Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение цивилизационного и формационного развития



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Соотношение цивилизационного и формационного развития 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Наличие этапов истории мыслителями отмечалось издавна (Гесиод, Платон, Аристотель, Лукреций Кар, Августин Блаженный, Сен-Симон, Ш. Фурье и др.). Г. Гегель полагал, что историю делают реальные люди и вместе с тем в ней претворяется объективная логика.

К. Маркс исходил из того, что развитие социума, как и природных систем, совершается закономерно, через смену определенных состояний, в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. Этапы (стадии) смены качественных состояний общества Маркс обозначил понятием «общественно-экономическая формация». Формация - социально-философское понятие, отражающее в обобщенном виде типичное в обществе, повторяющееся в главном и существенном.

Формации отличаются друг от друга прежде всего способом производства материальных благ, тем, что и как производится. Начиная с античности, философы давали названия различным стадиям развития общества: первобытной (Лукреций Кар), античной рабовладельческой и средневековой феодально-крепостнической (Сен-Симон), коммерческой или торгово-экономической (А. Тюрго, А. Смит и др.), олицетворявшей ранний капитализм. На основе обобщения опыта исторического развития К. Маркс выделил первобытную доклассовую («первичную»), антагонистическую («вторичную») и коммунистическую общественные формации. В отечественной литературе утвердилась 5-членная периодизация общества: первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. Первые названные четыре формации проявили себя реально в истории. В отношении возможного утверждения коммунизма имеются противоречивые причинные основания. В широком смысле слова коммунизм есть социальная организация масс людей, при определенных условиях живущих и решающих проблемы как единое целое, совместно. Возрастание роли глобалистики, экологических факторов создает основания для коммунизма. Противоположная тенденция к уникализации, индивидуализации, личной инициативе рождает иные возможности общественного развития. Названные пересекающиеся тенденции формируют основания для многообразия, альтернативности, неопределенности истории.

По мнению польского специалиста А. Шаффа, российского философа B.Л. Иноземцева, понятие «экономическая общественная формация» применимо только к вторичной формации, ибо только в ее рамках имеет место господство экономических отношений. Такая позиция близка к теории «стадий цивилизации» (Д. Белл и др.), где подчеркивается, что примат экономических факторов характерен лишь для индустриального, но не постиндустриального общества.

Важнейшим условием преодоления экономической эпохи, по мнению Иноземцева, является «осуществление необратимых изменений в характере человеческой деятельности, обусловливающих ее трансформацию из трудовой в творческую». Чертой творчества названа самодостаточность, отражающая то доминирование стимулов, которое проявляется, когда достигнут определенный уровень удовлетворенности основных жизненных потребностей человека.

Приведенная точка зрения, на наш взгляд, вызывает некоторые возражения. Во-первых, основные жизненные потребности человека возвышаются и усложняются. То, что считалось достойным человека в некое время, может оказаться недостаточным в другое время и в других обстоятельствах жизни. Во-вторых, абсолютно творческая деятельность в принципе недостижима, так как постоянно происходят «переливы» «стандартной» и творческой деятельности друг в друга, а при осуществлении различных общественных преобразований творческие качества проявляются первоначально у меньшинства людей.

В концепции постэкономического развития подчеркивается, что ориентация исключительно на экономические приоритеты и рыночные ценности приходит в противоречие с информатизацией общества, индивидуальной свободой и демократией, моралью. Здесь на первый план выступает культурно-нравственное измерение истории. Действительно, сейчас сфера услуг (ориентация на воспроизводство человека) в развитых странах мира превышает уровень промышленного производства (например, в Германии она составляет 2/3 валового внутреннего продукта, в США - еще больше).

Если иметь в виду такую составляющую экономики, как собственность, то, во-первых, всюду в мире происходит размывание граней между ее различными формами. Во-вторых, развитие производства (как и других сфер жизни) во все возрастающей степени зависит от информации... Природа же информации такова, что владеть ею можно только корпоративно.

Вместе с тем, материальное производство все-таки лежит в основе культуры, а материальные условия воспроизводства и сохранения человеческой жизни остаются базисными. Но при этом уменьшается, конечно, «удельный вес» той части деятельности (соответственно и совокупного времени жизни), которую люди тратят на обеспечение поддержания материальных условий жизни.

Теории постэкономического развития противостоит концепция экономизма. Экономизм - состояние, когда все рассматривается через призму рентабельности, преобразовательно-потребительского отношения к миру, а экономика из системообразующего фактора превращается в систему в целом. При этом формируется тип человека дельца, функционера товарно-денежного производства.

Классическая марксистско-ленинская философия в структуру формации включает базис и надстройку. Понятие базиса как совокупности производственных отношений выражает их социальную функцию как экономическую основу общественной жизни. Экономический базис общества, полагал Маркс в «Капитале», определяется технико-технологическим базисом. Надстройка - совокупность общественных идей, идеологических отношений и закрепляющих их общественных учреждений и организаций, возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.

В.И. Ленин писал, что когда буржуазия приходит к власти, то она не разрушает государственный аппарат, сложившийся в эпоху феодализма, а использует его как главный инструмент для укрепления своей власти. Пролетарское государство также использует элементы буржуазного базиса и буржуазной надстройки. Догматический тезис о том, что с преобразованием базиса исчезает и его надстройка, обслуживающая этот базис, устарел.

Переход от одного строя к другому связан с многоукладностью, т.е. ситуацией, в которой сосуществуют различные типы производственных отношений, представляющие собой либо пережитки прошлого, либо зародыши будущего. В России после революции 1917 г., по классификации В.И. Ленина, существовало пять экономических укладов: социалистический, государственно-капиталистический, частнокапиталистический, мелкотоварный и патриархальный. В настоящее время в СНГ вновь проявляется многоукладность.

Формационная концепция разработана на материале европейской истории и не совсем пригодна для объяснения характера восточного общества. К тому же, «формационный подход не объясняет того, как при смене формаций институты государства и экономики, возникнув однажды, затем не исчезают бесследно в историческое небытие, а трансформируются и усложняются, в результате чего в каждой последующей формации содержатся элементы предыдущих. То есть экономики и государства всегда смешанные»169. Марксистская концепция исторического прогресса и его ступеней не исчерпывалась лишь теорией общественно-экономических формаций. При анализе исторических типов общества марксизм уделял внимание также цивилизационному развитию. Рассмотрение истории как одновариантного процесса перехода от одной формации к другой - представление, упускающее из виду множественность линий исторического развития. По мнению Н.Я. Данилевского, прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы двигаться в самых разных направлениях. В XX в. преодоление классически-механистического, линейного видения мира было связано с появлением вероятностного мышления, теории относительности, принципа многозначных зависимостей. В рамках преодоления линейного подхода находятся социально-философские концепции XX в. с различными критериями членения исторического процесса. П. Сорокин признавал всеобщую реальность, проявляющуюся в многообразных материально-духовных формах. Исторический процесс, в концеп ции Сорокина, есть циклическое колебание, смена суперсистем культуры, совокупность социальных систем и личностей в их взаимодействии. С переходом от одной системы к другой трансформируются все социальные структуры, ценности и нормы. В целом, формационный подход отражает логику исторического процесса, его сущностные черты, а цивилизационный - все многообразие форм проявления этих сущностных черт в отдельных, конкретных сообществах.

Цивилизация - совокупность всех форм и видов материального и духовного выражения культурной (преобразующей) деятельности человека и общества: техники, форм и способов организации материального производства и духовной жизни, всех видов коммуникаций (включая и язык), социальных и политических институтов. Подобно формационному, цивилизационный подход подчеркивает историчность, сменяемость явлений. Вместе с тем в цивилизациях в большей степени наличествуют «сквозные» относительно стабильные структуры истории, вариативные воплощения которых присутствуют на всех фазах процесса: тип человека и тип культуры, образ жизни, крестьянское хозяйство, основанное на личном труде семьи, ремесленно-художественная деятельность индивидов, этнические образования, обладающие расширенными порядками перманентного воспроизводства, культурные ценности (истина - благо - красота и др.), выражающие эстафету поколений и времен и т.п. В целом развитие общества есть цивилизационно-формационный процесс. Понятия цивилизация, формация, культура и человек (человечество) в своих специфических нюансах выражают взаимосвязанные, дополняющие друг друга единые формы бытия социального.

 



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Соотношение цивилизационного и формационного развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение цивилизационного и формационного развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)