СТРУКТУРА НАУЧНО--ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
12 МИНОБРНАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. М.АКМУЛЛЫ
Факультет психологии МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ УФА 2011 Программа практики состоит из следующих этапов: Подготовительный этап: Проведение установочной конференции, постановка научно-исследовательских задач, инструктаж по порядку прохождения практики, подготовка методического обеспечения. Ознакомительный этап: Знакомство с образовательным учреждением, распорядком дня, правилами поведения, основными задачами и направлениями исследовательской работы психолога; конкретизация задач практики, плана работы, исходя из конкретной ситуации в данном образовательном учреждении Исследовательский этап: - Проведение исследования по теме; - Поисковая работа по теоретической части: обзор научно-психологической литературы, изучение периодических изданий, обзор Интернет-ресурсов. Аналитический этап: Анализ и обобщение полученных результатов исследования, с применением статистико-математических методов. Заключительный этап: Подведение итогов практики, оформления научной статьи, оформление отчетной документации, анализ эффективности практики, оценка результатов практики. Ожидаемые результаты: По окончании практики специалисты психологии должны овладеть приемами и методами научно-исследовательской деятельности, методикой планирования и проведения научного исследования, обобщения и анализа эмпирических данных, оформления научной статьи.
Форма отчетности: Список обязательной отчетной документации: 1. Журнал научно-исследовательской практики студента-психолога в учреждении, включающий: а) подробный индивидуальный план работы б) подробный аналитический отчет о прохождении научно-исследовательской практики с выводами и рекомендациями по ее совершенствованию в) отзыв психолога (методиста) о работе практиканта в учреждении г) отзыв группового руководителя практики от кафедры д) заполненную ведомость с оценкой и печатью учреждения; Отчет (теоретическая и эмпирическая части исследования). Теоретическая часть должна включать: - обзор научно-психологической литературы по теме с краткой аннотацией (не менее 15 источников); - обзор периодических изданий за последние 10 лет (не менее 5 на одного студента, с копиями статей по теме) - обзор Интернет-ресурсов с краткой аннотацией (не менее 5 на одного студента, с копиями). Эмпирическая часть включает планирование и описание хода исследования, методическое обеспечение, обобщение и анализ результатов научно-исследовательской работы. 3. Научная статья по результатам проведенного исследования (указания на оформление статьи можно найти в книге Дружинина В.Н. «Экспериментальная психология» СПб, 2000. «Требования к оформлению научной статьи» С. 188-191). 4. Общегрупповая презентация по итогам научно-исследовательской практики (видео- и фотосъемка, слайды или другие формы представления). ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ • Изучите структуру в выбранном учреждении. • Сформулируйте актуальную проблему, решение которой необходимо для данного пространства. • Определите цели, задачи и ожидаемые результаты научно-исследовательского проекта. • Изучите реальные возможности своей проектной группы. • Составьте детальный план работы в журнале. • Распределите обязанности среди участников проектной группы. • Реализуйте научно-исследовательский проект на практике. • Проанализируйте результаты работы по реализации проекта. • Составьте отчет по практике в журнале. • Получите отзывы по практике. • Подготовьтесь к защите научно-исследовательского проекта. СТРУКТУРА НАУЧНО--ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА Теоретическая и эмпирическая части проекта. Название проекта. Актуальность проекта. Целевое назначение и задачи проекта. Объект и предмет исследования. Методы изучения. Анализ полученных результатов. Математическая обработка результатов. Общие выводы.
Научно-исследовательский проект состоит из двух частей, которые выполняются и оформляются отдельно. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ состоит из следующих частей: 1.Титульный лист 2.Обзор научно-психологической литературы по теме с краткой аннотацией (не менее 15 источников). 3.Обзор Интернет-ресурсов с краткой аннотацией (не менее 5 источников на одного студента с копиями). 4.Обзор периодических изданий за последние 5 лет (не менее 5 источников на одного студента,с копиями статей по теме) по следующим журналам и газетам: - Психологический журнал; - Вестник МГУ (психология); - Вопросы психологии; - Вестник Санкт-Петербургского университета (психология); - Вестник практической психологии образования; - Психология; - Мир психологии; - Журнал прикладной психологии; - Российский психологический журнал; - Сибирский психологический журнал; - Проблемы социальной психологии личности; - Развитие личности; - Психологическая газета и др.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Титульный лист 2. Название проекта– тема, предлагаемая учреждением или групповым руководителем. 3.Актуальность проекта (постановка проблемы) – актуальность проекта определяется значимостью проекта, решению которой призван способствовать ваш проект. При этом социально-психологической проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть. В этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения. В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта, его функциональное назначение, стратегию, как основной способ решения проблемы. Раздел «актуальность проекта» можно считать качественно прописанным, если он: · описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта; · ясно, какие обстоятельства побудили написать проект; · проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества; · проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники; · нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов, интересно для чтения и кратко; · четко определен способ решения проблемы. 4. Цель и задачи проекта Цель возникает при выявлении проблемы и определяет образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта. Основные требования к формулировке цели таковы: · достижимость в рамках этого проекта; · безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ; · предусматривает итогового результата проекта; · соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта. Определение цели – важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, что именно хочешь добиться. В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполняются специфическим смыслом. Задача – это шаг, приближающий нас к достижению цели. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Раздел «Цели и задачи» можно считать прописанным, если он соответствует следующим условиям: · описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке; · цель является общим итогом проекта, а задачи – промежуточными, частными результатами; · цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению; · постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения; · язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок. 5. Объект и предмет исследования Объект исследования – это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. В психологических исследованиях объектом могут выступать индивиды (группы людей) как носители психики или сами психические явления. Предмет исследования – сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы. 6. Методы исследования. В данном разделе подробно описываются методы исследования по следующей схеме: Методика: название, автор Обоснование метода исследования: цель, что исследуется. Стимульный материал: какой материал необходим для проведения исследования. Содержание методики исследования: что предлагается испытуемому? Подробно инструкцию. Как проводится, условия. Критерии оценки методики исследования: основные баллы и уровни, как обрабатывается и интерпретируется методика. 7. Анализ полученных результатов исследования. В этом разделе следует также описать особенности выборки, на которой проводится эмпирическое исследование. Представляются и анализируются результаты эмпирического исследования. Сначала следует корректно представить полученные результаты. Наиболее удобный вид представления – табличный. При этом каждая из таблиц должна иметь свой номер и название. После каждой таблицы следует дать краткое, а в каких-то случаях может быть и подробное пояснение к представленным таким образом данным. Для представления результатов также используются диаграммы, гистограммы, графики. После описания или по ходу описания проводится собственно анализ полученных данных – т.е. размышления о том, что могли бы означать полученные данные для решения поставленной проблемы. 8. Математическая обработка результатов 9. Общие выводы
МИНОБРНАУКИ РФ
12
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (128)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |