 10 - 11-х классов Общеобразовательных учреждений
Парламентаризм может рассматриваться как система власти, предусматривающая наличие парламента как представительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями, и основанная на принципе разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную, каждая из которых является независимой и самостоятельной в осуществлении своих конституционных полномочий. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в современном понимании этого термина) было создано лишь в 1906 году. 27 апреля 2011 года исполняется 105 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России. В связи с этим Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от вече, Боярской думы и Земских соборов до современных форм парламентской демократии. Осмыслить процесс становления российского парламентаризма - значит, определить какие периоды прошла в своем формировании российская государственность, приобщиться к культуре и практике государственного строительства. Главная цель открытого урока - помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина, содействовать формированию у школьников старших классов активной жизненной позиции. Примерные вопросы для обсуждения на открытом уроке:
1. Исторические этапы становления парламентаризма в России. 2. Опыт деятельности Государственной Думы в начале ХХ века. 3. Конституция Российской Федерации и основы современного российского парламентаризма. 4. Достижения, недостатки и проблемы в работе законодательных и представительных органов власти всех уровней в современной политической системе Российской Федерации. Продолжительность открытого урока составляет 1 час 30 минут. Общий план проведения урока должен предусматривать: · Вступительное слово директора школы; · Краткое вступительное слово депутата, участвующего в открытом уроке; · Рассмотрение и обсуждение содержательных материалов по теме открытого урока (в соответствии с выбранной формой проведения урока); · Подведение итогов урока; · Заключительное словодиректора школы об итогах открытого урока, о вопросах, вызвавших наибольший интерес; · Награждение депутатом, участвующим в открытом уроке, наиболее активных участников открытого урока из числа учителей и учеников; · Заключительное словодепутата. По решению образовательного учреждения открытый урок может проводиться в одной из следующих форм. Возможно сочетание перечисленных форм. Лекция. Предусматривает изложение материала и ответы на вопросы. Конкретизация тематики лекции в рамках рекомендованных для обсуждения вопросов устанавливается каждой школой самостоятельно. Презентация докладов. Школьников распределяют на группы по 4 – 5 человек и каждой группе заранее выдается задание подготовить сообщение, эссе по какой-либо теме, связанной с развитием парламентаризма в России. На открытом уроке могут быть представлены и обсуждены 3 - 4 лучших презентации. По итогам докладов депутатом и педагогами, участвующими в проведении урока, определяется лучшая работа. Конкурс творческих работ. В школе может быть проведен конкурс творческих работ, посвященных развитию парламентаризма. При этом жанры конкурса могут быть самыми разнообразными: от художественных до научных работ. На открытом уроке представляются наиболее интересные работы, среди которых определяется победитель. Пресс-конференция. Для проведения урока в этой форме в школе должен быть предварительно проведен конкурс на лучший вопрос депутату, участвующему в открытом уроке. Отобранные вопросы задаются на уроке депутату, который определяет по окончании урока автора лучшего вопроса. По итогам проведения открытого урока с методической точки зрения представляется целесообразным отметить педагога, внесшего наибольший вклад в подготовку открытого урока, и лучшего ученика (группу учеников). Выбор формы поощрения и количество поощряемых лиц определяется депутатом, участвующим в открытом уроке, самостоятельно.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие парламентаризма в Российской империи (1906-1917 годы) Государственная Дума, 1906-1917 : стеногр. отчеты : в 4 т. / [ред. В. Д. Карпович] ; [Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации]. - М. : Правовая культура. - 1995. - (Парламентаризм в России) Т. 1: [1906]. - 1995. - 336 с. Т. 2: [1907]. - 1995. - 287 с. Т. 3: [1907 - 1909]. - 1995. - 343 с. Т. 4: [1914 - 1917]. - 1995. - 368 с. Государственная Дума в России, 1906-1917. -СПб.: Лики России, 2006. -301 с.
Голубева Е.И. Представительное учреждение в системе государственного управления России, начало и конец ХХ в.: сравнительный анализ / Е.И. Голубева; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М., 1995. - 111 с.
Государственный совет Российской империи, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского парламентаризма: преемственность и традиции / ред. совет: С.М. Миронов (пред.) и др.; гл. ред. П.Ф. Ткаченко. - М. : Олма Медиа Групп, 2007. - 183 с.
Демин В.А. Верхняя палата Российской империи, 1906-1917/ В.А. Демин; Отв. ред. В.В. Шелохаев. - М.: РОССПЭН, 2006. - 374 с.
Демин В.А. Государственная Дума России, 1906-1917: механизм функционирования / В.А. Демин; под ред. В.В. Шелохаева. - М. : РОССПЭН, 1996. - 214 с.
Дмитриев Ю.А. Законодательные органы в России от Новгородского вече до Федерального Собрания: сложный путь от патриархальной традиции к цивилизации / Ю.А. Дмитриев, Е.Ю. Черкашин. - М. : Манускрипт, 1995. - 102 с.
История Государственного Совета Российской Империи, 1801-1917. Высшее законосовещательное учреждение Российской Империи и верхняя палата первого российского парламента / [А. Р. Соколов, Д. И. Раскин, Н. М. Корнева и др. ; науч. ред.: А. Н. Чистиков, Д. Н. Шилов]. - СПб. : Лики России, 2008. - 647 с.
К 100-летию издания Манифеста 1905 года об учреждении Государственной Думы : Материалы науч.-практ. конф., Петергоф, 6 окт. 2005 г. / Редкол.: Б.В. Грызлов и др. ; Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 104 с.
Кошкидько В.Г. Представительная власть в России: формирование и функционирование, 1905-1907 гг. / В.Г. Кошкидько ; Моск. гос. ун-т, Фак. гос. упр. - М. : Унив. гуманитар. лицей, 2000. - 232 с.
Лукоянов И.В. Государственная Дума Российской империи: исторический опыт/ И.В. Лукоянов //Ленинградский юридический журнал. - 2005. - № 3. - С. 52-69
Малышева О.Г. Особенности становления российского парламентаризма в Российской империи/ О.Г. Малышева //Власть. - 2006. - № 3. - С. 13-16
Манифест 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка»” // История России с древнейших времен до наших дней : хрестоматия. – М, 2000; //Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии. - М., 2000. - C. 585-586
Романов Р.М. Истоки парламентаризма: от законодательных органов древности до наших дней/ Р.М. Романов. -2-е изд., доп. и перераб. -М.: Соврем. экономика и право, 2006. -277 с.
Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской Империи, 1906-1917: Ист.-правовой очерк/ А.Ф. Смирнов. - М.: Книга и бизнес, 1998. - 623 с
У истоков российского парламентаризма / [авт. текста И. В. Лукоянов]. - СПб. : Лики России, 2003. - 413 с.
Усанов В.Е. История становления парламентаризма в России/ В.Е. Усанов //"Черные дыры" в Российском законодательстве. - 2006. - № 3. - С. 432-438
Усанов, В.Е. Становление и развитие парламентаризма в России: историко-правовое и критическое исследование / В. Е. Усанов ; Междунар. акад. предпринимательства. - М. : Элит, 2008. - 895 с.
12
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |