Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Феномен агрессии в современной психологии




Введение

Термин «агрессия» в систему наук о человеке, пришел, видимо, из военно-политического дискурса. Он происходит от латинского «agressio»- нападение. Тема агрессии, и агрессивности сейчас принимает особую актуальность. Поиски оптимальных моделей эффективного взаимодействия людей в цивилизованном обществе неоходимо начинать с понимания природы деструктивных, конфликтных социальных ситуаций. В разработке этой проблемы объединены усилия представители разных наук- философии, психологии, социологии, филологии, медицины и т.п.

Термины «речевая агрессия», «вербальная агрессия», «словесная агрессия» широко используется как в российской так и в зарубежной научной литературе последних десяти лет, однако феномен агрессии как объект изучения современного речеведения до сих пор остаётся мало исследованным, особенно на отечественном материале. Кроме того, ни одна из существующих научных концепций, объясняющих природу человеческой агрессии (этологическая, фрустрационная, бихевиористическая, психоаналитическая) не рассматривает вербальные проявления как самостоятельный предмет научного анализа.



Актуальность изучения феномена вербальной агрессии определяется прежде всего неблагополучным социокультурным положением в большинстве современных логосфер: ростом ассоциальности, общим снижением уровня речевой культуры, инвективизацией и вульгаризацией речи, пропагандой насилия в средствах массовой информации, существенным ослаблением коммуникативных механизмов, традиционно сдерживавших проявления агрессии слова.

Вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого взаимодействия: деструктивно воздействует на сознание участников общения, затрудняет полноценный обмен информацией, существенно снижает возможности взаимопонимания коммуникантов, блокирует выработку общей стратегии взаимодействия. В связи с этим всестороннее исследование феномена вербальной агрессии и -- особенно -- разработка приоритетных направлений ее преодоления и контроля являются необходимыми условиями, обеспечивающими коммуникативную безопасность как отдельной языковой личности, так и общества в целом.

Необходимость изучения именно вербальных проявлений агрессии продиктована также тем, что в современном социуме такая агрессия ошибочно оценивается общественным сознанием как менее деструктивная и лишь "фиктивно" опасная, нежели агрессия физическая. Подобное поверхностное отношение приводит к тому, что "в современных логосферах речевая агрессия сдерживается не только явно недостаточно, но и вообще слабо".Между тем вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия. Поэтому всестороннее исследование явления вербальной агрессии является сегодня необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом.

Актуальность изучения данной проблемы определяется также малой ис-следованностью речевой агрессии в отечественной науке и на отечественном материале. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. Однако, как показывают наблюдения, вербальная агрессия - широко распространенное явление в школьной речевой среде, имеющее место практически на всех социальных уровнях общения: межличностном, внутриколлективном, общешкольном. Причем вербальной агрессией отмечена речь как учащихся, так и учителей общеобразовательной средней школы. В связи с этим, очевидно, что одной из важнейших воспитательных задач современного школьного образования является социализация учащихся в современном мире через обучение навыкам эффективного общения, не допускающего проявлений вербальной агрессии.

Сказанное диктует необходимость всесторонней теоретической разработки проблемы вербальной агрессии .

Феномен агрессии в современной психологии

Агрессия давно и плодотворно исследуется в нашей и зарубежной науке как феномен социальной психологии. Обычно её определяют как «поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения». К настоящему времени в отечественной и зарубежной психологии проблема агрессии- одна из дискуссионных; ей посвящено много книг и статей, она исследуется в русле различных теоретических направлений и школ. Рассмотрим несколько наиболее знаменитых концепций.

Объяснение генетических причин возникновения агрессии дает классический самоанализ. В своих ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведе­ние проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия(из­вестная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение

жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на

блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не

трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни.

Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд постепен­но пришел к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса — влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекраще­ние жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существу­ет постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я».

Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится

наружу и направляется на других.

Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоанализа. Оно было фактически отвергнуто многими уче­никами Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам .

Тем не менее, утверждение о том, что агрессия берет начало из врожденных,

инстинктивных сил, в целом находило поддержку даже у этих критиков.

Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это

поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке

инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не

будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума.

Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций,

сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и,

таким образом, уменьшать вероятность появления более опасных действий. Этот

аспект теории Фрейда (положение о катарсисе) часто интерпретировался следу­ющим образом: совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Однако при лучшем знакомстве с произведениями Фрейда обнаружи­ваются доводы против подобных утверждений. Хотя у Фрейда не было четкой позиции по отношению к силе и продолжительности действия катарсиса, он все же склонялся к тому, что это действие является минимальным и кратковремен­ным по своей природе. Таким образом, Фрейд проявлял на этот счет меньший оптимизм, чем полагали теоретики более позднего периода.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (110)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7