Европейские пеницитарные правила
12 Основной точкой отсчета правовых стандартов в отношении заключенных являются Минимальные стандартные правила ООН 1955 г. «Минимальные принципы обращения с заключенными» в европейской версии конкретизируются в Европейских пенитенциарных правилах (European Prison Rules), последняя редакция которых относится к 2005 г. Основные положения данных правил сводятся к следующему: Исполнение наказания в виде лишения свободы, как в материальном, так и в духовном отношении требует соблюдения человеческого достоинства заключенных без дискриминации по расовому признаку, особенностей вероисповедания, национального или социального происхождения, а также половому признаку. Работники тюрем призваны следить за охраной здоровья и уважения достоинства заключенных, поощрять их способность вести социально активный образ жизни. Условия содержания заключенных должны быть достойными и по возможности приближенными к нормальной жизни, т. е. насколько это возможно соответствовать жизни в условиях свободы, а именно: на ночь заключенные должны размещаться в одиночных камерах, а на работе и при проведении досуга находиться в обществе. Предписано содействие внешним законным контактам заключенных, т. е. должны быть обеспечены свидания, обмен корреспонденцией и телефонная связь в неформальной обстановке. Все это должно способствовать более успешной ресоциализации осужденных. Как отмечается в самом документе, в настоящих Правилах делается особый упор на понятии человеческого достоинства, стремлении администрации мест лишения свободы действовать гуманно и эффективно, значимости роли, которую играет персонал этих учреждений, и внедрении современных методов управления. Эти Правила разработаны для того, чтобы служить практическим пособием для персонала на всех уровнях управления местами лишения свободы, поощрять и направлять его деятельность. 2. Реализация международных стандартов в области прав заключенных в российском уголовно-исполнительном законодательстве Реализация международных стандартов, касающиеся прав осужденных, в России осуществляется по трем направлениям: а) посредством формирования соответствующей уголовно-исполнительной политики, б) через национальное законодательство; в) в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. С позиции права возможны следующие способы реализации международных стандартов с помощью законодательства: во-первых, прямое действие международных норм; во-вторых, приведение в соответствие с ними национального законодательства. С учетом временного периода внедрения международных стандартов в практику уголовно-исполнительной системы их можно также разделить на две группы: стандарты, для внедрения которых имеются все условия и стандарты, которые внедряются не сразу, а «при наличии необходимых экономических и социальных условий». Под влиянием международных стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве впервые подробно определен правовой статус осужденных (ст. 10 УИК РФ). Так, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, что отвечает предписаниям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом. Ранее подобной нормы в законодательстве не было, так как государство не брало на себя обязанность защищать права, свободы и интересы осужденных. Кроме того, УИК РФ в отдельных статьях впервые определяет конкретные важнейшие права и обязанности осужденных, отвечающие требованиям международных стандартов, в частности: право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания наказания, право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений, исполняющих наказания; право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами практически в любые инстанции; запрет на проведение с осужденными медицинских и иных опытов, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье; право на охрану здоровья, на социальное обеспечение, личную безопасность, свободу совести и вероисповедания. Кроме общих положений и принципов, УИК РФ воспроизводит и более конкретные требования и рекомендации международных норм, касающихся, например, классификации осужденных, микросоциальных условий отбывания наказания, режима, труда, воспитательной работы, обучения, подготовки к освобождению и т. д. Законодательные изменения, происшедшие в России, позволили приблизить условия отбывания наказания в виде лишения свободы к международным стандартам. В частности, осужденным больным, инвалидам, беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним установлены повышенные нормы питания; по желанию эти осужденные могут получать любую платную дополнительную лечебно-профилактическую помощь, кормящим матерям разрешено совместное проживание с детьми; для медицинского обслуживания осужденных организованы лечебно-профилактические учреждения, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, ВИЧ-инфицированных осужденных – лечебно-исправительные учреждения; осужденным предоставлено право на телефонные разговоры, выезд за пределы учреждения, перевод в облегченные условия содержания, проведение длительных свиданий вне колонии; ограничены максимальные сроки пребывания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и т. д. Отмеченные нововведения российского уголовно-исполнительного законодательства – прямое отражение рекомендаций международных норм права, которые прочно входят в практику деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Однако имеются международные стандарты, практическое применение которых требует определенного времени и соответствующих материальных средств, в частности, это касается: 1. Разработки научно обоснованной классификации осужденных и программ их исправления. 2. Размещения осужденных в отдельных комнатах (камерах). 3. Обеспечения права освобождаемых на эффективную социальную и материальную поддержку после освобождения. 4. Обеспечения отбывания наказания по месту жительства. 5. Строительства новых и реконструкции старых мест содержания под стражей и учреждений, исполняющих наказания. В соответствии с международными правовыми актами УИК РФ установлены правила трудоиспользования осужденных. В частности, осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В то же время администрация обязана привлекать этих лиц к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности (ст. 103). Кодексом регламентировано также привлечение осужденных к лишению свободы к выполнению бесплатных работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий (ст. 106). Важнейшим документом в системе международно-правовых актов, касающихся прав заключенных является Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята 4 ноября 1950 г. в Риме). Несмотря на то, что Конвенция относится к документам общего характера, регулирующим права человека в целом, на практике именно к данной Конвенции апеллируют заключенные, чьи права были нарушены, в Европейском суде по правам человека (раздел 1). Данной Конвенцией учреждается Европейский Суд по правам человека, который на сегодняшний день является наиболее авторитетным и эффективным институтом по защите прав человека; ему посвящен раздел 2. Рассматривая вопрос реализации прав человека в деятельности современной пенитенциарной системы России, следует обратить внимание на проблемы, с которыми сталкивается Российская Федерация на международном уровне. Выступая гарантом соблюдения прав человека, Российская Федерация несет ответственность за любые нарушения перед международной общественностью. Ратифицировав Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод (далее – ЕКПЧ) и протокол № 11, Российская Федерация признала обязательную юрисдикцию Европейской Комиссии и Европейского Суда по правам человека в Страсбурге. Тем самым Россия стала участником созданного Советом Европы контрольного механизма за соблюдением прав и свобод человека, включающего как работу Единого Европейского суда по правам человека, Комитета Министров СЕ (которые бесспорно имеют приоритет в этой системе), так и деятельность Парламентской Ассамблеи в лице, в первую очередь, Комитета по мониторингу и Бюро ПАСЕ, а также Комиссара СЕ по правам человека. После ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Россия активно участвует в деятельности Европейского суда по защите прав человека, в том числе, в качестве ответчика. Согласно ст. 45 ЕКПЧ юрисдикция Суда распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения Европейской Конвенции по правам человека и, как показывает практика работы суда, он весьма расширительно толкует права и свободы человека, не допуская при этом каких-либо изъятий этих прав со стороны государств-членов Совета Европы. В соответствии с Европейской конвенцией, «решения Суда должны быть мотивированными» (ст. 51), окончательными (ст. 52), страны-члены СЕ обязуются выполнять решение Суда по любому делу, в котором они являются сторонами (ст. 53). Надзор за их выполнением осуществляет Кабинет Министров (ст. 54). В юрисдикции Европейского Суда по правам человека находится рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации на нарушение прав человека, в том числе допущенных в следственных изоляторах и исправительных учреждениях ФСИН России. Контрольный механизм СЕ предоставляет дополнительные возможности российским гражданам по защите своих прав, поскольку ЕКПЧ наделяет их правом непосредственного обращения в Суд, что также соответствует ст. 46 (п. 3) Конституции РФ («каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты»). Согласно ст. 13 Европейской Конвенции по правам человека, «каждый человек, чьи права и свободы, изложенные в настоящей Конвенции, нарушены, располагает эффективными средствами правовой защиты перед государственными органами, даже если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве». В споре гражданин – государство Европейская Конвенция предусматривает и фактически поощряет мировое соглашение: «Суд может принять дело к рассмотрению только после того, как Комиссия удостоверится в безрезультативности усилий по дружественному урегулированию дела и в течение трехмесячного срока, предусмотренного статьей 32» (ст. 47). Вторым шагом по реализации новых принципов уголовно-исполнительной политики стало расширение практики применения наказаний, альтернативных лишению свободы в виде исправительных работ, обязательных работ, штрафов, ограничения свободы. В-третьих, был предпринят ряд шагов, направленных на улучшение условий содержания в местах лишения свободы. Заключение Таким образом, представляется необходимым, обеспечить осуществление международного сотрудничества на базе изучения деятельности зарубежных тюремных систем, форм и методов работы по соблюдению прав человека в отношении лиц, лишенных свободы, апробирования методик обучения персонала, прохождения взаимных стажировок в пенитенциарных учреждениях, внедрения в практику работы территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих наказания, принципов Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, Европейских пенитенциарных правил. Проблему условий содержания, возможно, также решить путем ввода в эксплуатацию дополнительных камерных площадей, предусмотренных Концепцией Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007–2016 годы». Для практического решения проблемы применения международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной системе наиболее актуально следующее: предотвращение запрещенных способов обращения с осужденными, унижающих их человеческое достоинство, т. е. повышение юридической грамотности сотрудников уголовно-исполнительной системы посредством проведения бесед, лекций для недопущения фактов унижения человеческого достоинства осужденных, лишения их законных прав; необоснованного применения спецсредств; доведения и разъяснение сотрудникам практики применения дисциплинарных взысканий за нарушения прав лиц, лишенных свободы.
12
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |