Метод проектов в воспитательной работе классного руководителя
12 Методические рекомендации Цель проектной деятельности (для учителя): формирование творческих исследовательских качеств (информационной компетентности) участников педагогического процесса с помощью СМК. Цель (для детей): переосмысление роли ПК в жизни человека. Задачи для учителя (этапы проектной деятельности): 1. Познакомить детей с разными способами создания компьютерных продуктов. 2. Организовать сопровождение детей в работе над проектами. 3. Научить демонстрировать (презентовать) результаты своей работы зрителю. 4. Сформировать умение анализировать результаты проделанной работы. Задачи (для детей): научиться работать в проектной деятельности во внеурочное время. Этапы проектной деятельности (для детей): 1. Определиться с выбором руководителя-консультанта проекта (учитель, классный руководитель, родитель). 2. Выбрать тему, выявить проблему, поставить цели, задачи для проекта. 3. Подобрать компьютерную программу для его осуществления (для презентаций Power point с использованием музыкальных и видеофайлов, анимации и гиперссылок, программы для учебных сайтов Publisher , Front Page, программы для видеомонтажа и др.). 4. Собрать теоретический материал. 5. Написать к нему сценарий-проект. 6. Воплотить проект в компьютерной форме. 7. Проконсультироваться у руководителя. 8. Исправить ошибки. 9. Презентовать (показать) проект зрителю. 10. Проанализировать успехи и недостатки. Этапы работы над проектом (по И.Д. Чечель) для учителя: 1. Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач. 2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предлагаемых стратегий, выбор способов. 3. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя. 4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе). 5. Исследование, решение конкретных задач. 6. Обобщение результатов, выводы. 7. Реализация проекта. 8. Анализ успехов и ошибок. Функции педагога при работе учащихся над проектом: 1. Помогает ученикам в поиске нужной информации. 2. Сам является источником информации. 3. Координирует весь процесс. 4. Поощряет учеников. 5. Поддерживает непрерывную обратную связь. Технология проектирования робота над видеофильмом (этапы): 1. Диагностика исходного состояния материалов для видеопроекта (статья, книга, реферат). 2. Моделирование будущего проекта (написание сценария). 3. Составление технологической карты (места съёмок, сотрудничество с учителями и одноклассниками, необходимое оборудование и материалы). 4. Видеосъёмка. 5. Конструирование работы (видеомонтаж). 6. Презентация проекта (защита работы). 7. Анализ выполненной работы, оценивание. Планируемый результат воспитания: сформированное конструктивное отношение воспитанников к работе на ПК, позитивное отношение к участникам проектной деятельности, активная позиция по отношению к проектной деятельности, заинтересованное отношение к результатам своего труда. Планируемый результат для ребенка: получение компьютерного продукта; приобретение навыков работы по проектной деятельности.
Приложение 3 Сценарий 1: Начинаем путешествие в усадьбу Щелыково, заповедное место Костромской области, где с 1851-1886г.г. каждое лето проводил А.Н. Островский. С усадьбой Щелыково связан расцвет творчества великого драматурга. 2: Давайте побываем в лесах Заволжья. Во всей красе сохранился уголок земли русской, к которому всем сердцем был привязан Александр Николаевич Островский (звучит мелодия русской народной песни «Как пойду я на быструю речку». На экране - фотоснимки дома Островских, где у парадного крыльца висит мемориальная доска: «В этом доме жил, работал и умер великий русский драматург» Александр Николаевич Островский). 1: Местный поэт Виктор Волков, лётчик, потерявший в Великую Отечественную войну зрение, в день открытия памятника Островскому в 1956 году просто и задушевно сказал слова, которые мы повторяем и сегодня: Вот она, усадьба Щелыковская! Не состарят памяти года. Чтоб почтить бессмертие Островского, Собрались сегодня мы сюда. Нет, не остов камня обелисковый И не склепа холод гробовой, Как живого, как родного, близкого В наши дни мы чествуем его. 2: Сюда Островский выезжал обычно в первой половине мая. Ехали на лошадях до Ярославля через Переславль-Залесский, Ростов по дороге на Карабиху, Кострому. Широкая дороженька берёзками обставлена, Далеко протянулася песчана и глуха. Что ни изба - с подпорою, как нищий с костылём; А с крыш солома скормлена скоту... Стоят, как остовы, убогие дома,- Писал об этой дороге Некрасов. 1: Волжские города - Кострома, Кинешма, Торжок - старинные купеческие торговые центры. Приземистые торговые ряды, расположенные по кругу, слепые амбары, прибрежные бульвары, крутые спуски к Волге - все это так и просится в декорации «Бесприданницы» или «Грозы». Художник Кустодиев, тоже долгое время живший в Костромской губернии, готовя эскизы к декорациям, рисовал бульвары Кинешмы, Костромы, Торжка. Эти три города оспаривали право считать местом действия «Грозы» свой город. В Костроме мещанка Александра Клыкова, не подчинившись «тёмному царству», бросилась в Волгу. В Торжке сам Островский наблюдал первую грозу и ввёл её в пьесу как средство символики. Город Калинов, место действия драмы «Гроза», - поэтическое обобщение провинциальных волжских городов с неписаными законами «тёмного царства». 2: Драматург ввел в декорации живописные пейзажи Волги, волжские дали, лунные ночи, грозовое небо. Кулигин, механик-самоучка, житель города Калинова, восклицает: «Вид необыкновенный! Душа радуется! Пятьдесят лет гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Такая гармония в природе. А каково в жизни, где люди поклоняются денежному богу, не считаются с человеческим достоинством? (Разыгрываются сцены из драмы «Гроза, явл. д.1, явл. 7 д.1, где представлены: купчиха Кабанова, её сын Тихон, дочь Варвара, сноха Катерина) Правый берег Волги. Кинешма. Островского всегда потрясала чудесная панорама открывавшаяся с высокой Кинешемской набережной. (Включается запись народной песни о Волге « Дуй, ветерок, песня летит»). Внизу - Волга, раскинувшаяся вширь почти на версту, то спокойная, то бурная, но неизменно величавая и прекрасная. На ней кипела жизнь: плыли баржи, шли пароходы, бежали под парусами расшивы, сновали лодки. На том берегу - необъятная перспектива заволжских полей и лесов, деревень с колокольнями сельских церквей. 1: По крутому спуску тройка лошадей, сдерживаемая кучером Михайлом, осторожно спускалась к перевозу. Переезд через Волгу не всегда доставлял Островскому удовольствие: в 1868 году, в мае, он попал в бурю, а в 1873 году паром, на котором переправлялась семья Островских, едва не был потоплен буксирным пароходом. 2: Переправившись через Волгу, Островские поднимались в гору и выезжали на дорогу в Щелыково, которая, как и ныне, лежала на Галичском тракте. (На экране фотоснимки рек Сендеги, Куекши, мельницы). Переезжали прячущуюся в зарослях речку Куекшу, миновав мельницу, поднимались в гору и сворачивали в широкие въездные ворота. В глубине сада виднеется небольшой деревянный флигель. А вот и главное здание - старинный, двухэтажный барский дом с террасой, двумя крыльцами по углам и четырьмя колоннами. Перед домом, за низкой изгородью, ровным кругом стоят пихты. Воздух благоухает цветущей черёмухой и сиренью (фото из кн. Ревякина). 1: Приехав впервые в Щелыково в 1848 году, Островский был поражен богатством и красотой природы этих мест (Включается запись из «Времен года» Чайковского, «Подснежник»). Ознакомившись с окрестностями усадьбы, драматург записал в дневнике: «Что за реки! Что за горы! Что за леса! Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии». 2: На правом берегу Куекши, за мостом, ведущим в усадьбу Щелыково, расположена «Ярилина долина» (Фото из книги Ревякина. Мелодия русской народной песни «Родина»). Ярилина долина усадьбы Щелыково - красивая широкая поляна, которая в июне покрывается пышным ковром белого и розового дикого клевера. От него весь воздух благоухает едва уловимым ароматом свежего мёда. В одном углу поляны бьёт ключ, заполняя прозрачной водой деревянный шестигранный сруб, врытый в землю. Этот «голубой ключик» с холодной голубоватой водой — память о растаявшей красавице Снегурочке. Замысел весенней сказки «Снегурочка», задуманной в 1867 году, осуществился здесь, в Щелыкове. 1: Неподалеку от Щелыкова находится и прототип заречной слободки Берендеевки — село Бережки (фото из брошюры Щелыково — усадьба-музей А. Н. Островского») с бревенчатыми домиками и амбарами северной русской архитектуры, утопающее в зелени. Преклонение Островского перед природой вылилось в стихах «Снегурочки». Слова мудрого Берендея — это гимн природе, неисчерпаемой в своих богатствах. Полна чудес могучая природа! Под кустиком, цветок весны жемчужный, Дары свои обильно рассыпая, Задумчиво склоненный ландыш, брызнет Причудливо она играет: бросит На белизну его холодной пыль В болотнике, в забытом уголке. Серебряной росы, — и дышит цветик Неуловимым запахом весны... (В исполнении учащихся звучит «3-я песня Леля из оперы «Снегурочка». Можно показать фрагменты из кинофильма «Снегурочка», ввести свою пляску-хоровод «Масленица». «А мы просо сеяли, сняли» и т. п.). 2: Щелыковские наблюдения дали Островскому обильный материал для создания своих героев. На восемнадцатом километре знаменитого Галичского тракта, если ехать из Кинешмы в село Семеновское, есть крутой поворот влево. При жизни драматурга здесь стоял столб с надписью: «Щелыково, имение господ Островских». Эта «поверка» явилась местом встречи Геннадия Несчастливцева во 2-м действии комедии «Лес». В Щелыково неоднократно наведывался один из реальных прототипов Счастливцева — артист Загорский. (К панораме Волги на заднике добавляется крашеный столбик, на котором по направлению дорог прибито две доски с надписями: на правой — «В город Калинов», на левой — «В усадьбу «Пеньки» помещицы госпожи Гурмыжской». Исполняется явл. 2 д. 1 из комедии «Лес»). Посмотрите 2 сцены из пьесы «Лес», д.1 явл.7, где участвуют: богатая помещица Раиса Павловна Гурмышкая, её дальняя родственниц абедная девушка Аксюша, молодой человек, не доучившийся в гимназии, Буланов Алексей Сергеевич, лакей Гурмышской Карп. 1:Драматурга Островского привлекала в Щелыкове не только природа. Вот что он записал в дневнике в 1848 году: «Я начинаю привыкать к деревне; я обошел почти все окрестности, познакомился кой с кем из мужиков, видал крестьянский праздник. И все это хорошо. А какой народ здесь!.. и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и душа нараспашку. Песенник!». Любил Александр Николаевич русские песни. Вот одна из них — из оперы Серова «Вражья сила», написанной по пьесе Островского «Не так живи, как хочется»,— «Возьму-ка в руки балалайку». (Исполнение ребят или грамзапись.) Близкими были отношения между Островским и столяром-умельцем, мастером резьбы подереву крестьянином села Никола-Бережки Иваном Васильевичем Соболевым, у которого писатель учился столярному делу. Островский дарил ему книги, а Соболев передавал Александру Николаевичу свое умение мастера-краснодеревщика. Войдем в кабинет Островского. (Фото из кн. Ревякина). Он обставлен просто и строго. Направо от двери, соединяющей его с гостиной, перед окнами — большой письменный стол. Александр Николаевич сам сделал его в своей столярной мастерской. В музее хранятся также рамки, полочки, выпиленные писателем собственноручно в часы отдыха. 2: Знакомясь с окрестными селениями, Александр Николаевич видел, как бедно живет народ, задавленный нуждой. В свободное время крестьяне драли корье, плели лыковые лапти, мастерили корзины из тальника, точили деревянные ложки, чашки, корыта, обжигали уголь и везли все это в торговые города, меняя на хлеб. Не случайно крупнейшее село Костромской губернии называлось Семеновское-Лапотное (ныне село Островское). 1: С особым чувством волнения выходишь на террасу, с которой открываются неповторимые дали. (Фото из «Щелыково—усадьба-музей»... Звучит музыка: «Времена года» Чайковского, «Июль» или другие). На столе всегда живые цветы. Здесь были написаны пьесы - «Поздняя любовь», «Последняя жертва», «Сердце не камень», «Бесприданница» и др. 1879 год. Актриса Комиссаржевская с изумительной глубиной и силой раскрыла замысел Островского в пьесе «Бесприданница». (Фото Комиссаржевской в роли Ларисы). Снова, как и в драме «Гроза», мы встречаемся с трагедией любящей женщины. Если бы Лариса не погибла от пули Карандышева, ее бы ждала нравственная смерть. (Играется явл.2 Действие 4, в сопровождении магнитофонной записи грустной цыганской песни, мелодия которой звучит то тихо, то громко, следуя ремаркам автора). Посмотрите 2 сцены из пьесы «Бесприданица», в которой участвуют вдова Огудалова и её дочь Лариса, во втором действии Лариса и барин Сергей Сергеевич Паратов. 2: В основу пьесы Островский положил трагический случай убийства молодой женщины, который разбирался в суде города Кинешмы, где Островский был в почетном звании мирового судьи. Именно здесь Островский мог встретить реальных прототипов купцов коммерческой складки. 1: Щелыково связывало драматурга с Кинешмой и Костромой. Присутствуя на земских собраниях, Островский поднимал вопросы просвещения, здравоохранения, о стипендиях учащимся, об удешевлении перевоза через Волгу, об открытии в Кинешме телеграфной станции и о многом другом. В сельце Парьино Кинешемского уезда на деньги, собранные в 25-летний юбилей драматурга, было построено начальное народное училище, попечителем которого был избран Александр Николаевич Островский. 2: Александр Николаевич заботился о судьбах актеров, о репертуаре театров. По его инициативе состоялось открытие Общества русских драматических писателей. Будучи человеком высокоразвитым, знатоком языков, Островский сам делал переводы с итальянского. В Щелыкове он перевел комедию «Великий банкир» Итало Франко, комедии «Честь» и «Обманщик» Гольдони и «Семья преступника» Диакометти. 1: В 1928 году Советское правительство передало усадьбу Щелыково Государственному Малому театру и МХАТу, которые были связаны с Островским живыми творческими нитями. Усадьба Щелыково — заповедное место, посещаемое не только костромичами. Весной и летом здесь отдыхают артисты Москвы, Ленинграда и других городов. Сколько здесь зародилось сценических замыслов, творческих стремлений! Этому содействовали могучий образ самого Александра Николаевича Островского, драматурга и художника-лирика, доброго и чуткого человека, а также неповторимые пейзажи окрестностей Щелыкова. 2: Подошло к концу путешествие, но мы не прощаемся с Островским, который остается для нас союзником в идейной борьбе за нового человека. Нам близок гуманизм его драматургии, в которой вместилась вся Россия — ее быт и нравы, ее история и поэзия. 1: Трудно переоценить значение Островского для развития русской драматургии и русского сценического искусства. Он сделал для России так же много, как Шекспир в Англии, Мольер во Франции, Гольдони в Италии, Шиллер в Германии. 2: «Драматургия Островского — неисчерпаемый источник творческих радостей для каждого актера. Александр Николаевич написал свыше 50 пьес, но все они одинаково замечательны». Отмечала народная артистка Вера Николаевна Пашенная. 1: «В его произведениях перед нами целая галерея образов русских людей. Среди них замечательный тип одухотворенных и душевно прекрасных женщин. Изучайте, ставьте, играйте Островского». Писала народная артистка Александра Александровна Яблочкина. 2: «Главное достоинство писателя-художника состоит в правде его изображений... Таковы пьесы Островского, пьесы жизни», - утверждал главный критик Николай Александрович Добролюбов. ( исполняется стихотворение про Щелыково, читает…) Если хочешь славянское слово Положить изумрудом в строку, Приезжай по весне в Щелыково По Семёновскому большаку.
Встретишь в чаще лесной Берендея , Он расскажет тебе о былом. И Россия в сто крат роднее Ночь осветит жар-птицы крылом.
Прошлых лет зазвенят отголоски, Что тревожат поныне народ. И встречать тебя выйдет Островский, Гостем в терем тебя поведёт.
Там услышишь певучего Леля, Там Снегурочки песня грустна,
И тогда в соловьиных неделях Пролетит незаметно весна.
Там найдёшь первородное слово И к Яриле пойдёшь на поклон. Ты в России одно, Щелыково, Я навеки тобой покорён.
Ты свидетель Островского славы, Ты его вдохновенья заря. Здесь хранятся легенды Купавы, Не смолкает напев Мизгиря.
Ночь читает Островского пьесы, Слышат дебри и звёздный каскад… Не могу без «Грозы» и без «Леса» Я представить российский театр.
1. Закончилось путешествие в Щелыково. В нём принимали участие учащиеся…класса: в роли Кабановой….,Тихон…, Варвара.., Катерина. 2. В сценах из пьесы «Лес»участвовали: Гурмышская…,Аксюша….,Буланов…,Карп 1. В сценах из пьесы «Бесприданница»: Лариса Огудалова …., Паратов…,мать Ларисы… 2. Русский хоровод исполняли… 1. Стихотворение читал(а)… 2. Звуко и светорежиссёр… 1. Оформление…. 2. Фото и видеосъёмка…. 1. Режиссер постановщик … 2. Ведущие… Вместе: до новых встреч!
Список используемой литературы: 1. Афанасьева Т. Литературные вечера в школе. - Ярославль: Верхнее-Волжское издательство, 1972г.-с. 2. Ревякин А.И. А. Н. Островский в Щелыкове. – Кострома: 1957г. 3. Островский А. Н. в воспоминаниях современников.- М.:1966г. 4. Щелыковский сборник.- Ярославль: Верхнее-Волжское издательство, 1973г. Приложение 4
Приложение 5
12
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |